Коллекционирование и мини-музей
консультация по теме

Межевая Юлия Вячеславовна

Семинар для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mini.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Государственное бюджетное образовательное

учреждение г.Москвы средняя общеобразовательная

школа № 323

Семинар для педагогов

По теме:

«Коллекционирование и мини-музей»

Выполнила:

Межевая Юлия Вячеславовна

Москва, ноябрь 2014 г.


        Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих практического использования, но вызывающих к размышлению.
        Коллекционирование – это систематизированное собирание однородных предметов.
        Для чего же нужно коллекционирование в детском саду?
        Во-первых, это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях всегда заложена страсть к собирательству, а еще точнее, к поиску. У большинства она потом исчезает, но некоторые проносят её через всю жизнь.
        Во-вторых, коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей. Оно расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. В процессе коллекционирования у дошкольника развиваются внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.
        Что только не хранится в карманах наших детей. Они собирают то фигурки из киндер-сюрпризов, то вкладыши от жвачек, а то и вовсе что-то невообразимое. Но, бесспорно, собирать им нравится. Почти у каждого ребенка отыщется сумочка или коробочка с ненужным, на общий взгляд, хламом: тряпочками, пуговицами, камешками, стеклышками, колесиками, крышечками. Для ребенка – это самое настоящее богатство, бесценное сокровище. Но, если малыш пока еще сам не может собирать что-то серьезно и систематически, имеет смысл ему в этом помочь.
        Дети в любом возрасте «любознайки» и «почемучки». Они задают взрослым множество вопросов, прежде всего о том, что им кажется интересным и необычным. Чтобы достойно ответить на вопросы детей, необходимо придумать такую форму, чтобы дети сами могли искать ответы на свои вопросы. Одной из таких форм является оформление музеев в детском саду. Тематика и размеры экспозиции не имеют значение, значение имеет содержание этого музея.
        В создании и работе мини – музеев необычных вещей могут принимать участие дети, родители и все сотрудники детского сада. Объектом увлечения может стать, не просто какая – то тема, а тема, посвященная коллекционированию.
         Если дети и взрослые занимаются общим делом, исчезают многие  проблемы в их взаимоотношениях, а так же во взаимоотношениях между детьми.
        Коллекционировать очень полезно для развития ребенка. Самый первый этап: собирание камешков, палочек, желудей и орешков - это первая коллекция малыша, и из этого можно извлечь пользу:
- Разложите по кучкам камушки, палочки, шишки, ракушки и прочее.
- Пусть малыш покажет, где деревянные предметы (каменные, стеклянные), какой предмет самый маленький (большой)?
- Придумайте историю шишки или желудя (на каком дереве росла, как попала на тропинку, как мы ее нашли).
- Предложите крохе закрыть глазки, и брать предметы по очереди, пытаясь на ощупь угадать, что это.
        Прежде чем приступить к созданию коллекции, необходимо продумать и установить общие правила: принесенные вещи можно давать всем детям группы, не стоит их прятать в шкаф. Любую коллекцию нужно где-то хранить. Обустройте это место вместе с ребенком.  Лучше всего, чтобы этот мини – музей видели не только дети группы, но и родители. Для этого необходимо продумать место размещения этой коллекции. Это может быть и групповое помещение, но так, чтобы не было необходимости идти через всю группу, может быть раздевальное помещение, а может быть совершенно отдельное помещение детского сада: музей, музыкальный зал, кабинеты специалистов. Можно придумать название этому музею, а может быть просто, назвать, что это занимательный уголок.
        Принцип подбора материала в музей может быть совершенно разным:
- Интерес воспитателя или детей (например, ребенку нравятся игрушки - лошадки и все, что связано с лошадью, можно оформить музей именно этой игрушки, или воспитатель всю жизнь собирала кукол, она может представить кукол на выставке в этом музее);
- Тема, которую дети изучают в детском саду, например, тема «Цветы» и дети приносят книги, рисунки, картинки, где изображены интересные цветы;
- Интерес родителей;
- Темы для организации выставок могут быть совершенно различные, пример тем:
- Такие разные медведи;
- Кони быстроногие;
- Глиняные игрушки;
- Колокольчики;

- В мире киндер – сюрпризов;
- Марки;
- Коллекция журналов;
И многое, многое другое.
        Взрослея, дети начинают проявлять все больший интерес к созданию коллекций, становятся более любознательными и увлеченными. Для поднятия интереса детей к коллекционированию важно не только создавать саму коллекцию, но и  стараться про неё рассказывать, что в ней интересного, занимательного, чем она отличается от других коллекций. Чем интереснее представляет свой материал коллекционер, тем увлекательнее будет этот материал для слушателей.
        Коллекционирование приучает ребенка к аккуратности, усидчивости, работе с материалом, развивает любознательность и познавательную активность, воспитывает качество нужные для исследовательской работы в любой области науки и производства.
  Что же такое музей?
        Музей - научное и научно-просветительское учреждение, осуществляющее комплектование, хранение и изучение памятников естественной истории, материальной и духовной культуры- первоисточников знаний о развитии природы и человеческого общества
        Что такое мини-музей в детском саду?
        Во-первых, «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство.
        Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно.
        В-третьих, мини-музей не отвечает строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям.
        Важная особенность мини – музея — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждая выставка мини-музея — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей
        Мини-музеи в  детском саду решают целый ряд педагогических задач:
1. Расширяют кругозор детей.
2. Обеспечивают развитие познавательных интересов и потребностей.
3. Стимулируют самостоятельную познавательную деятельность.
4. Обогащают эмоционально-эстетическое восприятие и развивают сенсорные способности.
5. Развивают речь, творческое воображение.
6. Воспитывают бережное отношение к предметам рукотворения человека.        Мини-музеи в детском саду позволяют воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты могут быть использованы для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта и эмоциональной сферы ребенка.
        Конечно, при создании мини-музея мы можем столкнуться с определенными трудностями, такими как: недостаточная материальная база, высокие требования, предъявляемые к педагогу (а именно, воспитатель должен попробовать себя в роли дизайнера, художника, экскурсовода, музееведа и историка).
        И, тем не менее, воспитательное и познавательно-развивающее значение данного вида работы нельзя недооценивать. Постоянное обогащение представлений об окружающем новыми впечатлениями и знаниями, умение работать в группе, находить компромиссные решения, практические навыки речевого общения, развитие любознательности и гордости за результаты своего труда перевешивают те трудности, с которыми мы можем столкнуться.
        И в заключении хотелось бы произнести народную мудрость: «Кто хочет – ищет возможности, кто не хочет – ищет причины»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы в мини-музее группы №10 «Земляничка». «Музей идет в детский сад»

В нашей группе по результатам анкетирования и опроса родителей воспитанников группы был создан мини-музей «Рязанская горенка». Родители  и сами оказались активными помощниками в создании ми...

Реализация проекта "Дети в музее" в детском саду. Организация образовательной деятельности детей в рамках проекта "Дети в музее". Мини- музей в детском саду

В современном обществе музеи продолжают свою культурную  и просветительскую деятельность. Именно в дошкольном возрасте необходимо приучать ребенка к нравственно- культурным ценностям, муз...

Мини-музей "Музей русского быта"

Музей создан для ознакомления дошкольников с условиями жизни русского народа в старину....

Мини-музей «Музей сказки» в первой младшей группе №6

Цель проекта:-приобщение к словесному искусству; формирование интереса к потребности в чтении. Задачи:Для детей:- ознакомить детей с фольклором;-способствовать развитию речи, расширению кругозора...

Консультация «МИНИ – МУЗЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ КАК ФОРМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ. МИНИ – МУЗЕИ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»

Цель: Обогащение воспитательно-образовательного  пространства новыми формами работы  с детьми и их родителями. Задачи:     ·...

Проект «Коллекционирование – мой мини музей»

В старшем дошкольном возрасте можно формировать познавательную активность эффективно и увлекательно через коллекционирование. Это одно из естественных ярко проявляемых дошкольниками направлений деятел...