Главные вкладки

    Музыкальные игры. Классификация. Роль в музыкальном воспитании дошкольников.
    консультация на тему

    Рыбалко  Наталья  Алексеевна

    Краткое содержание консультации:

    1. Игра - ведущий вид деятельности дошкольника

    2. Классификация игр

    3. Музыка и движение

    4. Музыкальные игры, их задачи, виды

    5. Примеры музыкальных игр

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл muz._igry_konsultatsiya.docx21.09 КБ

    Предварительный просмотр:

    Музыкальные игры. Классификация. Роль в музыкальном воспитании дошкольников.

                 

                В современной педагогике  игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении. Отними игру – и получишь личность, неподготовленную к жизни. В игре ребёнок ставит цели, стремится к их достижению, при этом фантазирует, творит, у него развиваются  инициатива, изобретательность, организаторские способности. Это активный способ присвоения ребёнком социального опыта.

                   В Программе воспитания и обучения в детском саду дается следующая классификация игр дошкольников:

    - сюжетно-ролевые;

    - театрализованные;

    - подвижные;

    - дидактические.

                         Одним из видов музыкальной деятельности, который в большей степени способствует развитию детского творчества, являются музыкально-ритмические  движения. Именно музыка и движение формируют у ребенка свободу в творческом мышлении, дают возможность импровизировать, отдавая взамен ребенку эмоциональные реакции – радость, удовольствие.

    Музыка и движение помогают воспитывать детей, дают возможность познать мир. Через музыку и движение у ребенка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе, формируется внутренний духовный мир ребенка.

                            В музыкальной игре ребёнок выполняет различные задания: все его движения и действия связаны с процессом узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств. Это вырабатывает у ребёнка умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки, ощущать фразировку, такты, метроритм, интонацию.  Понимание музыкально – игрового  задания вызывает у ребёнка быстроту реакции на звуковое раздражение, формирование музыкальных и двигательных навыков, активизацию чувств, воображения, мышления.

    В соответствии с этим музыкальная игра имеет следующие задачи:                   Коррекционные:

    развитие слухового, зрительного  восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата,  координации движений и нормализация их темпа и ритма; формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения;      

    Оздоровительные:
    укрепление сердечнососудистой, двигательной систем, костно-мышечного аппарата;
    развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;
    развитие быстроты двигательной реакции;      
                                  

    Образовательные:
    обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;
    развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;
    Воспитательные:
    воспитание общей, музыкальной, речевой, двигательной  культуры, эстетическое отношение к окружающему;                                                           

     Развивающие:

    познавательная активность, устойчивый интерес к действию,
    самоконтроль,  внимание, память,  мышление, ориентировка  в пространстве.

    Музыкальные игры можно разделить на две группы:

    - игры с пением;

    - игры с музыкальным сопровождением.

                   Проведению любой музыкальной игры предшествует подготовка:  ознакомление с песней или музыкальной пьесой, разучивание песни или анализ музыкального произведения, разучивание музыкально-ритмических движений, знакомство с правилами игры и только потом – сама игра.

    Примеры музыкальных игр с пением.

    Младшая группа:

    «Кошка шла» из сб. «Игры, песенки и танцы для детских праздников», Е. Горбина

    Дети слушают песенку, говорят о ком песня и что нашла кошка, затем подпевают и показывают движениями то, что нашла кошка.

    Младшая и средняя группа:

    «У медведя во бору»

    Игра имеет два варианта окончания – медведь рычит и «медведь постыл, на пеньке застыл». В первом варианте игры объяснять детям, что рычать надо не горловым звуком, а на звук «р». Во втором варианте игры дети учатся останавливаться и замирать с окончанием песни. Малышам трудно даётся это задание, они не могут сразу остановиться и зафиксировать движение. Это задание учит детей координировать свои действия.

                   Музыкальную игру можно проводить в любой части занятия, в зависимости от смысловой нагрузки этой игры. Если это игра-приветствие, то проведём её вначале занятия.

    Старший дошкольный возраст:

    «Здравствуй, дружочек!»  (на мелодию русской народной песни «Ах ты, берёза!»)

    Дети стоят парами по кругу, мальчики спиной к центру, девочки – лицом.

    Здравствуй, дружочек,                          Качают правыми руками

    Милый мой дружочек!

    Здравствуй, дружочек,                          Качают левыми руками

    Милый мой дружочек!

    Топ-топ-топ-топ-топ-топ-топ,              Кружатся в парах «топающим шагом»,

     И на место встали                                  руки держат «кренделёчком»                                                                

     До  свиданья, до свиданья…               Машут друг другу рукой, идут в

                                                                         разные стороны по кругу,        

    Здравствуй, миленький дружок        разводят руки в стороны, здороваясь с

                                                                        другим ребёнком

    В игре воспитывается ориентировка в пространстве, умение выполнять простейшие перестроения, слышать музыкальные фразы и выполнять движения в соответствии с ними.

    Подготовительная группа:

    «Подушечка» (русская народная песня)

    Все стоят по кругу, мальчик внутри круга держит в руках подушечку.

    Подушечка, раздушечка,             дети движутся хороводом,

    Моя пуховая  - 2 р.                         мальчик с подушкой идёт противоходом

    Ай, лёли-лёли-лёли,

    Моя пуховая – 2раза

    Кому цветик, кому алый,            дети в кругу могут выполнять любые

    А мне  красну девку – 2раза       плясовые движения

    Ай, лёли-лёли-лёли,

    А мне красну девку – 2раза

    На коленочки поставлю,                 мальчик подходит к любой девочке,

    Целовать заставлю -2р.                    выводит её за подушечку в центр круга

    Ай, лёли-лёли-лёли,

    Целовать заставлю – 2 раза

    Целуй, милый, целуй, милый,      мальчик и девочка, стоя на коленях на

    Целуй, не стесняйся – 2р.              подушечке, качают руками   или,

    Ай, лёли-лёли-лёли,                        положив подушку на пол, кружатся вокруг

    Целуй, не стесняйся-2раза        неё, держа руки «лодочкой»

    С окончанием игры девочка передаёт подушечку другому мальчику из круга, игра повторяется.

                     Все игры с пением сюжетные. Игры под музыкальное сопровождение могут быть как сюжетные, так и без сюжета.

    Рассмотрим некоторые примеры игр с музыкальным сопровождением, имеющие сюжет.

    Младший возраст.

    Начинаем со сказки. В большом лесу жили-были зайцы. Они были очень любопытными, все время поднимались на задние лапки и смотрели по сторонам: не идет ли волк, не крадется ли лиса.

    Дети младшей или средней группы изображают зайцев, встают  на носочки, учатся отрывать пятки от пола, руки держат перед грудью в виде лапок зайцев. Когда образ зайцев создан, можно  переходить к созданию образа медведя. Учить детей ходить на внешней стороне стопы, сильно не переваливаться. После создания образов, можно разделить детей на две группы – мишки и зайцы. Каждая группа двигается под свою музыку, дети узнают свой лейтмотив и выполняют задание самостоятельно.

    Старший дошкольный возраст:

    «Командир и четыре отряда»

    Группа детей делится на четыре отряда, выбирается командир. Командир четко отдаёт команду каждому отряду по очереди в соответствии с музыкальными фразами. Командир должен слышать музыкальные фразы, чтобы правильно руководить отрядами.  Отряды маршируют. Во второй части все дети маршируют врассыпную, «перемешиваются». С окончанием музыки командир даёт сигнал строиться (например, у него в руках горн). Командир выбирает лучший отряд, а затем и лучшего командира. Игра повторяется с новым командиром.

    Несюжетные музыкальные игры с сопровождением.

    Это игры, имеющие игровые правила, задания.

    Младший возраст.

    «Будь ловким», муз. Н. Ладухина

    Двухчастная музыка. Задать вопрос, чем отличаются эти части?

    I часть. Высокий и низкий регистр. Предложить ребятам показать движениями регистры – высоко, низко (поиграть руками)

    II  часть. Лёгкий бег по кругу. С окончанием музыки ребята останавливаются, или присели. Можно проводить игру с ведущим.

    «Найди себе пару», латвийская народная мелодия в обработке Т. Попатенко

    Сначала разучить сложные элементы: поскоки, перестроения. Двухчастная форма.

    I часть – перестроения под музыку.

    II часть – лёгкий бег врассыпную, найти пару и встать по кругу.

    Можно играть с ведущим.

    Старший возраст.

    «Ловушка»,  русские народные мелодии в обработке А. Сидельникова

    Разные части в музыке сопровождаются разными заданиями: движения в хороводе, пение попевки , поскоки и хлопки, «воротики», с окончанием музыки ребята пытаются закрыть в кругу детей с платочками.  Учить выразительно передавать характер музыки, быстро реагировать на смену регистра сменой движений, упражнять в поскоке и лёгком беге, укреплять дружеские взаимоотношения.

            Систематичность, постепенность и последовательность – основные педагогические принципы. Дети не смогут выполнять движения под музыку свободно и красиво, если пляска, игра разучиваются сразу, без предшествующей подготовки.  Музыкальные игры, игровые упражнения, выстроенные по принципу «от простого к сложному», с учетом всех необходимых музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения, при условии многократного повторения заданий, помогут успешному выполнению требований программы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Музыкальные игры: классификация, цели и методика использования".

    Музыкальные игры и пляски в детском саду составляют неотъемлемую часть эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Наравне с пением песен, слушанием музыки, игры и пляски помогают донес...

    Роль музыкально- дидактических игр в развитии музыкальных способностей, в формировании основ музыкального вкуса, музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

    В процессее формирования музыкальных способностей детей дошкольного возраста ,значительное влияние оказывают музыкально-  дидактические игры.Использование  музыкально- дидактических игр помо...

    Музыкальная игра - как ведущий вид музыкальной деятельности дошкольников

    В данной презентации рассмотрена связь игры и музыки, выделены принципы и задачи ,прведены примеры....

    Музыкальная игра, как средство развития музыкальных способностей дошкольников.

    Музыка обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека. Эта ценность несёт в себе создание разностороннего развития ребёнка для становления его творческой личности....

    Музыкально-экологическая сказка как метод нравственного воспитания дошкольников

     Современная психолого-педагогическая  наука теоретически доказала,  а практическая работа соответственно  подтвердила, что дошкольный возраст способствует успешному творчес...

    Музыкальная игра как средство развития музыкальных способностей дошкольников

    Развитие музыкальных способностей всегда являлась одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений, потому что именно дошкольный возраст является сензитивным по отношению к развит...