Отчет по самообразованию
учебно-методический материал (младшая группа) на тему

Ситнева Ольга Васильевна

Отчёт по самообразованию на тему: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu.docx23.77 КБ

Предварительный просмотр:

Отчёт по самообразованию на тему:

«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр»

                                                                                                         

Воспитатель:                                                                                                                                   Ситнева О.В

Абакан 2014-2015 г.

Тема профессионального самообразования на 2014- 2015  учебный год:

«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр»

Цель самообразования является повышение своего теоретического уровня, профессиональной компетентности в работе с детьми раннего возраста.

Мною были поставлены следующие задачи:

  1. изучить учебную и методическую литературу по проблеме;
  2. подготовить материал и внедрить в практику игры по сенсорному развитию детей раннего возраста;
  3. создание предметно-развивающей среды окружающей ребенка;
  4. подготовить и провести консультацию с родителями по теме:

 « Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»

На протяжении всего учебного года я изучала тему самообразования по следующим этапам плана:

  1. Информационно-педагогический блок

На теоретическом этапе я изучила методическую литературу, использовала интернет-ресурсы:

Ефремова Н. Учимся различать цвета и запоминать их названия. /Н.Ефремова //Дошкольное воспитание.-2012-№12.

Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;

Венгер  Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст]: кн. для воспитателей детского сада / Л.А.Венгер. - М.,2004.

Развивающие игры с малышами до трёх лет: Пособие для родителей и педагогов. Сост.Т.В.Галанова .-; Ярославль: Академия развития,2004.

  1. Работа с детьми

На практическом этапе подготовила материал и пополнила  картотеку  дидактических игр по сенсорному развитию.

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:

- «Геометрическое лото»  (умение сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой подбирать предметы по геометрическому образцу)                

- «Разложи фигуры по местам» (ребенку предлагается разложить предложенные фигуры, на свое место)  

- «Найди предмет такой же формы» (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины:

 - «Домики для медвежат» (найти каждому мишке домик по размеру)

- «Большой и маленький» (предложить ребенку разложить предложенные фигуры от самого большого предмета до самого маленького)

- «Какой мяч больше, или меньше» (предложить найти самую большую фигуру или самую маленькую)

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета:

- «Домики и флажки» (найти по цвету подходящий флажок для каждого домика)

 - «Какого цвета предмет?» (предложить подобрать необходимый цвет для предмета)

- «Найди предметы одинакового цвета» (из предложенных разноцветных предметов, найти предметы одного цвета по образцу)

  1. Работа с родителями

Так же была проведена работа с родителями:

  • Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного  материала.
  • Консультация для родителей: « Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»

Анализируя свою работу на протяжении всего года, можно сказать следующее:

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, и т. п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса), накопления представлений об окружающем мире.

Сказать о том, что необходимо создавать условия для упражнения сенсорных функций, с тем, чтобы дети могли систематически тренироваться в различении, классификации признаков окружающей действительности для наиболее точного и адекватного взаимодействия с окружающим миром.

Основными методами сенсорного развития детей раннего возраста  являются обследование предмета, в качестве основных форм выступают: дидактические игры, НОД.

Для того чтобы дидактические игры, НОД  дали положительный результат в организации их также необходимо учитывать общедидактические принципы.

  • принцип систематичности и последовательности заключающейся в том, что система научных знаний создается в той последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями детей;
  • принцип доступности, который вытекает из требований, выработанных многовековой практикой обучения, с одной стороны, закономерностей возрастного развития детей, организации и осуществления дидактического процесса в соответствии с уровнем развития детей, с другой. То есть учитывать индивидуальные и возрастные особенностей детей.
  • принцип прочности, в котором закреплены эмпирические и теоретические закономерности: усвоение содержания образования и развитие познавательных сил  – две взаимосвязанные стороны процесса обучения;

Также необходимо учитывать влияние предметно-окружающей среды, как одно из условий успешного формирования представлений о сенсорных эталонах.

Для познавательного развития ребенка решающее значение имеет богатство окружающей его среды.

Желательно, чтобы ребенка окружали игрушки из различных материалов - дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т.п., причем предпочтение желательно отдавать природным материалом и объектам. Большое значение в этом возрасте имеют игры с песком и водой, когда ребенок имеет возможность пересыпать и переливать из одной емкости в другую; различные движущиеся игрушки; игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки, матрешки и т.д.; игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука; самодельные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие предметы. Не стоит забывать и о конструкторах, мозаиках, разнообразных, изобразительных материалах (бумага разной фактуры, плотности и цвета, пластилин, воск, краски, карандаши, фломастеры, мелки и т.д.). Ручной труд способствует сенсомоторике - согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности выполнения действий. Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребенка, на его мышление.

Развитие игр с природными материалами не может быть осуществлено одинаковыми раз и навсегда установленными приемами и способами. Оно должно осуществляться разнообразно, с использованием приемов, учитывающих развитие каждого ребенка.

 В результате изучения литературы я сделала следующие выводы: сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни малыша.

Таким образом, за этот год был заложен фундамент моей дальнейшей педагогической деятельности по сенсорному развитию детей раннего возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План и отчет по самообразованию учителя-логопеда ДОУ.

План по самообразованию на учебный год....

Отчет по самообразованию:Тема: «Развитие творческой личности ребенка на основе хореографии».

 Изучение возможностей хореографии как предмета образовательной области и его влияние на развитие личности детей. Определение условий и способов использования танца как фактора гармонизации и развития...

Отчет по самообразованию.

"Гендерный подход в формировании интереса к художественным произведениям у детей дошкольного возраста"...

Планирование по самообразованию + Отчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"

Планирование по самообразованиюОтчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"...

Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)

Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)...

Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"

Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"...