Развитие сенсорной культуры и мелкой моторики пальцев рук детей младшего дошкольного возраста
методическая разработка (младшая группа) на тему

Матыченко Любовь Семёновна

Методическая разработка по сенсорному развитию детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл familiya.docx61.59 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        В настоящее время всё большее значение приобретает дошкольное образование, поскольку оно является тем фундаментом, от которого прямо зависит, какое здание, образование в целом может быть возведено на его основе.

Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и наглядно воспринимать предметы их разнообразные свойства и отношения.

Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятие детей долго остаётся поверхностным и не создаёт необходимой основы для умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисование, конструирование и др.), полноценного усвоения знаний и навыков в начальных классах школы.

Цель сенсорного воспитания - это развивать у детей полноценное восприятие предметов окружающей среды, знакомить с разнообразными свойствами предметов - цветом, формой, величиной, формировать представление о количественных отношениях.

В течение дошкольного возраста психологический процесс восприятия предмета совершенствуется, проходя путь от простого манипулирования через рассматривание и выделение его частей и признаков к систематическому планомерному рассматриванию предмета.

Сенсорные способности - как бы фундамент умственного развития ребёнка - начинают интенсивно развиваться уже в 3 - 4 года.

Ребёнок в течение длительного времени учится использовать их как средства восприятия, и этот процесс имеет свои этапы.

•         На первом этапе малыш называет треугольные предметы «крышами»; про круглые говорит, что они похожи на мячи, т.е. появляются так называемые предметные предэталоны. Иными словами, при восприятии одного предмета другой используется как образец. Обычно это происходит на третьем году жизни детей.

  • На втором этапе в 3 - 4 года происходит переход предэталонов в собственно эталоны. В частности дети овладевают основными цветами спектра, сенсорными эталонами формы выступают основные геометрические фигуры - круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Особое место занимают эталоны величины (т.к. величина носит условный характер.)        
  • На третьем этапе овладение сенсорными эталонами - 4-5 год жизни- дети знакомятся с разновидностями каждого свойства, систематизируют их.

Реализуя эти этапы, они дали мне возможность не ограничиваться формами проведения занятия, а подходить к образовательной работе осознанно. Творчески, внося в неё новые, придуманные мною элементы.

Во время работы я замечала, что дети слабо владеют сенсорными эталонами, и при встрече с учителями начальных классов я выяснила, что наибольшую проблему в обучении современных первоклассников представляет не подготовленность руки к письму. Поэтому перед собой я поставила задачу: развивать сенсорные эталоны и организовать коррекционно - развивающую работу по мелкой моторике рук.

Сегодня ученые и педагоги единодушно признают, что между развитием кистей рук и общим развитием ребёнка, его успеха в учёбе и творчестве существует прямая связь, а также развивается речевая функция.

Мною разработаны занятия и составлен перспективный план по сенсорному воспитанию. Многолетний опыт проведения занятий позволяет утверждать: результаты подобного обучения достаточно эффективны. Воспитанники научились обследовать предметы, замечая сходство и различия между ними, подробно описывать их, выделяя главные и второстепенные признаки. Особое внимание уделялось развитию у детей речевых навыков.

На первых сенсорных занятиях инициатива принадлежит воспитателю, он подробно комментирует все действия детей, оценивает результат их работы, вопросами вовлекает в описание предметов и действии производимых с ними. Постепенно у детей формируется потребность самим объяснять свои действия и оценивать то, что получилось.

Но самым главным является то, что дети полюбили занятия по сенсорному развитию и даже в свободное время занимаются выкладками геометрических фигур различных предметов, или играют в сухом бассейне и т.п.

Для достижения наиболее полного эффекта в развитии сенсорных эталонов, я изготовила наглядные пособия это:

чудо - подушка - на ней дети учатся шнуровать, застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, развязывать ленточки, заплетать косички, расстегивать молнии; адаптационная юбка - на ней дети закрепляют геометрические фигурки, цвет, упражнения на дыхание, сухой бассейн.

Предлагаемые наглядные пособия позволяют тренировать мышцы рук, отвечающие за работу кисти рук. Это способствует правильному написанию, создаёт условия для интенсивного развития.

Для закрепления вышеизложенного я создала кружок «Рукодельница» в нашей группе с целью: развивать произвольные движения рук, формировать наблюдательность, усидчивость, точность восприятия. Кроме того, разработан перспективный план кружковой работы «Рукодельница».

Вывод: Серия занятий по развитию сенсорных эталонов имеет ступенчатую систему. Задания поэтапно усложняются, и ребёнок постепенно переходит от простых упражнений к более сложным. Поэтому дети научились точно, полно и расчлененно воспринимать предметы, знают все цветовые гаммы, формы, величину. Более развита стала мелкая моторика рук, что способствовало в дальнейшем успешной учебе в школе.

При проведении игр важна последовательность (от простого к сложному). Недопустимо что-то пропускать и «перепрыгивать» через какие-то виды занятий, так как это может вызвать негативное отношение ребёнка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием.

Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка вызывается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам (нанизывание, работа с бумагой и т.д.)

Занятия должны проводиться по желанию ребёнка, на положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое «изделие» малыша должно быть утилитарным (дарится, показываться, быть предметом игр и гордости малыша).

Если малыш постоянно требует продолжения игры, постарайтесь переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всём должна быть мера.

Никогда не начинайте занятия, если вы утомлены, раздражены или озабочены какими-то проблемами, если ребёнок неважно себя чувствует или увлечён своей игрой.

Недопустимо переутомление ребёнка в игре, которое может привести к негативному поведению.

СОДЕРЖАНИЕ МАТЕРИАЛА

  1. Перспективный план по сенсорному воспитанию.                               7 стр.                                                                    
  2. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми третьего года жизни.         14 стр.                                                        
  3. Конспекты комплексных занятий по сенсорному воспитанию

и развитию речи I младшей группы.                                                            18 стр.

  1. Обучение сопоставлению предметов с цветовыми образцами.                 24 стр.                                                                  
  2. Усвоение системы цветовых эталонов.                                                  26 стр.                                                                                                        
  3. Игры по сенсорному воспитанию.                                                          27 стр.                                                                                                                
  4. Пальчиковые игры.                                                                         28 стр.                                                                                                                                          
  5. Перспективный план по кружку «Рукодельница».                                   36 стр.                                                                                    
  6. Литература.                                                                                        39 стр.                                                                                                                                                

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

перспективный план по сенсорному воспитанию

Сентябрь

Занятие №1

Тема: «Кому листик?»

Цель: развитие мелкой моторики, стимуляция работы больших и указательных пальцев рук.

Занятие №2

Тема: «Точка, точка, запятая».

Цель:  выработка у ребёнка умения ориентирования на листе картона; развитие ловкости пальцев; активизация словаря «точка», «запятая», «рожица», «огуречик», «человечек».

Занятие №3

Тема: «Моя семья»

Цель:  дальнейшее развитие моторной ловкости указательного и большого пальцев ведущей руки ребёнка; выработка у ребёнка умения располагать мозаичный рисунок в соответствии с образцом; развитие умения договаривать выделенные слова.

Занятие №4

Тема: «Это, что за теремок?»

Цель:  развитие мелкой моторики, координации движений.

Октябрь 

Занятие №1

Тема: «Собери игрушки».

Цель:  развитие мелкой моторики, координации движений.

Занятие №2

Тема: «Что спрятал мишка?»

Цель:  развитие мелкой моторики, координации движений.

Занятие №3

Тема: «Собери пирамидку».

Цель:  развитие умения ориентироваться на плоскости; освоение геометрических фигур (круг) и размеров (трёх по возрастающей); развитие умения различать и называть формы и цвета предметов; активация словаря: «пирамидка», «соберу», «пуговица».

Занятие №4

Тема: «Почини плюшевого мишку».

Цель:  дальнейшее формирование координации движений пальцев ведущей, руки (указательного и большого); развитие пространственной ориентации; развитие  мышления и зрительного  внимания; активизация словаря: «пол», «лапа», «уронили», «оторвали».

Ноябрь

Занятие №1

Тема: «Сушим одежду».

Цель:  развитие мелкой моторики; координации движений.

Занятие №2

Тема: «Шьём одежду для мишки».        

Цель: развитие мелкой моторики; развитие зрительного внимания и пространственной ориентации; активизация словаря: «кофта», «рукава», «воротник», «застёжка».

Занятие №3

Тема: «Выкладывание дорожки в осеннем парке».

Цель: дальнейшее развитие мелкой моторики пальцев рук; развитие умения ориентироваться на листе бумаги (вверху, внизу); активизация словаря: «дорожка», «ладошка», «грожу», «стыжу», «деревья», «вверху», «внизу».                                                                                                                                

Занятие №4

Тема: «Как на горке - снег, снег...».

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений; развитие воображения; стимуляция работы больших и указательных пальцев обеих рук.

Декабрь

Занятие №1

Тема: «Праздник ёлки».

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений.

Занятие №2

Тема: «Маленькая ёлочка».

Цель: развитие мелкой моторики, воображения, знакомство ребёнка со свойствами бумаги.

Занятие №3

Тема: «Ёжик потерял ключи».

Цель: дальнейшее совершенствование мелкой моторики пальцев рук; развитие зрительного внимания; активизация словаря: «колючий», «соседи», «зайцы», «медведи», «волки», «ёж».

Занятие №4

Тема: «Наша ёлка высока».

Цель: дальнейшее формирование умения выкладывать из мозаики фигуры по образцу, активизация мелкой моторики, активизация словаря: «ёлка», «потолок», «игрушки», «высока».        

Январь        

Занятие №1

Тема: «Подбери к штанишкам кофточку».

Цель: развитие умения подбирать на ощупь подобный предмет (другой формы, но такой же фактуры); активация словаря: «кофта», «штаны», «костюм», «вязанный», «шитый».

Занятие №2

Тема: «Спрячь мишку в сугроб».

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений; развитие воображения, стимуляция работы больших и указательных пальцев обеих рук.

Занятие №3

Тема: «Рукавичка».

Цель: дальнейшее развитие мелкой моторики пальцев рук; выработка умения ориентироваться на листе бумаги; активизация словаря: «рукавичка», «связала», «потеряла», «гуляла», «помогите».

Занятие №4

Тема: «Белый снег...»

Цель: развитие умения координировать движения пальцев ведущей руки; развитие пространственной ориентации; активизация словаря: «снежок», «лежит», «догнать», «играть».

Февраль

Занятие №1

Тема: «Ребёнок ищет свою маму».

Цель:  развитие мелкой моторики, координации движений.

Занятие №2

Тема: «Катание на санках».

Цель:  развитие мелкой моторики, глазомера, координации движений, зрительного внимания.

Занятие №3

Тема: «Снеговик».

Цель: развитие умения выкладывать несложные плоскостные предметы в горизонтальной плоскости, дальнейшая выработка умения ориентироваться на листе бумаги; развитие мелкой моторики пальцев рук.

Занятие №4

Тема: «Лепим зайчика».

Цель: дальнейшее развитие мелкой моторики, развитие зрительного внимания, выработка умения выкладывать по образцу; активизация словаря: «ком», «хвост», «солома», «длинные», «блестящие».

Март 

Занятие №1

Тема: «Паровоз едет на вокзал».

Цель: формирование умения размазывать пластилин указательным пальцем по поверхности листа движениями сверху вниз; развитие мелкой моторики пальцев рук; активизация словаря: «вокзал», «паровоз», «едет», «шпалы».

Занятие №2

Тема: «Подари маме цветок».

Цель:  развитие мелкой моторики, глазомера, координации движений, зрительного внимания.

Занятие №3

Тема: «Построим самолёт».

Цель: дальнейшее развитие мелкой моторики, развитие зрительного внимания, выработка умения выкладывать по образцу; активизация словаря: «самолёт», «построим», «понесёмся», «вернёмся».

Апрель

Занятие №1

Тема: «Первые листочки».

Цель:  развитие мелкой моторики, координации движений.

Занятие №2

Тема: «Тапочки с помпонами».

Цель: развитие щипкового захвата (ребёнок учится отрывать кусочек пластилина от большого бруска), координации движений обеих рук (скатывание шарика- помпона между ладошками, развитие воображения, активизация словаря: «тапки», «помпоны».

Занятие №3

Тема: «Кораблик».

Цель: развитие мелкой моторики, глазомера, координации движений, зрительного внимания.

Занятие №4

Тема: «Дождик, дождик, лей, лей».

Цель: дальнейшее развитие мелкой моторики, развитие зрительного внимания; выработка умения выкладывать по образцу; активизация словаря: «дождик», «дорожка», «льётся», «ладошка».

Май

Занятие №1

Тема: «Чайничек».

Цель: выработка умения раскатывать кусочек пластилина между ладошками и на дощечке для раскатывания; координация работы рук; развитие наблюдательности.

Занятие №2

Тема: «Подари берёзке листочек».

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений, стимуляция движений больших указательных пальцев обеих рук.

Занятие №3

Тема: «Маша пьёт чай».

Цель: дальнейшее развитие умения ориентироваться на листе картона; развитие зрительного внимания; закрепление навыка работы с разрезными картинками; дальнейшее формирование мелкой моторики пальцев рук; активизация словаря «чай», «пить», «красавица», «нравится».

Занятие №4

Тема: «Белая берёза».

Цель: дальнейшее развитие мелкой моторики, развитие зрительного внимания; выработка умения выкладывать по образцу; активация словаря: «козлик», «берёза», «привяжу», «качаться», «бодаться».

ЗАНЯТИЯ ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ С ДЕТЬМИ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

Занятие 1

Тема:  Раскладывание на две группы однородных предметов разного цвета.

Цель занятия:  Закрепить умение группировать объекты по цвету.

Материал к занятию: Палочки, окрашенные в один из восьми цветов: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый, чёрный, белый. Подгруппа детей обеспечивается дидактическим материалом из расчёта по десять палочек /одного, пять и пять другого цвета/ на каждого ребёнка.

Занятие 2

Тема:  Размещение грибков двух цветов в отверстиях соответствующих по цвету столиков.

Цель занятия:  Закреплять умение группировать объекты по цвету, соотносить разнородные объекты по цвету.

Материал к занятию:  8-10 двухцветных столбиков с грибочками. При этом используются как резко различающиеся цветовые сочетания /красный - синий, жёлтый - зеленый, черный - белый, оранжевый - фиолетовый/, так и более близкие /красный - оранжевый, оранжевый - жёлтый, жёлтый - белый, фиолетовый - синий/.

Занятие 3

Тема:  Размещение грибков с постоянной сменой цветовых сочетаний в условиях выбора двух нужных цветов из четырех.

Цель занятия:  Учить выбирать объекты двух заданных цветов из возможных, закреплять умение соотносить разнородные объекты по цвету.

Материал к занятию:  Четырёхцветные столики с 20 грибками, четырёх цветов, перемешанных произвольно.

Занятие 4

Тема: Выкладывание из цветной мозаики «Курочки и цыплята».

Цель занятия: Фиксировать внимание детей на том, что цвет является признаком разнообразных предметов и может быть использован для их обозначения.

Материал к занятию: Коробки с мозаикой из восьмиугольных элементов /в каждой отбирается один элемент белой и шесть элементов жёлтой мозаики/. Панель с отверстиями для размещения элементов мозаики.

Занятие 5

Тема: Выкладывание из мозаики «Домики и флажки»/ попарное выкладывание цветовых элементов/.

Цель занятия: Развивать внимание детей к цветовым свойствам предметов, учить понимать, что цвет является признаком разнообразных предметов и может быть использован для их обозначения.

Материал к занятию: Коробки с мозаикой из восьмиугольных элементов /в каждой по 10 элементов белой и красной мозаики, а также для усложнения условий выбора 3 зелёных, 2 синих, 3 жёлтых элемента.

Занятие 6

Тема: Рисование красками «Огоньки ночью».

Цель замятия: Способствовать дальнейшему формированию у детей отношения к цвету как к важнейшему свойству предметов, подводить их к самостоятельному выбору цвета /4 предложенных/. Обучать технике нанесения мазка способом примакивания и отрыва кисти.

Материал к занятию: Лист чёрной бумаги /213-30/. Гуашь в розетках красного, жёлтого, синего, зелёного цвета.

Занятие 7

Тема: Рисование красками «Листочки деревьев».

Цель занятия: Продолжить обучать детей самостоятельно выбирать цвет. Совершенствовать умение наносить мазки путём примакивания. 

Материал к занятию:  Листы белой бумаги, гуашь /красная, жёлтая, зеленая, синяя/, кисти, розетки для красок.

Задание 8

Тема:  Рисование красками «Апельсин».

Цель занятия: Учить детей самостоятельно выбирать цвет для передачи специфики хорошо знакомого предмета, подбирать краску из трех близких цветов /красный, оранжевый, жёлтый/, рисовать круг одним быстрым движением слева направо и закрашивать его внутри.

Материал к занятию:  Листы голубой бумаги, краски /оранжевая, красная, синяя/, кисти, розетки для красок.

Занятие 9

Тема:  Рисование красками «Одуванчика и жука на лугу».

Цель занятия:  Продолжать вырабатывать умение самостоятельно выбирать цвет для передачи специфики хорошо знакомого предмета. Учить производить выбор краски двух заданных цветов из четырех предложенных. Закреплять умение рисовать мазками.

Материал к занятию:  Листы зеленой бумаги, краска четырех цветов: красная, жёлтая, синяя, черная.

Занятие 10

Тема:  Выкладывание из мозаики «Ёлочки и грибочки».

         Цель занятия: Фиксировать внимание детей на том, что цвет может быть использован для изображения разнообразных предметов, учить чередовать объекты по цвету.

Материал к занятию:  Коробка с мозаикой из восьмиугольных элементов, в каждой по 10 элементов зеленого цвета,10-красного, 5-желтого, 5-синего.

Занятие 11

Тема: Выкладывание из мозаики «Гуси с гусятами».

Цель занятия: Фиксировать внимание детей на характерных предметах. Продолжать учить чередованию объектов по цвету, осуществляя выбор элементов трех заданных цветов из пяти предложенных.

Материал к занятию: Коробка с мозаикой из восьмиугольных элементов, в каждой 10 элементов желтого цвета, 10 - белого, 5 - красного, 5 - синего, 5 - зеленого.

Занятие 12

Тема: Рисование красками по замыслу детей.

Цель занятия: Закрепление отношения детей к цвету, как к характерному признаку предметов.

Материал к занятию: Краски восьми цветов: красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, синего, фиолетового, чёрного, белого; разноцветные листы бумаги, кисти, розетки.

КОНСПЕКТЫ КОМПЛЕКСНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ  И РАЗВИТИЮ РЕЧИ ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

Занятие № 1

Тема: Различение и называние цвета предметов. Дидактическое упражнение «Паровоз».

Цель: упражнять детей в различении и назывании цветов; учить отчетливо и по возможности длительно произносить звук «у».

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Дети сидят за поставленными в ряд столами. На подносах лежат карандаши трех цветов. Воспитатель разрешает всем взять с подноса по карандашу: «Выбирайте любой! У кого какой?» Он проверяет, как выполнено задание, уточняет цвет карандаша. Упражнение повторяется 2-3 раза.

Далее педагог предлагает взять карандаш определенного цвета: «Найдите красный карандаш». Приглашает собаку Бобика проверить, как выполнено задание. Если оно выполнено правильно, Бобик лает; если нет - рычит, сердится. Упражнение повторяется 2-3 раза.

Педагог убирает карандаши и показывает игру - точный паровоз. Приглашает послушать, как гудит паровоз: у-у-у-у /произносится достаточно громко и протяжно /, просит малышей погудеть вместе и по одному.

Затем воспитатель организует игру «Позови паровоз». «У-у-у-у» - гудит ребенок, и паровоз «едет» на его звук. Если малыш гудит тихо или «песня» получается очень короткой, паровоз может «не услышать» ее. Воспитатель обращает на это внимание ребенка и предлагает погудеть громче или гудеть дольше.

В заключение игры желательно давать детям послушать, как гудит заводной озвученный паровоз.

Далее воспитатель прицепляет   к паровозу вагончик и сообщает, что в вагончике лежат картинки, которые дети будут рассматривать. Дети берут по одной картинке, называют изображенный предмет и его цвет: «У меня красный мяч», «На моей картинке зеленый крокодил», «Посмотрите, какой у меня цыпленок желтенький» и т.д.

Занятие № 2

Тема:  Дидактическая игра «Узнай и назови овощи».

Цель: Учить детей узнавать и называть овощи; понимать и выполнять инструкцию «возьмите по одному»; повторять за воспитателем несложные фразы; использовать в речи существительные «овощи».

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель сообщает детям, что в корзине, которая стоит на столе, лежат овощи. «Сейчас я буду доставать овощи по одному. Посмотрю, знаете ли вы их»- говорит педагог и достает морковь, лук, картофель, помидор, капусту. После того как овощи будут названы, кладет их обратно в корзину. Если это целесообразно, спрашивает о цвете, размере, назначении овощей.

«Дети - продолжает воспитатель - кукла Машенька решила сварить суп. Она взяла большую кастрюлю, налила в нее воды и поставила на плиту /выполняет названные действия /. Теперь Машеньке потребуются овощи: морковь, лук, картошка? Картошка нужна? Дети, кто хочет принести Машеньке картошку?

Воспитатель ставит корзину с овощами на детский стул, чтобы детям удобно было брать из нее овощи.

«Иди, Костик, найди в корзине картошку, - приглашает педагог ребенка. Что у тебя в руке? Диана, что достал Костик? Отнеси Костик картошку Машеньке. Скажи: я принес тебе картошку.»

Чтобы суп получился вкусным, надо в него положить лук. Кто найдет луковицу? Что это? /«Лук», «луковица» /. А теперь надо найти морковь. Скажи, Броня, Машеньке: смотри, какая большая красная морковка».

Фразы, с которыми воспитатель предлагает обратиться к Машеньке, должны быть разными по синтаксической конструкции: простыми «/на, Машенька, лук»; «я принес капусту»/ и сложными / «чтобы суп был вкусным, надо положить в него лук»/. Они должны также отражать представление об овощах, которые дети получили на предшествующих занятиях. Например: «морковку можно натереть на терке».

Занятие № 3

Тема:  Дидактическая игра « Что за форма?»

Цель:  Учить детей различать и называть им знакомые геометрические формы: шарик, кубик, кирпичик в разнообразной обстановке: по предъявлению /что это?/, среди нескольких других, разных по названию и цвету, по слову воспитателя / найдите кубик/.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Дети сидят полукругом. Воспитатель показывает и предлагает всем по очереди назвать шарик, кубик, кирпичик.. Объясняет, чем кубик отличается от кирпичика: «Кирпичик длиннее, на него можно поставить два кубика /показывает/, а кубик высокий, как маленький домик. Кубик - домик, а кирпичик - дорожка к домику».

Далее воспитатель раскладывает на своем столе кирпичики, шарики, кубики. Предлагает каждому ребенку взять по одному предмету. Воспитатель спрашивает, кто какую фигуру выбрал. Проверяет, правильно ли дети соотносят предмет с его названием. Подсказывает правильные ответы.

Затем педагог предлагает всем, у кого кубики, поднять их вверх. Если ребенок ошибся, говорит ему: «Я просила поднять кубик. Он похож на домик. А у тебя кирпичик - дорожка к домику».

Далее дается задание поднять кирпичики. В процессе выполнения задания педагог предлагает детям проверить, не ошиблись ли соседи слева и справа.

Воспитатель ставит на стол воротца и предлагает детям, взявшим шарики, прокатить их в воротца.

Затем педагог размещает на коврике шарики, кубики и кирпичики. Приглашает детей взять с коврика по одному кирпичику. Проверяет, как они справились с заданием. Предлагает показать кирпичики друг другу. Дети обмениваются впечатлениями: «У меня красный кирпичик. И у меня красный. А у Заяны кубик...» Воспитатель хвалит заметивших ошибку, дает ребенку возможность исправить ее. Собирает кирпичики и вновь раскладывает их на ковре. Детям предлагает взять по одному кубику. Занятие заканчивается игрой. По совету воспитатели дети прокатывают шарики в воротца, строят дорожку к домику, башенки из
кубиков.

Занятие № 4

Тема:  Дидактическая игра «Подбери перышко».

Цель: Учить детей различать и называть красный, желтый, зеленый цвета, повторять простые и относительно сложные фразы.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Перед детьми на мольберте цветной рисунок, на котором изображен большой красивый петух с пышным хвостом /хвост намечем контуром и не раскрашен/. В том месте, где должны начинаться перья, сделаны прорези. /Перья воспитатель заранее вырезает из бумаги и окрашивает с двух сторон/. Сбоку от мольберта - стол воспитателя. На нем разложены перья трех цветов /для старшей подгруппы/ или двух /для младших детей/. Педагог обращает внимание детей на петуха. Показывает другого петуха /картинка, игрушка/ с ярким пышным хвостом. Поясняет, что первый петушок тоже хочет иметь красный хвост, и просит малышей подарить ему перышки: красные, зеленые, желтые /показывает/.

«Вначале перышко петушку подарю я, - говорит педагог. Петушок, какое перышко подарить?» /красное/. Воспитатель находит красное перышко, показывает детям, затем вставляет его в прорезь и говорит: « Вот тебе красное перышко». «Пусть Вова подарит мне перышко» - просит петушок.

Задание следует разнообразить: ребенок выбирает любое перо, показывает его детям, называет цвет / «Решил подарить петушку желтое перо»/; петушок просит ребенка подарить ему перо определенного цвета и т. д.

Если ребенок ошибается, петушок кукарекает: «Кукареку!» Хочу другое перо. Хочу перо зеленое!»

В заключении дети любуются красивым петушиным хвостом. « Красивый у меня хвост!» - радуется петушок.

 «Очень красивый!» - подтверждают дети. «Петушок доволен, - говорит воспитатель - разрешил мне прочесть про него стихотворение:

Петушок у нас горластый,

По утрам кричит он: «Здравствуй!»

 На ногах его сапожки,

 На ушах висят сережки,

На головке - гребешок,

Вот какой он, петушок!

/Г. Бойко. Петух/

Воспитатель читает стихотворение повторно.

Занятие №5

Тема: Дидактическое упражнение « сколько?» Чтение детям рассказа Л.Н.Толстого «Тетя дала Варе меду...».

Цель: научить детей понимать количественную характеристику совокупностей из отдельных предметов, использовать в речи слова один, по одному, много; воспитывать умение слушать небольшой по объему рассказ без наглядного сопровождения, помочь детям осмысливать идею рассказа.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель достает из коробки игрушечных утят. Говорит: «Утенок...Еще один утенок... Вот еще утенок...» Дети помогают ему: «Еще утенок» и т.п., затем педагог достает утку. Дети говорят, кто это. Воспитатель спрашивает: Сколько уток?» / «Утка одна»/. А сколько утят?/ «Утят много» /Кря- кря- кря! -крякают утята. Как крякают? И ходят вперевалочку /показывает/. Покажите, как утята вперевалочку ходят...»

Пока дети изображают утят, воспитатель убирает игрушки и ставит на стол елочку и грибы вокруг нее /по количеству детей/. «Сколько выросло грибов?- показывает он детям.- Сколько грибов? /« Много грибов»/. Грибов много, елочка? / «Одна»/. А вот и корзинка. Что это? Сколько в корзинке грибов /« Ни одного гриба нет/. Воспитатель предлагает детям сорвать по одному грибу, спрашивает, сколько грибов у Оли.. .Саши.. .Тани. Предлагает всем сложить грибы в корзинку. Задает вопрос, сколько грибов стало теперь в корзине /много грибов/ и сколько их у детей /ни одного гриба/. / Хоровые ответы чередуются с индивидуальными/.

                Воспитатель убирает игрушки и предлагает послушать рассказ про девочку Катю и ее друзей. Дважды читает рассказ. Затем организует инсценировку, подзывает к себе девочку и начинает рассказывать: «Тетя дала Кате меду. Катя дала меду...» Катя раздает мисочки с ложечками трем детям, а педагог называет их имена: «Сашеньке, Диме, Оленьке. И они были довольны. «Спасибо, Катенька», - говорят дети, возвращая девочке мисочки.- На здоровье, пожалуйста/»,- отвечает Катя. Инсценировка повторяется 3-4 раза. В заключении воспитатель еще раз читает рассказ.

ОБУЧЕНИЕ СОПОСТАВЛЕНИЮ ПРЕДМЕТОВ   С ЦВЕТОВЫМИ ОБРАЗЦАМИ

«ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ»

Дидактическая задача: Способствовать формированию у детей цветовых представлений. Обучать соотносить цвета разнородных предметов. Упражнение рассчитано на первоначальное ознакомление детей с цветами.

Материал: Полоски картона, на которой нарисованы нитки. Разноцветные кружочки - «воздушные шары», их цвет соответствует окраске ниток.

ХОД ЗАДАЧИ:

Воспитатель показывает детям картонную полоску, на которой нарисованы разноцветные нитки. Предлагает детям посмотреть на шарики: «Сегодня мы с вами поиграем в воздушные шарики. У каждого из вас на столе лежит картонная полоска. Посмотрите на неё и скажите, что вы видите. Правильно разноцветные ниточки. Теперь посмотрите на шарики, они тоже все разноцветные, как и ниточки. К каждой ниточке надо подобрать воздушный шарик такого же цвета и «привязать» его к ней. К красной ниточке красный  шарик, к синей - синий шарик. Посмотрите, как это делать». Воспитатель прикладывает к нескольким ниточкам воздушные шарики, соответствующие ниточкам. Объясняет детям, что эти шарики подобраны правильно и их можно «привязать» к ниточкам.

               Затем это задание дети выполняют самостоятельно. Если дети затрудняются правильно его выполнить, воспитатель вначале сам подбирает и «привязывает» по два шарика на их полоске, а остальные дети сами.

«ИГРУШКИ»

Дидактическая задача: Дать детям представление о том, что цвет - признак разнообразных предметов и используются для их обозначения.

Дидактическая задача: Обратить внимание детей на то, что один и тот же цвет используется в окраске различных предметов.

Материал: Лист белого картона с изображением квадрата, силуэта изображения игрушек, выполненных из картона по величине меньше цветных квадратов. Это позволит детям контролировать свои действия.

ХОД ЗАДАЧИ:

Воспитатель показывает изображения цветных квадратов на листе картона и силуэты игрушек: «На каждый из квадратов надо положить игрушку соответствующего цвета». Воспитатель вначале сам раскладывает на квадраты силуэты игрушек нескольких цветов, обращая внимание детей на то, что разные предметы (мячик, флажок, ракета...) могут одного и того же цвета. При этом он показывает детям и разные выполнения действий. Среди них знакомый способ последовательного сопоставления цветовых объектов, а также новый способ: отбор одного цвета и размещение на квадрате, если игрушки правильно подобраны, то сливаются с цветом квадратом, задание выполнено правильно.

УСВОЕНИЕ СИСТЕМЫ ЦВЕТОВЫХ ЭТАЛОНОВ        

«Кто скорее соберёт игрушки»

Дидактическая задача:  Учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине, назначению, имеющие одинаковый цвет.

Материал:  Игрушки: шар, рыбка, ёлочка, цветок....) по 6 игрушек на каждый цвет. Используются бумажные коврики всех цветов спектра.

ХОД ЗАДАЧИ:

Воспитатель расставляет на столах игрушки разного цвета. Раздаёт разноцветные бумажные коврики. Дети рассматривают, называют игрушки, их цвета. Показывая игрушки красного цвета, воспитатель предлагает поставить их на коврик красного цвета, а игрушки синего цвета - на коврик синего цвета и т.д. Убедившись, что дети поняли задание, воспитатель предлагает собрать на свой коврик игрушки соответствующего цвета. Выигрывает тот, кто соберёт игрушки первый.

«Каждую бусинку на свою ниточку»

Дидактическая задача: Учить детей группировать объекты, сходные с образом. Упражнять в сопоставлении предметов друг с другом путём прикладывания к образцу. Игра приводит к обобщению предметов по цветовому признаку.

Материал: Цветные нитки, чтобы цвет нитки был отчетливо виден, бусинки.

ХОД ЗАДАЧИ:

Воспитатель раскладывает в центре стола бусы всех цветов. Дети рассматривают «бусы», любуются ими, называют их цвета. Воспитатель раздает цветные нити и предлагает нанизать на свои ниточки бусы соответствующего цвета.

                В случае затруднения воспитатель помогает детям путём прикладывания бус к нитке сравнить цвета, найти бусинку соответствующего цвета. «Это бусинка желтого цвета и нанизывает на нитку жёлтого цвета. В конце игры воспитатель предлагает детям бусы надеть куклам в игровом уголке.

ИГРЫ ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ

 Игры с пуговицами

Игра: «Застегни пуговичку».

Игра: «Что спрятано в грибочке» - учить расстегивать и застегивать молнию.

Игра: «Рассмотрим картинки - учить детей растегивать кнопки. Нанизывание на шнур, нитку косточек катушек, крупных пуговиц, бусен, шариков.

Шнуровка

Игра: «Зашнуруй ботинок» - развивать мелкую мускулатуру пальцев.

Игра: «Завяжи бант»

Игра: «Завяжи узелок»

Игра: «Сверни ленту» - учить детей угадывать разницу в  длине.

Игра с палочками 

Раскладывание палочек по цвету.

 Игра: «Чудесный мешочек

Учить на ощупь отгадывать предметы.        

Игра: «Шкафчики»        

«Сложить гуся», «Шарик», «Фрукты» - развивает внимание и мышление.

Разноцветные столики 

Игра: «Одуванчики на лугу»

Игра: «Грибы»

Игра: «Цветы»

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

Этот пальчик - дедка,

Этот пальчик - бабка,

Этот пальчик - папенька,

Этот пальчик - маменька,

А вот этот - наш малыш,

А зовут его Денис!

Пальчик - мальчик

  • Пальчик - мальчик, где ты был?
  • С этим братцем в лес ходил?
  • С этим братцем щи варил,
  • С этим братцем кашу ел,
  • С этим братцем песни пел.

Воспитатель показывает ребёнку большой палец своей руки, затем поочерёдно соединяет его с остальными пальцами под текст. Взять руку малыша и по очереди дотрагиваясь до каждого пальчика, произносить следующие слова:

Большому дрова рубить

А тебе воду носить

А тебе печи топить

А тебе тесто месить

А малышке песни петь,

Песни петь да плясать

Родных братьев потешать

Капуста

Мы капусту рубим, рубим

Мы морковку трём, трём.

 Мы её посолим

А потом пожмём.

«Домик»

1, 2, 3, 4, 5 - вышли пальчики гулять

(разжимаем по одному пальцу с большого)

1, 2, 3, 4, 5 - в домик спрятались опять,

(сжимаем пальцы, начиная с мизинца)

* * *

Пять цыпляток у наседки

Что за милые детки

Первый сынок как яичный желток

Второй сынок как яичный желток

Третий сынок как яичный желток

Четвертый сынок как яичный желток

Пятый сынок как яичный желток

Фики-Тики

Фики-тики, посмотри!

Сколько пальцев говори.

(Выбрасывает сколько-то пальцев, дети считают и называют число.)

«Пальчики»

Пальчики уснули, в кулачок свернулись

Один! Два! Три! Четыре! Пять!

Захотели поиграть.

*     *      *

Покажите свою руку ребенку. Читая стихи, вы, по очереди дотрагиваясь до каждого пальца, наклоните их.

 Идут четыре брата навстречу старшему

  • Здравствуй, большак!
  • Здорова, Васька-указка,
  • Мишка - середка, Гришка - сиротка
  • Да крошка Тимошка.

Сожмите пальцы в кулак. Затем отгибайте их по одному.

«Улей»

Вот маленький улей, где пчелы?

Спрятались, никто их не увидит

Вот они показались из улья

Один, два, три, четыре, пять

з-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з

«Черепаха»

Ваша рука сжата в кулак. Вы показываете детям большой палец и прячете его. Вот моя черепаха. Она живёт в панцире. Она очень любит свой дом. Когда она хочет есть, она высовывает голову. И прячет её обратно, когда хочет спать.

«Замок»

Руки сжаты в замок:

На двери висит замок

Кто его открыть бы мог

Покрутили, постучали

Потянули и открыли.

«Пять воробьев»

обратный счёт:

Пять воробьев на заборе сидели

 Один улетел, а другие запели

И пели пока не сморила усталость

Один улетел - и их трое осталось

 Сидели втроём и немного скучали

Один улетел, а двое осталось.

«Пять поросят»

Пять поросят идут купаться в море

Пять поросят резвятся на просторе

Один из них устал

«Пойду домой» сказал

И вот вам результат

Четыре поросёнка

«Считалки для мышки»

1,2,3,4

Сосчитаем дыры в сыре

Если в сыре много дыр

Значит вкусным будет сыр

Если в нём одна дыра

 Значит вкусным был вчера

Сосчитай по пальцам

Стала курица считать,

Маленьких цыпляток

Желтых пять и черных пять

А всего десяток.

*  *  *

Ехал мужик по дороге

Сломал колесо на пороге

 Сколько надо гвоздей

Не задумывайся, говори скорей.

«Дружба»

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики

        Мы с тобой подружили

        Маленькие пальчики

1,2,3,4,5

Начинай считать опять

1,2,3,4,5

Мы закончили считать.

«В гости»

В гости к пальчику больному                                                                (Большие пальцы вверх)

Приходили прямо к дому                                                                       (Соединяем под углом кончики пальцев

Указательный и средний                                                                        обеих рук, поочередно называемые)

Безымянный и последний                                                                     (Пальцы соединяются с большим)

Сам мизинчик-малышок                                                                         (Пальцы сжаты в кулак вверх, выставляем

Постучался на порог                                                                               только мизинцы, кулаки стучат)

Вместе пальчики друзья                                                                        (Друг о дружку, ритмичное сжатие

Друг без друга нам нельзя                                                                      пальцев в кулак на обеих руках)

«Цветок»

Вырос высокий цветок на поляне

Утром весенним раскрыл лепестки

Всем лепесткам красоту и питание

Дружно дают под землей корешки.

(Руки в вертикальном положении ладоши друг к другу, развести пальцы и слегка округлять их. Развести пальцы рук. Ритмичное движение пальцами вместе-врозь. Ладони опустить вниз, и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести).

«Прятки»

В прятки пальчики играли

И головки убирали

Вот так, вот так.

Так головки убирали.

(Сжимание и разжимание пальцев рук).

1. Массаж  пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, затем медленно опускаются к его основанию. Такой массаж желательно сопровождать весёлыми рифмовками («приговорками»)

 2. Массаж  ладонных  поверхностей

Каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками. По свидетельству археологов, люди играют кремневыми, каменными, мраморными и глиняными шарами многие столетия. Детям предлагаются шарики, которые можно вертеть в руках, щёлкать по ним пальцами и «стрелять» направлять в специальные желобки и лунки, состязаясь в меткости.

3. Массаж  грецкими орехами.

Предлагается:

а)        катать два ореха между ладонями;

б)        прокатывать один орех между пальцами;

в)        удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей

руки;

г)        удерживать несколько орехов между пальцами обеих рук.

4. Массаж шестигранными карандашами.

Грани карандаша легко «укалывают» ладони и активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Детей учат пропускать карандаши между одним и двумя - тремя пальцами, удерживать его в определённом положении в правой и левой руке.

5. Массаж « чётками»

Перебирание «чётками» (бусы) развивает пальцы, успокаивает нервы. В это время можно считать количество «чёток» (в прямом и обратном порядке).

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО КРУЖКУ «РУКОДЕЛЬНИЦА» 

Цель: формировать у подрастающего поколения готовность трудиться; стремление и умение практически участвовать в построении трудовой деятельности; умение действовать целесообразно; развивать произвольные движения рук; развивать способность заранее представлять результаты своих действий и планировать последовательность их выполнения; стремиться к  достижению своего результата, а также развивать психические качества детей. Формировать наблюдательность, усидчивость, а также прививать любовь к рукоделию.

СЕНТЯБРЬ

Тема 1: «Инструменты и приспособления»

а)        виды тканей;

б)        аппликация из кусочков тканей «Осенний букет».

Тема 2: «Техника выполнения ручных швов»

а)        отмеривание ниток, завязывание узелка;

б)        шов «вперёд иголку»;

в)        шов «через край»;

г)        шов «тамбурный» (цепочка)

ОКТЯБРЬ

Тема: «Шитьё»

а)        подушечка для иголок;

б)        футляр для швейных принадлежностей;

в)        сумочка-мешочек с прямоугольным дном;

г)        кисет.

НОЯБРЬ

Тема: «Вышивание»

а)        салфетки;

б)        кисета.

ДЕКАБРЬ

Тема: «Плетение из волокнистых материалов» (ниток, тесьмы, шпагата)

а)        закладка в 3 пряди (косое плетение);

б)        детские вожжи;

в)        плетёная салфетка с бахромой.

ЯНВАРЬ

Тема: «Плетение макраме»

а)        закрепление нитей  к  крепёжному шнуру;

б)        узелковая цепочка;

в)        цепочный узел;

г)        газетчица.

ФЕВРАЛЬ

Тема: «Аппликация  из  волокнистых материалов» (верёвки, шнура, тесьмы, шпагата)

а) настенное украшение « Сова»;        

б) аппликация на  объёмных  жёстких  формах  (калмыцкий орнамент);

в) подарки мамам « Прихватки».

МАРТ

Тема: « Вязание крючком»

а)        воздушные петли (цепочка);

б)        столбики  без  накида;

в)        вязание круглых салфеток.

АПРЕЛЬ

 Тема: « Вязание на спицах»

а)        набор петель первого ряда;

б)        образование лицевой петли;

в)        выполнение кисточки по краю изделия;

г)        изготовление кисточки на шнурке.

МАЙ

Тема: «Полуобъёмные игрушки и сувениры»

а)« Медвежонок»;

б)« Собачка»;

в)        настенное панно « Калмыцкие мотивы»;

г)        Кожаная посуда « Бортх».

ЛИТЕРАТУРА

  1. Борисенко М. Г., Лунина Н. А. «Наши пальчики играют» Санкт-Петербург 2003 г.
  2. Журнал «Деликатное воспитание» №3/99; №11/82; №8/2000; №12/91 г.
  3. Малашихина И. А., Мурадханова И. И. «Педагогика детства» г. Ставрополь 1991 г.
  4. Новикова Е. В. «Как подготовить руку ребенка к письму» Москва 2002
  5. Нижегородцева Н. В., Шадрикова В. Д. «Психологическая -педагогическая готовность ребенка к школе» Москва 2001 г.
  6. Книга «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников» см. стр. 29-30; 48-49.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы на тему «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики пальцев рук детей младшего дошкольного возраста».

ВведениеВопрос развития мелкой моторики пальцев рук у детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образов...

Развитие сенсорной культуры и мелкой моторики пальцев рук детей младшего дошкольного возраста

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА          В настоящее время всё большее значение приобретает дошкольное образование, поскольку оно является тем фундаментом, от которо...

Развитие сенсорных эталонов через мелкую моторику рук у детей младшего дошкольного возраста

quot;Изучая биоэлектрическую активность мозга, ученые установили, что любое воздействие — зрительное, звуковое, осязательное — обязательно вызовет повышение возбудимости двигательной обла...

Мой педагогический опыт. Теория и методика развития речи у детей Возможности развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в проектной деятельности

Педагогиеский опытТеория и методика развития речи у детейВозможности развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в проектной деятельности...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста, как средство развития речи»

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Работая над этой темой, я поставила перед собой задачи:Педагог:Ознакомиться с инновационными технология...

Консультация для родителей «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики пальцев рук детей младшего дошкольного возраста»

Пальчиковая гимнастика для детей раннего возраста или упражнения для развития пальчиков-эффективный способ развития мелкой моторики пальцев рук....