Открытый показ НОД "Родной свой край люби и знай".
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Мальцева Надежда Ивановна

Интегрированное занятие  по познавательно-речевому развитию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №47 комбинированного вида " п. Пятигорский, Предгорного района, Ставропольского края.

Конспект открытого показа НОД.

Тема "Родной свой край люби и знай".

Подготовительная к школе группа.

(Дата проведения 27.10.2012 год)

Приоритетная образовательная область:

"Познание. Формирование целостной картины мира"

Интеграция образовательных областей:

"Социализация", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Физическая культура", "Художественное творчество", "Здоровье".

Цель: нравственно-патриотическое воспитание детей на основе изучения родного края и родного посёлка.

Программные задачи: 

ОО "Познание": обобщить и систематизировать знания детей о Ставропольском крае, пос. Пятигорском, расширять и углублять представления детей о понятии "малая родина", о современном селе, об основных достопримечательностях, названиях улиц, о предприятиях и производимой продукции края и посёлка. Формировать представления о прошлом посёлка. Способствовать формированию интереса к трудовому селу, закреплять знания детей о труде в селе. Формировать уважительное отношение к государственным символам, закрепить названия городов Кавказских Минеральных Вод.

ОО "Коммуникация": развивать умение самостоятельно рассуждать, делать выводы, умозаключения, формировать грамматически правильную речь. Развивать коммуникативные навыки, внимание, память.

ОО "Социализация": формировать способность быть терпимыми и доброжелательными друг к другу, уметь выслушивать мнение товарищей. Прививать чувство ответственности за свой посёлок; уважение к его жителям. Воспитывать патриотические чувства к своей малой родине.

ОО "Физкультура": развивать инициативность, самостоятельность в двигательных действиях, осознанное отношение к ним, развивать координацию движений и ориентировку в пространстве.

ОО "Художественное творчество": развивать эстетический вкус, воображение, творчество.

ОО "Здоровье": развивать правильное дыхание.

Активизация словаря: Родина, малая родина, мемориальная доска, эмблема, достопримечательности, Ставропольский край, посёлок Пятигорский.

Обогащение словаря: сельчане, герб, предприятия, продукция, регион КМВ.

Оборудование: альбом "Что я знаю о посёлке Пятигорский", фото - альбом "Достопримечательности п. Пятигорский", указка, модуль "Россия - Ставропольский край - п. Пятигорский"(в виде круга), эмблемы посёлка, фишки, вымпелы для награждения в викторине "Знаток п. Пятигорский", аудиозапись песни "С чего начинается Родина", аудиозапись музыки с голосами птиц и журчания воды, букет с колосьями пшеницы и овса, магнитная доска, материал, имитирующий реку.

Предварительная работа: проведение бесед: "Моя семья", "Что я знаю о себе", "Взрослые и дети"; беседы о достопримечательностях посёлка; реализация проекта "Родной свой край люби и знай", разучивание стихотворений о крае, Родине  и песни о посёлке местных авторов, анкетирование детей по теме "Что я знаю о крае, в котором живу?"; экскурсии: по улицам посёлка, к школе и памятнику Неизвестному солдату, посещение Дома Культуры.

Ход занятия:

Дети входят в музыкальный зал под песню "С чего начинается Родина?" и становятся полукругом.

Воспитатель.  Ребята, скажите, пожалуйста, о чём поётся в песне? Что мы называем Родиной?

Дети. Это страна, где мы живём.

Воспитатель. Сегодня мы с вами поговорим о нашей с вами о нашей Родине и выясним, что же значит это слово для каждого из нас. Как называется страна, в которой мы живём?

Дети. Страна, в которой мы живём, называется Россия.

Воспитатель. Правильно. Россия - это наша большая Родина, но у каждого человека есть и своя малая родина. Как вы понимаете понятие "малая родина"?

Ответы детей. Это место, где мы родились, живём, ходим в детский сад, где живут  и работают наши папы и мамы, бабушки и дедушки.

1 ребёнок.      Что мы Родиной зовём?

                        Дом, где мы с тобой растём

                        И берёзки у дороги, по которой мы идём

2 ребёнок.      Что мы Родиной зовём?

                       Солнце в небе голубом

                       И душистый золотистый

                       Хлеб за праздничным столом.

                       Что мы Родиной зовём?

Все вместе: Край, где мы с тобой живём!

(Дети садятся на стулья, поставленные полукругом)

Воспитатель показывает модуль "Россия -Ставропольский край -п.Пятигорский", выполненный стилизованно в форме трёх кругов разного цвета и размера, находящихся друг в друге.

Дети рассматривают модуль и рассуждают.

Воспитатель. Как вы думаете, что обозначает большой белый круг?

Дети. Россию.

Воспитатель. Как вы догадались?

Дети. Мы увидели флаг России и берёзки, а берёза - это тоже символ России.

Воспитатель. Верно. Что может обозначать жёлтый круг?

Рассуждения и высказывания детей.

Воспитатель. (Обобщая) Правильно - это Ставропольский край. Он обозначен жёлтым цветом, потому что в Ставропольском крае много полей. Ну а что же обозначает зелёный круг?

Ответы и предположения детей.

Воспитатель. Правильно, зелёным кругом обозначили наш посёлок, потому что он у нас очень зелёный. Дети, скажите, пожалуйста, почему круг, обозначающий наш посёлок - маленький и находится в середине?

Ответы детей. Он маленький, потому что - это наша малая родина, а находится он в Ставропольском крае и в России.

Воспитатель. Как называется наш посёлок?

Дети. Наш посёлок называется "Пятигорский".

Воспитатель. Правильно, наш посёлок называется "Пятигорский" и у нашего посёлка тоже есть свой флаг и герб. Кто хочет рассказать о нашем флаге? О гербе?

Дети по очереди рассказывают о геральдике посёлка.

Воспитатель. Ребята, к нам в гости хотят приехать дети из Краснодарского края, но они не знают, где находится наш посёлок. Мы сможем им помочь?

(Дети читают стихотворения о посёлке "Пятигорский" местных авторов Савиной Г.С. и Конева В.В.)

1 ребёнок.          Маленький посёлок в Ставропольском крае

                            Здесь бежит Этока, вдаль и ширь поля.

                            Лучше края нету - это точно знаю,

                            Потому что это Родина моя.

2 ребёнок.           Среди полей широких

                            Бежит река Этока.

                            На ней стоит посёлок, в котором я живу.

                            И для меня с посёлка

                            Берёт свои истоки

                            Великая Россия, которую люблю.

3 ребёнок.        Посёлок Пятигорский - сторонушка родная

                          И для меня, поверьте, нет земли милей

                          И где бы не бывал я, с любовью вспоминаю

                          Родное Ставрополье и тишину полей.

Воспитатель. Какими красивыми словами поэты рассказали о нашем посёлке. Эти стихи написали наши земляки Савина Галина Сергеевна и Конев Владимир Владимирович. Мы с вами услышали, что наш посёлок находится на реке Этока. Не хотите ли прогуляться к речке?

 

Физкультурная пауза "Вместе к речке мы пойдём" (Звучит аудиозапись музыки с пением птиц, жужжанием пчёл и шума льющейся воды)

Вместе к речке мы пойдём, (Ходьба парами друг за другом по залу)
Вместе к речке мы пойдём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр.
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу руки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)

Воспитатель. Вот так незаметно мы подошли к реке. Как называется река, протекающая в нашем посёлке? (Ответы детей) Какие ещё реки вы знаете, которые протекают в Ставрополье? (Ответы детей) Молодцы, ребята, вы знаете уже много рек Ставрополья.

-Дети, попробуйте воду в реке. Какая она? (ответы детей по представлению)

Дети. Вода в реке тёплая, потому что сейчас весна и погода тёплая.

Воспитатель. Давайте мы с вами немножко пофантазируем и представим каких рыбок можно увидеть в воде.

Релаксация "Рыбки плавают, резвятся"

( Дети выполняют релаксационные движения плавающих рыб и называют названия знакомых рыб.)

Воспитатель. Дети, какой чистый воздух на реке. Скажите, почему здесь так легко дышать? (ответы детей) Давайте мы подышим этим воздухом, наполненным ароматом цветов.

(Проводится дыхательная гимнастика, воспитатель следит за правильностью дыхания)

Воспитатель предлагает вернуться в посёлок.

 Воспитатель. Отдохнуть мы все успели и на место тихо сели. В стихотворениях, прочитанных детьми, мы ещё услышали слова "тишина полей". Какие поля имели в виду поэты?

Дети. В нашем посёлке на полях выращивают пшеницу, овёс, подсолнечник, кукурузу. (Показ фотографий)

Воспитатель. Как называются одним словом эти культуры? Правильно, зерновые культуры.

Дети. Летом, когда колосится пшеница, поле похоже на большое море жёлтого цвета.

Воспитатель. Дети, а кто трудится на полях? Назовите, люди каких профессий трудятся в поле?

Дети. На поле трудятся агрономы, полеводы, овощеводы, комбайнеры, трактористы, шофёры.

Воспитатель. Вы всё правильно сказали. Труд на поле очень тяжёл, но люди трудятся все вместе, чтобы дать Родине урожай. Дети, какие ещё предприятия есть в нашем посёлке? Давайте рассуждать: у нас есть зерно, значит можно кормить птицу, животных и поэтому у нас есть...

Дети. Есть птицефабрика "Пятигорская", а на ней выращивают кур. И есть совхоз "Поречье", в котором выращивают и зерновые культуры и животных.

Воспитатель. Дети, назовите профессии людей, трудящихся в животноводстве.

Дети. В животноводстве трудятся: птичницы, слесари, доярки, скотники, ветеринары, телятницы.

Воспитатель. Ребята, назовите продукцию, которую производят у нас в посёлке.

Ответы детей. У нас налажено производство молока, мяса, яиц, овощей, зерновых культур, подсолнечного масла, муки.  

 Воспитатель. Молодцы, ребята, вы очень хорошо отвечали на вопросы. Все наши односельчане трудятся на благо и процветание нашей Родины. После работы наступает время для отдыха и мы с вами сейчас тоже отдохнём. Хотите поиграть в игру "Плетень"?

Проводится музыкальная игра "Плетень".

   

Воспитатель. Дети, сейчас, мы подойдём к нашей выставке эмблем посёлка, которые вы нарисовали вместе с родителями. Вы нам расскажете, что вы нарисовали. Это поможет нам ещё больше узнать о родном посёлке.

( Рассказы об эмблемах  3-4 человек)

Воспитатель. Ребята, вам нравиться жить в нашем посёлке? Почему?

Ответы детей. Нам нравится жить в посёлке, потому что ...

Воспитатель. Издавна русский народ славит свою землю. Много в народе об этом пословиц и поговорок. Какие вы знаете?

Дети говорят пословицы и поговорки, которые им известны.

1. Всякому мила родная сторона.

2. Где родился, там и пригодился.

3. Дома и стены помогают.

4. Своя земля и в горсти мила.

5. Родная землица и во сне снится.

6. Нет земли краше, чем Родина наша.

7. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

8. Труд - дело чести, будь всегда на первом месте.

9. Одна у человека мать, одна и Родина.

Воспитатель. Дети, вы знаете названия улиц, на которых вы живёте?

(Ответы детей).

Дети рассказывают об истории названия улиц: об улице Н.Журбина, об улице Родниковской, об улице Красноармейской (рассказы подготовлены заранее)

Воспитатель. Вот сколько нового и интересного мы узнали о названиях улиц посёлка.

Воспитатель. Наш посёлок не был бы таким красивым, если бы в нём не было таких трудолюбивых людей. Каждый, живущий в нашем посёлке, считает его самым красивым, самым уютным и старается сделать что - то полезное, нужное, оставить после себя добрую память. Пока что вы ещё дошкольники, но когда подрастёте, вам предстоит делать великие и добрые дела. Вам сейчас нужно любить свой посёлок, а любить - значит, знать его.

Проводится игра- викторина "Знатоки посёлка"

Вопросы к игре - викторине.

1. Как называется наш посёлок?

2. Кто больше назовёт улиц посёлка?

3. На какой улице находится наш детский сад?

4. Что находится рядом с детским садом?

5. Какая улица была построена первой в посёлке?

6. Какие улицы названы в честь героев?

7. Кто может сказать, где находится мемориальная доска в честь Юрия Новохатского?

8. Как называется храм посёлка?

9. Какие памятные места есть в посёлке, посвящённые ВОВ?

10. Когда мы приходим к мемориалу погибших воинов?

11. Кто может рассказать о гербе посёлка?

12. Как люди должны относиться к своему посёлку?

Воспитатель хвалит детей и за каждый правильный ответ.  Дети получают фишку - флажок, в конце игры фишки подсчитываются самостоятельно. Дети с наибольшим количеством фишек, награждаются вымпелом "Знаток посёлка Пятигорский"

Воспитатель. Наш посёлок находится в регионе Кавказских Минеральных Вод и к нам едут лечиться люди из разных мест минеральной водой. Назовите города КМВ.

(Дети называют группу городов КМВ)

Воспитатель. С каждым годом хорошеет наш край и наш посёлок. Что мы можем сделать для того, чтобы наш посёлок стал ещё лучше и ещё краше?

Дети. Мы должны следить за чистотой улиц. Сажать деревья и цветы. Беречь и охранять природу. Проводить экологические субботники.

Ребёнок.         Край родной - наш общий дом

                       Чистоту храните в нём.

                       Мир природы, мир прекрасный,

                       Не губи его напрасно!

Воспитатель. Ребята, мы сегодня говорили о том, как хорошо и красиво в нашем крае и в нашем посёлке. Думаю, что ребята из Краснодарского края обязательно захотят приехать к нам в гости. Давайте пригласим всех, кто хочет приехать к нам.

 

Дети становятся полукругом и говорят все вместе:

Наш Ставропольский край хлебом славится.

Приезжайте в гости к нам - Вам понравится!

Воспитатель. В группе вы нарисуете свою мечту "Каким я хочу видеть в будущем свой посёлок".

(Под музыку песни "Посёлок Пятигорский" дети выходят из музыкального зала.)

Анализ открытого показа НОД "Родной свой край люби и знай"

Тема мероприятия соответствует комплексно – тематическому планированию основной общеобразовательной программы ДОУ (проект), разработанной с учетом примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. На основе темы сформулированы цели, подобрано содержание мероприятия с учетом возрастных особенностей детей и их речевого профиля. Занятие является презентацией и итогом деятельности детей в проектной деятельности "Родной свой край люби и знай!"

Поставленные цели и задачи реализованы в комплексном виде деятельности в групповой форме. Достижение целей НОД осуществлялось через единство образовательных, развивающих и воспитательных задач. Конспект, с точки зрения известных путей разработки новых методик, представляет собой применение в новых условиях созданного опыта с элементами модификации.

С целью предупреждения утомляемости детей своевременно проведена динамическая пауза, которая также способствовала развитию воображения у детей, снятию напряжения мышц, развитию правильного дыхания. Во время деятельности детям была предоставлена возможность реализовывать потребность в двигательной активности.

С целью привлечения и удержания внимания детей, обеспечения эмоциональности и интереса использовались разнообразные методы и приемы (словесные, наглядные, практические) с опорой на разнообразные формы активности (слуховую, зрительную, двигательно-моторную). Методы, используемые на занятии направлены на активизацию развития детей, их творческой инициативы.

В процессе НОД осуществлялся контроль за речью детей, выявлялись и своевременно в корректной форме исправлялись допущенные ошибки с учетом речевых возможностей и особенностей личности каждого ребенка. НОД состояла из следующих этапов:

• организационный момент (торжественный), который представлен детям в виде прослушивания песни о Родине и чтения детьми стихотворений, чтобы вовлечь детей в деятельность. Использование стихотворений, музыкального сопровождения помогает формировать духовно-нравственные ценности подрастающего поколения.  

• основной этап состоял из ряда бесед, дидактических игр, каждая из которых направлена на решение определенных задач (развитие диалогической речи, совершенствование грамматического строя речи, координация речи с движением, развитие физиологического дыхания, развитие мелкой моторики); интегративность знаний обуславливалась тем, что дети на занятии устанавливали взаимосвязи в природном и социальном окружении - особенности ландшафта и деятельность человека( есть поле - есть зерно - животноводство, растениеводство). Всё это обеспечивает у детей целостность картины мира и помогает лучше усвоить программный материал. Важно, что на занятии использовался материал, который дети самостоятельно и с помощью родителей подобрали в ходе реализации проекта "Родной свой край люби и знай"(фотоиллюстрации, биографические справки, исторические справки, эмблемы).

• заключительный этап содержал в себе рефлексию проведенной деятельности.

В структуре занятия просматривается логическая последовательность, плавность перехода от одного этапа к другому. С точки зрения детской психологии занятие построено правильно и рационально, дифферинцированно  по отношению к частям занятия. Продолжительность НОД составила 30 минут, что соответствует действующему СанПиН для детей в возрасте от 6 до 7 лет.

НОД организована с 18 детьми. Обстановка музыкального зала, в котором проводилось НОД эстетически оформлена. Заранее подготовлено красочное оборудование, наглядный и дидактический материал высокого качества, необходимый в процессе НОД.

Формулировки вопросов мотивировали детей на решение определенной проблемы, что обеспечивало активизацию когнитивных и речевых процессов.

С целью формирования мотивации и потребности в общении детям предлагались проблемные ситуации. Нахождение решения проблемы предполагало использование элементов моделирования, импровизации, что позволило детям проявить самостоятельность и творческие черты характера. А так же, в процессе игры, детям необходимо было работать над формированием коммуникативных умений, как со сверстниками, так и со знакомым взрослым.

Поставленные в ходе разработки НОД цели и задачи реализованы в полном объеме, высокая степень усвоения материала детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий совместной деятельности с родителями на тему:"Родной свой край люби и знай".

Работая с ребятами старшей группы по теме "Моя малая Родина"  поняла , что ребята плохо знают свой посёлок,свой родной край.Из бесед с детьми и родителями поняла , что их знания достаточно скудны...

конспект "Родной свой край люби и знай"

В конспекте говорится о том, как дети знакомятся с историей города Саратова. Учатся узнавать и называть достопримечательности города на иллюстрациях....

Проектная деятельность "Родной свой край, люби и знай"

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, з...

познавательное занятие "Свой край люби и знай"

Знакомство с родным краем, историей его рождения, богатствами Ненецкого автономного округа, с достопримечательностями и др. одна из главных задач формирования любви к малой Родине....

Система деятельности по воспитанию дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края. Тема: «Родной свой край люби и знай»

Данный материал направлен на знакомство  детей со своим родным, Донским краем, в старшей группе детского сада.Цель моей деятельности – воспитание у детей патриотических чувств, любви и...

Дополнительная Программа по ознакомлению детей с историй родного края «Родной свой край люби и знай!»

Формирование интегративных качеств  у детей старшего дошкольного возраста(5-7 лет) в процессе приобщения к  культуре и  традициям разных  народов Оренбуржья....

Творческий проект "Знай свой край люби и знай"

Твоческий проект по духовно - нравственному воспитанию....