Технология моделирования безопасного поведения детей с помощью игровых образовательных ситуаций
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Безногова Надежда Ивановна

Методическая разработка по  формированию устарших дошкольников необходимых компетенций по безопасному поведению в обществе. Предствалены: алгоритм формирования ОБЖ , структура образовательной деятельности, игровые ситуации, 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_modelirovaniya_bezopasnogo_povedeniya_detey.docx74.83 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №54 г. Кировска»

 муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №54 г. Кировска»

Технология моделирования безопасного поведения детей

с помощью игровых образовательных ситуаций

/Методическая разработка/

Безногова Надежда Ивановна,                                                                                        воспитатель подготовительной группы,                                                                            2 квалификационная категория


«Технология моделирования безопасного поведения детей

с помощью игровых образовательных ситуаций»

Безногова Надежда Ивановна, воспитатель подготовительной к школе группы,

2 квалификационная категория

Содержание:

Введение ………………………………………………………..…………......2 стр.

  1. Технология моделирования безопасного поведения детей с помощью игровых образовательных ситуаций ……………………….…………….3 стр.
  1. Содержание и структура образовательной деятельности ………..3 стр.
  2. Алгоритм моделирования безопасного поведения ……………… 5 стр.
  3. Организация совместной деятельности с родителями по формированию у детей основ безопасного поведения………………………………………………………….…7 стр.

Заключение ..……………………………………………………………..........9 стр.

Список литературы    ………………………………………..……..…..……10 стр.

Приложение

Введение

В современном мире никто не застрахован от непредвиденных ситуаций. Сама жизнь показывает необходимость обучения основам безопасности жизнедеятельности. Особую тревогу мы испытываем за беззащитных маленьких граждан – дошколят. Дети в любой момент могут оказаться в неожиданной ситуации на улице, дома.

Безопасность – это не только сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Социальная ситуация развития старших дошкольников предполагает создание условий для формирования у них предпосылок экологического сознания, представлений об опасных ситуациях, безопасном поведении, принятии мер предосторожности.

Федеральными государственными стандартами дошкольного образования  определяют  содержание образовательной  деятельности по формированию основ безопасного поведения детей в быту, социуме, природе . Оно (содержание) направлено на: обогащение и закрепление правил и способов безопасного поведения, освоение правил обращения с приборами, расширение представлений об оказании первой помощи при несчастных случаях, соблюдении правил техники безопасности при организации индивидуальной и совместной деятельности, игр, спортивных развлечений.

Наблюдая за  поведением детей в быту, их общением со сверстниками и взрослыми, животными на улице, я заметила, что:

  1. Хотя дети  и имеют знания о необходимости соблюдать правила безопасного поведения, но в реальной жизни они их применяют крайне редко,  соблюдают правила только при  напоминании взрослого;
  2. Во время совместной игровой или спортивной деятельности дети ведут себя неосторожно по отношению к сверстникам, имеются затруднения в анализе и прогнозировании событий;
  3. Дети проявляют неосторожность при общении с незнакомыми животными и людьми на улице.

Таким образом, проанализировав знания детей и особенности их поведения в быту, я определила:

цель - развитие способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного, безопасного поведения посредством моделирования образовательных игровых ситуаций на материале произведений художественной литературы.  

Исходя из цели,  определила задачи:

  1. Систематизировать знания детей об опасных ситуациях в быту, на улице, на природе, с незнакомыми людьми;
  2. Способствовать развитию у старших дошкольников аналитико – синтетических способностей на примере поведения героев литературных произведений;
  3. Формировать новую линию поведения дошкольников на основе технологии моделирования;
  4. Стимулировать активную диалогическую и монологическую речь с помощью обыгрывания, пересказа литературного произведения;
  5. Развивать умение оценивать собственные поступки в процессе нового результата выхода из ситуации.

В целях создания успешной социальной ситуации развития участников образовательных отношений, обеспечения вариативности дошкольного образования (ФГОС ДО,  пункт 3.1.), я использовала авторские методики и технологии:

  1. Деркунская В. А., Гусарова Т. Г., ОО «Безопасность»: Учебно – методическое пособие;
  2. Хромцева, Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту;
  3. Шинкарук С. А. Правила безопасности дома и на улице;
  4. Шорыгина Т. А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей.

В качестве основного метода педагогического воздействия я использовала  моделирование игровых ситуаций, в процессе которых дети учились  детей основам прогнозирования событий, предвосхищения опасностей, оценке своего поведения и поведения окружающих, формулировании выводов по итогам деятельности.

 Форма работы  с детьми – совместная интегрированная образовательная деятельность, включающая в себя: чтение, обсуждение литературных произведений,  игры – драматизации и инсценировки, игры тренинги с дальнейшим обсуждением (анализом) сценария событий; формулирование выводов, выбор новой модели поведения.

 Новизна данной технологии заключается в специальной организации познавательной и мыслительной деятельности дошкольников, приобретении нового поведенческого опыта и его переносе из мира литературных героев в реальную жизнь.  

  1. Технология моделирования безопасного поведения детей с помощью игровых образовательных ситуаций.
  1. Содержание и структура образовательной деятельности

В целях эффективности усвоения детьми актуальных знаний и умений безопасного поведения, разработала перспективный план, определила основное содержание образовательной деятельности, подобрала литературные произведения, обновила и пополнила предметно – развивающую среду:

•        оформила уголок безопасности,

•        приобрела и сделала с помощью детей дидактические игры,

•        приобрела атрибуты для сюжетно – роевых игр, игр – инсценировок, разыгрывания обучающих ситуаций,

•        пополнила подборку предметных картинок по темам:

•        оформила картотеки игр, стихов и загадок,

•        сделала подборку мультфильмов, сказок, обучающих фильмов по разделам,

•        оформила с детьми фото - ширмы «Зная правила движенья, ты в беду не попадёшь», «Я в быту не пропаду»,  «Много интересного в нашем дворе»,

•        приобрела и обновила несколько видов театра, ширму для инсценировок,

•        оформила подборку литературных произведений,

•        Работала и оформила схемы для моделирования ситуаций и др.

Опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления о безопасном поведении, выделила направления своей работы:

  1. Ребенок и другие люди.
  2. Ребенок и природа.
  3. Ребенок дома.
  4. Ребенок и здоровье.
  5. Ребенок на улице.

Главным действующим героем нашей  увлекательной игровой деятельности стал «Стобед» - мальчик, который постоянно попадал в различные ситуации.     Развитие у детей безопасного поведения осуществляла поэтапно:

1 этап – «Я знаю»

На этом этапе актуализировала, уточняла и систематизировала знания детей о различных правилах безопасности. Для активизации мыслительной деятельности использовала следующие методы и приемы: беседы, дискуссии по литературным произведениям, после просмотра обучающих видеофильмов, сказок, рассматривание иллюстраций и предметных картинок.

Так, например, дети получают новые знания об отношениях между людьми, их поступках, недобрых намерениях. Эти знания помогают детям впоследствии правильно оценить ситуацию и применить их на практике. Предлагая детям правила безопасного поведения им надо объяснить, что есть три группы предметов, которыми:

  • могут пользоваться только взрослые, ребенок не должен к ним прикасаться - спички, плита, газ, розетки, электроприборы, лекарства;
  • в зависимости от возраста дети могут правильно обращаться с ними и под присмотром взрослых – ножницы, иголки, нож;
  • которые хранятся в недоступных местах для детей – бытовая химия, кислоты, инструменты, сигареты, спиртные напитки.

2 этап – «Я знаю и понимаю»

Второй этап включал в себя упражнение детей в применении  ими правил в различных обучающих ситуациях. Здесь использовала такие  методы и приемы, как:

  • ситуативно - имитационное моделирование;
  • инсценировка и анализ проблемно обучающих ситуации;
  • обыгрывание отрывков из литературных произведений;
  • обсуждение сюжетов ролевых игр;
  • продуктивная деятельность.

Например, мы познакомились с таким героем как Стобед, который рассказывал истории, которые с ним происходили из – за нарушения правил безопасности. На этих примерах мы проводили анализ ситуаций, обсуждали причины возникновения опасности, искали возможность правильного поведения( как надо было поступить).

3этап - «Я знаю, понимаю, могу изменить».

На этом этапе, на основе имеющихся у детей знаний и представлений развивается осознанное отношение к непредвиденным ситуациям, используются знания для изменения ситуации (моделирования) с целью обеспечения личной безопасности и безопасности окружающих. Здесь используются следующие методы и приемы:

- проблемно – игровые ситуации;

- игры – драматизации и инсценировки;

- игры тренинги с дальнейшим обсуждением (анализом) сценария событий;

- формулирование выводов;

- выбор новой модели поведения.

  1. Алгоритм моделирования безопасного поведения

 Использование алгоритма моделирования в процессе образовательной ситуации является успешным способом расширения  возможностей детского реагирования на опасные ситуации. Алгоритм состоит из следующих  мини - ситуаций:

Во время обсуждения и выработки новой модели поведения я задавала вопросы:

  • определяющие эмоциональное состояние героя при встрече с неприятностями: « Что случилось с героем? Что почувствовал герой, когда встретил (волка, незнакомца, на него едет машина) и др.»;
  • помогающие анализировать ситуацию, стимулирующие развитие причинно – следственных связей: «С кем случилось? Почему так вышло? Что было до того, как? Что может случиться потом?»;
  • формирующие новую линию поведения: «Если я поступлю как герой, что со мной случится? Как оценят мой поступок друзья? Какой будет результат?»
  • формирующие нравственную оценку поведения героя: «Правильно ли поступил герой? Как вы относитесь к тому, что произошло?».

 Примером работы детей с алгоритмом моделирования может служить   «Сказка об умном мышонке»  С. Маршака

  1. Встреча с проблемной ситуацией – «… Унесла мышонка кошка…»;
  2. Осознание ситуации – «…Кошке смех, мышонку горе…»
  3. Оценка ситуации - «… Поиграем… только пусть я буду кошкой…»
  4. Выбор правильного решения - «… Нашел он щель в заборе, был мышонок да исчез…»
  5. Новое осознанное поведение – «… Сестренки и братишки с ним играют мышки – мышки…», и,  мышонок слушается маму.    

Так же дети учились находить выход в проблемно - обучающих ситуациях: «Я дома один»,  «Как правильно перейти через улицу», «Если друг заболел»,

 Здесь основным методическим приёмом был игровой тренинг.  Этот приём даёт  возможность каждому ребёнку побывать  в ситуациях подобных жизненным, самостоятельно или с помощью сверстников  найти решение, выбрать правильный алгоритм поведения. Игровой тренинг определяется возможностями детей, уровнем их подготовленности. Круг вопросов,  который я предлагала для решения был разный:

  • Какие правила обязан соблюдать пешеход?
  • Как следует вести себя, если в дом стучится незнакомец?
  • Как обратиться за помощью к прохожим?

•                Что делать если порезался?   и др.

Вместе с детьми рассматривали и обсуждали ситуации о том, какие действия надо предпринять,  чтобы избегать опасности: громко кричать, звать на помощь, привлекать внимание («На помощь, помогите, чужой человек»).

Хорошим тренингом для детей послужила игра «Похитители и дети». Здесь ребята тренировались  звать на помощь, находить выход из положения, правильно себя вести.

Большую помощь в организации досуговой деятельности мне оказывали наши специалисты: инструктор по ФК и музыкальный руководитель. Вместе с ними организовывали различные мероприятия, направленные на закрепление знаний и тренировку навыков: «В гостях у Светофора», «Путешествие в лес»,  «Спасение друзей» и др.

  1. Организация совместной деятельности с родителями по формированию у детей основ безопасного поведения

Свою работу по теме проводила в сотрудничестве с родителями. Для выяснения заинтересованности родителей в вопросах  обучения детей правилам безопасного поведения провела анкетирование: «Я и мой ребёнок на улицах города», «Правила безопасности в быту»,  «Грамотный пешеход».

Результаты анкетирования родителей  показали, что:

  1. 100 % родителей очень серьёзно относятся к обучению детей ПДД и понимают всю серьёзность последствий.
  2. 90 % родителей считают, что детей надо знакомить с правилами безопасности с 3- 5 лет, делать это должны воспитатели, родители и преподаватель по ОБЖ.
  3. 63 % родителей не видят никаких опасных предметов у себя дома,
  4. 80 % родителей, считают, что дети должны много правил знать, но оставляя их дома одних дают наказ  - «Не подходить к дверям», а остальные правила – не считают важными.

Проанализировав ответы родителей, я разработала план совместных мероприятий по привлечению внимания родителей к ответственному отношению  к своим детям и их безопасности.  В родительском уголке оформила уголок безопасности «Советы от Стобеда»,  подготовила:

  •  консультации: «Формирование безопасного поведения детей с помощью  литературных произведений»,  «О правилах дорожного движения»,  «Лучше предупредить, чем лечить»,  «Не оставляйте детей одних», «Безопасность детей в автомобиле», «Осторожно, весна», «Берегите своих детей», «Должен ли ребёнок помогать незнакомцам», «Родителям о правилах дорожного движения», «Как научить ребёнка говорить «нет» незнакомцу»,  «Как научить ребёнка правильному поведению при пожаре», «Безопасность детей в ваших руках», «Правила безопасности на льду»; «Если ребёнок попал в беду»;
  •  цикл бюллетеней: «Советы от Стобеда»: «Безопасность  дома», "Безопасность на воде", "Отравление ядовитыми растениями", "Несколько советов по безопасности на дороге для ваших детей", "Несколько советов по безопасности на дороге для родителей", «Личная безопасность», «Пожарная безопасность», «Отравления ядовитыми грибами»,  «10 правил как обеспечить безопасность дома», «Осторожно: дети!», «Если начался пожар";
  •  буклеты: "Фликеры детям", "Использование детских удерживающих устройств";
  •  памятки: "Безопасность в новый год", "Азбука для родителей", "Ребёнок и сотовый телефон", «Советы от Стобеда» и др.;
  •  фотоширмы: "Путешествие в страну дорожных знаков", "Чтобы не случилось беды";

Совместно с детьми и родителями в рамках проектной деятельности  оформили стенгазеты:   «В гости к пожарным»; "Экскурсия в аптеку", "Правила для Стобеда по личной безопасности, "Правила для Стобеда по правилам движения"; оформила подборку листовок по всем разделам.

 Чтобы заинтересовать родителей использовала как традиционные формы сотрудничества, так и нетрадиционные:

• Родительские собрание в форме круглого стола:  «Правила дорожные совсем – совсем несложные», «Если ваш ребёнок остался дома один», «Как научить ребёнка говорить «Нет» незнакомцу»;

•         Семинары – практикумы и игротренинги: «К здоровью вместе», «Правила дорожные – совсем несложные»;

•         Совместные экскурсии в пожарную часть, в аптеку, краеведческий музей, детскую библиотеку.

•         Встреча в  День открытых дверей «День сказки в детском саду»;

•         Оздоровительный проект «Здоровье детей – общая забота»,

•         Информационно – обучающий проект «Советы русской старины. Народные средства при профилактике простудных заболеваний», «Опасные профессии»

•         Конкурсы творческих работ «Выходной день на природе», «Безопасная дорога» и др.

Работа по данной теме показала хорошие результаты. Наблюдается улучшение уровня социально – коммуникативных возрастных  характеристик возможных достижений старших дошкольников по следующим параметрам:

  1. Соблюдение элементарных  правил организованного поведения в детском саду, на улице, в транспорте, в природе.
  2. Развитие способности различать  и называть виды транспорта, значение сигналов светофора, дорожных знаков.
  3. Способность применения знаний на практике в случае необходимости.
  4. Достаточно хорошее владение устной речью,
  5. Способность к принятию решений с опорой на собственные знания и умения.

Заключение:

 Самостоятельность ребенка относительна, благополучие и сама жизнь зависят от внимания и помощи воспитывающих его взрослых людей. Без взрослого человека ребенок не может выжить и развиться в социальную личность.

 У детей дошкольного возраста часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранению, слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий. Возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не напугать их  и подготовить к полноценной жизни.

 Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется мною в разных направлениях; совместно с родителями и специалистами.

Активно применяя в образовательной деятельности технологию моделирования проблемных ситуаций  я:

  • актуализировала знания детей, 
  • расширила их кругозор,
  • способствовала  осознанному отношению к своему здоровью и  личной безопасности,  
  • способствовала  развитию  прогностической функции (раннему определению  опасности),
  • мотивировала  детей к выбору  новой модели поведения.

Основной задачей было и есть не оберегать ребенка от опасности, а подготовить его к встрече  с возможными трудностями, своевременно сформировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.

Список литературы:

  1. Деркунская В. А., Гусарова Т. Г., ОО «Безопасность»: Учебно – методическое пособие. – СПб.:ОО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012,
  2. Крутецкая В. А. Правила здоровья и оказания первой помощи. - СПб.: Издательство «Литера», 2010,
  3. Макеева, А.Г. Долго ли до беды. – М.: Детство, 2000. – 155 с.
  4. Павлова Г. Я. Безопасность: знакомим дошкольников с источниками опасности.- М.: ТЦ «Сфера», 2012,
  5. Саулина, Т.Ф. Три сигнала светофора. – М.: Просвещение, 1989. – 75 с.
  6. Форостьенко, Ю. Защити себя сам! – Спб., 1999. – 120 с.
  7. Хромцева, Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту.– М.: Асвета, 2005. – 156 с.
  8. Шинкарук С. А. Правила безопасности дома и на улице. – СПб., 2008,
  9. Шорыгина Т. А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей.- М.: Книголюб, 2004,
  10. Шорыгина Т. А. Беседы об основах безопасности с детьми 5- 8 лет. – М.: ТЦ «Сфера», 2011,
  11.  Шорыгина Т. А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5- 8 лет. – М.: ТЦ «Сфера», 2013,
  12. Шорыгина Т. А. Беседы о правилах пожарной безопасности. – М.: ТЦ «Сфера», 2012,

Приложение №1

Формы работы с детьми по освоению навыков безопасного поведения

Формы образовательной деятельности

Непосредственно образовательная деятельность

Режимные моменты

Самостоятельная деятельность детей

Формы организации детей

Индивидуальные, подгрупповые, групповые.

Групповые, подгрупповые, индивидуальные

Индивидуальные, подгрупповые.

  • Совместные действия
  • Наблюдения
  • Беседа
  • Чтение
  • Просмотр и анализ видеофильмов, мультфильмов.
  • Экспериментирование

  • Совместные действия
  • Наблюдения
  • Беседе
  • Чтение
  • Рассматривание
  • Игра
  • Просмотр мультфильмов, видеофильмов
  • Проектная деятельность
  • Создание соответствующей среды

Приложение №2

Реализация  образовательной деятельности в течение дня

Режимные моменты

Совместная деятельность с педагогом

Самостоятельная деятельность детей.

Объяснение, напоминание, упражнения, тренинги, рассматривание иллюстраций, игры, тематические досуги.

Беседы, обучение, упражнения, напоминания, рассказ, творческие задания, дидактические игры, продуктивная деятельность,

рассматривание иллюстраций, тренинги, чтение, ситуативное обучение.

Беседы, напоминания, продуктивная деятельность детей, дидактические игры, сюжетно – ролевые игры, игры драматизации, рассматривание иллюстраций, предметных картинок, творческие задания.

Приложение№3

Содержание алгоритма моделирования проблемной ситуации:

  1. Встреча с проблемной ситуацией.
  1.  Вопросы, для определения эмоционального состояния героя (ОСОЗНАНИЕ СИТУАЦИИ):
  •  произведения (или ребёнка во время игры)
  • (страх, удивление, любопытство)
  1.  Вопросы для прояснения ситуации:
  • Что это? Кто это?
  • Что случилось?
  • Что ему нужно?
  • Что же такое случилось?
  1.  Анализ причинно – следственной связи ситуации (ОЦЕНКА СИТУАЦИИ):
  • Вопросы для определения причины и следствия
  • С кем (чем) это случилось?
  • Почему?
  • Что было до того, как?
  • Что может быть потом, дальше? после?
  1.  Нравственная и поведенческая  оценка ситуации (СИТУАЦИЯ ВЫБОРА)
  • Вопросы для оценки поведения героев?
  • Как поступил герой?
  • Что делали другие участники?
  • Что говорили герои?
  • Как вы относитесь к происшедшему? Почему?
  1.   Формирование новой линии поведения (МОДЕЛИРОВАНИЕ):
  • Вопросы для формирования нового развития  событий:
  • Если я поступлю как герой, то что будет со мной?
  • Если я сделаю так, то что будет со мной потом?
  • Как оценят мой поступок ребята и взрослые?
  • Какой будет результат моего выбора?  Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моделирование игровой образовательной ситуации" Поможем кукле Кате".

Находить выход из проблемной ситуации. Продолжать описывать игрушку "куклу".Формировать опыт участия в выполнение коллективных композиций. Создать красивые платья и украшать скатерть в технике " штамп...

Формирование навыков безопасного поведения с помощью моделирования сюжетов сказок и художественной литературы

В сообщении представлен опыт работы по формирование навыков безопасного поведения с помощью моделирования сюжетов сказок и художественной литературы в подготовительной к школе группе....

Конспект игровой образовательной ситуации с использованием здоровье-сберегающих технологий в средней группе «На помощь зайчику».

Задачи:Образовательные:продолжать учить детей заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью;Развивающие:развивать процессы обобщения и классификации по определённому признак...

ИГРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Методические рекомендации

Для того чтобы способствовать развитию основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста, из педагогической литературы нами были подобраны, модифицированы и систематизированы по характер...

Презентация игровой образовательной ситуации по сказке «Красная Шапочка» на основе педагогической технологии Т.А.Егоровой "Встреча с домовенком Кузей "На помощь Красной Шапочке".

Цель: продолжать формировать умение решать диалектические задачи по сказкам.Задачи:1. Обучающие: упражнять детей в умении использовать в устной речи прилагательные и согласовывать их с ...

Игровая образовательная ситуация по основам безопасного поведения в подготовительной к школе группе. Тема: "Путешествие в страну Безопасности".

Цель: формирование основ безопасности. Задачи: 1. Формировать опыт безопасного поведения в различных ситуациях. 2. Закрепить знания детей о правилах безопасности дома и на улице, пожарн...

Игровая образовательная ситуация по основам безопасного поведения в средней группе. Тема: "Путешествие в страну Безопасности".

Задачи: 1. Формировать опыт безопасного поведения в различных ситуациях. 2. Закрепить знания детей о правилах безопасности дома и на улице, пожарной безопасности и правил дорожного движения....