ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ
методическая разработка (средняя группа) на тему

Алейникова Татьяна Викторовна

 

ИНФОРМАЦИЯ  НА ТЕМУ:  « ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ»

ВОСПИТАТЕЛЬ : АЛЕЙНИКОВА Т.В.

Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать только путем привлечения ребенка к  выступлениям перед аудиторией . Огромную помощь в этом могут оказать занятия по театрализованной деятельности, которые , кстати пользуются у детей  неизменной  любовью. Разностороннее влияние этой  деятельности на личность ребенка позволяет использовать ее как одно из эффективных педагогических средств. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика практически не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка.  Участвуя  в театрализованной деятельности дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии  через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей , собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка , звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другими персонажами , ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Таким образом , театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи , интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она так же является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний  и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к  духовному богатству. Произведения искусства заставляют волноваться сопереживать персонажам и событиям , и «  в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки просто сообщаемые и усваиваемые».(Сухомлинский В.А.) Следовательно , театрализованная деятельность  является важнейшим средством развития эмпатии –условия , необходимого для организации  совместной деятельности детей . Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря  тому ,что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир и умом и сердцем выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отожествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно – от лица какого то персонажа . Это помогает преодолеть робость , связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе. Занятия по театрализованной деятельности имеют большое значение для всестороннего развития ребенка. Подобная организация театрализованной деятельности не только создает условия для приобретения  детьми новых знаний , умений и навыков развития способностей и творчества, но и позволяет им вступать в контакт с детьми других групп . с разными взрослыми. Участвуя в спектакле или концерте ребенок усваивает опыт взрослых естественно и непринужденно так же как взрослый естественно и непринужденно задает собственным примером образцы поведения и способы деятельности . Кроме того , в совместной деятельности воспитатели лучше узнают детей особенности их характера, темперамента , мечты и желания. Создается микроклимат , в основе которого лежат уважение к личности маленького человека, забота о нем ,доверительные отношения между взрослыми и детьми . Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей в каждой возрастной группе должна быть оборудована театральная зона или уголок в котором ребенок может побыть один и  «по репетировать» какую либо роль перед зеркалом или еще раз посмотреть иллюстрации к спектаклю и т.д. В старшей группе нашего МДОБУ для детей 5 -7 лет более широко предоставлены виды театров , а так же разнообразные материалы для изготовления атрибутов к спектаклям , к инсценировке сказки и т.д. Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя: 1 Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним.

2 Игры драматизации.

3 Подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок

Театрализованная деятельность детей безусловно не появится сама собой . В этом огромную роль играет воспитатель , умело направляющий данный процесс. Занятие по театральной деятельности выполняющие одновременно познавательную , воспитательную и развивающую функции , ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений их содержание, формы и методы проведения должны преследовать  - одновременное выполнение трех основных целей .

1 Развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности.

2 Создание атмосферы творчества .

3 Социально –эмоциональное развитие детей.

Содержанием занятий по театрализованной деятельности является не только знакомство с текстом литературного произведения или сказки , но и с жестом , мимикой , движением , костюмом, со  « знаками» играющими роль выразительного языка. Необходимо чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывая что –либо, умел смотреть и видеть , слушать и слышать , но и был готов к любому «превращению», т.е. владел  основами актерского мастерства , а так же основами режиссерских умений .

 Подготовку к театральной деятельности провожу в несколько этапов . В начале читаю произведение , затеем провожу по нему беседу , поясняю и выясняю  понимание не только содержания но и отдельных средств выразительности . После чтения С.Маршака  «Котята» спрашиваю у детей  «Какое настроение было у хозяйки в начале стихотворения?». «Как вы догадались об этом?» А после чтения  А. Толстого «Приключения Буратино» задаю следующие вопросы: « Каких героев этого произведения можно назвать отрицательными? Почему?» Стараюсь хорошо знать каждого ребенка , чтобы понять , что и как он чувствует, слушая какое –либо произведение . Поэтому передо мной встают две основные задачи : понять , разобраться в том , что чувствует ребенок ,на что направлены его переживания  насколько они глубоки, серьезны . Помогаю ребенку полнее высказать , проявить свои чувства , создать особые условия в которых может развернуться его содействие персонажам произведения. Стараюсь .чтобы ребенок внимательно слушал произведение , запоминая последовательность событий , свободно ориентировался в тексте , представлял образы героев. Огромную роль в осмыслении познавательного и эмоционального материала играют иллюстрации , аудиофильмы . После беседы о прочитанном или рассказанном вновь возвращаюсь к тексту , привлекаю детей  к проговариванию отдельных фрагментов . Нельзя требовать буквального воспроизведения содержания произведения . При необходимости поправляю ребенка непринужденно, и не задерживаясь двигаюсь дальше. Однако когда текст будет достаточно хорошо усвоен , стараюсь поощрить точность и выразительность его изложения. Это важно ,чтобы не растерять своеобразие авторского текста. В старшей группе детского сада – совершенствую художественно – образные исполнительские умения. Развиваю творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых действий.

Занятие по театрализованной деятельности  строю по единой  схеме - введение в тему, создаю эмоциональное настроение. Театральная деятельность в разных формах где я и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал. Эмоциональное заключение обеспечивает успешность театрализованной деятельности. Каждый ребенок имеет возможность проявить  себя в какой то роли. Для этого использую разнообразные приемы.

Выбор роли по желанию детей.

Назначаю на главные роли  наиболее робких и застенчивых детей.

Проигрываю роли  в парах

Распределяю роль по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку , на которой схематически изображен персонаж).

При этом возникают две основные проблемы :

Что делать ,если ролей не хватает на всех детей ?

Кто будет играть отрицательных персонажей ?

Первую проблему решаю подгрупповой организацией  занятия (10 -12 человек), парное проигрывание ролей . И чтобы охватить всех детей придумываю дополнительные роли.

Вторая проблема- исполнение отрицательных ролей . Это несколько сложнее , требует глубокого  наблюдения за конкретными детьми , индивидуально го подхода к каждому ребенку. Поскольку положительные качества приветствуются , а отрицательные осуждаются . Дети хотят исполнять роли добрых , сильных и находчивых персонажей и не хотят играть злых, жестоких  нечестных. Поэтому целесообразно ,чтобы каждый из детей  исполнял как отрицательные , так и положительные роли.

Результатом участия в театрализованной деятельности  могут отражаться  в работах по изобразительной деятельности, ручному труду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizatsiya.docx18.96 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИЯ  НА ТЕМУ:  « ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ»

ВОСПИТАТЕЛЬ : АЛЕЙНИКОВА Т.В.

Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать только путем привлечения ребенка к  выступлениям перед аудиторией . Огромную помощь в этом могут оказать занятия по театрализованной деятельности, которые , кстати пользуются у детей  неизменной  любовью. Разностороннее влияние этой  деятельности на личность ребенка позволяет использовать ее как одно из эффективных педагогических средств. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика практически не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка.  Участвуя  в театрализованной деятельности дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии  через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей , собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка , звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другими персонажами , ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Таким образом , театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи , интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она так же является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний  и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к  духовному богатству. Произведения искусства заставляют волноваться сопереживать персонажам и событиям , и «  в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки просто сообщаемые и усваиваемые».(Сухомлинский В.А.) Следовательно , театрализованная деятельность  является важнейшим средством развития эмпатии –условия , необходимого для организации  совместной деятельности детей . Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря  тому ,что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир и умом и сердцем выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отожествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно – от лица какого то персонажа . Это помогает преодолеть робость , связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе. Занятия по театрализованной деятельности имеют большое значение для всестороннего развития ребенка. Подобная организация театрализованной деятельности не только создает условия для приобретения  детьми новых знаний , умений и навыков развития способностей и творчества, но и позволяет им вступать в контакт с детьми других групп . с разными взрослыми. Участвуя в спектакле или концерте ребенок усваивает опыт взрослых естественно и непринужденно так же как взрослый естественно и непринужденно задает собственным примером образцы поведения и способы деятельности . Кроме того , в совместной деятельности воспитатели лучше узнают детей особенности их характера, темперамента , мечты и желания. Создается микроклимат , в основе которого лежат уважение к личности маленького человека, забота о нем ,доверительные отношения между взрослыми и детьми . Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей в каждой возрастной группе должна быть оборудована театральная зона или уголок в котором ребенок может побыть один и  «по репетировать» какую либо роль перед зеркалом или еще раз посмотреть иллюстрации к спектаклю и т.д. В старшей группе нашего МДОБУ для детей 5 -7 лет более широко предоставлены виды театров , а так же разнообразные материалы для изготовления атрибутов к спектаклям , к инсценировке сказки и т.д. Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя: 1 Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним.

2 Игры драматизации.

3 Подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок

Театрализованная деятельность детей безусловно не появится сама собой . В этом огромную роль играет воспитатель , умело направляющий данный процесс. Занятие по театральной деятельности выполняющие одновременно познавательную , воспитательную и развивающую функции , ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений их содержание, формы и методы проведения должны преследовать  - одновременное выполнение трех основных целей .

1 Развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности.

2 Создание атмосферы творчества .

3 Социально –эмоциональное развитие детей.

Содержанием занятий по театрализованной деятельности является не только знакомство с текстом литературного произведения или сказки , но и с жестом , мимикой , движением , костюмом, со  « знаками» играющими роль выразительного языка. Необходимо чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывая что –либо, умел смотреть и видеть , слушать и слышать , но и был готов к любому «превращению», т.е. владел  основами актерского мастерства , а так же основами режиссерских умений .

 Подготовку к театральной деятельности провожу в несколько этапов . В начале читаю произведение , затеем провожу по нему беседу , поясняю и выясняю  понимание не только содержания но и отдельных средств выразительности . После чтения С.Маршака  «Котята» спрашиваю у детей  «Какое настроение было у хозяйки в начале стихотворения?». «Как вы догадались об этом?» А после чтения  А. Толстого «Приключения Буратино» задаю следующие вопросы: « Каких героев этого произведения можно назвать отрицательными? Почему?» Стараюсь хорошо знать каждого ребенка , чтобы понять , что и как он чувствует, слушая какое –либо произведение . Поэтому передо мной встают две основные задачи : понять , разобраться в том , что чувствует ребенок ,на что направлены его переживания  насколько они глубоки, серьезны . Помогаю ребенку полнее высказать , проявить свои чувства , создать особые условия в которых может развернуться его содействие персонажам произведения. Стараюсь .чтобы ребенок внимательно слушал произведение , запоминая последовательность событий , свободно ориентировался в тексте , представлял образы героев. Огромную роль в осмыслении познавательного и эмоционального материала играют иллюстрации , аудиофильмы . После беседы о прочитанном или рассказанном вновь возвращаюсь к тексту , привлекаю детей  к проговариванию отдельных фрагментов . Нельзя требовать буквального воспроизведения содержания произведения . При необходимости поправляю ребенка непринужденно, и не задерживаясь двигаюсь дальше. Однако когда текст будет достаточно хорошо усвоен , стараюсь поощрить точность и выразительность его изложения. Это важно ,чтобы не растерять своеобразие авторского текста. В старшей группе детского сада – совершенствую художественно – образные исполнительские умения. Развиваю творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых действий.

Занятие по театрализованной деятельности  строю по единой  схеме - введение в тему, создаю эмоциональное настроение. Театральная деятельность в разных формах где я и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал. Эмоциональное заключение обеспечивает успешность театрализованной деятельности. Каждый ребенок имеет возможность проявить  себя в какой то роли. Для этого использую разнообразные приемы.

Выбор роли по желанию детей.

Назначаю на главные роли  наиболее робких и застенчивых детей.

Проигрываю роли  в парах

Распределяю роль по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку , на которой схематически изображен персонаж).

При этом возникают две основные проблемы :

Что делать ,если ролей не хватает на всех детей ?

Кто будет играть отрицательных персонажей ?

Первую проблему решаю подгрупповой организацией  занятия (10 -12 человек), парное проигрывание ролей . И чтобы охватить всех детей придумываю дополнительные роли.

Вторая проблема- исполнение отрицательных ролей . Это несколько сложнее , требует глубокого  наблюдения за конкретными детьми , индивидуально го подхода к каждому ребенку. Поскольку положительные качества приветствуются , а отрицательные осуждаются . Дети хотят исполнять роли добрых , сильных и находчивых персонажей и не хотят играть злых, жестоких  нечестных. Поэтому целесообразно ,чтобы каждый из детей  исполнял как отрицательные , так и положительные роли.

Результатом участия в театрализованной деятельности  могут отражаться  в работах по изобразительной деятельности, ручному труду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность дошкольников.

В старшей группе я уделяю большое внимание театрализованной деятельности детей, которая способствует развитию творческих способностей, формирует навыки общения. для организации этой деятельности испол...

Сообщение на педсовете на тему:"Роль воспитателя в организации музыкально-театрализованной деятельности дошкольников".

       Воспитатель – это не «урокодатель», он – постоянный эталон для детей, родителей и окружающих. Он – актер, который может перевоплощаться в любую роль. Работая в дошкольном учреждении, главное - ...

спецкурс Основы организации театрализованной деятельности дошкольников в детском саду как средства их всестороннего развития.

Основы организации  театрализованной деятельности дошкольников  в детском саду как средства их всестороннего развития. В современном обществе резко повысился социальный прес­тиж интелле...

Методическая разработка:"Мимические и пантомимические этюды в театрализованной деятельности дошкольников".

Цель:выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний.Знакомство детей с элементами выразительных движений:мимикой,жестом,позой,той или иной походкой....

Методические рекомендации для воспитателей по проведению театрализованной деятельности дошкольников на основе русских сказок

Театрализованная игра появляется в определенный период и как бы вырастает из сюжетно-ролевой. Это происходит в тот момент, когда в более старшем возрасте дети не удовлетворяются только воспроизв...

Методические рекомендации для воспитателей по проведению театрализованной деятельности дошкольников на основе русских сказок

Театрализованная игра появляется в определенный период и как бы вырастает из сюжетно-ролевой. Это происходит в тот момент, когда в более старшем возрасте дети не удовлетворяются только воспроизв...

Создание развивающей среды – путь активизации самостоятельной театрализованной деятельности дошкольников.

Театрализованная деятельность несет в себе большие воспитательные и образовательные возможности. Она позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, является источником развития чувств, эмоци...