«Развитие речи детей в условиях ДОУ и дома"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Павлова Гюзял Тахирзяновна

  «Развитие речи детей в условиях ДОУ и дома"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx25.49 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 9

города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевска Самарской области

Структурное подразделение «Детский сад «Родничок»

Государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 9

города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевска Самарской области

Структурное подразделение «Детский сад «Родничок»

Подготовила и провела

участник конкурса

«Воспитатель года-2013»

ПАВЛОВА

Гюзял Тахирзяновна

г.о.Новокуйбышевск, 2014

Конспект родительского собрания

 «Развитие речи детей в условиях ДОУ и дома»

Время проведения: І квартал.

Форма проведения: беседа, лекция.

Продолжительность: 1 -1.5 часа.

Цели: показать родителям значение развития речи для ребёнка, ознакомить с видами игр, упражнений на формирование словаря дошкольника. Познакомить родителей с возможностями семьи в речевом развитии детей.

План проведения

1. Вступление

2.Выступление Павлова Г.Т

3. Демонстрация уголка по развитию речи

4. Показ слайдов

5.Рекомендации родителям

6. Выступление родительницы – Апариной Т.В.

7. Подведение итогов собрания. Принятия решения.

Ход мероприятия

1. Вступление

Воспитатель:

     Добрый вечер, дорогие, родители! Я рада вас видеть на нашем собрание, тема которого: «Развитие речи детей  в условиях ДОУ и дома»

 В настоящее время очень много детей, которые научились поздно говорить. За последние десятилетия резко возросла речевая патология дошкольного возраста что отмечается  в специальной литературе. Особая острота проблемы состоит в том, что дети с недостаточно сформированной устной речью оказываются неготовыми к началу школьного обучения. Овладение родным языком, развитие речи ребенка в дошкольном возрасте рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей

2.  Выступление Павловой Г.Т.

«Развитие речи детей  в условиях ДОУ».

 У старшего дошкольника появляется интерес к речи, как особому объекту познания. Его интересует звучание и значение слова, звуковая форма, сочетание и согласование слов в речи. Я  начинала строить работу в системе по развитию лексико-грамматических форм для того, чтобы подготовить детей к школе, научить их связно строить свои высказывания, составлять интересные рассказы.

Ребенок старшего дошкольного возраста активно владеет бытовым словарем. Словарная работа осуществляется через ознакомление детей с окружающим. Одно из главных направлений в работе воспитателя - это упражнение детей в правильном использовании основных грамматических форм для точного выражения мыслей и знакомство их со сложными случаями использования русской грамматики.

Хочу вас познакомить с моим опытом работы по развитию речи детей нашей группы. Углубленно работая над развитием словаря детей старшего дошкольника группы и формированием грамматического строя речи, я  решаю следующие задачи:

 1. точно и правильно использовать, обозначающие названия предметов быта и природы; их свойства и качества, строение; осознанно использовать слова, обозначающих видовые и родовые обобщения; уметь сравнивать предметы, находить существенные признаки, объединять на их основе предметы;

2.    замечать грамматические ошибки в речи и исправлять их; самостоятельно активно использовать различные грамматические формы; употреблять разные типы предложений в соответствии с содержанием своего высказывания;

 3.   самостоятельно осуществлять звуковой анализ слов; понимать и использовать в речи термин «предложение»; составлять предложение из 3-4 слов.

Исходя из выше перечисленных задач, большое внимание уделяю развитию у детей умения сравнивать, обобщать, противопоставлять. Вводя в словарь детей слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет (дерево, стекло, металл, пластмасса), я широко применяю загадки и описания предметов, их свойств, качеств и действий. Работаю над смысловой стороной слова, расширяю запас синонимов и антонимов, многозначных слов. Стараюсь формировать у детей умение употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации.

Так в игре «Найди приятеля» предлагаем детям выбрать из трех слов два слова, похожие по смыслу:

     дом, солдат, маршал

    конь, собака, лошадь

    веселый, крепкий, прочный

Очень важное место в развитии словаря занимает работа над антонимами. Мы учим, детей сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям (по величине, цвету, весу, качеству). В игре «Сравни» дети объясняют качество двух объектов:

    По вкусу: горчица и мед

    По возрасту: юноша и старик

    По высоте: дерево и трава и т.д.

В игре «Закончи предложение» дети подбирают слова антонимы.

   Слон большой, а комар ...

    Камень тяжелый, а пушинка ...

    Днем светло, а ночью ...

Активно ведется работа с детьми по освоению значения многозначных слов разных частей речи (молния, кран, лист; лить, плыть; полный, острый, тяжелый).

Так в игре «У кого? У чего?» предлагаем детям, определить применительно к каким предметам используются слова. Например:

   ручка – у человека, у двери, у чемодана

    язычок – у человека, у ботинка

В игре «Добавь словечко» дети добавляют одно общее слово к двум словам:

    дерево, цветок – что делают? (растут)

    Сидит, стоит – кто? (человек, собака, кошка)

    - Мяч, яблоко – какие? (круглые)

От отдельных упражнений по подбору синонимов, антонимов, многозначных слов я постепенно подвожу детей к составлению связных высказываний, используя все характеристики предмета, явления персонажа, их качества и действия.

Работа по формированию грамматического строя направлена на обогащение речи детей разнообразными грамматическими формами и конструкциями.

Работаем над согласованием существительных и прилагательных в роде, числе и падеже. Задания постепенно усложняются. Дети должны сами находить правильную форму: «Спроси у белочки, сколько у нее лап? Спроси про уши, хвост, глаза, рот».

Учу детей, правильно употреблять «трудные» глаголы (одеть-надеть). При этом обращаю их внимание на слова-антонимы (одеть-раздеть, надеть-снять)

Большая работа проводится на словообразование. В образовании новых существительных обращаю внимание детей на то, как подбирается словообразовательная пара (чистый пол, чистить, тряпка), как с помощью одного и того же суффикса образуются слова, указывающие на лицо (школа-школьник, огород-огородник) или на предмет (чай-чайник, скворец-скворечник).

Усложняются задания по образованию глаголов с помощью приставок и суффиксов. В игре «Назови действие», где ребенок с помощью картинки привязанной к карточке манипулирует – машинка въезжает в гараж, выезжает из ворот, подъезжает к дому. Ребенок объясняет свои действия.

Чтобы обеспечить для детей полноценное развитие речи я, подобрала игры ,дидактические материалы и пособия на развитие речи детей дошкольного возраста, которые расположены в нашем уголке.

3. Демонстрация воспитателем игр  в уголке по развитию речи.  

4. Показ слайдов -  каталог игр

Развитие всех сторон речи невозможно без освоения ее звуковой культуры, которая составляет основу, центральный момент овладения языком. Звуковая культура речи повышает возможность ориентировки дошкольника в сложных соотношениях грамматических форм, обеспечивает освоение морфологической системы языка. Мною создан каталог игр, который помогает мне в формировании звуковой культуры речи.

Этим каталогом игр вы тоже можете воспользоваться. Каталог предоставлен в электронном варианте на диске группы. Есть распечатанный вариант.

5. Рекомендации родителям.

Конечно, специальных занятий недостаточно для решения всех задач развития речи. Участие вас, уважаемых родителей в решение этих  задач – это  необходимое условие для развития речи ребенка. В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, при которых он будет испытывать удовлетворение от общения с взрослыми, не только получать от них новые знания, но и обогащать свой словарный запас, учиться правильно строить предложения, четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать. Большую роль для развития словаря и грамматических форм речи играют наблюдения на прогулке. Мы вместе должны развивать у детей умение видеть и чувствовать красоту окружающей нас природы, побуждать их высказываться об увиденном. В процессе наблюдений у детей активизируется и пополняется словарный запас, совершенствуется навык построения отдельных грамматических конструкций.

Работа должна проводиться систематично и целенаправленно. 

При общении с детьми в быту, в играх, самостоятельной деятельности непременно вы должны обращать внимание на особенности их речевого развития: образность, выразительность, навыки связной речи, недостатки произношения отдельных звуков. Уделять большое внимание исправлению ошибок в речи детей, помогать найти их.

.                                                                    

Важную роль в развитии речи ребенка играют детские книги. Они должны соответствовать его возрасту, быть доступны пониманию. Не следует ограничивать ребенка только пассивным слушанием того, что вы читаете. Время от времени полезно прерывать чтение обсуждением услышанного.                                                                              

Воспитатель. Какие игры и задания, упражнения   вы используете дома?

Кто может рассказать о том, как вы развиваете речь детей дома, на прогулке?

Нам расскажет Апарина Татьяна Викторовна мама Алёны.

6. Выступление Апариной Т. В.

Воспитатель. Развитие речи ребенка-дошкольника, это ежедневный и кропотливый труд. При общении с детьми в быту, в играх, самостоятельной деятельности непременно вы должны обращать внимание на особенности их речевого развития: образность, выразительность, навыки связной речи, недостатки произношения отдельных звуков. Уделять большое внимание исправлению ошибок в речи детей, помогаем найти их.

Мне хотелось бы предложить вам ряд игр, которые помогут вам успешно развивать речь детей, многие из игр вам знакомы и не раз вы ими пользовались. Я вам раздам буклеты с играми в распечатанном виде и в электронном варианте. Вы с ними ознакомитесь, и можете играть и выполнять упражнения со своими детьми в свободное время  дома, на улице.

6. Решение родительского собрания.  

Подводя итог нашей встречи, следует отметить, что                                                                                                 полноценное речевое развитие детей нужно продолжать и вне занятий: дома, на прогулке. Чтобы обеспечить полноценное развитие словаря детей рекомендуется наряду со специальными занятиями привлекать ситуации из повседневной жизни. Для усвоения лексики нужно создавать речевые ситуации, позволяющие упражнять детей  в употреблении определённых слов. Для развития связной речи целесообразно выстраивать разговоры и беседы с детьми на различные темы, связанные с жизнью ребёнка в семье, в детском саду, с его отношениями с друзьями и взрослыми, его интересами и впечатлениями.                                        

В память о нашей встрече предлагаю вам памятки: « Развивайте речь детей» Используете памятки с играми, которые я вам предложила. Покупайте и делайте своими руками дидактические игры для речевого развития своих детей.            

Помогите ребёнку освоить родной язык, это немало важно в его жизни.                                      

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Развитие речи детей в условиях дошкольного образовательного учреждения".

Мы с Вами рассмотрим понятие о языке и речи, определим факторы языковой способности, рассмотрим закономерности развития речи (то есть затронем теоретическую базу и перейдём к практике), поставим...

Педсовет "Компетентностный подход к развитию речи детей – важнейшее условие качественного образования»

Данный материал представляет собой конспект педагогического совета на тему:  "Компетентностный подход к развитию речи детей – важнейшее условие качественного образования»...

Опыт работы по теме "Дидактическая игра как способ развития речи детей в условиях ДОУ"

Есть множество методик обучения детей раннего возраста, детей дошкольного возраста и подготовки их к учебной деятельности.  Считаю, что полноценную учебную деятельность можно сформировать л...

Методическая неделя "Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"

Методическая неделя, как одна из форм методической работы, позволяет систематизировать знания педагогов по данной теме и делиться накопленным опытом работы....

Родительское собрание во второй младшей группе: " Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"

Знакомство родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста; проанализировать речевое развитие детей группы; знакомство с речевыми играми, в которые полезно играть с реб...

Презентация "Дидактическая игра как средство развития речи детей в условиях дома ребенка"

Презентация "Дидактическая игра как средство развития речи детей в условиях дома ребенка"...