Рабочая программа музыкально - ритмического кружка "Ритмика"
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Актуальность программы состоит в том, что обучение танцу строится с учетом индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребенка; танец рассматривается как способ развития основных познавательных процессов личности ребенка и его эмоционально-волевой сферы.
Цель программы: развитие артистичности, внутренней свободы, раскрытие творческого потенциала ребенка средствами музыкально-ритмических и танцевальных движений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 137.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад№10» г. Карабаш
Рабочая программа музыкально - ритмического кружка «Ритмика»
Автор: Н.Б.Авдеева
Пояснительная записка.
Программа для танцевального кружка «Ритмика» направлена на создание условий для развития артистичности и внутренней свободы ребенка 6-7 лет средствами музыкально-ритмических и танцевальных движений.
Приобретая опыт исполнения танца, ребенок овладевает не только двигательными навыками и умениями, но также творческого осмысления музыки, ее эмоционально – телесного выражения. Ребенок создает индивидуальный образ, а не индивидуальный танец. Именно этот опыт и умения помогут ребенку в дальнейшем успешно адаптироваться не только в других видах художественно – творческой деятельности, но и научит соблюдать «рамки правил» в любых видах деятельности (игровой, учебной).
Новизна настоящей программы заключается в том, что в ней интегрированы такие направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение и даются детям в игровой форме и адаптированы для дошкольников. Ее отличительными особенностями является: - активное использование игровой деятельности для организации творческого процесса – значительная часть практических занятий. Педагогическая целесообразность программы заключается в поиске новых импровизационных и игровых форм.
Актуальность программы состоит в том, что обучение танцу строится с учетом индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребенка; танец рассматривается как способ развития основных познавательных процессов личности ребенка и его эмоционально-волевой сферы.
Цель программы: развитие артистичности, внутренней свободы, раскрытие творческого потенциала ребенка средствами музыкально-ритмических и танцевальных движений.
Задачи:
- Развивать творческое воображение и фантазию;
- развивать эмоциональную сферу и умение выражать эмоции в танце;
- развивать способность импровизировать;
- воспитывать нравственно-коммуникативные качества, умение вести себя в группе во время
движения, чувство такта и взаимоуважения;
- развивать двигательные навыки, координацию движений, умение ориентироваться в пространстве;
- развивать гибкость, ловкость, пластичность;
- формировать правильную осанку, красивую походку;
- расширять музыкальный кругозор;
- дать детям знания о танцевальных жанрах и направлениях;
- обогащать двигательный опыт разнообразными видами танцевальных движений.
Отличительные особенности программы:
- Совместное творчество педагога и детей в процессе постановки танцевальных композиций.(педагог предлагает идею танца, сюжет, детали и движения придумываются совместно), что способствует повышению творческой инициативы у детей.
- Сюжетное содержание танцев позволяет более полно творчески самореализоваться.
- разнообразный жанровый и стилевой материал.
Занятия проводятся 1 раз в неделю (36 занятий в год)
Продолжительность:
25-30 мин.
Методы и приемы реализации программы:
- наглядно-слуховой. (представление музыкального материала, разбор по форме, составление сюжета танца)
- наглядно-зрительный. (показ движений педагогом, показ иллюстраций, помогающий составить более полное впечатление о композиции).
- словесный. (объяснение, беседа, диалог).
- практический. (упражнения, использование различных приемов для детального выучивания того или иного движения)
Ожидаемые результаты:
Занятия по программе « Ритмика» будут способствовать:
1. раскрытию творческого потенциала ребенка:
- проявлению интереса к музыкальной культуре, движению, танцу.
- развитию воображения и фантазии.
2.развитию музыкальности:
- умению слушать и понимать музыку;
- умению двигаться под музыку в соответствии с характером музыкального произведения;
- развитию чувства ритма;
- развитию способности различать жанры и стили танцев.
3. Развитию двигательных навыков:
- умению точно исполнять танцевальные движения;
- действовать синхронно и выразительно в группе;
- умению ориентироваться в пространстве;
- умению запоминать и выполнять рисунок танца самостоятельно, без подсказки.
4. Развитию нравственно-коммуникативных качеств:
- умению вести себя в паре ( пригласить, проводить, подать руку, приветствие, поклон);
- умению сочувствовать, сопереживать другим людям.
5.развитию психических процессов: восприятия, мышления, внимания, памяти, воли и др.
Диагностика.
Составлены критерии диагностики по усвоению задач данной программы.
Средства диагностики: психолого-педагогическое наблюдение, упражнения, задания на занятиях.
Форма подведения итогов:
Концерт для родителей в конце учебного года «Мы артисты!» ( май) а так же выступления на открытых мероприятиях МКДОУ.
Показатели качества усвоения ребенком
программного материала.
- Музыкальность.
- Умение слушать и понимать музыку.
- Умение двигаться в соответствии с характером музыки.
- Умение определять на слух музыкальные жанры.
- Чувство ритма.
- Двигательные навыки.
- Координация движений.
- Ориентирование в пространстве.
- Точность выполнения танцевальных движений.
- Пластичность.
- Эмоциональная сфера.
- Выразительность мимики и пантомимики.
- Творческие проявления.
- Умение импровизировать под музыку.
- Умение придумывать танцевальные движения в соответствии с задуманным образом.
- Коммуникативные навыки.
- Умение вести себя в паре.
- Умение вести себя в коллективе.
- Проявление некоторых психических процессов.
- Память.
- Внимание.
- Подвижность нервных процессов.
Структура занятия .
1. Вводная часть. 5-7 мин.
- поклон
- разминка по теме занятия
2. Основная часть. 20 мин.
- Повторение и закрепление ранее пройденного материала
- Разучивание основных движений, составных элементов основного движения
- Упражнения на развитие творческого воображения ( танцевальные импровизации)
- Музыкальная игра, коммуникативные танцы-игры
3. Заключительная часть. 3 мин.
- упражнения на восстановление дыхания
- игровой самомассаж
- релаксация
- заключительный поклон
Диагностические критерии.
Критерии | Высокий уровень | Средний уровень | Уровень ниже среднего |
Музыкальность | 1.Внимательно слушает музыку до конца, способен высказаться о характере, содержании произведения самостоятельно. 2. Двигается в соответствии с характером музыки, самостоятельно меняет движения в соответствии с музыкальными фразами, темпом, ритмом. 3. Самостоятельно определяет на слух танцевальные жанры, изучаемые на занятиях. 4. Ритмично выполняет движения под музыку. | 1. Слушает музыку до конца, отвлекаясь. Высказывается о содержании и характере произведения с помощью наводящих вопросов. 2. Двигается приблизительно в характере музыки, с помощью подсказки педагога меняет движения в соответствии с музыкальными фразами, темпом, ритмом. 3. Определяет на слух танцевальные жанры, изучаемые на занятиях с помощью подсказки педагога. 4. Не всегда ритмично выполняет движения под музыку. | 1. Не может дослушать музыку до конца, отвлекается. Не может высказаться о характере и содержании произведения. 2. Не может передать в движении характер музыки, не слышит музыкальные фразы, движения меняет хаотично. 3. Не может определить на слух танцевальные жанры, изучаемые на занятиях. 4. Движения выполняет под музыку не ритмично. |
Двигательные навыки | 1.Уверенно знает части тела. Правильно сочетает движения рук и ног в танцевальных композициях. 2. Свободно и самостоятельно выполняет перестроения, предложенные педагогом, а так же использованные в танце. 3. Точно и ловко выполняет танцевальные движения. 4. Мягко, плавно и музыкально Выполняет движения руками в соответствующем контексте. | 1. Неуверенно знает части тела. Плохо координирует руки и ноги в танцевальных композициях. 2. Выполняет перестроения с помощью подсказки педагога или детей. 3. Танцевальные движения выполняет приблизительно. 4. Испытывает трудности с выполнением мягких и плавных движений руками в соответствующем контексте. | 1. Плохо знает части тела. Путает сочетание рук и ног в танцевальных движениях. 2. Путается в перестроениях, плохо ориентируется в пространстве. 3. Танцевальные движения выполняет с трудом. 4. Коряво выполняет движения руками в медленных и плавных композициях. |
Эмоциональная сфера | 1. Умеет выражать свои чувства в движении, выразительно и эмоционально двигаться в танце. | 1. Немного скован эмоционально, не всегда выразительно исполняет композицию. | 1. Скован и зажат, движения выполняет не эмоционально, стесняется зрителей. |
Творческие проявления | 1. С удовольствием импровизирует движения под музыку, придумывает оригинальные композиции. 2. С легкостью придумывает танцевальные движения, раскрывающие образ героя или настроения музыки. | 1. Импровизирует движения под музыку по просьбе педагога и с его помощью. Помогает в составлении танцевальных композиций. 2. Придумывает танцевальные движения по образцу. | 1. Не может импровизировать танцевальные движения и придумать композицию движений. 2. Не может придумать танцевальные движения. |
Коммуникативные навыки | 1. Знает все основные положения « партнер-партнерша». 2. Всегда уважительно относится к товарищам, соблюдает очередность, дистанцию, проявляет терпение к отстающим детям. | 1. Неуверенно знает основные положения « партнер-партнерша». 2. Не всегда уважительно относиться к товарищам, соблюдает очередность и проявляет терпение к отстающим детям. | 1. Плохо знает основные положения « партнер-партнерша». 2. Неуважительно относится к товарищам, не соблюдает очередность, не может проявить терпение к товарищам. |
Диагностическая таблица.
Критерии
Ф.И. | Музыкальность | Двигательные навыки | Эмоциональная сфера | Творческие проявления | Коммуникатив- ные навыки | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | |
1. | |||||||||||||
2. | |||||||||||||
3. | |||||||||||||
4. | |||||||||||||
5. | |||||||||||||
6. | |||||||||||||
7. | |||||||||||||
8. | |||||||||||||
9. | |||||||||||||
10. |
Приложение к программе
Методическое оснащение.
- Папка «Позиции и танцевальные движения для дошкольников»;
- Папка « Самомассаж»- упражнения по игровому самомассажу;
- Папка « Релаксация»- упражнения на релаксацию в конце занятия;
- Папка « Музыкальные игры»- подборка различных музыкальных игр на развитие творческого воображения и фантазии;
- Папка « Разминки»-стретчинг, подборка разминок по теме для начала занятия;
- Музыкальные диски с музыкой для творческих заданий, танцев, игр;
- Папка « Иллюстрации»- подборка иллюстраций к теоретическим разделам и творческим заданиям;
- Папка « Подговорки»- подборка из фольклорного материала для усвоения танцевальных движений;
- Детские музыкальные инструменты, игрушки, мячи, обручи, ленты и т.п. для музыкальных игр и танцев.
Содержание и методическое обеспечение программы.
Месяц | Движение Композиции Танцы | Задачи | Форма проведения. Методы и приемы | Методическое оснащение и дидактический материал. Приложение . | Количество занятий | ||
Сентябрь | Повторение жанра-танец. Исходные положения. Позиции ног (классика) Упражнения для развития мышечной силы в образных двигательных действиях и заданиях. Упражнения на напряжение и расслабление мышц. Пропластика. | Развитие творческих и созидательных способностей: Укрепление здоровья: | - Наглядно-слуховой ( использование презентаций для лучшего представления о стиле, жанрах); - Наглядно- зрительный ( Показ педагогом правильного исполнения движений); - практический. (упражнения, использование различных приемов для детального выучивания того или иного движения) | 1, диск -презентации 1,4 2,4,5 | 1 2 1 | ||
Октябрь | Партерная гимнастика на растяжку. Строевые упражнения. Построения в рассыпную. Игроритмика: упражнения со стихами: «Ворота», «Качели», «Забияки». Передвижение в обход, шагом и бегом. Бег по кругу и по ориентирам («Змейкой»). Перестроение из одной шеренги в несколько Ритмический танец «Мы пойдем сначала вправо» Подготовка к разучиванию Танец «Осенний денек» | - Работать над координацией движений, ориентированием в пространстве; - Развивать чувство ритма; - Формировать правильную осанку; - Учить детей взаимодействовать в коллективе; - Работать над синхронностью движений; - Продолжать развивать творческую фантазию, проявлять собственную индивидуальность. - Побуждать участвовать в придумывании сюжета и рисунка танца; - Воспитывать терпимость и тактичность по отношению друг к другу; - Развивать танцевальное ансамблевое чувство; - Продолжить работу над улучшением танцевальной мимики, осанкой, правильной постановкой рук и ног | - Наглядно- зрительный ( Показ педагогом правильного исполнения движений); - Словесный ( объяснение, беседа, диалог); - Игровой ( музыкальные игры по теме для развития творческой инициативы и фантазии, а так же для сплочения коллектива) - Наглядный; - Словесный; - Практический. | 1,2,3,4,5,6,7 1,2,6,9 1,3,5,9 | 2 1 1 | ||
ноябрь | Стретчинг «Медвежата» Закреплять движения танца. Игры с пением и музыкальным сопровождением. «Башмачок» Русский танец | - Познакомить детей с танцами некоторых народов мира; - Дать понятия о танцевальном стиле, жанрах, особенностях музыки, костюмах данного танца; - Разучить основные движения выбранного танца; - Побуждать участвовать в придумывании сюжета и рисунка танца; - Воспитывать терпимость и тактичность по отношению друг к другу; - Улучшать ритмовосприятие, ритмопластику, внимание, координацию движений, выносливость детей; - Поощрять творческую инициативу. | - Практическое занятие. - Словесный; - Слуховой; - Наглядно-зрительный; - Практический -Словесный; - Слуховой; - Наглядно-зрительный; - Практический | 1,2,3,4,5,6,7,8 4,6,7,9 | 2 2 | ||
декабрь | Новогодний калейдоскоп. (танцы с предметами) | - Дать понятие о современном танце, стилях, направлениях, музыке нашего времени; - Разучить основные движения выбранного танцевального направления; - Развивать скорость реакции, четкость, ритмичность, синхронность в движении; - Побуждать активно участвовать в составлении сюжета, рисунка танца, придумывать собственные движения; - Совершенствовать танцевально-исполнительские навыки; - Развивать артистичность и внутреннюю свободу, уверенность в себе. - Воспитывать выдержку, терпимость к товарищам. - Воспитывать танцевальную и общую культуру. | - Практическое занятие. - Наглядный; - Словесный; - Практический; - Игровой | 1,2,3,4,5,6,7,8 | 4 | ||
январь | кадриль Постановка Отработка элементов связок , перестроений . Работа над музыкальностью и пластичностью движений | - Дать понятие об историко-бытовых танцах, разновидностях и стилевых особенностях, костюмах, музыке; - Разучить основные движения выбранного танца; - Учить передавать в движении стилевые особенности эпохи; - Учить взаимодействовать в паре, правильно и точно исполнять парные движения; - Работать над пластикой, осанкой, красивой походкой; - Учить четко видеть рисунок танца, точно выполнять перестроения, хорошо ориентироваться в пространстве; - Учить « быть в образе» во время танца; - Воспитывать устойчивое желание заниматься танцевальной деятельностью. | - Наглядный; - Словесный; - Практический. | 1,2,3,4,5,6,7 | 4 | ||
февраль | Ритмика: Партерная гимнастика: освоение простейших элементов на полу ( стретчинг- упражнения для укрепления мышц брюшного пресса. Танцевальный этюд «Сказочная страна» Постановка Изучение танцевальных движений , соединение движений в танцевальные композиции Спортивный Танец Упражнения для выразительности и плавности рук под музыку в различном темпе Пластические этюды под чтение стихов. Постановка Разучивание движениями работа над плавностью и гибкостью рук | Учить передавать настроение , образ в танце через движение -Повышение работоспособности и двигательной активности -Формировать навыки грациозности и изящества движений | Практические – показ правильного выполнения движений; Словесный – беседа . объяснение. Игровой – сюжетно - ролевой Словесные – пояснение ;Практические - образец Словесно – наглядные -показ правильного выполнения упражнений | 1,2,3,5,7,9 1,2,3,4,7,9 | 2 2 | ||
март | Игровой стретчинг. Игры на перестроение («Слушай сигнал», *Не уроните шарик (Танец с мячами) Танцевальные упражнения и танцы с предметами Танец «Весенняя капель» | -развить хорошую осанку; -координация движений -умение танцевать с предметом - Учить взаимодействовать в паре, правильно и точно исполнять парные движения; - Работать над пластикой, осанкой, красивой походкой; - Учить четко видеть рисунок танца, точно выполнять перестроения, хорошо ориентироваться в пространстве; | -Словесный; - Слуховой; - Наглядно-зрительный; - Практический -Словесный; - Слуховой; - Наглядно-зрительный; - Практический | 1,2,5,7,8,9 | 2 2 | ||
апрель | Ритмика партерная гимнастика Танцевальный этюд «Фантастическое существо» Работа над характером , выразительностью и синхронностью выполнения движений Креативная гимнастика «Магазин игрушек» Танец « Диско» | Развивать пластичность и выразительность движений - Разучить основные движения выбранного танца; - Учить передавать в движении стилевые особенности; - Учить взаимодействовать в паре, правильно и точно исполнять парные движения | Словесные – объяснение ; практические – двигательная активность словесно - наглядные Словесно – игровой Словесный – беседа . объяснение. Игровой – сюжетно - ролевой Словесные – объяснение ; практические – двигательная активность словесно - наглядные Словесно – игровой | 1,2,5,8,9 1,2,3,6,9 1,2,3,4,6,8,9 | 2 1 1 | ||
май | Танцевальная разминка - все изученные комплексы Креативная гимнастика «Ай, да я!» Отчётный концерт | Закрепление движений танца. Подготовка к отчётному концерту | Словесные – объяснение ; практические – двигательная активность словесно - наглядные Словесно – игровой практические – двигательная активность | 1,2,3,4,5,8,9 9 | 3 1 |
Литература.
1. О.Н. Арсеневская « Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду»
Изд. « учитель» 2009г. Волгоград.
2. Н.И.Безлатная «Ритмика и хореография в ДОУ» Щелково 2009г.
3. С.И.Бекина, Т.П.Ломова, Е.Н.Соковнина « Музыка и движение. Упражнения, игры и пляски
для детей 5-6 лет». Москва. « Просвещение»1983г
4.. С.И.Бекина, Т.П.Ломова, Е.Н.Соковнина « Музыка и движение. Упражнения, игры и пляски
Детей 6-7 лет. Москва. «Просвещение»1983г.
5. А.И.Буренина « Коммуникативные танцы-игры для детей». « Ритмическая пластика для
Дошкольников».
6. Е.В.Горшкова « От жеста к танцу». 1кн. « Методика и конспекты занятий по развитию у детей
5 -7 лет творчества в танце». Москва, изд. « Гном» 2002г.
7. Н.Зарецкая, З.Роот « Танцы в детском саду». Москва, изд. Айрис ПРЕСС 2003г.
8. И.Каплунова, И.Новоскольцева « Потанцуй со мной, дружок». Санкт-Петербург 2010г.
9. М.Ю.Картушина « Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет». Москва,2010г.
Изд. « Т.Ц.Сфера».
10. М.Ю.Картушина « Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет». Москва 2010г.
Изд. « Т.Ц.Сфера».
11. Е.Кузнецова « Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми
Нарушениями речи». Москва. Изд. « Гном и Д».2002г.
12. Са-фи-дансе (танцевально-игровая гимнастика для детей
13. Т.И.Петрова, Е.Л.Сергеева, Е.С.Петрова « Театрализованные игры в детском саду».
Москва. Изд. « Школьная пресса» 2000г.
14. О.В.Усова « Развитие личности ребенка средствами хореографии. Театр танца».
Екатеринбург 2001г.
Согласована Утверждена
Методист МКДОУ «Детский сад№10» Заведующий МКДОУ «Детский сад№10»
__________ …………………………….._________________
«____»_________2014 год
«____»_________2014год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по кружку
« Ритмика»
для детей 6-7 лет (срок реализации 1год)
разработана 2013году
Составитель: музыкальный руководитель Авдеева Н.Б.
Карабаш 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/13/picture-67018.jpg)
рабочая программа по ритмической гимнастике
Цель программы: тренировка и развитие сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата, выработка культуры движений и навыков координации, воспитание музыкальности и чувства ритма....
"Рабочая программа по ритмической гимнастике для детей старшего возраста"
Материал предназначен для инструкторов по физической культуре для занятий в кружке по ритмической гимнастике.В планировании для старших дошкольников предусмотрены различные варианты организации ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/31/picture-511562-1414756282.jpg)
Рабочая программа по ритмической гимнастике для старших дошкольников "НЕПОСЕДЫ"
Рабочая программа для старших дошкольников "Ритмическая гимнастика" ...
Рабочая программа музыкально-ритмического кружка "Ложкари"
Рабочая программа музыкально-ритмического кружка "Ложкари"...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/22/picture-845809-1655882183.jpg)
Рабочая программа по ритмической гимнастике
Цель программы:тренировка и развитие сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата; ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/23/picture-1221753-1582467812.jpg)
Рабочая программа музыкально-ритмического кружка «Задоринки» для детей 5-7 лет на 2018-2019 учебный год
Данная рабочая программа музыкально-ритмического кружка «Задоринки» поможет воспитателям и музыкальным руководителям организовать кружковую работу с детьми....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/13/picture-1057237-1536821056.jpg)
Рабочая программа по ритмической пластике для детей А. И. Бурениной "Ритмическая мозайка"
Музыкально- ритмические движения являются синтетическим видом деятельности,которые основаны на движениях под музыку, развивающий музыкальный слух и двигательные способности, а так же психические проце...