Конспект НОД в средней группе «Воздушные загадки»
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Таранова Ольга Леонидовна

Конспект по экспериментальной деятельности в средней группе детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_o.l._eksperiment.docx27.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в средней группе

«Воздушные загадки»

Используемые технологии:                                               Исполнила:

«Сообщество» (групповой сбор),                                     В-ль Таранова О.Л.

 Здоровье сберегающая,                                                     ГБДОУ детский сад №78

игровая, ТРИЗ, загадки

ИКТ (аудио)

Цель: Формирование у дошкольников первичных представлений  о свойствах и

отношениях объектов окружающего мира через познавательно-

исследовательскую деятельность.

Задачи:

- систематизация знаний о свойствах воздуха;

- обогащение личного опыта ребенка и создание условий для расширении представлений о свойствах воздуха;

- активизация речи детей, развитие доказательной стороны речи;

- развитие творческих способностей,  развитие мышления в процессе расширения специально моделируемых проблемных ситуаций с воздухом;

- совершенствование уровня накопленных практических навыков;

- развивать стремление к самостоятельному получению знаний опытным путем;

- развитие поисковой деятельности детей.

 

Предварительная деятельность:

1. Свободная опытная деятельность ребенка с различными приборами и приспособлениями.

2. Знакомство со свойствами воздуха с помощью предметов-помощников.

3. Знакомство с понятиями: воздух невидимка, прозрачный, легкий, имеет запах.

4. Использование свойств воздуха в природе, жизни человека:

- рассматривание иллюстраций в энциклопедиях;

- наблюдение за предметами;

- воскресная прогулка с родителями в парк, к пруду.

5. Беседы о значении воздуха в жизни человека.

6. Занятия по познавательному развитию, изо-деятельности.

Групповой сбор.

Оснащение: иллюстрации на тему «Поздняя весна», аудиозапись «Звуки ветра», перышко.

 Дети проходят на коврик и садятся на скамеечки.

В-ль: Ребята, начался новый день, мы пришли в детский сад, давайте поздороваемся.

( дети берутся за руки и здороваются)

В-ль: А теперь посчитаемся.

(Я первый, а мой сосед второй....Нас всего 9 человек)

В-ль: Какое время года сейчас? (Весна) Месяц? (Май)

Давайте посмотрим, что происходит с природой поздней весной, в мае. (появилась трава и цветы, цветут деревья. птицы вьют гнезда, откладывают яйца, высиживают птенцов,животные обзаводятся потомством, воздух стал теплый, прилетели ласточки, появились насекомые)

В-ль: Насекомые летают и жужжат. (Игра ЗКР «Летит муха вокруг уха»)

Летит муха вокруг уха — ж-ж-ж  (указательные пальцы вращать вокруг ушек)

Летят осы вокруг носа ---   з-з-з    (указательный палец вокруг носа)

Летит комар. На лоб — ОП!           (указательный палец на лоб)

А мы его — ХЛОП!                         (тихонько дотронуться ладонью до лба)

 

В-ль: А теперь поиграем в игру «Скажи наоборот» (Дидактическая игра)

 Зимой воздух холодный, а весной...(теплый)

Сделаем холодный воздух (ладошка к губам, звук с-с-с-с,) Сделаем теплый воздух (ш-ш-ш-ш)

(игра ЗКР с-ш).

А теперь вытяните руки и закройте глаза. Что чувствуете? ( в-ль проводит над руками детей перышком, создавая ветерок).

Когда воздух движется, что получается? (Ветер)

В-ль: Ребята, прислушайтесь, что за звук мы слышим? (Ветер, завывание ветра).

 Как вы думаете, похож он на весенний теплый ветер? (нет, он холодный).

В-ль: А мы с вами покажем весенний ветер.

Физминутка «Ветер дует нам в лицо»

Ветер дует нам в лицо,  (Руки машут на себя)

Закачалось деревцо,       (Наклоны влево -вправо с поднятыми руками)

Ветер тише, тише, тише (плавное приседание)

Деревцо все выше! Выше! (с вытянутыми вверх руками потянуться на носочках)

НОД

Оснащение: Игрушка «Галчонок», ТРИЗ-карточки, модель воздушных человечков, карточки для игры «Угадайка», пакеты, парашют, емкость с водой, кораблики с парусами из пенопласта, трубочки. Для фокуса: бутылка с раствором  для мыльных пузырей, влажные салфетки, полотенце).

Раздается стук.

В-ль: Кто-то стучит к нам в окошко!

«Влетает» Галчонок.

Здравствуйте, ребята! Я — Галчонок. Высоко летаю, а что такое воздух не знаю. Везде его ищу, а найти не могу! Где воздух спрятался? (ищет)

В-ль: А вот послушайте загадку.

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем.

В-ль: Мы дышим воздухом. Галчонок, мы тебе все расскажем и покажем.

(ТРИЗ-карточки «человечки-молекулы»)

В-ль: Все в нашем мире состоит их маленьких человечко-молекул (показ). В твердых веществах человечки крепко держатся за руки, в жидких — касаются друг друга локтями а в  таких, как воздух, то есть в газах, человечки очень любят полетать и все время летают в разные стороны.

В-ль: ребята, сейчас я покажу вам картинки, а вы догадайтесь, какие человечки живут в этих веществах. (Д.и. «Угадай-ка» картинки: гвоздь,сок, облака).

Молодцы.

Галчонок: Ой, как интересно!

В-ль: Садись ко мне на руку, Галчонок, пойдем с нами дальше воздух изучать, воздушные загадки отгадывать.

Физминутка

Ножки, ножки, шагали по дорожке,

Шагали лесочком,

Прыгали по кочкам.

Побежали на лужок,

Потеряли сапожок.

(Дети с воспитателем и Галчонком подходят к столу).

Галчонок: Ну...Я думал вы мне воздух покажеие, а тут нет ничего...

В-ль: попробуем потрогать воздух. Не получилось.

Может, в бинокль его видно? ( «бинокль» из рук). Не видно.

Может, запах у него есть?Нет запаха.

Галчонок не нашел воздуха, потому, что он невидимый, прозрачный и даже запаха не имеет.

Но его можно поймать.

(Опыт №1. Ловим воздух в пакет).

В-ль: Мы поймали воздух, а теперь снова выпустим.

(Опыт №2 «Воздух сильный»)

В-ль: Посмотрите, у меня в руках парашют, сейчас я его запущу. (В-ль подбрасывает парашют)

В-ль: Воздух давит на парашют снизу, парашют раскрывается, надувается и плавно опускается на землю. Значит, воздух сильный.

опыт № 3 "Воздух передвигает предметы"

В-ль: у нас на столе кораблики. Давайте поставим их на воду.

А теперь  возьмем трубочки и подуем на наши кораблики.

Кораблики поплыли, потому что мы на них подули воздухом.

Значит, воздух может передвигать предметы.

опыт-сюрприз "мыльные пузыри."

В-ль: Ребята, вы любите фокусы? Сейчас я покажу вам фокус с

помощью воздуха и мыла.

(В-ль надувает пузыри в ладошках, соединяет, делает из одного пузыря - два)

В-ль: Галчонок, понравились тебе опыты? А вам, ребята?

Тогда вернемся на коврик, и повторим, что узнали.                                                                                                                                                  

                                                                                                                                             

(Ответы детей по мнемотаблице)

Мы дышим воздухом, воздух окружает нас, состоит из летающих

человечков-молекул, невидимый,  не имеет запаха, движение

воздуха - это ветер, воздух -сильный, воздух может передвигать

предметы, с воздухом можно показывать фокусы, играть.

Галчонок: Как интересно! Я все запомнил.

В-ль: Галчонок, дети приготовят тебе подарки на память.

                                   2 -ая часть НОД

 Три дорожки из  птичьих следов на полу: красная, желтая и зеленая.

В-ль: Посмотрите, у меня есть перышки: красные, зеленые и

желтые. Я раздаю вам перышки.

Посмотрите, на полу дорожки таких же цветов.  Чьи это следы?

(птичьи)

Кто какую дорожку выберет? Почему? (какой цвет перышка,

такой цвет дорожки)

В-ль: Пойдемте по дорожкам.

Физминутка

Ножки, ножки, шагали по дорожке,

Шагали лесочком,

Прыгали по кочкам.

Побежали на лужок,

Потеряли сапожок.

(приходим в центры и объясняем задачу)

по красной дорожке ребята пойдут рисовать с помощью воздуха

по зеленой — пойдут проводит опыты с воздухом, а по желтой -

конструировать

Нарисуем Галчонку подарок с помощью воздуха (центр ИЗО)

(кляксография: трубочки, краски, ватные палочки, кисти)

Проведем испытание и запишем результат (уголок Наука)

Обнаружить воздух:

1)с помощью воды и трубочки;

2) с помощью воды и шарика пинг-понг

3) с помощью воды и сахара

 (Перед опытом повторить правила работы с водой).

Сделать выводы и записать их в картографе.

Сконструируем воздушный шар (центр конструирование)

(поднос, песок влажный, ракушки мелкие, контур воздушного шара)

Галчонок:

Как  у вас интересно, ребята, но мама волнуется, пора

собираться домой.

В-ль:

Галчонок, мы тебя проводим и подарки подарим.

Возвращаемся на коврик. Где были, что делали? (ответы детей)

Спасибо вам, ребята! Как много я узнал, какие опыты с воздухом

вы мне показали! Какие подарки подарили! А у меня для вас тоже

есть подарок. О нем - загадка.

Сегодня все ликует!

В руках у детворы

От радости танцуют

Воздушные ... (Шары)

Правильно! Веселые воздушные шары (раздать шары)

Спасибо! До свидания, Галчонок, прилетай к нам еще.

Конспект НОД в средней группе

«Воздушные загадки»

Используемые технологии:                                               Исполнила:

«Сообщество» (групповой сбор),                                     В-ль Таранова О.Л.

 Здоровье сберегающая,                                                     ГБДОУ детский сад №78

игровая, ТРИЗ, загадки

ИКТ (аудио)

Цель: Формирование у дошкольников первичных представлений  о свойствах и

отношениях объектов окружающего мира через познавательно-

исследовательскую деятельность.

Задачи:

- систематизация знаний о свойствах воздуха;

- обогащение личного опыта ребенка и создание условий для расширении представлений о свойствах воздуха;

- активизация речи детей, развитие доказательной стороны речи;

- развитие творческих способностей,  развитие мышления в процессе расширения специально моделируемых проблемных ситуаций с воздухом;

- совершенствование уровня накопленных практических навыков;

- развивать стремление к самостоятельному получению знаний опытным путем;

- развитие поисковой деятельности детей.

 

Предварительная деятельность:

7. Свободная опытная деятельность ребенка с различными приборами и приспособлениями.

8. Знакомство со свойствами воздуха с помощью предметов-помощников.

9. Знакомство с понятиями: воздух невидимка, прозрачный, легкий, имеет запах.

10. Использование свойств воздуха в природе, жизни человека:

- рассматривание иллюстраций в энциклопедиях;

- наблюдение за предметами;

- воскресная прогулка с родителями в парк, к пруду.

11. Беседы о значении воздуха в жизни человека.

12. Занятия по познавательному развитию, изо-деятельности.

Групповой сбор.

Оснащение: иллюстрации на тему «Поздняя весна», аудиозапись «Звуки ветра», перышко.

 Дети проходят на коврик и садятся на скамеечки.

В-ль: Ребята, начался новый день, мы пришли в детский сад, давайте поздороваемся.

( дети берутся за руки и здороваются)

В-ль: А теперь посчитаемся.

(Я первый, а мой сосед второй....Нас всего 9 человек)

В-ль: Какое время года сейчас? (Весна) Месяц? (Май)

Давайте посмотрим, что происходит с природой поздней весной, в мае. (появилась трава и цветы, цветут деревья. птицы вьют гнезда, откладывают яйца, высиживают птенцов,животные обзаводятся потомством, воздух стал теплый, прилетели ласточки, появились насекомые)

В-ль: Насекомые летают и жужжат. (Игра ЗКР «Летит муха вокруг уха»)

Летит муха вокруг уха — ж-ж-ж  (указательные пальцы вращать вокруг ушек)

Летят осы вокруг носа ---   з-з-з    (указательный палец вокруг носа)

Летит комар. На лоб — ОП!           (указательный палец на лоб)

А мы его — ХЛОП!                         (тихонько дотронуться ладонью до лба)

 

В-ль: А теперь поиграем в игру «Скажи наоборот» (Дидактическая игра)

 Зимой воздух холодный, а весной...(теплый)

Сделаем холодный воздух (ладошка к губам, звук с-с-с-с,) Сделаем теплый воздух (ш-ш-ш-ш)

(игра ЗКР с-ш).

А теперь вытяните руки и закройте глаза. Что чувствуете? ( в-ль проводит над руками детей перышком, создавая ветерок).

Когда воздух движется, что получается? (Ветер)

В-ль: Ребята, прислушайтесь, что за звук мы слышим? (Ветер, завывание ветра).

 Как вы думаете, похож он на весенний теплый ветер? (нет, он холодный).

В-ль: А мы с вами покажем весенний ветер.

Физминутка «Ветер дует нам в лицо»

Ветер дует нам в лицо,  (Руки машут на себя)

Закачалось деревцо,       (Наклоны влево -вправо с поднятыми руками)

Ветер тише, тише, тише (плавное приседание)

Деревцо все выше! Выше! (с вытянутыми вверх руками потянуться на носочках)

НОД

Оснащение: Игрушка «Галчонок», ТРИЗ-карточки, модель воздушных человечков, карточки для игры «Угадайка», пакеты, парашют, емкость с водой, кораблики с парусами из пенопласта, трубочки. Для фокуса: бутылка с раствором  для мыльных пузырей, влажные салфетки, полотенце).

Раздается стук.

В-ль: Кто-то стучит к нам в окошко!

«Влетает» Галчонок.

Здравствуйте, ребята! Я — Галчонок. Высоко летаю, а что такое воздух не знаю. Везде его ищу, а найти не могу! Где воздух спрятался? (ищет)

В-ль: А вот послушайте загадку.

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем.

В-ль: Мы дышим воздухом. Галчонок, мы тебе все расскажем и покажем.

(ТРИЗ-карточки «человечки-молекулы»)

В-ль: Все в нашем мире состоит их маленьких человечко-молекул (показ). В твердых веществах человечки крепко держатся за руки, в жидких — касаются друг друга локтями а в  таких, как воздух, то есть в газах, человечки очень любят полетать и все время летают в разные стороны.

В-ль: ребята, сейчас я покажу вам картинки, а вы догадайтесь, какие человечки живут в этих веществах. (Д.и. «Угадай-ка» картинки: гвоздь,сок, облака).

Молодцы.

Галчонок: Ой, как интересно!

В-ль: Садись ко мне на руку, Галчонок, пойдем с нами дальше воздух изучать, воздушные загадки отгадывать.

Физминутка

Ножки, ножки, шагали по дорожке,

Шагали лесочком,

Прыгали по кочкам.

Побежали на лужок,

Потеряли сапожок.

(Дети с воспитателем и Галчонком подходят к столу).

Галчонок: Ну...Я думал вы мне воздух покажеие, а тут нет ничего...

В-ль: попробуем потрогать воздух. Не получилось.

Может, в бинокль его видно? ( «бинокль» из рук). Не видно.

Может, запах у него есть?Нет запаха.

Галчонок не нашел воздуха, потому, что он невидимый, прозрачный и даже запаха не имеет.

Но его можно поймать.

(Опыт №1. Ловим воздух в пакет).

В-ль: Мы поймали воздух, а теперь снова выпустим.

(Опыт №2 «Воздух сильный»)

В-ль: Посмотрите, у меня в руках парашют, сейчас я его запущу. (В-ль подбрасывает парашют)

В-ль: Воздух давит на парашют снизу, парашют раскрывается, надувается и плавно опускается на землю. Значит, воздух сильный.

опыт № 3 "Воздух передвигает предметы"

В-ль: у нас на столе кораблики. Давайте поставим их на воду.

А теперь  возьмем трубочки и подуем на наши кораблики.

Кораблики поплыли, потому что мы на них подули воздухом.

Значит, воздух может передвигать предметы.

опыт-сюрприз "мыльные пузыри."

В-ль: Ребята, вы любите фокусы? Сейчас я покажу вам фокус с

помощью воздуха и мыла.

(В-ль надувает пузыри в ладошках, соединяет, делает из одного пузыря - два)

В-ль: Галчонок, понравились тебе опыты? А вам, ребята?

Тогда вернемся на коврик, и повторим, что узнали.                                                                                                                                                  

                                                                                                                                             

(Ответы детей по мнемотаблице)

Мы дышим воздухом, воздух окружает нас, состоит из летающих

человечков-молекул, невидимый,  не имеет запаха, движение

воздуха - это ветер, воздух -сильный, воздух может передвигать

предметы, с воздухом можно показывать фокусы, играть.

Галчонок: Как интересно! Я все запомнил.

В-ль: Галчонок, дети приготовят тебе подарки на память.

                                   2 -ая часть НОД

 Три дорожки из  птичьих следов на полу: красная, желтая и зеленая.

В-ль: Посмотрите, у меня есть перышки: красные, зеленые и

желтые. Я раздаю вам перышки.

Посмотрите, на полу дорожки таких же цветов.  Чьи это следы?

(птичьи)

Кто какую дорожку выберет? Почему? (какой цвет перышка,

такой цвет дорожки)

В-ль: Пойдемте по дорожкам.

Физминутка

Ножки, ножки, шагали по дорожке,

Шагали лесочком,

Прыгали по кочкам.

Побежали на лужок,

Потеряли сапожок.

(приходим в центры и объясняем задачу)

по красной дорожке ребята пойдут рисовать с помощью воздуха

по зеленой — пойдут проводит опыты с воздухом, а по желтой -

конструировать

Нарисуем Галчонку подарок с помощью воздуха (центр ИЗО)

(кляксография: трубочки, краски, ватные палочки, кисти)

Проведем испытание и запишем результат (уголок Наука)

Обнаружить воздух:

1)с помощью воды и трубочки;

2) с помощью воды и шарика пинг-понг

3) с помощью воды и сахара

 (Перед опытом повторить правила работы с водой).

Сделать выводы и записать их в картографе.

Сконструируем воздушный шар (центр конструирование)

(поднос, песок влажный, ракушки мелкие, контур воздушного шара)

Галчонок:

Как  у вас интересно, ребята, но мама волнуется, пора

собираться домой.

В-ль:

Галчонок, мы тебя проводим и подарки подарим.

Возвращаемся на коврик. Где были, что делали? (ответы детей)

Спасибо вам, ребята! Как много я узнал, какие опыты с воздухом

вы мне показали! Какие подарки подарили! А у меня для вас тоже

есть подарок. О нем - загадка.

Сегодня все ликует!

В руках у детворы

От радости танцуют

Воздушные ... (Шары)

Правильно! Веселые воздушные шары (раздать шары)

Спасибо! До свидания, Галчонок, прилетай к нам еще.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД с использованием ЭОР (новых образовательных технологий) по экспериментированию в средней группе «Воздушный океан»

Закрепить понятие "воздух", его роль в жизнедеятельности человека методом экспериментирования....

Конспект НОД с использованием ЭОР по экспериментированию в средней группе «Воздушный океан»

Вид детской деятельности: познавательно-исследовательскаяИнтеграция образовательных областей:·        «Познавательное развитие»;·...

Конспект интегрированного занятия по социально-коммуникативному развитию в средней группе «Воздушная страна настроения»

1. Закреплять и обобщить знания о чувствах радости, грусти, гнева, испуга, удивления. 2. Учить детей выражать своё чувство и настроение в рисунке. 3. Обогащать и активизировать словарь за счёт слов ...

Конспект НОД в средней группе «Воздушное мороженое»

Цель: Познакомить с нетрадиционной техникой рисования -рисование  пеной для бритья, развитие связной речи.Задачи:1.Продолжать формировать умение работать с разным изо-материалом: пена для бритья,...

конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Воздушный транспорт"

занятие по познавательному развитию для детей 4-5 лет нак тему "Воздушный транспорт"...