система дополнительных занятий для детей подготовительной к школе группы
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Лапина Елена Глебовна

программа (система занятий) для подготовки детей 6-7 лет к школе.

задачи:

1.         Создание условий для проявления познавательной активности.

2.         Создание условий для дальнейшего развития психических процессов; увеличение объема памяти и внимания.

3.         Формирование мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификаций, аналогий).

4.         Формирование мотивации учения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Герб ГГО новый

ГОРНОУРАЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №26

п.Горноуральский 26а, Пригородный район, Свердловская область, 622904

тел./факс (3435) 91-26-14, E-mail: alenaelinina@mail.ru

_____________________________________________________________________________

УТВЕРЖДЕНО

Заведующая

МБДОУ детский сад №26

Елинина А.Ю.___________

 Курс психолого-педагогических развивающих занятий

для детей старшего дошкольного возраста – 6-7 лет

«Скоро в школу»

Составитель:

Лапина Е. Г. педагог-психолог,

МБДОУ детский сад №26

п. Горноуральский

2014


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Часто дошкольная подготовка детей к школе сводиться к обучению их счету, чтению, письму. Однако многолетний опыт педагогов-практиков показывает, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определенным набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнавать что-то новое.  Поэтому основными задачами курса являются задачи:

  1. Создание условий для проявления познавательной активности.
  2. Создание условий для дальнейшего развития психических процессов; увеличение объема памяти и внимания.
  3. Формирование мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификаций, аналогий).
  4. Формирование мотивации учения.

Принципы проведения занятий:

  • П.психологической комфортности – создается образовательная среда, обеспечивающая снятие стрессообразующих факторов учебного процесса.
  • П. деятельности – новое знание вводиться через самостоятельное «открытие» его детьми.
  • П. целостного представления о мире – взаимосвязь новых знаний с предметами и явлениями окружающего мира.

Этапы занятий:

  1. Организационный (создание эмоционального настроя в группе).
  2. Мотивационный (озвучивание проблемной ситуации).
  3. Практический (опытная деятельность, задание на развитие познавательных процессов и творческих способностей, отработка полученных знаний и навыков на практике).
  4. Рефлексивный (обобщение полученных знаний, подведение итогов).

Оснащение занятий:

 Доски: магнитная и интерактивная; фонотека; настольно-печатные игры; предметные игрушки; художественный материал; строительный материал; развивающие пособия: «игры Воскобовича», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», головоломки.

Организация занятий:

Курс рассчитан на 30 занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Данный цикл занятий рассчитан для детей 6 лет. В группе 5 человек. Длительность занятий 30 минут.

Курс занятий составлен на основе практического курса математики для дошкольников  «Игралочка» Л.Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова; «Раз- ступенька, два ступенька» Л.Г. Петерсон, Н. П. Холина.



Тематический план цикла развивающих занятий

«Скоро в школу»

тема

содержание

оборудование

1

Путе-шествие по сказке

1.Приветствие: «Подари улыбку».

 Муз. сопр-е «АБВГДейка». Узнаем правила.

2. Сказка «Репка»: обыгрывание,

Ф/М: «Сказочные персонажи». (7. с.4)

Цель: развитие двигательной памяти.

3.Моделирование (палочки Кюзинера). (7.с.4)

4. Игра «Найди фигуру» (3. С.77)

5. Упр. «Нарисуем дом Дружбы» (ИД).

6. Рефлексия. Прощание.

Муз/с «АБВГДейка»

Палочки Кюизенера

Бланки с заданиями

ИД                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

2

Идем в гости

1.Приветствие: «Подари улыбку».

 Муз. сопр-е «АБВГДейка».

2.«Карта путешествий»  (план) (7 с. 94)

3. Упр. «Заселяем дом» (знакомство с таблицей).

4. Задание «Засели свой дом» (инд. бланки)

Ф/М: «Геометрическая»

5. Игра «Волшебный мешочек» (геом. фигуры)

6. Рефлексия. Прощание.

Муз/с «АБВГДейка»

Карта с маршрутом

«Дом» на ИД

Бланки, цв. кар-ы

Геом. фигуры.

Объемные г/фигуры, мешочек.

3

Игры с блоками

1.Приветствие: «Подари улыбку».

 Муз. сопр-е «АБВГДейка».

2. С/момент – конверт с символами.

3. Решаем ребусы (с символами)

4.Геометрическиие загадки (самостоятельное составление загадок с помощью символов)

Ф/М: «Шумелки, шепталки, кричалки».

5.Упр. «Загадочный коврик» (с блоками)

6. Рефлексия. Прощание.

Муз/с «АБВГДейка

Кон. с символами.

ИД – ребусы.

Блоки Дьенеша,

«Светофор».

Образцы ковриков.

4

Цифрог-рад

1.Приветствие: «Подари улыбку».

 Муз. сопр-е «АБВГДейка».

2. Упр. с мячом: «Закончи предложение» (1 с.25)

3. «Восьмерка» знакомство, считалочка.

Ф/М: «Ах, какой я молодец!» (8 с.23).

4.Игра: «Найди цифру» (на ИД).

5. Инд. работа: «Выполни по образцу»

6. Рефлексия. Прощание.

Муз/с «АБВГДейка

Мяч

«Восьмерка» Воскобовича

ИД

Бланки, карандаши.

5

Чудо-

крестики

1.Приветствие: «Здравствуй, мой друг, как интересно вокруг!»

Муз. сопр-е «АБВГДейка».

2. «Цветочное имя» (1 с.19).

3. «Нелепицы» (игра «Я развиваюсь» 2, 10)

4. «Цифры и буквы» (бланки)

Ф/М: игра «Земля, вода, воздух» (1 с.44)

5. «Чудо - крестики»  (знакомство)

6. «Оживи фигуры»  (на ИД)

7. Рефлексия. Прощание

Муз/с «АБВГДейка

Мяч

Бланки с заданиями

Мяч

И «Чудо крестики»  

Задания на ИД.

6

Гео-конт

1.Приветствие: «Здравствуй, мой друг, как интересно вокруг!»

Муз. сопр-е «АБВГДейка»

2.Упр: «Запомни цифры». (5 цифр)

 3. Знакомство с Геоконтом.

4. Ф/М «Замри» (с колокольчиком).

5. Найди цифру из геометрических фигур на ИД.

6. Найди цифру из г/фигур  - индивидуально.

7. Рефлексия. Прощание.

Муз/с «АБВГДейка

Цифры, образцы

Геоконты

Колокольчик

ИД, задание

Бланки с цифрами.

7

Чудо-

крестики

1.Приветствие: «Здравствуй, мой друг, как интересно вокруг!»

Муз. сопр-е «АБВГДейка».

2.Упр. с мячом: «4 лишний».

3. «Чудо-крестики».

4. Ф/М: «Молчалки, шепталки, кричалки».

5. « Расшифруй» (работа с бланками).

6. «Рисование по клеточкам» (на ИД).

7. Рефлексия. Прощание

Муз/с «АБВГДейка

Мяч.

Чудо-крестики, образцы заданий.

Бланки, карандаши.

ИД

8

Проз-рачный квадрат (нетаю-щие льдин-ки)

1.Приветствие: «Здравствуй, мой друг, как интересно вокруг!»

Муз. сопр-е «АБВГДейка».

2. Упр. с мячом: «Обобщающие слова».

3. «Нетающие льдинки» (знакомство с игрой)

4. Ф/М:  «Запомни  движения» (снежинки, вьюга, ветер).

5. Работа с ИД («Замок» гр. диктант)

6. Работа с бланками: «замок по клеточкам».

7. Рефлексия. Прощание

Муз/с «АБВГДейка

Мяч

«Нетающие льдинки»

Бланки, карандаши

ИД.

9

Палоч-ки Кюизе-нера

1.Приветствие:  «Здравствуйте!»

Муз. сопр-е «АБВГДейка».

2. Игра «Хвалюшки!» (1, с 26).

3. Занимательная задача А. Зака ( 2 с44).

4. Игры с палочками Кюизенера  (4 с87,№33).

5. Ф/М: «Ах, какой я молодец!» (8 с.23).

6. Работа с ИД: «угадай цифру» (закончить рисунок цифры)

7. Рефлексия. Прощание

Муз/с «АБВГДейка

Бланки с заданиями

палочки Кюизенера

ИД

10

Чудо -Соты

1.Приветствие:  «Здравствуйте!»

Муз. сопр-е «АБВГДейка».

2. Упр.: «Я собираюсь на занятия!» (1 с 29)

3. « Чудо соты» (знакомство)

4. Игра с мячом: «Чемодан» ( слух. память).

5. Работа на ИД – графический диктант.

6. Работа с бланками.

7. Рефлексия. Прощание

Муз/с «АБВГДейка

Мяч

Чудо соты

ИД

бланки

11

Чудо - Цветик

1.Приветствие:  «Здравствуйте!»

Муз. сопр-е «АБВГДейка».

2. Игра «Чудо – цветик» - обр. числа 11 (2. с 46)

3. Ф/М: упр. «Буквы алфавита» (1 с31).

4. Настольно-печатная игра  «Слова и числа».

5. Работа на ИД

6. Рефлексия. Прощание

Муз/с «АБВГДейка

Чудо – цветик

Игра

ИД

12

Гео-конт

1.Приветствие:  «Здравствуйте!»

Муз. сопр-е «АБВГДейка».

2. Логические задачи (2 с49)

3. «Геоконт» - фигуры по образцу.

4. Ф/М: «Мои положительные качества» (1 с 59).

5. Наст-ая игра «Слова и числа» («животные»)

6. Работа на ИД – графический диктант (слон)

7. Рефлексия. Прощание.

Геоконт

Игрушки, цифры.

ИД.

13

Конст-руктор Букв

1.Приветствие:  «Здравствуйте!»

Муз. сопр-е «АБВГДейка».

 2. «Часы» (знакомство).

3. Ф/М: «Часы» (2, с. 55).

4. Конструктор букв (инд. Игры с резиночками)

5 Работа на ИД  - парочки – «Домино»

 6. Рефлексия. Прощание.                                    

Настольная игра «Часы»

Конструктор букв

И. Д.

14

Вол-шебная Вось-мерка

1.Приветствие:  «Здравствуйте!»

Муз. сопр-е «АБВГДейка».

2.Задание: «Поставь правильно цифру» (2. с 56).

3. «Занимательная задача» (2, с. 56).

4. Конструктор цифр (диктант)

Ф/М: «Мы плечами чик-чик…

5 Задание на внимание (работа с бланками)

6 . Графический диктант на ИД.

7. Рефлексия. Прощание.                                    

Конструктор цифр (Воскобовича)

ИД

15

Квад-ратные забавы

1.Приветствие:  «Здравствуйте!»

Муз. сопр-е «АБВГДейка».

2. Стихотворные загадки  (2, С. 46).

3. Квадратные забавы - знакомство

4. Ф/М: «Мы плечами чик-чик…»

5. Найди все буквы (задания на карточках).

6. «Домино» на ИД,

7. Рефлексия. Прощание.                                    

Квадрат Воскобовича

Карточки с заданиями

бланки

16

Проз-рачный квадрат

1.Приветствие:  «Здравствуйте!»

Муз. сопр-е «АБВГДейка».

2. Игровое упражнение: «Дни недели» ( 2. С.68)

3. Прозрачный квадрат (вертикальное домино)

4. Ф/М: «К берегу бежит волна…» ( 2. С.68)

5. Из каких букв получилась картинка.

6. Игры на ИД.

7. Рефлексия. Прощание.                                    

Набор цифр инд.

Прозрачный квадрат

Задание на ИД

17

Проз-рачный квадрат

1.Приветствие:  «Здравствуйте!»

Муз. сопр-е «АБВГДейка».

2. Логический поезд (настольная игра).

3. Прозрачный квадрат  - по образцу фигуры

4. Ф/М: «Мы плечами чик-чик…»

5. Из каких букв получилась картинка.

 6. Графический диктант на ИД.

7.  Рефлексия. Прощание.                                    

Логический поезд (настольная игра) Прозрачный квадрат.

бланки

18

Игры с блоками

Дьене-ша

1.Приветствие:  «Здравствуйте!»

Муз. сопр-е «АБВГДейка».

2. Игра: «Цветной Алфавит». (1. С. 46)

3. «Домино» с Блоками Дьенеша.

4. Ф/М: «К берегу бежит волна…»

5. Работа с бланками (на развитие внимания)

6. Графический диктант на ИД.

7. Рефлексия. Прощание.                                    

Блоки Дьенеша

Бланки с заданиями

19

Палоч-ки Кюизе-нера

1.Приветствие:  «Здравствуйте!»

Муз. сопр-е «АБВГДейка».

2. Задачи на сообразительность (2. С.82)

3. Палочки Кюизенера (Коврики разноцветные)

4. Ф/М.: «В лесной глуши на елке… (2. С. 82)

5. Тест на определение уровня развития памяти.

6. Игры на ИД.

7. Рефлексия. Прощание.

Палочки Кюизенера

бланки

20

Чудо -Соты

1.Приветствие:  «Здравствуйте!»

Муз. сопр-е «АБВГДейка».

2. Логические концовки (1. С. 54)

3. «Чудо-соты» – выкладывание по образцу.

4. Ф/М.:  игра: «Ухо – нос» ( 1. С. 54).

5. Работам с бланками (сделай по образцу – буквы)

6. Допиши слова (на ИД).

7. Рефлексия. Прощание.

Чудо-соты

 Бланки с заданиями

21

Блоки Дьене-ша

1.Приветствие:  «Здравствуйте!»

Муз. сопр-е «АБВГДейка».

2. Групповая игра «Я и не Я» (1. С.55)

3. Игры с Блоками «Поиск клада».

4. Ф/М.: по желанию детей

5. Мозаика (разрезные картинки – 6)

6. Игра «Притворщик»

 7. Рефлексия. Прощание.

Блоки Дьенеша

Разрезные картинки

Игра «Притворщик»

22

Гео-конт

1.Приветствие:  «Здравствуйте!»

Муз. сопр-е «АБВГДейка».

2. Знакомство с понятием «Было, будет или сейчас» (7 с. 118)

3. Геоконт: выкладывание цифр (2. С.93)

4. Ф/М: «Буги-Вуги» (танец).

5. Игра: «Зайчик» (7. С.15).

6. работа с ИД – коллективный рисунок

7. Рефлексия. Прощание.

Геоконт

Муз. сопровождение

Бланки для игры зайчик, карандаши

23

Чудо - Цветик

1.Приветствие:  «Здравствуйте!»

Муз. сопр-е «АБВГДейка».

2. Упр.: «Ответь на вопросы» (1. С. 76).

3. «Чудо-Цветик».

4. Ф/М.: «Колокольчик» (2 С. 96).

5. «Что потерял художник?» (1. С. 77).

6. Рефлексия. Прощание.

«Чудо-Цветик».

Бланки с заданиями.

24

Голово-ломки

1.Приветствие:  «Здравствуйте!»

Муз. сопр-е «АБВГДейка».

2. Смысловые ряды (1. С.74).

3. Головоломки («Листик», «Гексамино»)

4. Ф/М.: «Мы топаем ногами…».

5. Четвертый лишний (бланки, индивидуально)

6. Рефлексия. Прощание.

Головоломки («Листик», «Гексамино»)

Бланки с заданиями.

25

Палоч-ки Кюизе-нера

1.Приветствие:  «Здравствуйте!»

Муз. сопр-е «АБВГДейка».

2.Дид. игра: «Какое время года?»  «Бывает – не бывает» (1. С.102).

3. Палочки Кюизенера: пособие  «На золотом крыльце сидели».

4. Ф/М.: «Покажи время года».

5. Настольная игра «Мы купили в магазине…» («Логический поезд»).

6. Рефлексия. Прощание.

Палочки Кюизенера: пособие  «На золотом крыльце сидели»

Настольная игра «Логический поезд».

26

Палоч-ки Кюизе-нера

1.Приветствие:  «Здравствуйте!»

Муз. сопр-е «АБВГДейка».

2. Упр.: «Дотронься до цвета!» (1. С. 70)

3. Палочки Кюизенера: пособие  «На золотом крыльце сидели».

4. Ф/М.: «Цирк» (под муз. сопровождение).

5. Диагностическое задание: «Срисуй фигуры».

6. Игра: «Собери слова из слогов».

7. Рефлексия. Прощание.

Палочки Кюизенера: пособие  «На золотом крыльце сидели».

 Игра: «Собери слова из слогов».

Бланки с заданиями.

Муз. сопровождение.

27

Проз-рачный квадрат (нетаю-щие льдин-ки).

1.Приветствие:  «Здравствуйте!»

Муз. сопр-е «АБВГДейка».

2. Словесная игра: «Да и нет» (1. Стр.18).

3. Прозрачный квадрат: «Домино»

4. Разучивание скороговорок с помощью мнемотаблиц.

5. Ф/М.: по желанию детей

6. Упр.:  «Торопись да не ошибись» (2. С. 108).

7.  Рефлексия. Прощание

Прозрачный квадрат

Мнемотаблицы на каждого ребенка.

Бланки с заданиями

28

Квад-ратные забавы

1.Приветствие:  «Здравствуйте!»

Муз. сопр-е «АБВГДейка».

2. Словесная игра: «4 лишний» (1. Стр.64).

3. «Волшебный квадрат» Воскобовича

4. Ф/М.: «Любопытная Тамара»  (2. С.116)

5. Игры с Буквами: Волшебные превращения

6. Работа с бланками (срисуй по точкам).

7.  Рефлексия. Прощание

Волшебный квадрат.

Бланки с заданиями

Буквы.

29

Блоки Дьене-ша

1.Приветствие:  «Здравствуйте!»

Муз. сопр-е «АБВГДейка».

2. Блоки Дьенеша (игры с 2-мя обручами)

 3. Словесная игра с мячом: «Собираем чемодан – едем на Северный Полюс».

4. Работа с бланками на развитие памяти

5.  Рефлексия. Прощание

Блоки Дьенеша (игры с обручами)

Мяч

Бланки с заданиями

30

Сложи узор

.1. Приветствие:  «Здравствуйте!»

Муз. сопр-е «АБВГДейка».

2. Слов. игра: «Цветной алфавит» (1. С.46).

3. Раз. игра: «Сложи узор» (с образцами).

4. Ф/М: «Буги-Вуги»

5. Игра «Логический поезд».

6.  Рефлексия. Прощание

Игра «Логический поезд».

Игра: «Сложи узор»

Муз. сопровождение.

31

Блоки Дьене-ша

1. Приветствие:  «Здравствуйте!»

Муз. сопр-е «АБВГДейка».

2. игра «Ах, какой я молодец!»

3. Работа с бланками:

4. Блоки Дьенеша (игры с 3 обручами).

5. Игры на ИД.

6.  Рефлексия. Прощание

Блоки Дьенеша

ИД.

Бланки с заданиями.

32

1. Приветствие:  «Здравствуйте!»

Муз. сопр-е «АБВГДейка».

2. Свободные игры по желанию детей (Воскобовича, Блоки Дьенеша, Палочки Кюизенера, головоломки, Игра «Сложи узор»).

Ф/М: Мы глазами миг-миг…

3. Рефлексия. Прощание

Игры Воскобовича, Блоки Дьенеша, Палочки Кюизенера, головоломки, Игра «Сложи узор».


Опорные источники

  1. Ананьева Т. В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 96 с. (Серия «Кабинет психолога».)
  2. Бондаренко Т. М. Практический материал по освоению образовательных областей в подготовительной группе детского сада. Образовательная область «Познание»: Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ, родителей, гувернеров. – Воронеж: ООО «Метода», 2013. – 288 с.
  3. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. / Л.Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. – М.: «Баласс», 1998. – 160 с.
  4. Логика  и математика для дошкольников. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. Изд. 2-е, исправленное и дополненное. Изд.: «Детство-пресс», 2000. – 95 с.
  5. Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. – Ч. 1: Смоленцева А. А. , Пустовойт О. В. Математика до школы. Ч. 2: Игры-головоломки / сост.З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая. – СПб.: «Детство-пресс»,
  6. Раз – ступенька, два – ступенька… Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. / Л.Г. Петерсон, Н. П. Холина – М.: «Баласс», 2001. – 256 с.
  7. Управителева Л. В. Скоро в школу: Сценарии занятий. – М.: Изд. «Первое сентября», 2002. – 144 с.: ил.
  8. Шарохина В. Л. Психологическая подготовка детей к школе: Конспекты занятий. – М.: Национальный книжный центр,  2012 – 48 с. (Психологическая служба).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы: "К школе готов!"

Конспект занятия по психологической подготовке детей к школе....

Программа дополнительного образования для детей подготовительной к школе группы "Читайка"

Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный возраст для развития и обучения ребёнка.  Это обусловлено ускоренным развитием необходимых для данного периода психофизиологических функций. ...

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы «Создание Лесной школы».

Помощь будущим первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников....

Игра по станциям «Планеты солнечной системы» (Сценарий мероприятия для детей подготовительной к школе группе)

Познакомить детей с российским праздником - День космонавтики. Привлечь родителей к совместной деятельности, к празднованию Дня космонавтики. Расширить и углубить знания детей о космосе, дате пер...

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу!»

Конспект совместного интегрированного занятия учителя-дефектолога (тифлопедагога) и учителя- логопедадля детей подготовительной к школе группы«Скоро в школу!»Интеграция образовательн...