«Игра – как средство нравственного развития у детей дошкольного возраста ».
статья (старшая группа) на тему

Погодаева Оксана Степановна

     Одной из важных составляющих развития государства является нравственное воспитание детей. Педагоги имеют возможность влиять на воспитание ребенка. И поэтому целью педагогов и родителей является оградить малыша от мира жестокости и грубости, познакомить ребенка с принципами морали и этики, формировать нравственные представления и понятия. Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

       

«Игра – как средство нравственного развития у детей

 дошкольного возраста ».

     Одной из важных составляющих развития государства является нравственное воспитание детей. Педагоги имеют возможность влиять на воспитание ребенка. И поэтому целью педагогов и родителей является оградить малыша от мира жестокости и грубости, познакомить ребенка с принципами морали и этики, формировать нравственные представления и понятия. Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

    Дошкольное детство - это период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Когда ребёнок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Они связаны не только с тем, что он ещё мало знает об этом мире, а должен и хочет его познать. И не только физически жить, но хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей и развиваться, совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают или даже наказывают. Основные проблемы, связанные с нравственным воспитанием – это формирование коллективных взаимоотношений, дружелюбия, гуманности, трудолюбия, активности. Решению этих вопросов в наибольшей степени способствует игра, которая является основным видом деятельности детей. Таким образом, игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, в том числе для нравственного воспитания.    

    Игра – самая привлекательная деятельность для детей дошкольного возраста. Ее привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает субъективное внутреннее ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений. В игре ребенок получает знания об окружающем мире, в ней ярко развиваются потребности детей в общении.         Игра – подлинная социальная практика для ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Игра – отражение жизни, которое создается ребенком, действия детей всегда реальны, их чувства и переживания являются подлинными, искренними. Она как важная деятельность ребенка, должна выполнять воспитательные  функции. Игра имеет значение не только для умственного развития ребенка, но и для развития его личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми. Зачастую игра используется в целях всестороннего воспитания и формирования нравственной стороны личности, она позволяет лучше понять и глубже пережить эту действительность, позволяет воспитывать высокие человеческие качества. Большое влияние оказывает игра и на развитие способности взаимодействовать с другими людьми. Во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребенок осваивает правила этого взаимодействия, во- вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими детьми, т.е. развивается коммуникативная функция его речи. Именно в игре дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.

Сюжетно-ролевые игры имеют следующие структурные компоненты: Сюжет - то есть действительность, которую отражают дети в своих играх. Обычно они воспроизводят сцены из семейного быта и трудовой деятельности. При этом, каждому дошкольному возрасту свойственно воспроизводить разные стороны действительности внутри одного и того же сюжета (от сосредоточения на выполнении действия до отражения сложных социальных отношений).

 Содержание - тот момент, который выделяет ребенок, как основной в деятельности взрослых.

 На протяжении дошкольного детства происходит усложнение, как сюжета, так и содержания игры.

    В ходе сюжетно-ролевых игр дошкольник берет на себя определенные роли и подчиняется правилам, требуя и от других детей их соблюдения. Учитывая данную особенность сюжетно-ролевых игр, взрослому важно грамотно руководить игрой детей, чтобы донести до них нравственные нормы поведения и правила, которые воспроизводятся детьми в процессе игровой деятельности.

     Дидактические игры - это специфическая и содержательная для детей деятельность. Данный вид игры имеет готовый игровой материал, замысел и правила, т.е. дидактические  игры применяются в педагогическом процессе (в отличие от сюжетно-ролевых, которые имеют спонтанный характер). Дидактические игры имеют цель, т.е. эта игра направлена на получение конкретного результата.

Цель имеет два аспекта:

  • Познавательное развитие -  то, чему мы должны научить ребенка.
  • Воспитательный процесс - это те способы сотрудничества, форм общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.

 Цель дидактической игры направлена на развитие определенных психических процессов, способностей, развитие сочувствия, вежливости, чуткости.

Игровой замысел представляет собой игровую ситуацию, в которую вводится ребенок, и которую он воспринимает как свою. Во всех случаях замысел игры реализуется в игровых действиях, которые предлагаются ребенку, чтобы игра состоялась.

Важной особенностью игры являются игровые правила, которые доносят до сознания детей ее замысел, игровые действия и обучающую задачу.

Взрослый организует игру и направляет ее - он помогает преодолевать затруднения, оценивает действия ребенка.

Дидактические игры являются осмысленной для ребенка деятельностью, в которую он охотно включается. Полученный социальный опыт становится его личным достоянием, так как его можно применить и в других условиях.

Игра должна давать ребенку возможность применять на практике то, что ему знакомо и побуждать к усвоению нового.

Среди дидактических игр можно выделить:

  • игры, направленные на развитие гуманных, нравственных отношений,  волевых качеств личности, которые выражаются в поступках и действиях.

    Подвижные игры направлены на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворении их биологической потребности в движениях.

   Отличительная черта подвижных игр - их эмоциональность . Подвижные игры должны содержать интересные двигательные задания, игровые образы, неожиданные ситуации. Существуют подвижные игры, направленные на развитие ловкости, координации движения, скорости и т.д.

   Театрализованные игры - делают возможным знакомство дошкольника с окружающим миром через образы, краски, звуки. Зрелищность вызывает радость, а сказочность образов усиливает привлекательность игры.

 Театрализованные игры делят на режиссерские и игры-драматизации.

    К режиссерским играм  относят настольный театр, теневой театр. Тут ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа - объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

 Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.

     Нравственные чувства формируются у детей в процессе взаимоотношений их с взрослыми и сверстниками. Уже в раннем детстве ребенок усваивает элементы нравственного поведения, простейшие правила общения с окружающими. В два-три года ребенок способен проявлять элементарные чувства отзывчивости, доброжелательности, уважения. Если ребенка правильно воспитывать, он старается вести себя так, чтобы заслужить одобрение близких. В три-четыре года ребенку доступны несложные формы организации поведения: не разговаривать громко, не толкать прохожих. Пятилетние дети учатся оценивать свои и чужие поступки, поэтому важно формировать в них восприимчивость к положительным примерам и отрицательное отношение к плохим. У них появляются оценочные суждения о собственном поведении «я вел себя хорошо», «своим поступком я огорчил маму».

Движущей силой в преодолении поведения, не соответствующего нравственной норме, является противоречие между представлением ребенка о себе как хорошем и квалификации своего поступка как плохого.

    К концу дошкольного возраста появляется еще более высокая осознанность поступков. В этот период важно формировать у дошкольника критическое отношение к тому, что не дозволено.  Для того, чтобы нравственные привычки стали нормой, важно создать оптимальные условия для упражнения ребенка в моральных поступках. Тогда нравственные действия, повторяясь ежедневно, из обязательных, совершаемых под влиянием взрослого, превратятся постепенно в привычные, вытекающие из внутренней необходимости поступать именно так, а не иначе. Следовательно, полезно упражнять ребенка в выполнении правил и в естественных, и в специально создаваемых ситуациях ,т.е игре.

    Нравственному развитию должна отводиться ведущая роль в процессе первоначального становления личности старшего дошкольника. Чтобы наше подрастающее поколение выросло открытым для общества, умеющее работать в дружном  коллективе, выполняя общую цель, на благо себя и других.

    Немало важно, не только дать знания о правилах культуры поведения, но и дать возможность проявить эти знания на практике – в дошкольном возрасте – в игре. Привить уважение к старшим, научить сочувствовать и помогать слабым. А также быть самостоятельным и дисциплинированным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Музыка как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – это основа общего развития ребёнка. Главные задачи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольника:- сохранить лучшие качества в детях;- заложить нравственные осн...

Педагогическая система работы "Игра - как средство нравственного развития у детей старшего дошкольного возраста"

quot;Чем выше человек по умственному и нравственному развитию,тем большее удовольствия доставляет ему жизнь, тем он свободнее" Антон Павлович Чехов....

«Сюжетно-ролевая игра как средство нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте»

Особое развитие в дошкольном возрасте получает сюжетно-ролевая игра, в основе которой роль, выбираемая ребенком, и действия по реализации этой роли. В сюжетно-ролевой игре происходит знакомство с нрав...

Развивающие интерактивные игры как средство всестороннего развития личности детей дошкольного возраста с ОНР

Развивающие интерактивные игры как средство всестороннего развития личности детей дошкольного возраста с ОНР.Диагностика.Профилактика, коррекция речевых нарушений. 1. Электронные пособия для...

Мастер-класс класс для педагогов «Дидактическая игра как средство сенсорного развития у детей дошкольного возраста»

Актуальность: Основным средством для сенсорного развития являются дидактические игры. Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время расширяет представление детей об окружающем мире, ...

Презентация: Игра как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Семинар воспитателей«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через разные виды образовательной деятельности»Представление опыта работы по теме:Игра как средство нравствен...