Работа с одаренными детьми в музыкальной деятельности
методическая разработка (старшая группа) на тему

ПИМЕНОВА СВЕТЛАНА ИОСИФОВНА

В 6-7 лет проявляются музыкально одаренные дети, они заметно опережают своих сверстников. Обнаруживается это в следующем: чистота интонации, звонкий голос, художественно выразительное пение, артистичность, интерес к музыке. Становится очевидно: необходима индивидуальная работа. Пение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности, который может дать дошкольникам очень много.  Возникла необходимость систематической работы с одаренными детьми в певческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 19.rabota_s_odarennymi_detmi.doc69.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие музыкально одаренных детей в певческой деятельности

Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания.

Важную роль в музыкальном и личностном развитии играет пение. Пение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности, который может дать им очень много. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Исполняя песни, дети глубже воспринимают музыку, активно выражают свои чувства, настроение; постигая мир музыкальных звуков, учатся слышать окружающий мир, выражать свои впечатления, свое отношение к нему.

На основе наблюдений и практических занятий с дошкольниками было выявлено, что у детей не в одинаковой степени развиты музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память. Было установлено, что в 6-7 лет проявляются музыкально одаренные дети, они заметно опережают своих сверстников. Обнаруживается это в следующем: чистота интонации, звонкий голос, художественно выразительное пение, артистичность, интерес к музыке.

Изложенное выше показывает, что возникла необходимость систематической работы в певческой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, цель которой состоит:

- в выявлении музыкально одаренных детей;

- в развитии их вокальных способностей;

- в участии (как результат певческой деятельности) в конкурсе «Самотлорские роднички».

Задачи певческой деятельности заключаются в следующем:

Задачи в обучении:

- формировать певческие умения и навыки;

- вырабатывать правильное дыхание, звукообразование, интонирование, артикуляцию.

Задачи в развитии:

- развивать эмоциональную отзывчивость ребенка на музыку;

- развивать музыкальный слух и голос, чувство метроритма.

Задачи в воспитании:

- воспитывать усидчивость и силу воли;

- воспитывать самостоятельность, активность.

План работы с детьми старшего дошкольного возраста

в певческой деятельности

Период

Задачи

Музыкальный репертуар

Итоговые выступления

Сентябрь

Провести диагностику каждого ребенка:

- Выявить речевые характеристики ребенка: прислушиваясь к звучанию его естественного речевого голоса, определить тип (высокий, средний, низкий) и примарную речевую зону.

- Выявить  тип голоса по тембру и примерную область наиболее свободного и естественного звучания.

Определить общий и примарный диапазоны певческого голоса ребенка.

По результатам проведенной диагностики разделить детей на три подгруппы: дети с высокими, средними и низкими голосами.

Беседа о том, что интересует ребенка.

Исполнение любимых или ранее выученных песен без аккомпанемента.

Попевка «Мама» (поступенный ход вниз от III к I ступени, затем по полутонам вверх).

Октябрь

Развитие музыкального слуха и голоса:

-уточнить умения детей различать высокие и низкие звуки в пределах терции;

-упражнять в чистом интонировании  этого интервала сверху вниз;

-учить точно попадать на первый звук мелодии песни.

Усвоение певческих навыков:

-учить петь легко, не форсируя звук, в примарном диапазоне;

-развивать подвижность артикуляционного аппарата (губ, языка, неба, нижней челюсти) с помощью артикуляционной гимнастики;

-учить чисто интонировать мелодию песен;

-учить правильно брать дыхание: разъяснить и показать, где и как нужно брать дыхание, как его расходовать по музыкальным фразам;

-учить петь небольшим ансамблем, по одному.

Певческая установка:

-формировать правильную посадку во время пения (дети должны сидеть прямо, не прислоняясь к спинке стула; ноги твердо стоят на полу, руки свободно лежат вдоль туловища; голову держать прямо, без напряжения, рот открыть свободно (не в ширину, а вертикально); губы упруги, подвижны).

Артикуляционная гимнастика (см. приложение № 1).

Певческие упражнения (см. приложение № 2).

Дыхательные упражнения (см. приложение № 3).

«Папа и мама», сл. и муз. Юрия Привалова

«Гномик», муз. О.Юдахиной, сл. Г.Новицкой.

День пожилых людей.

Ноябрь

Развитие музыкального слуха и голоса:

-расширять диапазон детского голоса; -закреплять знания о высоких, средних и низких звуках; о долгих и коротких; -учить графически передавать ритмический рисунок простейших песенок на фланелеграфе (длинными и короткими полосками);

-познакомить с понятием – «нотный стан», с записью нот на линейках; упражнять в чистом пропевании этих звуков.

Усвоение певческих навыков:

-продолжать учить чисто интонировать мелодию в поступенном движении вверх и вниз, а также скачки вниз на квинту и кварту (вверх и вниз);

-продолжать учить петь без форсирования звука, естественным голосом;

-формировать певческое дыхание: учить делать выдох за счет постепенного расхода дыхания на всю продолжительность музыкальной фразы;

-работать над подвижностью артикуляционного аппарата;

-добиваться выразительного исполнения песен;

-учить слушать друг друга.

Певческая установка:

-уточнить положение корпуса во время пения сидя.

Попевки из «Музыкального букваря» Е.Тиличеевой.

«Тик-так», муз. А.Варламова.

«Зимняя песенка», муз. О.Поляковой, сл. В.Орлова.

День ребенка. День матери.

Декабрь

Развитие музыкального слуха и голоса:

-уточнять знания детей о нотах;

-упражнять в умении определять и чисто интонировать движение мелодии вверх и вниз.

Усвоение певческих навыков:

-упражнять в точном интонировании трезвучий, в умении удерживать интонацию на повторяющихся звуках;

-учить петь, ускоряя и замедляя темп, усиливая и ослабляя звук;

-способствовать выравниванию, округлению звучания гласных и выработке чистого унисона;

-продолжать формировать певческое дыхание: обучать короткому, энергичному, обязательно с небольшой задержкой вдоху, не допуская при этом поднятия плеч;

-продолжать учить правильно выполнять логические ударения;

-продолжать учить петь по одному.

Певческая установка:

-закрепить умение сидеть прямо, не используя искусственные позы: «руки за спиной», «лодочкой», «замочком».

«Дед Мороз», муз. В.Шаинского,

сл. Я.Харечко

«Карнавал», муз. В.Цветкова

Новый год.

Январь

Развитие музыкального слуха:

-формировать устойчивый ладотональный слух;

-продолжать учить самостоятельно определять звуки по нотной записи (на фланелеграфе) и называть ноты;

-упражнять в умении чисто пропевать звуки и проигрывать их на детских музыкальных инструментах.

Усвоение певческих навыков:

-продолжать учить петь естественным звуком, без крика и напряжения;

-уточнить умение вовремя вступать после музыкального вступления, точно попадая на первый звук; чисто интонировать в заданном диапазоне;

-вырабатывать четкую артикуляцию;

-продолжать учить  правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения,          удерживать дыхание до конца фразы, концы фраз не обрывать, заканчивать мягко;

-учить передавать характер и смысл каждой песни;

-учить петь с музыкальным сопровождением и без него.

Певческая установка:

-формировать правильную «певческую стойку» (положение корпуса и головы во время пения), способствующую организации певческого дыхания и резонирования, которые являются основой красивого певческого звука, обеспечивая его всеми необходимыми качествами.

«Золушка», муз. И.Цветкова, сл. И.Резника.

«Хомячок»

Концерт для малышей.

Февраль

Развитие музыкального слуха:

-продолжать формировать устойчивый ладотональный слух;

-продолжать учить самостоятельно определять долгие, короткие звуки, передавать их чередование в знакомой попевке графически на фланелеграфе.

Усвоение певческих навыков:

-учить самостоятельно реагировать на одинаковые музыкальные фразы с разным окончанием;

-продолжать учить правильно произносить гласные в словах;

-совершенствовать умение петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания;

-добиваться выразительного исполнения песен различного характера;

-упражнять в умении брать дыхание и удерживать его до конца фразы;

-учить петь под фонограмму.

Певческая установка:

-уточнить положение корпуса и головы во время пения стоя.

«Горница-узорница», муз. Л.Деревягиной, сл. В.Степанова.

«Веснушки», муз. А.Варламова.

Участие в музыкально-спортивном развлечении, посвященном Дню защитников Отечества.

Март

Развитие музыкального слуха:

-закрепить знания о нотах;

-учить петь по нотам простейшую мелодию;

-развивать активное слуховое внимание.

Усвоение певческих навыков:

-продолжать учить петь естественным голосом, без напряжения;

-упражнять в умении расходовать дыхание по музыкальным фразам  (пение песни по фразам – цепочкой);

-упражнять в умении петь выразительно, передавая динамику не только от куплета к куплету, но и по музыкальным фразам; выполнять паузы, точно передавать ритмический рисунок, делать логические (смысловые) ударения в соответствии с текстом произведения;

-упражнять в умении петь под фонограмму.

Певческая установка:

-формировать ощущение свободно  и красиво стоящего человека, который готов с удовольствием петь (ноги – почти на ширине плеч, носки чуть развернуты в стороны; корпус прямой, но свободный, опирающийся на твердые, но не напряженные ноги; руки свободно опущены вдоль туловища; голова держится прямо, шея не напряжена).

«Пляшут зайцы на горе» В.Карасевой.

 

«Васильковая поляна», муз. А.Варламова.

«Почемучки», муз. и сл. Л.Туркиной.

Концерт для мам.

Апрель

Развитие музыкального слуха:

-продолжать учить точно воспроизводить заданный ритмический рисунок;

-развивать тембровый слух: умение узнавать звучащий музыкальный инструмент;

-способствовать творческому развитию детей (самостоятельное придумывание песенок зверей).

Усвоение певческих навыков:

-упражнять в умении удерживать интонацию при переходе от одной тональности в другую;

-упражнять в умении точно передавать пунктирный ритм;

-продолжать учить петь выразительно, осмысливая характер песни, ее содержание, чувствовать логические ударения в музыкальных фразах, тонко реагировать на эмоциональную окрашенность песен (лирическая, игровая, радостная, веселая, шутливая, ласковая и т.д.).

-совершенствовать умение брать дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами, удерживать дыхание до конца фразы, концы фраз не обрывать, заканчивать мягко;

-продолжать учить петь выразительно, легким, подвижным звуком, напевно, широко, с музыкальным сопровождением и без него.

Певческая установка:

-формировать привычку во время пения стоя - стоять свободно  и красиво; во время пения сидя – сидеть прямо, не прислоняясь к спинкам стульев.

М/и «Узнай инструмент».

Игра «Теремок».

 

«Прощание», муз. Л.Деревягиной, сл. В.Деревягина.

«Уходит детство», муз. Л.Деревягиной, сл. Н.Савельевой.

Участие в конкурсе «Самотлорские роднички».

Май

Развитие музыкального слуха:

-закреплять знания о нотах;

-формировать навыки чистого интонирования звуков;

-упражнять в умении графически изображать мелодию; играть ее на металлофоне;

-развивать гармонических слух.

Усвоение певческих навыков:

-закреплять навык естественного звукообразования, умение петь легко, свободно, без напряжения;

-следить за правильным дыханием;

-закреплять умение чисто интонировать в заданном диапазоне поступенное и скачкообразное движение мелодии от секунды до сексты, септимы вверх-вниз;

-упражнять в умении петь самостоятельно небольшим ансамблем, по одному, с музыкальным сопровождением и без него; под фонограмму.

Певческая установка:

-закрепить умение  при пении менять положение (сидя, стоя у инструмента, в центре зала, свободно группируясь).

Повторение пройденного песенного репертуара.

Концерт к 9 мая.

Используемая литература.

1. Кинсбрунер Н.Ф. ФОНОПЕДИЧЕСКИЙ ПОДХОД. НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА РАБОТУ С ДЕТЬМИ-«ГУДОШНИКАМИ» И ПЛОХО ИНТОНИРУЮЩИМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ И МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ. Методическое пособие для учителей музыки, преподавателей музыкальных дисциплин, руководителей хоровых коллективов и музыкальных работников детских дошкольных учреждений. Челябинск, 1994.

2. Коваленко М.В. Хоровое занятие с детьми 5-6 лет. – Музыкальный руководитель.  2007, № 3.

3. Поплянова Е. С чего начинается «Радость»? – Музыкальный руководитель. 2005, № 3; 2006, № 1,4, 5.

4. Тарасова К.В. К постановке детского певческого голоса. – Музыкальный руководитель. 2005, № 3.

5. Рыбкина И.Б. Распевание по принципу «Эхо». – Музыкальный руководитель. 2006, № 5.

6. Филиппова Е. Распевки. – Музыкальный руководитель. 2007, № 8.

7. Нехорошкина О. Пение в детском саду: из опыта работы по программе «Истоки». – Музыкальный руководитель. 2004, № 2.

8. Шереметьев В.А. Хоровое пение в детском саду. – Музыкальный руководитель. 2005, № 5; 2006, № 1.

9. Орлова Т. Учим петь. Система упражнений для музыкального слуха и голоса. – Музыкальный руководитель. 2004, № 5,6;

10. Метлов Н.А. Музыка – детям: Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада /  Сост. С.И. Чешева, А.П. Николаичева. - М.: Просвещение, 1985.

11. Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / О.П. Радынова, А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

12. Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студентов пед. ин-тов, учащихся пед уч-щ и колледжей, муз. руководителей и воспитателей дет. сада / О.П. Радынова, А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили; Под ред. О.П. Радыновой. – М.: Просвещение: Владос, 1994.

13. Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2000.

14. Фольклор – музыка – театр: Программа и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: Программно-метод. пособие / Под ред. С.И. Мерзляковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

15. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. для учащихся пед. уч-щ по спец. 03.08 «Дошк. воспитание» / Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989.

16. Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет: Кн. для воспитателя и муз. руководителя дет. сада / Сост. Г.М.Орлова, С.И. Бекина. – М.: Просвещение, 1988.

17. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Времена года» в рамках районного семинара заместителей директоров по дошкольному образованию и руководителей структурных подразделений по теме «Работа с одаренными детьми по подготовке к олимпиадам, конкурса

Цель данного занятия— показать взаимосвязь литературы и музыки, раскрыть общность идейного замысла драматурга и композитора, обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к его музы...

Дистанционное обучение.Индивидуальная работа с одаренными детьми. Дисциплина 6. Модуль 2. Музыкальность как признак одаренности

1. Музыкальные способности, их характеристика2. Основные музыкальные способности детей дошкольного возраста3. Условия развития музыкальных способностей в дошкольном возрастеПрактическое зада...

Опыт работы музыкального руководителя по работе с одаренными детьми.

Опыт работы музыкального руководителя по работе с одаренными детьми...

Дистанционное обучение.Индивидуальная работа с одаренными детьми. Дисциплина 6. Модуль 3. Формы организации работы с музыкально одаренными детьми

1. Педагогическая поддержка одаренного ребенка.2. Содержание индивидуальной работы с одаренными детьми.3. Диагностика музыкальных способностей и одаренности.Практическое задание: Р...

Выступление на МО музыкальных руководителей «Работа с одаренными детьми по музыкальному воспитанию в ДОУ»

История возникновения понятия «одаренность» насчитывает несколько столетий. Так, еще в древние времена люди, отличающиеся какими-либо способностями, нестандартными умениями, обладающие высоким уровнем...