семейная группа-структурная единица детского сада
статья (средняя группа) на тему

Щербинина Ирина Владимировна

 

 

«Золотая Осень» Коллективная работа воспитанников семейной  дошкольной группы

Вариативность образования – один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России. 

Организация работы по дополнительному образованию в рамках семейной дошкольной группы-вот о очем идет речь в данной статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx98.29 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация программыдополнительного образования

в условиях семейной дошкольной группы

Подготовили:

Заведующий МАДОУ ДС № 34 Ирина Владимировна Щербинина,

Воспитатель семейной группы Елена Александровна Поварницына

Вариативность образования – один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России. C:\Users\Пользователь\Desktop\Коллективная работа 001.jpg

Необходимо отметить, что одним из приоритетов социальной политики в области дошкольного образования является расширение доступности качественного дошкольного образования.

Важным шагом в обеспечении этого приоритета является наибольший охват детей дошкольным образованием.

Останавливаясь на вопросе доступности дошкольного образования, отмечу, что в нашем учреждении одним из путей решения данной проблемы стало открытие семейной группы.

«Семейная группа»функционирует как структурное подразделение нашего детского сада. Онарасположена в жилом зданиипо месту проживания семьи.Создана она с целью обеспечения доступности дошкольного образования, всестороннего развития детей от 2 года до 7 лет, а так же реализацией на практике индивидуального подхода в воспитании детей, поддержки многодетных семей и предоставления многодетным родителям возможности трудоустройства.

Семейная дошкольная группа МАДОУ города Нижневартовска ДС №34 «Дюймовочка» создана в октябре 2013 года в целях удовлетворения потребности населения в получении услуг дошкольного образования, поддержки многодетных семей, обеспечения наиболее полного охвата детей дошкольным образованием, расширения и развития вариативных форм предоставления услуг дошкольного образования.

Семейную дошкольную группу посещают 5 детей. Комплектование семейной дошкольной группы осуществлялось в порядке, установленном Положением о порядке комплектования муниципальных образовательных организаций города, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Организация образовательного процесса в семейной дошкольной группе предусматривает создание условий для развития различных видов деятельности детей с учетом их возможностей, интересов и потребностей.

Педагогический и административно-управленческий персонал ДОУ оказывают консультативную и методическую помощь, принимают участие в работе и осуществляют всесторонний контроль за деятельностью семейной дошкольной группы.

Заместитель руководителя по воспитательной и методической работе или старший воспитатель регулярно посещают семейную дошкольную группу, обращая особое внимание на предметно-развивающую среду, количество и качество детских работ, соблюдение режимных моментов, двигательного режима.

Одним из положительных моментов в деятельности семейной дошкольной группы является то, что дети, посещающие ее, имеют право получать дополнительные образовательные услуги, реализуемые ДОУ, с учетом потребностей семьи на основе договора с родителями (законными представителями) детей.

Содержание образования в семейной дошкольной группе определяется основной общеобразовательной программой дошкольного образования «Детство» под ред. В.И.Логиноваой, Т.И. Бабаевой в зависимости от возрастных особенностей воспитанников семейной дошкольной группы.

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта, воспитанники семейной дошкольной группы получают дополнительную образовательную услугу, реализуемую ДОУ на бесплатной основе - посещают кружок пальчиковой живописи «Цветные ладошки».

Программа кружка художественно-эстетической направленностидля детей 4-5 лет разработана на основании авторской программы «Цветные ладошки» И.А.Лыковой (Лыкова И.А Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет.; - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.-144 с.), и содержит интегрированную систему занятий по рисованию пальчиками.

Цель программы - опираясь на интегрированный подход, содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через изобразительную и прикладную деятельность, развивать потенциальные способности, заложенные в ребенке.

Пальчиковая живопись - интересный вид изобразительной деятельности, позволяющий наряду с развитием творчества, фантазии и воображения у детей дошкольного возраста обучение техническим навыкам и умениям, необходимым для декоративного и предметного рисования, дети используют при рисовании подушечки пальцев, фаланги, кулачки, ладошки.

Занимательная деятельность пальчиковой живописью проводилась 1 раз в неделю, продолжительностью 20 минут, с группой 5 детей, в самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности.За 2014-2015 учебный год проведено 36 занятий, на которых реализованы развивающие, образовательные и воспитательные задачи:

Развивающие:

-     развивать творческое воображение детей, фантазию;

-     развивать у детей интерес к пальчиковой живописи;

Образовательные:

-    учить рисованию примакиванием подушечками пальцев, фалангами, кулачком;

-    учить рисовать подушечкой указательного пальца прямые линии сверху вниз, слева направо, пересекать их, проводить кривые линии, соединять прямые и кривые линии, а также замыкать их; научить детей изображать предметы круглой, прямоугольной и треугольной формы;

-    учить самостоятельно воплощать собственные замыслы в рисунке;

-    учить рисовать густыми красками 7 цветов;

-    учить детей различать, называть и использовать в работе цвета /красный, синий, зеленый, желтый, коричневый, черный, белый/, знать их оттенки /розовый, голубой, серый/.

Воспитательные:

- воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;

- воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую

Самореализацию;

- воспитывать аккуратность в работе, учить доводить начатое дело до конца;

- воспитывать внимание, наблюдательность и эстетическое отношение к действительности;

-учить правильно сидеть за столом, правильно держать корпус и руки.

Перспективный план работы кружкапостроен на основе тематического принципа в соответствии с тематическим планом образовательной деятельности основной образовательной программы «Детство». Разработанная  система интегрированных занятий, более результативна, так как у детей отмечается повышенный интерес к содержанию тех задач, которые решаются на этих занятиях, у детей проявляется особая широта интересов – что в последующем может стать основой многообразного опыта. Интеграция помогает сократить количество занятий, освободить время для игровой деятельности и прогулок, что способствует укреплению здоровья детей.

Так, например, в соответствии с темой неделиобразовательной деятельности  «Осень», запланирована тема занятия на кружке  «Золотая осень» - дети выполняют коллективную работу по изображению осеннего пейзажа с использованием отпечатков ладошек, пальчиков. В соответствии с темой недели «Посуда. Продукты питания. Этикет» - запланирована тема занятия на кружке  «Красивая тарелочка» - дети украшают тарелочку разноцветными отпечатками пальчиков. В соответствии с темой недели «Животные жарких стран. Зоопарк» запланирована тема занятия на кружке «Жираф» - дети изображают фигуру жирафа с помощью отпечатка ладони. На таких занятиях происходит взаимопроникновение материала из разных разделов воспитания и обучения через продуктивные виды деятельности.

Условия семейной дошкольной группы позволяют в полной мере осуществлять личностно – ориентированный подход к каждому воспитаннику, проводить индивидуальную работу с каждым ребенком. В результате занятий кружка «Цветные ладошки» к концу года воспитанники семейной дошкольной группы самостоятельно или с незначительнымиподсказками воспитателя, применяют разные способы выполнения отпечатков пальчиков, ладошек, создают индивидуальные и коллективные рисунки, смешивают краски, подбирают цвета,применяют фантазию в изображениях, проявляют устойчивый интерес к деятельности.Результаты диагностики педагогического процесса в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» - средние значения по каждому ребенку от 4,1-4,8, общегрупповой параметр 4,5 – 90%.Уровень освоения  содержания дополнительной образовательной программы кружка «Цветные ладошки» можно считать  нормативным. (Нормативным вариантом развития можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8).

Таким образом, цель и задачи дополнительной образовательной программыхудожественно-эстетической направленностивыполнены. Применение в педагогической деятельности программы обучения дошкольников пальчиковой живописи,развития воображения, позволило повысить уровень освоения воспитанниками основных разделов общеобразовательной программы: в образовательной области «Познание» на  25%, в образовательной области «Коммуникация» на 21%, в образовательной области «Социализация» на 26%. Воспитанники имеют стабильно высокие результаты в образовательной области «Художественное творчество», на 23% повысился уровень развития воображения.

Воспитанники семейной группы являются активными участниками и призерами конкурсов муниципального, федерального и международного уровня:Международный творческий конкурс «Очей очарованье» коллективная работа 1 место,Городской конкурс на лучшую новогоднюю игрушку - 3 место, Всероссийский конкурс актерского мастерства «Таланты России» -  1 место, Международный творческий конкурс «Мир на ладошках» - 3 место, Шестой Всероссийский конкурс изобразительного искусства «Таланты России» - 2 место, Всероссийская познавательная викторина по ПДД  - 1 место.

Следовательно, реализация программы художественно-эстетической направленности  «Цветные ладошки» в условиях семейной дошкольной группы способствует развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через изобразительную и прикладную деятельность, развивать потенциальные способности, заложенные в ребенке.

Главное, что бы перед вами была цель и помните, что в достижении больших и маленьких целей вам мало что мешает, кроме самих себя…

Простой рецепт преодоления трудностей при достижении целей:

1.Поверить в себя. 

2. Разбить процесс на простые выполнимые этапы. 
3. Приложить все усилия для достижения цели.

И все тогда получится


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Азбука семейного воспитания в усовиях детского сада»

laquo;Азбука семейного воспитания в усовиях детского сада»Программа по формированию понятий о функции семьи и ее ценностях...

Коррекция стилей семейного воспитания в условиях детского сада

В статье представлены результаты исследований  методики "Рисунок семьи", опросник "Анализ семейных взаимоотношений " Э.Г. Эйдеммилера и методика "Взаимодейстие родитель -...

Программа "Азбука семейного воспитания в условиях детского сада"

Прграмма "Азбука семейного воспитания в условиях детского сада"...

Сценарий семейных рождественских посиделок в детском саду «Всей семьёй у огонька»

Под русскую народную музыку дети входят в зал. Ведущая: Здравствуйте гости дорогие! Давно мы вас ждём, поджидаем, веселье не начинаем....

«ЕДИНСТВО СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ И ТРАДИЦИЙ ДЕТСКОГО САДА В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

laquo;Ребенок - зеркало семьи, как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается нравственная чистота отца и матери» В.А.Сухомлинский...

Долгосрочный проект по взаимодействию с родителями Старшая группа Тема: «Цветок семейного счастья» (совместная деятельность детского сада и семьи по духовно-нравственному воспитанию)

Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития необходимо их взаимодействие.Как показывает практика, и подтв...