Конспект коррекционного занятия "В ГОСТЯХ У КРАСНОЙ ШАПОЧКИ"
методическая разработка на тему

Вознесенская Юлия Геннадьевна

Цель: способствовать раскрытию интеллектуального потенциала ребёнка, развитию его самостоятельности, произвольного поведения, способствовать формированию дружеских взаимоотношений детей в группе, сплочению детского коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_asou_.docx35.3 КБ

Предварительный просмотр:

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Кафедра развития образования

Конспект коррекционного занятия по теме:

«В ГОСТЯХ У КРАСНОЙ ШАПОЧКИ»

Выполнила:

Филиппова Юлия Геннадьевна,

Педагог-психолог

МБДОУ ЦРР № 18 г. Климовск

Научный  руководитель:

канд. пед. наук, доцент (ст. преподаватель) Ефимова Е.В.

                                                        Москва 2014

Цель: способствовать раскрытию интеллектуального потенциала ребёнка, развитию его самостоятельности, произвольного поведения, способствовать формированию дружеских взаимоотношений детей в группе, сплочению детского коллектива.

Задачи:

1. позитивно настроить детей на совместную работу в группе;

2. развитие психических процессов (памяти, внимания, логического и образного мышления);

3. стимулирование любознательности, познавательной активности и самостоятельности, контролю своего поведения и действий, соблюдению правил;

4. развитие двигательной активности ребёнка, обучение его сохранению и укреплению своего психофизического здоровья путём использования психогимнастики, релаксации, упражнений, активизирующих мозговую деятельность; 

5. способствовать формированию у детей уверенности в себе, повысить социальный статус каждого ребенка в группе;

6. способствовать снятию мышечного напряжения у детей;

7. сплочение детей, умение договариваться между собой, выработка положительного настроя и эмоций.

Возраст:  дети 5-6 лет (старшая группа), застенчивые, имеющие трудности во взаимоотношении со сверстниками.

Форма работы – групповая.

Занятие строится на основе принципов системности и преемственности, от простого к сложному, смены видов деятельности, что позволяет сделать работу детей менее утомительной, динамичной. 

Структура занятия:

1. Приветствие, психологический настрой на занятие, упражнения на активизацию мозговой деятельности (дыхательные, телесные);

2. Упражнения на развитие и дальнейшее совершенствование логического, творческого мышления, внимания, памяти, моторики;

3. Проведение упражнений, способствующих осознанию собственного тела, снятию мышечного напряжения;

4. Психогимнастика,  рефлексия. 

Материалы и оборудование:  

1. кукла Красная Шапочка,

2. мягкие игрушки (мышка, кошка, белка, ёжик, лягушка),

3. «Чудо-дерево»,

4. предметные картинки «Классификация»,

5. бусы, леска,

6. карточки с заданиями («Переплетённые линии», «Найди заплатку»),

7. цветные карандаши, цифры 1-3,

8. орех, шапочка украшенная  камнями, туфли.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Приветствие.

Психолог:   - Здравствуй, друг!  

Дети стоят в кругу, педагог-психолог достает «волшебную коробочку» и просит детей достать по одной карточке. У каждого ребенка в руках оказывается карточка с изображением половины предметной картинки. Задача детей найти вторую половинку и с тем, у кого она находится образовать пару. Когда пары сформированы, дети приступают к приветствию:

- Здравствуй, друг! (здороваются за руку)

- Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу)

- Где ты был? (теребят друг друга за ушко)

- Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)

- Ты пришел! (протягивают друг другу руки)

- Хорошо! (обнимаются)

Психолог:   - Сегодня мы отправимся в гости к Красной Шапочке (появляется кукла в рваном платье, без туфель). Ой, а что это с ней случилось? Что произошло? Как вы думаете? Она расскажет нам свою историю (Красная  Шапочка рассказывает о том, как она шла по лесу к Бабушке на День рождение, упала и порвала свое любимое платье). Красная  Шапочка плачет.   Как нам помочь ей успокоиться? (ответы детей). Давайте  вспомним наши упражнения  и научим Красную Шапочку?:

  • Дыхательное упражнение: вдох - закрыть глаза, задержать дыхание, выдох – открыть глаза. Выполнить несколько раз. Затем открыть глаза и поморгать.
  • Упражнение на развитие моторики «Ухо-нос»: левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук.

Психолог:   - Прислушайтесь, Красная Шапочка  успокоилась и решила попросить помощи. А вам интересно знать к кому она обратится за помощью? А вы хотели  бы помочь ей? Давайте отправимся вместе с ней и поможем Красной Шапочке собраться на День рождение к Бабушке. Но   нужно запомнить всех, у кого она побывает. 

II. Основная часть.

1.Упражнение «Найди заплатку» (упражнение на развитие зрительного восприятия).

Психолог:  - Ребята, узнать,  к кому первому пришла Красная Шапочка,  нам поможет загадка.

                                      Живёт в норке, грызёт корки,

                                      Короткие ножки, боится кошки.

Ребёнок: - Мышка (появляется игрушка).

Психолог (от лица мышки): - Мама подарила Красной Шапочке  нарядное платье, но Красная Шапочка споткнулась о корягу в лесу, упала и его порвала. Какая неприятность! Что же нам делать? Как мы сможем отремонтировать платье? (ответы ребёнка). Давайте вместе отремонтируем его, подберём заплатки (детям предлагается несколько платьев и кусочки к ним). Какие  вы хотите выбрать?  Вам нужно подобрать заплатки по цвету и форме (после выполнения задания у Красной Шапочки  появляется платье). Как мы помогли Красной Шапочке? (ответы детей).

Психолог: - Ребята, вы помогли Красной Шапочке отремонтировать платье, и теперь она не плачет, у нее отличное настроение. А у вас какое настроение? Давайте поиграем.

2.Упражнение «Настроение в кармашке».

Дети сидят полукругом. Один ребенок выходит и произносит слова:

         - Утром рано поутру

             В детский садик я иду.

             И в кармашке я с собой

             Настроение несу.

Далее ребенок изображает мимикой и позой свое настроение. Дети отгадывают настроение ребенка, а затем хором произносят:

Дети: - Из кармашка ты достал

             Настроение свое.

             Только где его ты взял,

             Нам теперь не все равно!

Ребенок после этих слов говорит о том, почему у него сегодня такое настроение, например, «Я сегодня радостный, потому что…» или «Я сегодня грустный, потому что…».

3. Упражнение «Переплетённые линии» (упражнение на развитие внимания).

Психолог:  - Ребята, а это что такое переплетённые, спутанные нити? Наверно здесь спрятана вторая загадка?

У порога плачет, коготки прячет,

                  Тихо в комнату войдёт, замурлычет, запоёт.

Дети: - Кошка (появляется игрушка).

Психолог (от лица кошки): - Я рада помочь Красной Шапочке, но заблудилась и очень хочу есть. Найдите дорожку, по которой я смогу добраться до миски с молоком.

С помощью считалки выбирается ребёнок, ему даётся карточка с переплетёнными линиями.

Психолог:  - Сначала глазками просмотри все линии, затем обведи цветным карандашом. Под какой цифрой оказалась дорожка? (у ребёнка и кошки разные цифры). Посмотрите,   получились какие-то цифры: 1, 2. Что бы они значили? (ответы детей). Может быть это номер домика?  Посмотрим, что там есть? (после выполнения задания у Красной Шапочки  появляются новые туфли). Вот так кошка! Справились мы с её заданием? Чем мы помогли кошке и Красной Шапочке? (ответы детей)

Психолог:  - Ребята, что-то мы устали с вами, не пора ли немного отдохнуть?

4. Упражнение-игра «Сороконожка» (упражнение на развитие двигательной активности).

Дети встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде педагога-психолога «сороконожка» начинает двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями и т.д. Главная задача детей – не разорвать цепочку и сохранить «сороконожку».

Психолог: - Пора отправляться дальше (падает орех). Ой, наверно это потерял тот, к кому обратилась за помощью Красная  Шапочка?

                           Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу,

                           В дупле на старом дубе орешки я грызу.

Дети: - Белка (появляется игрушка).

Психолог (от лица белки): - Я живу  на волшебном дереве, а на нём выросли картинки и все перепутались, найдите одинаковые по признаку картинки, назовите одним словом (дерево с картинками «посуда», «мебель», «обувь», «одежда»). В благодарность за то, что вы помогли мне разобрать картинки, я подарю Красной Шапочке красивую шапочку украшенную камушками. Какие группы картинок мы с вами нашли? Сложно ли вам было выполнять это задание?

5. Упражнение «Бусы» (упражнение на развитие мелкой моторики, наглядно-образного мышления).

Психолог: - Посмотрите, нарядная у нас Красная  Шапочка? Может ещё чего-то не хватает? (ответы ребёнка: украшения, бусы). Один лесной зверёк захотел подарить Красной Шапочке  бусы. Кто же он?

                                 Лежала между ёлками подушечка с иголками,

                                 Тихонечко лежала, потом вдруг убежала.

Дети: - Ежик (появляется игрушка).

Психолог (от лица ёжика): - В лесу кто-то рассыпал бусины, я их все собрал, но не смог  сделать нарядное украшение. Что же делать? (ответы детей). Тогда послушайте  внимательно:  мы возьмём леску и будем нанизывать на неё сначала 1розовую, затем 2 красных бусины, затем 2 желтых и 1 зеленую, всего у вас должно получиться по 10-12  бусин на ниточке, не забывайте  считать (дети и психолог нанизывают бусины). Теперь, чтобы получились длинные бусы, выложим их в один ряд, подарим Красной  Шапочке  (после выполнения задания дети дарит свои бусы Красной  Шапочке). Красивое получилось украшение? Как мы его сделали? (ответы детей).

6. Упражнение «Нарядили Красную  Шапочку » (упражнение на развитие памяти).

Психолог:  - Ребята,  посмотри на нашу Красную  Шапочку. Готова ли она идти на День рождение?  Мы помогли ей собраться, теперь она может отправляться на праздник,  а пока Красная  Шапочка веселится, давайте  вспомним всех, кто помог ей собраться. Что они ей  подарили? (Дети называют игрушки и выставляют их на стол в той последовательности, в которой появлялись звери). 

III. Заключительная часть.

Психолог: - Ребята, Красная  Шапочка  в благодарность за вашу помощь, правильно, точно и аккуратно выполненные задания, привезла угощение – конфеты. Спасибо вам.

7. Рефлексия.

Что вам сегодня больше всего понравилось?

Какое у вас сейчас настроение?

Чему вы научились сегодня?

После проведения занятия и исходя из вышеизложенного материала, можно сделать вывод о том, что данная работа доказала актуальность поставленной проблемы, были разработаны рекомендации по воспитанию общительности у застенчивых детей.

Основным методом изучения  взаимоотношений  детей являются наблюдения за играми и взаимодействие в них. На взаимоотношения детей шестого года жизни большое влияние оказывают личные симпатии и привязанности.

В основном дети дружны, внимательны, доброжелательны друг к другу, однако они уже начинают проявлять инициативность: некоторых сверстников редко принимают в совместные игры.

На развитие ролевых взаимоотношений большое влияние оказывают личные привязанности детей друг к другу, реальные отношения между ними. Дети шестого года жизни при оценке взаимоотношений способны выделить некоторые качества личности сверстника: «Хорошо рисует, дружит, играет честно».

Благоприятные взаимоотношения со сверстниками рождают у ребенка чувство общности с ними, привязанности к группе.

Пяти - семилетние дошкольники, посещающие детский сад, с большим желанием объединяются в различной деятельности, прежде всего в игре. Между некоторыми детьми устанавливаются особо дружеские отношения: они предпочитают именно с теми или иными товарищами играть, трудиться, разговаривать, делиться радостями и огорчениями.

Для формирования дружеских взаимоотношений у детей можно рекомендовать не только игры, но и беседы, чтение художественной литературы, развлечения, спортивные праздники, праздники на темы дружбы и товарищества.

Из всего можно сделать вывод, что сама по себе группа не будет дружной. Сплочение коллектива не будет хорошим, если не проводить в нем какую-то работу по формированию дружеских взаимоотношений. Нужно детям разъяснять что такое “хорошо” и что такое “плохо”. Лишь только тогда у них сформируются правильные взаимоотношения в группе.

  1. У детей шестилетнего возраста идет активно сплочение коллектива.
  2. Взаимоотношения довольно устойчивые.
  3. Основными мотивами выбора являются игровой, трудовой и нравственный мотив.
  4. Удачным методом воспитания взаимоотношений является совместная деятельность.
  5. У детей шести лет можно сформировать осмысленные нравственные представления.

Используемая литература:

1.Общая психология. /Под ред. Богословского В.В.- М.: Просвещение.- 1981

2.Коломинский Я.А. О взаимоотношениях в группе детей. //Дошкольное  воспитание.- 1986, №1

3.Калишенко К. К проблеме формирования коллективных межличностных отношений. //Дошкольное воспитание.- 1984, №7

4.Антонова Т. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками. //Дошкольное воспитание.- 1975, №10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для средней группы "В гости с Красной Шапочкой"

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и рисованию.Дети отправляются с Красной Шапочкой в гости к ее бабушке.По дороге, в лесу, им приходится выполнять задания волка. В конце занят...

Конспект занятия по ПДД «Красная шапочка идет в гости»

Цель: формировать навыки безопасного поведения на дороге, закрепить название некоторых видов транспорта, закрепить понятие «улица», «дорога», «тротуар», «проезжая часть», их назначение, уточнить предс...

Конспект занятия "В гостях у Красной Шапочки"

Итоговое занятие по ознакомлению с окружающим миром....

Конспект интегрированного занятия "Спасем бабушку Красной Шапочки"

Цель: создать условия для формирования дружеских взаимоотношений воспитанников, сплочения коллектива, умения сотрудничать, прийти на помощь....

Конспект коррекционного занятия для детей старшего дошкольного возраста "Возвращение Красной Шапочки домой"

Занятие направлено на:- формирование произвольности психических процессов, развитие внимания, мелкой моторики, графомоторных навыков,- развитие  межполушарного взаимодействия , межанализаторных...

Конспект открытого логопедического занятия на тему: «В гостях у Красной Шапочки. Автоматизация звука [р] в слогах и словах».

Конспект открытого логопедического занятия по автоматизации звука [р] с ребенком старшего дошкольного возраста....

План – конспект интегрированного занятия «Путешествие с Красной Шапочкой»

План – конспектинтегрированного занятия Тема: «Путешествие с Красной Шапочкой»...