Путешествие с капелькой воды
методическая разработка (средняя группа) на тему

Рыбкина Инна Васильевна

Тип деятельности: интегрированная образовательная деятельность.

Приоритетная деятельность: познавательное развитие.

Педагогические технологии: здоровьесберегающие, личностно – ориентированные, игровые, диалогового общения.

Виды деятельности: игровая, познавательно – исследовательская, социально – коммуникативная, продуктивная.

Проблемная ситуация: значимость воды в жизни людей.

Цель: развивать познавательно-исследовательские способности детей.

Задачи
Обучающие
:

-дать понятие о значимости
воды в жизни людей;

- учить находить воду в окружающем мире, проводить несложные опыты с водой;

- продолжать знакомить со свойствами воды (вода растворяет, может менять свой
цвет и вкус) в процессе ис
следовательской деятельности;

- закреплять имеющиеся знания о знакомых свойствах воды (вода жидкость,

бесцветная, безвкусная, не имеет запаха).
Ра
звивающие:

- развивать любознательность, наблюдательность, мышление и речь;

- учить делать элементарные обобщения и выводы;

- расширять и активизировать словарь (жидкость, бесцветная, безвкусная,

прозрачная, сладкая, соленая, зеленка, марганцовка, глобус, планета Земля, снежные

сугробы, ледники, море, океан, растворились, течет);

- развивать навыки проведения опытов, интерес к ним;

- учить соблюдать при этом необходимые меры безопасности;

- развивать сознательное отношение к бережному использованию воды.
Вос
питательная: воспитывать бережное отношение к воде.

Форма проведения: занятие-путешествие.

Тип занятия: комбинированный.

Место проведения: групповая комната.

Методы обучения:

- словесные (рассказы воспитателя, детей, вопросы, рассуждения, объяснения, художественное слово);

- практические (показ, самостоятельное проведение опытов, приклеивание

изображений капелек);

- наглядные (рассматривание, показ символов свойств воды).
П
редварительная работа: изготовление панно «Кому нужна вода», чтение рассказов, сказок познавательного характера, просмотр мультфильма «Ручеек»,
опыты (превращение снега в воду, воды в лед), беседы на
темы: «Где можно встретить воду», «Кто живет в воде»; дидактические игры: «Волшебные палочки», «Горячо и холодно»;  исследовательская деятельность в уголке природы,  игры с водой, рисование на тему «Где живут капельки» > отгадывание загадок, заучивание стихотворений.

Оборудование: стаканчики с зеленкой, марганцовкой, мисочки с солью и сахаром, ложечки, салфетки, клеенки, стаканы, голубая краска, картинки-подарки (по количеству детей), символы обозначения свойств воды, игрушечная Капелька, рисунки детей «Где живет вода», аудиозапись звуков природы, изображение «капельки».

Прогнозируемые результаты:
- знание свойств воды;

- проявление интереса к опытам, соблюдение мер безопасности при их проведении;

- увеличение словарного запаса детей по теме;

- дети стали при выполнении водных процедур бережнее относиться к воде;

- появление элементарной осознанности понятия значимости воды в жизни детей.

Включена аудиозапись звуков природы - журчание ручья. В группе
появляется  Капелька.

 Ребята, кто это к нам пришел? Ты кто?

Я Капелька!

А зачем ты к нам пришла?

Я пришла в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у вас в группе.

Дети, давайте покажем Капельке, где живут ее сестрички-капельки, что они у нас делают и какую приносят пользу.

Поиск капелек воды по группе (дети идут по группе, делают остановки).

Вместе с детьми Капелька ходит по труппе, и дети показывают ей, где можно встретить воду. На каждом объекте, где они находят воду, приклеивают изображение капельки. После этого дети объясняют, для чего нужна вода в каждом из найденных объектов, расположенных в группе. Рассуждения детей: в уголке природы лейка с водой.

 Растениям нужна вода. Они живые и без воды погибнут.

 В групповой комнате краны для умывания.

Вода нужна, чтобы мыть руки, лицо, кисточки, стаканчики, игрушки.

 В туалетной комнате кран для мытья рук.

Мыть руки взрослым - воспитателю, помощнику воспитателя, мыть игрушки, готовить воду для закаливания.

Около мойки кран для мытья посуды.

Помощнику воспитателя надо много воды, чтобы мыть посуду, полы, вытирать пыль, убирать в группе.

На столе чайник с водой. Вода нужна, чтобы мы могли ее пить.

Вот, Капелька, сколько в нашей группе твоих сестричек-капелек живет, они приносят нам большую пользу. Но твои сестрички живут не только здесь, но и на улице. И сейчас ребята тебе расскажут и покажут на своих рисунках, где ты можешь еще встретить сестричек-капелек (в луже, реке, озере, море, снежном сугробе).

Дети рассказывают.

Ребята, спасибо вам за то, что вы так хорошо знаете моих сестричек-капелек.

Без меня вам ни умыться,

Ни наесться, ни напиться!
   Смею вам я доложить
:

Без воды нам не прожить!
Вы меня в
пруду найдете
И в сы
ром лесном болоте.
Путешествует всегда
На
ша спутница - вода!

 Конечно же, вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле. Ребята, наша гостья Капелька спрашивает, а что это у нас за какие-то непонятные значки? (Обращает внимание на символы свойств воды на доске.)

Кто из вас расскажет Капельке, что обозначают эти символы?

Вода - это жидкость, ее можно наливать и переливать (в стакан, ведро; ее можно вылить, перелить из одного сосуда в другой). Вода бесцветная. Вода не имеет вкуса, запаха.

Молодцы! Я вами довольна! И я надеюсь, что Капелька узнала от вас, какими свойствами она обладает. И тоже рада за ваши знания! Ребята, а вы

знаете, что воду нужно беречь?

 

Дети отвечают.

Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только чистая вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому ее надо беречь, и у нас в группе живет памятка ... Какая?

Дети отвечают.

Давайте покажем и расскажем о ней Капельке и нашим гостям.

Дети подходят к кранам для умывания и показывают значок-правило:
«помыл руки - плотно закрой кран».

И все ребята и взрослые в группе выполняют это правило!
Правда?

А дома это правило соблюдается всеми членами вашей семьи?

Дети отвечают.

Проводится физкультминутка  «Мы капельки»

Ребята, а я знаю еще одно свойство воды, с которым вы и Капелька пока не знакомы. Вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом? Тогда приглашаю вас вместе с Капелькой в нашу детскую лабораторию «Солнышек», и, как настоящие ученые, мы будем проводить опыты, чтобы узнать это интересное свойство воды.

Опыт
«Вода-растворитель»

На столе у воспитателя 2 стакана с водой, зеленка, марганцовка.

Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдет с водой. Изменила она свой цвет? А теперь я

добавлю в воду волшебную капельку (зелёнку). Посмотрим, что произойдет с водой. Изменила она свой цвет? А что случилось с веществами, которые я положила в воду?

Они растворились.

Вода растворяет вещества и меняет цвет в зависимости от того, что в нее добавили.

Наша работа продолжается. Сейчас я предлагаю вам самостоятельно убедиться в этом свойстве воды. Предлагаю детям совместно провести опыт.

Самостоятельная
практическая работа

У вас на столах находятся стаканы с чистой кипяченой водой и в тарелочках разные вещества. Вам хочется узнать, что это за вещества? Как можно узнать?

  Попробовать.

 Да, ребята, я с вами согласна, можно попробовать и таким образом узнать, что это за вещество. Но мы поступим по-другому. Попробуйте растворить эти вещества и посмотрим, что у вас получится. При необходимости пользуйтесь салфетками.

Воспитатель предлагает размешать в одном стакане с водой сахар, в другом - соль и попробовать на вкус. Дает детям возможность определить вещество, которое растворилось в воде.

Что изменилось?

 Вода стала сладкая, соленая.

А что случилось с веществами, которые вы положили в воду?

Они растворились.

Какой можно сделать вывод?

Соль и сахар быстро растворяются в воде, вода при этом остается прозрачной.

Вот теперь, ребята, вы вместе с Капелькой узнали еще одно свойство воды: она растворяет вещества, изменяет цвет в зависимости от того,
что в не
е добавили.

Как вы думаете, изменит вода свой цвет, если в нее добавить варенье?

Дети отвечают.

Попробуйте это сделать дома вместе с родителями и завтра мне расскажете. Договорились?

Капелька приготовила вам подарки.

На листках бумаги с помощью свечи нарисовано изображение капельки. Она дарит вам вот эти картинки. (Предлагает детям рассмотреть картинки-подарки.)
Вы что-нибудь видите на них?
Это «волшебные» картинки. Но увидеть их вы сможете, если закрасите их

полностью голубой краской.

Дети закрашивают «волшебные» картинки.

Ребята, какие вы молодцы! Ну а теперь скажите, что же подарила вам Капелька?

Картинку капельку.
Ребята, вы рады были со мной познакомиться? Вам было интересно? Какие секреты вы узнали обо мне и моих сестричках-капельках?

Теперь вы знаете, где меня можно найти, и сейчас я вместе с ручейком уплыву в реку.

Звучит аудиозапись журчания ручья.

Спасибо, вам, ребята!

Дети прощаются с Капелькой.

Литература.

Комплексные занятия с детьми 4 лет – О. Ф. Горбатенко ,2012

Неизведанное рядом

Опыты и эксперименты для дошкольников – Дыбина О. В.

Ребёнок в мире поиска – Дыбина О. В.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshevstvie_s_kapelkoy_vody.docx31.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тип деятельности: интегрированная образовательная деятельность.

Приоритетная деятельность: познавательное развитие.

Педагогические технологии: здоровьесберегающие, личностно – ориентированные, игровые, диалогового общения.

Виды деятельности: игровая, познавательно – исследовательская, социально – коммуникативная, продуктивная.

Проблемная ситуация: значимость воды в жизни людей.

Цель: развивать познавательно-исследовательские способности детей.

Задачи
Обучающие
:

-дать понятие о значимости
воды в жизни людей;

- учить находить воду в окружающем мире, проводить несложные опыты с водой;

- продолжать знакомить со свойствами воды (вода растворяет, может менять свой
цвет и вкус) в процессе ис
следовательской деятельности;

- закреплять имеющиеся знания о знакомых свойствах воды (вода жидкость,

бесцветная, безвкусная, не имеет запаха).
Развивающие:

- развивать любознательность, наблюдательность, мышление и речь;

- учить делать элементарные обобщения и выводы;

- расширять и активизировать словарь (жидкость, бесцветная, безвкусная,

прозрачная, сладкая, соленая, зеленка, марганцовка, глобус, планета Земля, снежные

сугробы, ледники, море, океан, растворились, течет);

- развивать навыки проведения опытов, интерес к ним;

- учить соблюдать при этом необходимые меры безопасности;

- развивать сознательное отношение к бережному использованию воды.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к воде.

Форма проведения: занятие-путешествие.

Тип занятия: комбинированный.

Место проведения: групповая комната.

Методы обучения:

- словесные (рассказы воспитателя, детей, вопросы, рассуждения, объяснения, художественное слово);

- практические (показ, самостоятельное проведение опытов, приклеивание

изображений капелек);

- наглядные (рассматривание, показ символов свойств воды).
Предварительная работа: изготовление панно «Кому нужна вода», чтение рассказов, сказок познавательного характера, просмотр мультфильма «Ручеек»,
опыты (превращение снега в воду, воды в лед), беседы на
темы: «Где можно встретить воду», «Кто живет в воде»; дидактические игры: «Волшебные палочки», «Горячо и холодно»;  исследовательская деятельность в уголке природы,  игры с водой, рисование на тему «Где живут капельки» > отгадывание загадок, заучивание стихотворений.

Оборудование: стаканчики с зеленкой, марганцовкой, мисочки с солью и сахаром, ложечки, салфетки, клеенки, стаканы, голубая краска, картинки-подарки (по количеству детей), символы обозначения свойств воды, игрушечная Капелька, рисунки детей «Где живет вода», аудиозапись звуков природы, изображение «капельки».

Прогнозируемые результаты:
- знание свойств воды;

- проявление интереса к опытам, соблюдение мер безопасности при их проведении;

- увеличение словарного запаса детей по теме;

- дети стали при выполнении водных процедур бережнее относиться к воде;

- появление элементарной осознанности понятия значимости воды в жизни детей.

Включена аудиозапись звуков природы - журчание ручья. В группе
появляется  Капелька. 

 Ребята, кто это к нам пришел? Ты кто?

Я Капелька!

А зачем ты к нам пришла?

Я пришла в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у вас в группе.

Дети, давайте покажем Капельке, где живут ее сестрички-капельки, что они у нас делают и какую приносят пользу.

Поиск капелек воды по группе (дети идут по группе, делают остановки).

Вместе с детьми Капелька ходит по труппе, и дети показывают ей, где можно встретить воду. На каждом объекте, где они находят воду, приклеивают изображение капельки. После этого дети объясняют, для чего нужна вода в каждом из найденных объектов, расположенных в группе. Рассуждения детей: в уголке природы лейка с водой.

 Растениям нужна вода. Они живые и без воды погибнут.

 В групповой комнате краны для умывания.

Вода нужна, чтобы мыть руки, лицо, кисточки, стаканчики, игрушки.

 В туалетной комнате кран для мытья рук.

Мыть руки взрослым - воспитателю, помощнику воспитателя, мыть игрушки, готовить воду для закаливания.

Около мойки кран для мытья посуды.

Помощнику воспитателя надо много воды, чтобы мыть посуду, полы, вытирать пыль, убирать в группе.

На столе чайник с водой. Вода нужна, чтобы мы могли ее пить.

Вот, Капелька, сколько в нашей группе твоих сестричек-капелек живет, они приносят нам большую пользу. Но твои сестрички живут не только здесь, но и на улице. И сейчас ребята тебе расскажут и покажут на своих рисунках, где ты можешь еще встретить сестричек-капелек (в луже, реке, озере, море, снежном сугробе).

Дети рассказывают.

Ребята, спасибо вам за то, что вы так хорошо знаете моих сестричек-капелек.

Без меня вам ни умыться,

Ни наесться, ни напиться!
  Смею вам я доложить
:

Без воды нам не прожить!
Вы меня в
пруду найдете
И в сы
ром лесном болоте.
Путешествует всегда
На
ша спутница - вода!

 Конечно же, вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле. Ребята, наша гостья Капелька спрашивает, а что это у нас за какие-то непонятные значки? (Обращает внимание на символы свойств воды на доске.)

Кто из вас расскажет Капельке, что обозначают эти символы?

Вода - это жидкость, ее можно наливать и переливать (в стакан, ведро; ее можно вылить, перелить из одного сосуда в другой). Вода бесцветная. Вода не имеет вкуса, запаха.

Молодцы! Я вами довольна! И я надеюсь, что Капелька узнала от вас, какими свойствами она обладает. И тоже рада за ваши знания! Ребята, а вы

знаете, что воду нужно беречь?

Дети отвечают.

Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только чистая вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому ее надо беречь, и у нас в группе живет памятка ... Какая?

Дети отвечают.

Давайте покажем и расскажем о ней Капельке и нашим гостям.

Дети подходят к кранам для умывания и показывают значок-правило:
«помыл руки - плотно закрой кран».

И все ребята и взрослые в группе выполняют это правило!
Правда?

А дома это правило соблюдается всеми членами вашей семьи?

Дети отвечают.

Проводится физкультминутка  «Мы капельки»

Ребята, а я знаю еще одно свойство воды, с которым вы и Капелька пока не знакомы. Вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом? Тогда приглашаю вас вместе с Капелькой в нашу детскую лабораторию «Солнышек», и, как настоящие ученые, мы будем проводить опыты, чтобы узнать это интересное свойство воды.

Опыт
«Вода-растворитель»

На столе у воспитателя 2 стакана с водой, зеленка, марганцовка.

Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдет с водой. Изменила она свой цвет? А теперь я

добавлю в воду волшебную капельку (зелёнку). Посмотрим, что произойдет с водой. Изменила она свой цвет? А что случилось с веществами, которые я положила в воду?

Они растворились.

Вода растворяет вещества и меняет цвет в зависимости от того, что в нее добавили.

Наша работа продолжается. Сейчас я предлагаю вам самостоятельно убедиться в этом свойстве воды. Предлагаю детям совместно провести опыт.

Самостоятельная
практическая работа

У вас на столах находятся стаканы с чистой кипяченой водой и в тарелочках разные вещества. Вам хочется узнать, что это за вещества? Как можно узнать?

  Попробовать.

 Да, ребята, я с вами согласна, можно попробовать и таким образом узнать, что это за вещество. Но мы поступим по-другому. Попробуйте растворить эти вещества и посмотрим, что у вас получится. При необходимости пользуйтесь салфетками.

Воспитатель предлагает размешать в одном стакане с водой сахар, в другом - соль и попробовать на вкус. Дает детям возможность определить вещество, которое растворилось в воде.

Что изменилось?

 Вода стала сладкая, соленая.

А что случилось с веществами, которые вы положили в воду?

Они растворились.

Какой можно сделать вывод?

Соль и сахар быстро растворяются в воде, вода при этом остается прозрачной.

Вот теперь, ребята, вы вместе с Капелькой узнали еще одно свойство воды: она растворяет вещества, изменяет цвет в зависимости от того,
что в не
е добавили.

Как вы думаете, изменит вода свой цвет, если в нее добавить варенье?

Дети отвечают.

Попробуйте это сделать дома вместе с родителями и завтра мне расскажете. Договорились?

Капелька приготовила вам подарки.

На листках бумаги с помощью свечи нарисовано изображение капельки. Она дарит вам вот эти картинки. (Предлагает детям рассмотреть картинки-подарки.)
Вы что-нибудь видите на них?
Это «волшебные» картинки. Но увидеть их вы сможете, если закрасите их

полностью голубой краской.

Дети закрашивают «волшебные» картинки.

Ребята, какие вы молодцы! Ну а теперь скажите, что же подарила вам Капелька?

Картинку капельку.
Ребята, вы рады были со мной познакомиться? Вам было интересно? Какие секреты вы узнали обо мне и моих сестричках-капельках?

Теперь вы знаете, где меня можно найти, и сейчас я вместе с ручейком уплыву в реку.

Звучит аудиозапись журчания ручья.

Спасибо, вам, ребята!

Дети прощаются с Капелькой.

Литература.

Комплексные занятия с детьми 4 лет – О. Ф. Горбатенко ,2012

Неизведанное рядом

Опыты и эксперименты для дошкольников – Дыбина О. В.

Ребёнок в мире поиска – Дыбина О. В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие с капелькой воды Конспект занятия по экологии для дошкольников

Путешествие с капелькой водыКонспект занятия по экологии для дошкольников...

Конспект занятий по ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ в Первой Младшей Группе на тему "ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЕЛЬКИ ВОДЫ"".

Цель 1. : Дать знание о значении воды в жизни человека,растений и животных.           Предшествующая работа:1. Беседы2. Рассматривание иллюстраций3. Полив ...

Презентация "Путешествие капельки воды"

Читая сказку и показывая презентацию знакомим детей 6 лет круговоротом воды...

Путешествие с Капелькой (Опыты с водой)

Ознакомление со свойствами воды в средней группе...

Путешествие с капелькой воды.

Занятие по познавательно - речевому развитию в средней группе...

"Путешествие с капелькой воды"

laquo;Путешествие с капелькой воды»Конспект совместной деятельности  по экологическому воспитанию и опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе....

Конспект непрерывной образовательной деятельности Познавательное развитие «Путешествие с капелькой воды» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект непрерывной образовательной деятельности Познавательное развитие  «Путешествие с капелькой воды» для детей старшего дошкольного возраста...