Проект «Коллекционирование – мой мини музей»
проект (подготовительная группа)
В старшем дошкольном возрасте можно формировать познавательную активность эффективно и увлекательно через коллекционирование. Это одно из естественных ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kollektsionirovane_-_moy_mini_muzey.pdf | 936.07 КБ |
kollektsionirovanie_-_moy_mini_muzey.docx | 29.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВИДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7
Исследовательский проект
«Коллекционирование – мой мини музей»
в рамках проекта познавательно-исследовательской деятельности
со слабовидящими детьми «Путь к познанию мира»
Воспитатель
Крестникова М.В.
г. Видное
2024
Введение
Для формирования познавательной активности дошкольников интерес представляет такая технология, как коллекционирование. Коллекционирование – это одна из форм нетрадиционного обучения дошкольников. Освоение такого вида деятельности трудно для любого ребёнка и тем более для слабовидящих детей.
В процессе этого происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. В процессе обследования предметов дошкольники учатся решать интеллектуальные задачи и овладевают предпосылками учебной деятельности.
При организации исследовательской деятельности слабовидящих дошкольников на занятиях воспитатель столкнется с рядом проблем. Одной из таких проблем является пассивная позиция некоторых воспитанников. Такие дети с трудом включаются в процесс, не могут заставить себя выполнить задание. В этом случае чтобы пробудить активность ребёнка воспитатель должен проявить и свои управленческие качества, и творческие способности, и умение сотрудничать с детьми, а также иметь большое желание помогать им, осваивать новые виды деятельности, самому быть знающим и увлеченным человеком. В результате можно ожидать формирования у детей более активной жизненной позиции, коммуникативных навыков, волевых качеств и тем самым корректировать развитие личности.
Ещё одна проблема - это наличие в группе "слабых" детей, которые, как ни стараются, не могут вникнуть в суть проблемы и даже просто следить за процессом рассуждений. Такие дети начинают либо скучать на занятии, либо беспокоиться о том, что пропустят что-то важное и не смогут впоследствии выполнять задание. Но и в этом случае воспитатель может подобрать другие, более доступные для ребёнка формы деятельности, включать таких ребят в коллективную работу, где они будут выполнять посильную часть общего задания.
Есть и очень любознательные, мыслящие и активные в своей познавательной деятельности дети. Их немного, но они помогают создавать в группе атмосферу научного поиска, заражают своей активностью других и также требуют индивидуального подхода при организации исследовательской деятельности.
Таким образом, можно заключить, что технология исследовательской деятельности, в том числе и детское коллекционирование дошкольников одна из прогрессивных форм обучения в современном образовании. Дети учатся самостоятельно добывать информацию, накапливать знания, расширяя свой кругозор.
Актуальность
В старшем дошкольном возрасте можно формировать познавательную активность эффективно и увлекательно через коллекционирование. Это одно из естественных ярко проявляемых дошкольниками направлений исследовательской деятельности.
Коллекция и отдельные объекты коллекции могут использоваться в различных видах детской деятельности:
- познавательная - сравнение;
- фэмп – временные представления, счетные операции;
- окружающий мир – расширение и систематизация представлений детей по темам коллекций;
- игровая – игры-викторины, д.и., с.р., театрализованные и режиссерские игры;
- продуктивная – реализация различных детских проектов, опытно-экспериментальная деятельность, оформление выставок коллекций;
- коммуникативная – беседы, загадки, составление рассказов, активизация словаря, развитие грамматических категорий речи;
- трудовая – при оформлении коллекции и размещении объектов, ручной труд;
- художественная – изготовление различных продуктов детского творчества: рисунки, аппликация, макеты, конструирование и т.д.
Цель: развитие познавательного интереса и познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста через коллекционирование.
Задачи:
создать условия для развития детского коллекционирования;
учить детей наблюдать, сравнивать, анализировать;
обогатить знания детей о рукотворных объектах, окружающих нас в быту и природе.
Вид проекта: краткосрочный (2 недели)
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатель.
Срок реализации проекта: 01 декабря 2023г. – 12 декабря 2023г.
Этапы работы
1этап-подготовительный.
Накопление запаса конкретных представлений о коллекционировании у детей и родителей.
Индивидуальные беседы с детьми по выявлению интересов и потребностей.
2 этап – основной.
Создание условий для развития детского коллекционирования и реализации его развивающих функций, побуждение детей к получению информации об объектах коллекционирования.
Привлечение родителей в процесс творческой деятельности детей.
3 этап – заключительный.
Организация выставки коллекций.
Презентация отдельных коллекций мини музея.
Возрастные особенности коллекционирования дошкольного возраста.
В старшем дошкольном возрасте с развитием индивидуальных познавательных интересов детское увлечение приобретает вид коллекционирования. Ребенок собирает, изучает, систематизирует интересующие объекты, многократно возвращается к ним, любуется, рассматривает, демонстрирует отдельные экспонаты «коллекции». Дошкольников привлекает не столько владение коллекцией, сколько ее сбор, обмен впечатлениями и демонстрация. Действия детей с коллекцией во многом обусловлены наглядно-действенным и наглядно-образным мышлением. При этом особое место в самостоятельно собранных детьми коллекциях занимают предметы, сделанные своими руками.
План реализации проекта
Мероприятие | Цель | Работа с родителями | Дата проведения |
Теоретический | |||
Изучение методической литературы по коллекционированию в детском саду. | самообразование | 01.12.2023 | |
Практический этап | |||
Беседа «Коллекционирование» | Расширять кругозор детей о коллекционировании. | 04.12.2023 | |
Выставка своей коллекции «Значки» | Заинтересовать детей. | 05.12.2023 | |
Познакомить родителей с целью и задачами проекта. | Подготовить беседу с родителями Провести анкетирование | 06.12.2023 | |
«Шишки» | |||
Собрать шишки на прогулке | Пополнение коллекции | 01.12.2023 -07.12.2023 | |
Д.и. «С какого дерева шишки» | Цель: закрепить с детьми названия деревьев, внешний вид шишек; | 07.12.2023 | |
«Ткани» | |||
Д/и Знакомство с тканью» | Цель: познакомить детей с тканью, мех, вельвет, шелк, байка джинсовая. Учить определять ткань на ощупь, видеть её структуру. Упражнять в запоминании названий ткани. Развивать тактильное ощущение, зрительное восриятие. Обогащать словарный запас. | 08.12.2023 | |
«Ёлочные украшения» | |||
Изготовление новогодних украшений своими руками. Занятие по ручному труду на кружке «Учимся, играя» | Цель: развивать творческие способности и мелкую моторику. | Привлечь родителей к созданию коллекции. | 08.12.2023 |
Выставка домашних коллекций. | Цель: расширять кругозор детей о коллекционировании,формировать у них умение общаться друг с другом, поддерживать беседу. | 11.12.2023 |
Ожидаемые результаты.
Сформированность представлений детей об объектах окружающего мира по теме коллекций.
Проявления у детей активности, инициативности, творческих способностей в различных видах детской деятельности.
Проявление активности родителей в образовательном процессе (по созданию презентаций коллекций детей).
Использование технологии коллекционирования в образовательном процессе расширяет возможности педагога в организации интересной и поучительной деятельности с детьми. Содержательная основа коллекционирования совпадает с познавательными интересами ребенка. И главное в коллекционировании - систематизация и расширение представлений о коллекционируемых предметах, их авторах, назначении, способах создания, истории «жизни» экспонатов коллекции. Дети с большим удовольствием проявляют желание что-то делать с материалом коллекции. И наша задача – помочь маленьким первооткрывателям увидеть чудесное в необычном.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект для родителей " Мини-музей в ДОУ по экологии ".
Цель - обеспечить условия для активизации познавательной деятельности дошкольников при изучении живой природы на территории г. Нижневартовска и Нижневартовского района через использование наглядн...
Коллекционирование и мини-музей
Семинар для педагогов...
Проект «Русская изба» Мини музей в детском саду
Введение в проектРоссия - наша Родина. Чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа, принять русский язык, историю и культуру, как свои собственные. Ч...
Познавательно-творческий проект "Русская изба" мини-музей.
Создавая атмосферу национального быта в ДОУ, используя фольклор, знакомя с традиционными праздниками, с народным искусством русского народа, с народными играми и т.д мы получим возможность приоб...
Проект на тему мини-музей "Русская обрядовая кукла"
Мини-музей в детском саду "Русская обрядовая кукла"...
Презентация проекта для дошкольников "Мини-музей "Русский народный костюм"
Проект разработан и реализован в соавторстве с воспитателем Смирновой Ларисой Алексеевной.Цель проекта: Познакомить детей с мужским и женским русским народным костюмом, помочь ребёнку ощутить глубину ...
Проект на тему «Мини – музей «Пуговица - чудесница»
Проект на тему «Мини – музей «Пуговица - чудесница»...