Проблема развития творчества у детей
статья на тему

Нужно- ли творчество для ребенка? В чём оно проявляется?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dlya_ns_portala.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему:

«Проблема развития творчества у детей»

Представьте себе такую сцену из сказки «Буратино»: на столе все приготовлено для занятий по рисованию. Появляется Мальвина, она зовет Артемона и Буратино заниматься. Артемон послушно садится за стол, принимает позу прилежного ученика. Буратино приходится долго упрашивать, он никак не может усидеть на месте, все время отвлекается. Когда, наконец, все усаживаются, Мальвина менторским тоном произносит: «Сегодня, дети, мы будем с вами учиться рисовать ромашку. Посмотрите, как это делается». На большом листе Мальвина рисует ромашку, детально объясняя все свои действия. Артемон внимательно слушает, выполняя все точно так, как объясняла Мальвина. Буратино чешет в затылке, рассматривает краски, обмакивает кисть в одну из баночек и ставит на лист большую кляксу. Затем внимательно рассматривает ее, снова обмакивает кисть в краску и ставит рядом еще одну кляксу. Так, методом клякс, он рисует ромашку.  Мальвина рассматривает оба рисунка, хвалит Артемона, ругает Буратино за выполненную работу.

Можно ли на таком доступном примере, сказать о том, кто из героев проявил творческие способности, в чем это проявилось и удастся ли при этом руководстве деятельности сохранить и развить творческие начала детей?

Нужно ли творчество ребенку? В чем оно может проявляться? Можно ли говорить, что детям присуще творчество? Вот что говорят о творчестве специалисты: вопросы развития детского творчества издавна интересуют исследователей. Творческой называют такую деятельность человека, при которой создается нечто новое.  Не важно, будет ли это новое материальным, доступным для органов чувств  другого или будет жить внутри самого человека – его мысли, его чувства. Любая ли деятельность человека является творческой? В основном выделяют два вида поступков. Первый называют воспроизводящим, он теснейшим образом связан с памятью и подражанием. В этом случае человек воспроизводит или повторяет уже известные ему приемы и способы действий (как Артемон). Второй вид – творческий. Например, водитель сначала обучается своей профессии, с течением времени у него появляется привычка к выполняемым действиям, он их все лишь воспроизводит. А когда он попадает в

какую-нибудь необычную ситуацию (случается затор на дороге, встречается огромная лужа, яма и т.д.), здесь уже включается творчество.  Так происходит смена воспроизводящих действий творческими.

В жизни ребенка, как и в жизни взрослого, не всегда можно обойтись только воспроизводящими, исполнительскими действиями. Очень часто бывает необходимо проявить творчество.

В жизни дошкольника очень большую роль играет воображение. Каждый малыш может подняться на очень большие высоты творческой деятельности. Психологи считают, что дети рождаются с творческими задатками, которые со временем затухают. Недаром мы говорим, что дети большие выдумщики и фантазеры.  Поэтому наша задача всемерно поддерживать и стимулировать развитие у детей творчества. Детское творчество отличается от творчества взрослого.  Ребенок действует подсознательно, он не ставит перед собой целей.  Кроме того, ребенком движет стремление удовлетворить свои потребности в творчестве, рождает у него положительные эмоции.

Известно, что дети необычайно эмоциональны и впечатлительны.  Они бурно реагируют на новое и необычное, стремясь выразить свои впечатления в рисунках, поделках.  Именно в художественной деятельности проявляется вкус ребенка, его эстетические переживания и развиваются творческие способности, инициативность и самостоятельность, расширяется кругозор, оттачиваются интеллектуальные способности. А чтобы изо - деятельность ребенка носила творческий характер, необходимо разнообразить материал и техники выполнения изображения.  Например, проводим творческую совместную образовательную деятельность «Весенний день» - однако, вместо красок и кисточек даем детям кусочки материи, крупы, цветную бумагу, бросовый и природный материал, а в процессе выполнения звучит спокойная музыка, создающая эмоциональный настрой. Или рисуем осеннее дерево с помощью сухих листьев, кусочков ткани или разных видов круп.

День ребенка в детском саду и дома заполнен разнообразными заботами. Игра дает ему возможность выразить свои чувства, отношения, это благодатная почва для проявления детского воображения, фантазии и творчества. В игре дошкольник получает уникальный опыт, без нее невозможно представить саму жизнь ребенка. Известно, что если ребенок не играет, то он болен, либо «перепедагогизирован».

К сожалению, увлекшись вопросами обучения, мы все меньше уделяем внимание играм детей. А ведь именно играя можно столь многому научиться!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта сотрудничества детского сада и семьи по проблеме развития коммуникативной компетентности детей с нарушением зрения

Представленный опыт сотрудничества детского сада и семьи описывает возможности работы с семьями детей дошкольного возраста с нарушением зрения: посредством активного взаимодействия с общественными объ...

Проблема развития экспериментирования у детей дошкольного возраста

В современном обществе все большую востребованность приобретают профессии и специальности, связанные с умением преобразовывать пространство. Творческие проявления человека, связанные с нестандартным в...

Психолого –педагогические основы проблемы развития рисования у детей 4 – 5 лет

теоретический материал  по развитию  рисования у детей 4 – 5  лет....

Теоретические основы исследования проблемы развития внимания у детей с общим недоразвитием речи.

Интересные взгляды различных авторов на проблему развития внимания у детей с ОНР....

Современные проблемы развития театрализованной деятельности детей 4-5 лет

В дошкольных учереждениях в наши дни мало кто интересуется развитием ребенка с помощью театрализованной деятельности. Большинство акцентируют внимание на непосредственном речевом развитии и обучению с...

НАУЧНО ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСТВА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ Изучение уровня развития творчества у детей подготовительной к школе группы

НАУЧНО ПРАКТИЧЕСКАЯ  РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСТВА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ  Изучение уровня развития творчества у детей подготовительной к школе группыВВ...

Родительское собрание в средней группе «Развитие творчества у детей» «Развитие творчества у детей»

Родительское собрание в средней группе «Развитие творчества у детей»...