Главные вкладки

    Средства и методы художественно-эстетического воспитания: особенности выбора с позиции интеграции
    материал по теме

    Юрьева Лилия Петровна

    Выбор занятий для воспитания в ДОУ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_dlya_seminara.docx21.16 КБ

    Предварительный просмотр:

    Средства и методы художественно-эстетического воспитания: особенности выбора с позиции интеграции

     Средства эстетического воспитания разнообразны и благодаря этому оказывается возможным реализовать его содержание.

    Эстетическое общение - направлено на то, чтобы заинтересовать детей, развить активность, пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, в то, что он пришел в мир творить добро и красоту, приносить людям радость. Для этого необходимо формировать выразительность художественного образа. Например, выразительность образов в лепке - определяется их цветом, формой, гармонической пропорциональностью, четкостью силуэта. Благодаря пластичности материала (глины или пластелина) ребенок в процессе лепки может исправить сделанное, чтобы облегчить процесс обучения. Выразительность образа достигается с помощью изображения деталей и дополнительных предметов, и зависит не только от того, насколько ребенку удалось передать форму и пропорции игрушки , но и от того, как украсил свою работу.

    Природа. Исследователями доказано, что красоту природы ребенок способен воспринимать с самого раннего возраста. Непосредственное общение ребенка с природой - один из путей эстетического воспитания. Важное условие формирования эстетического вкуса - чувство радости, восхищения, изумления, появляющееся во время наблюдения цветов, ярких листьев, окраски насекомых и птиц и т.д. Комплексное воздействие природы на ребенка осуществляется через:

    - наблюдение за предметами и явлениями природы;

    - сочетание воздействия наблюдений и произведений искусства;

    - формирование знаний о предметах и явлениях природы;

    - участие детей в создании красоты в ходе практической деятельности в природе.

    Искусство (музыка, литература, театр, произведения художественно-декоративного творчества и др.) способствует формированию органов чувств, установленных на восприятие отдельных видов искусства, формирует эстетический вкус, позволяет корректировать свой эстетический идеал. Методологическую основу данной воспитательно-образовательной работы составляет представление об искусстве как форме отражения единства материального и духовного мира. В области искусства деятельность ребенка может проявляться в форме самостоятельного творчества, исполнительства и восприятия художественных произведений.

    Окружающая предметная среда, по мнению Е.А.Флёриной, повышает активность, творческий характер художественно-эстетической деятельности дошкольников и ее результативность. Не только красивые предметы эстетически воспитывают детей, но и та живая работа, то заботливое отношение воспитателя и детей к вещам, которые необходимо воспитывать.

    Разнообразные виды игр.(дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, игры-драматизации и др.) Мы знаем, что дети легко обучаются «играючи», поэтому можем выделить следующии приемы и методы обучения художественной деятельности:

    - создание воображаемой ситуации;

    - привлечение игровых персонажей к комментированию действий детей;

    - приемы «живая кисточка» , «волшебный карандаш» и «разговаривающие краски»;

    - прием словесного рисования в процессе выполнения игровой роли  и др.

    Разные виды труда детей в детском саду, о значении которых говорил  В.А.Сухомлинский, связывая их с формированием представлений о красоте бытия и радости ее создания: «Радость труда - красота бытия». Немаловажна роль труда в формировании ценностного отношения ребенка к миру, что позволяет включать его в виды художественно-эстетической деятельности дошкольников (например, в виде художественного ручного труда).

    Физические упражнения и элементы спортивных игр, когда

    в процессе разных видов художественной деятельности детей развиваются моторика, ручная умелость, микро- и  макродвижения, зрительно-двигательная координация. Это сближает задачи эстетического и физического воспитания.

    Важным средством эстетического воспитания детей считаются праздники. Основное - идея, оформление в музыке, изобразительном искусстве, художественном слове. Все это способствует интеграции разных видов художественно-эстетической деятельности дошкольников, и самое главное - единству интеллектуального и чувственного в процессе эстетического воспитания детей.

    Методы художественно-эстетической деятельности.

    Сначала остановимся на методах и приемах ознакомления детей с произведениями искусства (по Н.П.Сакулиной, Т.С. Комаровой). Прежде всего педагог воспитывает у детей интерес к произведениям искусства. Дети знакомятся с основными видами изобразительного искусства через «подарки фей»: живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство. При этом используются приемы создания сюрпризного момента и погружения в воображаемую ситуацию. Можно предложить воспитаннику поставить себя на место действующего лица на картине. Ребенок становится героем события и с увлечением начинает рассказывать про самого себя. Можно организовать игру в «магазин», где продаются открытки с изображением произведений искусства: дети сами выбирают и рассказывают о своем выборе. Игровые методы работы можно сочетать со словесными типа «Кто больше увидит на картинке?».

    К наглядным методам относится рассматривание отдельных произведений или подобранных серий картин, скульптур, иллюстраций, произведений декоративно-прикладного искусства. Со старшими детьми проводятся экскурсии в музеи или выставки.

    К словесным методам относится метод беседы: рассказ о том, что изображено, как изображено, сравнения картин в процессе их коллективного обсуждения, демонстрация детям образца рассказа педагога.

    Рассмотрим методы , которые традиционно используются в практике для организации художественно-эстетического воспитания.

    Главными в обучении изобразительной деятельности дошкольников являются наглядные методы. Среди них выделяют следующие: метод целостного восприятия картины, наблюдение, рассматривание предмета (обследование), образец, показ картины, показ способов изображения и действия.

    Наглядную информацию ребенок получает по многим каналам: социальная среда, предметный мир, природные явления, художественные произведения. Поэтому так важен метод целостного восприятия сюжета картины, сказки, музыкальной пьесы.

    Метод наблюдения направлен на формирование восприятия реального мира, предмета или явления в естественном окружении. Благодаря этому методу формируется важное качество личности – наблюдательность.

    Обследование используется при затруднениях в их изображении. Обследовать можно игрушки, предметы быта, природы и т.п., т.е. смысл заключается в способе познания окружающего. Умение «смотреть и видеть» снимает чувство неуверенности, страха перед изображением (не умею, не смогу), позволяет смело ставить разнообразные изобразительные задачи и искать способы их решения.

    Кроме наглядных методов обучения, в методике развития художественной деятельности детей используются вербальные и практические методы.

    Среди вербальных методов можно назвать вопросно-ответный метод (диалоговый), эвристические беседы, методы воспитательного чтения и литературно-художественного чтения.

    Эвристический, или частично поисковый метод. Педагог включает ребенка в поиск решения не целостной задачи, а отдельных ее элементов (например, педагог сообщает факты- выводы делает ребенок; педагог ставит проблему- гипотезу выдвигают дети).

    Популярен сегодня метод проектов, который позволяет педагогам расширять образовательное пространство, развивать у детей восприятие, мышление и воображение. Ориентировать детей на самостоятельную деятельность, побуждать ребенка к активной позиции, направлять на решение конкретной проблемы, получение результата.

    Проекты могут быть индивидуальными, групповыми и коллективными, привлекаются и родители в воспитательно-образовательный процесс своих детей, что позволяет формировать настоящее сотрудничество с детским садом.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формы, методы и средства реализации ОО "Художественно - эстетическое развитие"

    Формы, методы и средства реализации ОО "Художественно - эстетическое развитие"...

    «Формы, средства и методы художественно-эстетического развития: особенности организации интегрированной и комплексной образовательной деятельности в ДОО в условиях ФГОС ДО».

    Система дошкольного образования перешла на новый этап: свидетельством тому является появление принципиально нового документа – Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольног...

    Методы художественно-эстетического воспитания.

     Методы художественно-эстетического воспитания.1. Методы формирования эстетического сознания – сюда входят методы побуждения к сопереживанию...

    Проект «Оригами как один из креативных методов художественно - эстетического воспитания дошкольников».

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому развитию детей...

    Методы художественно — эстетического развития: особенности выбора с позиции интеграции.

    Среди методов  затрагивающих художественное  воспитание выделяют  следующие:методы формирования эстетического сознания(побуждение к сопереживанию, формирование эмоциональной отзывчивост...

    Технологии, средства, формы и методы художественно- эстетического воспитания

    В современном дошкольном образовании используется видовое разнообразие педагогическихи образовательных технологий, обеспечивающих успешность реализации программ художественно-эстетическ...