Фольклорная деятельйность в ДОУ
методическая разработка на тему

Цыганкова Ольга Васильевна

Подборка методического материала для развития певческих способностей дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalno_-_folklornaya_deyayatelnost_v_d.docx37.56 КБ

Предварительный просмотр:

 МУЗЫКАЛЬНО – ФОЛЬКЛОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ.

Музыкально - фольклорное искусство как часть культуры народа представляет собой особую художественно-коммуникативную, образовательную и развивающую систему, и, как показывает многовековой педагогический опыт, является действенным средством воспитания творческой личности. Основу фольклорного исполнительства составляет пение народной песни, исполняемой в характерной певческо-речевой (народной манере).

Деятельностно - формирующий этап развития фольклорного исполнительства связан у детей 3-4, 4-5лет с формированием у них этно- слуховых представлений, певческо- речевых; моторно-двигательных; ритмо -интонационных, образно эмоциональных навыков, а также навыков сценического поведения. На этом этапе в репертуаре используется в основном детский фольклор: колыбельные, потешки, пестушки, прибаутки, считалки, игры, заклички.      Разучивание фольклорного материала осуществляется с использованием иллюстративного и имитационного методов, с помощью которых у детей постепенно развивается музыкальная память, фольклорное музыкальное мышление, этно  -слух. В процессе перенимания детьми исполнительской манере происходит постепенное формирование у них навыков певческой - речевой артикуляции. В процессе освоения ритмо - интонаций народных песен мы развиваем и детей ритмическое чувство, формируем звуковысотные представления, ладовое чувство. В целом данный этап  характерезуется  как  этап накопления у детей этно- слухового  опыта и формирования фольклорно- исполнительских навыков. На начальном этапе слуховых навыков целесообразно использовать простую дихордовую попевку. Пропевание в дихорде произведений  детского фольклора - потешек, пестушек,  колыбельных и. т.д. должно подкрепляться простейшими движениями: качанием. Хлопками, топаньем. Очень важно задействовать все части тела ребёнка, чтобы слогоритмика песни поддерживалась ритмичным движением. Произведения детского фольклора исполняются сначала музыкальным руководителем, дети же выражают свои эмоции в движении. Руководствуясь всё тем же дидактическим принципом от простого к сложному, музыкальный руководитель, освоив с детьми дихордовую попевку, переходит к терцовому ладу, а затем к трихорду в кварте. Вокально - речевое воспитание детей дошкольного возраста речевые функции развиты по - разному. У одних речь звучная и отчётливая, у других глухая , косноязычная. Для формирования правильной, естественной артикуляции в процессе обучения детей музыкальному интонированию используются специальные упражнения. Открытое близкое произнесение слов на кончике языка, характеризующее народную манеру интонирования, может стать альтернотивой в речевом развитии детей. а сама речь более  эстетичной .Открытая русская речь распевная, но и скороговорочная. Скороговорка основывается на слитности произношения слов.Важным условием правильного формирования  певческо-речевых навыков является дыхание. Певческое дыхание вырабатывается в процессе самого пения и связано с осмыслением выразительности интонирования и фразировкой. На первых порах следует подбирать песенный материал с короткими фразами и обращать внимание на его  совместное взятие, а затем и пропевание всего текста на одном дыхании .Постепенно фразы следует увеличивать, стимулировать у детей их эмоционально-выразительное исполнение. В певческом воспитании благотворную роль сыграет подключение моторики рук, передающей плавность, продолжительность звучания голоса . Амплитуда движений также будет способствовать передаче эмоционального состояния певца..

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ РЕПЕРТУАР ДЛЯ ВКЛЮЧЕНИЯ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ОБЛАСТЬ « МУЗЫКА»

СПРАВОЧНИК МУЗЫКАЛЬНОГОРУКОВОДИТЕЛЯ : №3 2013г

КОЛЫБЕЛЬНЫЕ :Бай – бай – бай .Спи моя хорошая : Баю- баюшки – баю мою милую лю-лю. А баю, а баю.  Дед пошёл за рыбою. Лады – лады ладыньки;  Спи- ка спи-ка, баю- бай.

ПЕСТУШКИ, ПОТЕШКИ, ПРИБАУТКИ.

Ой, дидили- дидили: Тушки , тушки в городе пичужки,  Рано – рано поутру пастушок « Ту-ру-ру –ру.» Поёт, поёт соловушка: Хорошая дорога. Потягунюшки: Ай , ду-ду. Барашеньки- крутороженьки.

ИГРОВЫЕ: Куда летишь кукушечка? Сидит Дрёма. Заинька , взойди в сад. Кисонька – мурысонька. Здравствуй, седой дедушка Сысой: Скажи, моя милая; Летал, летал воробей; Посеяли  девки лён; Уж вы, девицы. Летели две птички;

ИГРЫ С ПЕНИЕМ.

Дома ли кума, воробей; Кострома;

ЗАКЛИЧКИ И КАЛЕНДАРНО_ ОБРЯДОВЫЕ ПЕСНИ.

Солнышко-вёдрышко. Дождик, дождик. Радуга-дуга. Гори солнце, ярче.  Пошла Коляда. Эх, широкая ты Масленица.

СЧИТАЛКИ.

Бегал зайка по болоту. Шла коза по мостику. Под горою у реки. Шла кукушка через сад.

СКОРОГОВОРКИ.

Кричал Архип. Шёл Егор. Три сороки. Шесть мышат в камышах шуршат.

ШУТОЧНЫЕ.

Жил на свете комарочек. Заинька- заинька. Как  у дедушки Петра. Как у нашего Семёна. Пахал Захар огород.

СТРОЕВЫЕ.

Из-за лесу, из-за гор. Ой, да по дороженьке.

ПЕСНИ С ДВИЖЕНИЯМИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4лет.

Топ, топ, топочек ( хороводная). У нашей светлице ( плясовая)

ПЕСНИ С ДВИЖЕНИЯМИ 4-5 лет. Вдоль по лугу ( хороводная) Уж вы гости( хороводная) А я по лугу ( плясовая).

ПЕСНИ С ДВИЖЕНИЯМИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ.

Ой, кто ж там проехал на коне( плясовая) Ой ты, прялица, ты прялица моя( плясовая)

Песни с движениями для детей 6-7 Лет.

Как у наших, у наших, у ворот.( кадрильная) На горе – то калина.( хороводная) Я по улице хожу( хороводная)  Посылала меня мать ( плясовая).Ай, верба, ты , верба, жёлтый  цвет( плясовая).

КОЛЫБЕЛЬНЫЕ: Совокупность взглядов народа на воспитание, цели и задачи обучения детей, средства и пути педагогического воздействия называются народной  педагогикой. Колыбельные песни снижали влияние внешних  раздражителей, успокаивали  непроизвольные движения конечностей. Язык русской народной поэтики удивительно красочен и изобилует эпитетами метафорами, символикой, художественными параллелизмами, уменьшительно- ласкательными суффиксами и. т . д .  Но  ни один жанр фольклорного творчества не содержит их в таком количестве, как колыбельные песни.

Колыбельные песни в работе с детьми используются во всех возрастных группах для эмоционального,  моторно- двигательного, ритмо- интонационного, певческого развития.

ПЕСТУШКИ.

Если в колыбельных песнях звучит забота матери о настоящим и бедущем  дитяти, то содержание пестушек касается только вопросов физического воспитания. Действия, выполняемые в сопровождении пестушек напоминают что-то вроде физзарядки и массажа, они помогают восстановить кровообращение после пеленания. В процессе зарядки и массажа у ребёнка не только укрепляются мышцы и вырабатывается умение управлять движением рук, но и формируются речевые навыки.

ПОТЕШКИ.

В потешках  значительное место занимают и развлекательные элементы. Потешки чаще сказываются чем поются, и сопровождаются игровыми действиями, а слова несут необходимую информацию. Потешки - это школа игры. Они являются первой ступенью, ведущей к познанию языка. Главное их назначение- приготовить ребёнка к познанию окружающего мира в процессе игры, которая вскоре станет незаменимой школой физической и умственной подготовки, нравственного и физического воспитания.

ПРИБАУТКИ.

Следующей ступенью на пути развития ребёнка средствами фольклора является жанр прибауток- маленьких рассказов юмористического содержания. От потешек они отличаются тем, что сопровождаются игровыми действиями .Прибаутки выполняют  познавательную функцию. В прибаутках- приговорках чувствуется тяготение к стихотворной организации текста.

ИГРОВЫЕ ПЕСНИ.

Игровое творчество начало присуще всем жанрам народного творчества- от колыбельной , пестушки и потешки до собственно игры, обряда, хоровода и даже лирической песни. Игровые песни разыгрывались по кругу. Как правило парень  догонял девушку, а когда ловил её выводил в круг и целовал. Чтобы  преодолеть некоторое смущение детей( в основном старшего возраста), поцелуй заменяется, например, взаимным поклоном. В основе игровых хороводов  лежит драматическая игра или театрализованная действо. Сюжет как правило , имеет нравственную, поучительную окраску. Игровое действие помогало выработать у детей  трудовые навыки .  Обращение педагогов- музыкантов к детскому игровому фольклору продиктовано осознанием необходимости вернуть современным детям возможность расширить свои познания и умения в области музыкального _ фольклорного творчества: научить соотносить интонацию, ритмику,  эмоциональность музыкально – поэтического образа в пластике, ритме жеста, укрепить мышечный аппарат; развить пластику , моторику, чувство ритма,  их сценические т коммуникативные способности.

ИГРОВЫЕ ПЕСНИ :

« Куда  летишь , кукушечка»,» Сидит Дрёма» . « Заинька взойди в сад», « Кисонька – мурысонька», « Посеяли девки лён»  « Скажи моя милая» , « Летал , летал воробей» , « Здравствуй , седой  дедушка Сысой» « Ужвы , девицы»  , « У нашей Дуни полный двор скотины», « Летели две птички» , « Дома ли , кума , воробей . « Кострома» .

ФОЛЬКЛОРНО  - СЦЕНИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

« Ходит Ваня « , « Гуси» ,  « Ящер» ,  « Банька» . « Капуста» ,  « Гуси – Лебеди и волк.

ШУТОЧНЫЕ И СТРОЕВЫЕ ПЕСНИ.

В песнях различных жанров мы можем отметить удивительное чувство юмора русского народа.  Смех являлся своего рода оберегом от злых сил. В чувстве юмора соревновались мастера – частушечники. Юмором пронизаны такие жанры как прибаутки, дразнилки, скоморошины, хороводные игровые песни. Формирование у детей чувство юмора  - важнейшая задача во все времена. Юмор помогает позитивно воспринимать жизненные невзгоды,  разрешать конфликтные ситуации в межличностных отношениях. Чувство юмора влияет на развитие остроты ума, смекалки,  реактивности в словесных спорах.

В музыкально - ритмической деятельности детей в детском саду важное значение всегда имел и имеет до сих пор жанр марша. Маршевая ходьба прекрасно организует детей, развивает ритмическое чувство, формирует пространственно- временную ориентацию. Строевые песни соединяют в себе ритмику напева и ритмику стиха, которые , как правило совпадают. В работе с детьми  широко применяется метод логоритмики, способствующий эффективному развитию у них чувства  ритма. Данный метод основан на соединении ритмики слова, музыкальной ритмики и движения. Строевые песни являются благодатным дидактическим материалом для развития у детей чувства ритма, двигательных навыков.

ШУТОЧНЫЕ ПЕСНИ:

« Как у нашего Семёна», « Как у дедушки Петра»,» А у Володи на току», « Пахал Захар огород», « Заинька, заинька, « Жил на свете комарочек.

СТРОЕВЫЕ ПЕСНИ:

« Ой, да по дороженьке, « Усы», « Из- за лесу, из- за гор,» Да в саду дерево цветёт.» ФОЛЬКЛОРНО – СЦЕНИЧЕСКИЕ  ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

« Хозяйка» , « А мы в баньку ходили» , « Лень» , « Коршун» ,» Дрёма», « Сидит баба на печи»

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ФОЛЬКЛОРНЫМ ИГРАМ.

Творческая  основа фольклорного искусства способствует формированию художественной  индивидуальности ребёнка, развитию его творческой активности . В фольклоре ( как в исполнительском искусстве) заложена игровая и театрализованная деятельность.

Это обуславливает его привлекательность для формирования у детей  сценического поведения , сценических способностей и для раскрытия их творческого потенциала. В процессе игры  ребёнок получает представление о мире, расширяет свои познания и совершенствует умения в области музыки, движения , народной поэзии. Фольклорная игра подключает дошкольника к миру театра- процессу создания образов и сценария. Ребёнок перевоплощается в героя игры, он переживает игровую ситуацию, учится двигаться по сцене, поёт, танцует. Так фольклорная игра перерастает в музыкально - игровые и вокально – пластические композиции. К.С. Станиславский утверждал, что фольклорные игры развивают воображение, готовят детей к действию в сценических условиях, где всё является вымыслом. Однако фольклорные игры нацелены не только на развитие музыкально- сценических способностей, но и на  практическое освоение детьми национальных традиций. В процессе организации фольклорной игры у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы. Виды и средства общения друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки. Фольклорные игры органично объединяют в себе слово, напев. И движение . Каждая игра ставит перед  ребёнком немало очень важных задач.

Дети должны уметь при небольшой помощи со стороны воспитателя организовываться в игровые группы, договариваться о том , что будет разыгрываться, определять и осуществлять основные подготовительные действия( подобрать необходимые атрибуты, костюмы . оформить место действия, выделить исполнителей ролей и ведущего, произвести несколько раз пробное разыгрывание), уметь пригласить зрителей и показать  и показать им разученный  игровой сюжет. Методика обучения фольклорной игре основана на методе действенного анализа К. С. Станиславского, позволяющего ребёнку и педагогу гармонично выстраивать действие игрового сюжета и механизмы взаимоотношений персонажей. Алгоритм состоит из трёх этапов: Содержательный, Исполнительский, Сценический.

Фольклорные игры для дошкольников.

« Платочек», «  Потерянный платочек» , « Марфушкины ловишки» , « Барыня и конь.» « Краски».» Гуси и волк» ,» Селезень и утка»,

ИГРОВЫЕ МОДЕЛИ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА. Как средство развития чувства  ритма   у детей дошкольного возраста. Ведущими задачами музыкального воспитания дошкольников является  развитие музыкальных   и творческих способностей с  помощью различных видов   музыкальной деятельности – с учётом возможности каждого ребёнка – и формирование начал музыкальной культуры. Подготовка чуткого, любящего , музыку слушателя начинается  с ранних лет. Детскому саду отводится в этом процессе значительная роль.» Программа воспитания и обучения в детском саду предусматривает развитие чувства ритма начиная с первой младшей группы. Оно входит в комплекс музыкальных способностей, развиваемых у дошкольников, которые мы одним словом называем – музыкальность, и имеет нетолько двигательную, моторную, но и эмоциональную природу. Хорошо развитое чувство ритма позволяет ребёнку понять и пережить музыку,  даёт возможность « жить в ней», двигаться.  Поэтому чувство ритма должно развиваться в комплексе с другими музыкальными  способностями, в их тесной взаимосвязи. Одной из благоприятнейших возможностей для развития чувства музыкального ритма ( а также мышления , музыкальности, слуха и творческих способностей) у дошкольников  является приобщение детей к истокам народной культуры,  Воспитание на народных традициях не только дарит дошкольникам радость , эмоциональный и творческий  подъём, но и становятся неотъемлемой частью развития этнокультурного опыта музыкальных способностей. Все образцы детского фольклора можно разделить на три типа: Календарный . потешный , игровой. ПОТЕШНЫЙ ФОЛЬКЛОР – это попевки, пестешки, подговорки. Считалки, небылицы, дразнилки, имеющие самостоятельное значение, не связанное с играми. НЕБЫЛИЦЫ -  особый вид песен со смещением в содержании всех реальных связей и отношений, основанный на вымысле.  Все  эти несобранности и несовпадения с реальным  миром, как раз помогают. Ребёнку понять подлинные взаимосвязи  живой действительности, укрепить чувство реальности Детей в небылицах привлекают комические положения, юмор, рождающий радостные эмоции. ДРАЗНИЛКИ: - эта форма проявления детской сатиры и юмора. В них  точно подмечается какой либо порок, недостаток или слабость человека. В каждой дразнилке- заряд исключительной эмоциональной силы. Прибаутки, небылицы, дразнилки отвечают повышенной тяге детей к рифмам. Фольклор играет важную роль в развитии чувства  музыкального ритма у детей дошкольного возраста. В основу перспективного планирования положен принцип  распределение материалов по блокам: 1. Ритмический слух.

2. Ритмический рисунок.

3. Игротека. Данный план реализуется путём включения материала по развитию чувства ритма в основные виды музыкальной деятельности на музыкальном занятии, в подгрупповую и индивидуальную работу. Данная форма работы позволяет детям почувствовать и осознать то, что хочет донести до их понимания музыкальный руководитель. Материал представлен по принципу доступности, распределён в соответствии с возрастными особенностями детей и поставленными целями и задачами. Познавательная информация, полученная на занятиях, закрепляется на протяжении месяца в естественных видах деятельности: игре в группах, на улице, в семье, в общении со сверстниками.                       ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ЧУВСТВА МУЗЫКАЛЬНОГОРИТМА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3-7 лет.

Справочник музыкального руководителя № 4. Апрель 2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

фольклорная гимнастика

Предложенная технология знакомства с народным устно-поэтическим,  музыкально-песенным, игровым творчеством на занятиях физической культуры по своему характеру является развивающе – обучающей и на...

Перспективный план проведения фольклорно-игровых занятий в горнице

Приобщать детей к истокам народной культуры; знакомить с фольклорными произведениями; формировать познавательную активность,речь;доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями...

Фольклорно-игровое занятие в горнице «В гостях у бабушки Варварушки»

Развивать память, внимание, речь ребёнка; создать условия для воспитания любви к родному языку...

Фольклорно-игровое занятие в горнице «В гостях у Сороки – вороны»

Воспитывать доброжелательные отношения к персонажам русской народной потешки"Сорока-ворона": доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями; вызвать интерес к рисованию нетрад...

Фольклорно-экологический досуг для детей старшего дошкольного возраста и их родителей "Капустные вечорки"

Работа с родителями. Фольклорно-экологический досуг для детей старшего дошкольного возраста "КАПУСТНЫЕ ВЕЧОРКИ". Сценарий досуга предполагает активное участие взрослых в играх, аттракционах и хоровода...

Проектные работы: фольклорный праздник "Троица", фольклорный праздник "Покров"

Актуальность:Росссия богата народными традициями, обычаями, народными праздниками. Это часть нашего духовного наследия. Наша задача -- сохранить это богатство. Нельзя прерывать связь времён и поколени...

Тематический план фольклорных занятий детского фольклорного кружка «Сударушка»

Актуальной проблемой является сохранение и передача детям культурного наследия предков, знакомства ребенка с родной культурой. В качестве глобальной цели современного воспитания рассматривается восста...