Развитие сенсорных эталонов через мелкую моторику рук у детей младшего дошкольного возраста
статья (младшая группа)

Бутенко Наталья Валерьевна

"Изучая биоэлектрическую активность мозга, ученые установили, что любое воздействие — зрительное, звуковое, осязательное — обязательно вызовет повышение возбудимости двигательной области головного мозга. Изучая на детях этот вопрос, ученые сопоставляли роль зрительных, слуховых и двигательных ощущений в процессе формирования образа предмета. Выяснилось, что всякое ощущение по своей природе смешанное <...> — к нему обязательно примешивается мышечное ощущение, которое является более сильным по сравнению с другими".

М.М.Кольцова, М.С.Рузина.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА: "Развитие сенсорных эталонов через мелкую моторику рук у детей младшего дошкольного возраста".

АВТОР: Бутенко Наталья Валерьевна

ОРГАНИЗАЦИЯ: ГБДОУ №4 Московского района г.Санкт-Петербурга

НАСЕЛЕННЫЙ ПУНКТ: Санкт-Петербург

"Изучая биоэлектрическую активность мозга, ученые установили, что любое воздействие — зрительное, звуковое, осязательное — обязательно вызовет повышение возбудимости двигательной области головного мозга. Изучая на детях этот вопрос, ученые сопоставляли роль зрительных, слуховых и двигательных ощущений в процессе формирования образа предмета. Выяснилось, что всякое ощущение по своей природе смешанное <...> — к нему обязательно примешивается мышечное ощущение, которое является более сильным по сравнению с другими".

М.М.Кольцова, М.С.Рузина.

Известно, что умственное, физическое и речевое развитие ребенка зависит от уровня его сенсорного развития. В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов - устоявшихся представлений об основных разновидностях каждого вида свойств и отношений: формы, величины предметов, их положения в пространстве, цвета и т.п.

Развитие сенсорных эталонов можно обеспечить с помощью мелкой моторики рук, являющейся одним из инструментом познавательного развития, которое по федеральным государственным образовательным стандартам предполагает "развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)".

Что такое мелкая моторика?

Мелкая моторика - это комплекс скоординированных действий для выполнения точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. В этом процессе задействованы нервная, мышечная и костная системы человека, чаще всего в сочетании со зрительной системой. К области мелкой моторики относится много движений - от простых жестов, например, захвата в кулак или щепотью, до очень точных или мелких движений, необходимых для рисования или письма.

Изучение активности мозга, о которой пишут М.М.Кольцова и М.С.Рузина в книге "Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг", показало, что главенствующими возбужденными очагами в мозгу ребенка, при рассматривании предмета и получении осязательных ощущений, оказываются "те, которые возникают в двигательных проекциях мышц глаз, шеи, рук и т. д.", а не очаги в слуховых и зрительных зонах, зонах кожной чувствительности. Ученые ссылаются на исследования, которые показывают, что нервные импульсы со всех органов чувств объединяются именно в двигательной области: "Мышечные ощущения, возникающие при действиях с предметом, усиливают все другие ощущения и помогают связать их в единое целое".

Кроме того мелкая моторика необходима для развития речи ребенка: развивая у детей мелкую моторику рук, мы активизируем центры мозга, отвечающие за их речь. Речь ребенка, имеющего высокий уровень развития мелкой моторики - четкие и точные движения пальцами и кистями рук - будет развиваться правильно.

Мелкая моторика рук связана с вниманием, мышлением, координацией в пространстве, воображением, наблюдательностью, зрительной и двигательной памятью. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что дальнейшая жизнь ребенка потребует точных, скоординированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы выполнять бытовые и учебные действия: одеваться (завязывать шнурки, застегивать пуговицы, молнии), держать ручку, рисовать, писать и т.д.

Развитие мелкой моторики.

Мелкая моторика человека развивается естественным образом начиная с младенчества: сначала ребёнок хватает предмет, потом перекладывается его из руки в руку "пинцетным" захватом. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными, увеличивается объем действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.

Но, несмотря на то, что мелкая моторика осваивается ребенком естественным образом, в раннем и младшем дошкольном возрасте необходимы дополнительные занятия по развитию мелкой моторики. Это могут быть игры с мелкими предметами — мозаикой, бусинами, крупами (обязательно под присмотром взрослых во избежание проглатывания мелких предметов), различные пальчиковые игры, лепка, конструирование, рисование и т.д.

При  подборе упражнений по развитию  мелкой моторики нужно учитывать возраст детей, их индивидуальные особенности, потому что слишком простые или слишком сложные задания лишают ребенка интереса к его выполнению. Также нужно учитывать длительность упражнений: они не должны утомлять ребенка.

Учитывая федеральные государственные образовательные стандарты для детей дошкольного возраста, которые рекомендуют следующие виды деятельности: игровую (включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры), познавательно-исследовательскую (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними) и конструирование из разного материала, среди множества занятий, которые направлены на развитие мелкой моторики, для детей младшего дошкольного возраста можно выделить следующие занятия:

1. Сюжетно-ролевые игры с прищепками (стирка и развешивание белья);

2. Сюжетно-ролевые игры с крупами и бобовыми (переборка руками, игра в "прятки" или "поиски клада"), пересыпание в различные ёмкости руками или ложками ("варка каши"), разделение крупы или бобовых на различные объемы, сортировка бобовых по цвету);

3. Познавательно-исследовательская деятельность с веревками и лентами разного размера и фактуры (плетение косичек из веревок, завязывание и развязывание лент, узелков на верёвке);

4.  Конструирование и рисование (аппликации с помощью круп, рисование с помощью нетрадиционной техники (тампонирование губками, закрепленными прищепками)).

Упражнения и игры для развития сенсорных эталонов через мелкую моторику рук.

1. Сюжетно-ролевые игры с прищепками (стирка и развешивание белья).

Для развития мелкой моторики рук и сенсорных эталонов касательно формы, цвета и положения предмета в пространстве хорошо подходят игры с бельевыми прищепками: открывание прищепок и удержание их в раскрытом виде в течение некоторого времени тренирует мышцы, которые необходимы для правильного держания ручки (не рекомендуется брать для упражнений по развитию мелкой моторики "тугие" прищепки, для открытия которых даже взрослым нужно прилагать физические усилия), игра предполагает формирование устойчивого сенсорного эталона.

Существует много сценариев игр с прищепками: их можно прикреплять на вырезанные из картона круги, создавай таким образом "солнышко", или делать из картона и прищепок другие фигуры (тучи, из которых идет дождь; ежика с колючками, рыбок с плавниками и хвостом и т.д.).

Но самой простой и, пожалуй, самой привычной является игра "Большая стирка", в ходе которой дети закрепляют прищепки на вывешенной на веревке ткани, одежде, платках и т.д.

Такая игра развивает мелкую моторику рук, закрепляет сенсорные навыки и пространственные представления, развивает воображение и речь (в случае, если до развешивания "выстиранной" вещи, ребенку предлагается постирать её, и если подобная игра сопровождается стишком, который ребенок может повторять. Например, таким: "Наша мамочка устала, // Всю одежду постирала // Милой маме помогу, // Все прищепки прицеплю).

При необходимости упражнение можно усложнить, предложив ребенку подбирать цвет "выстиранной" вещи и цвет прищепки.

2. Сюжетно-ролевые игры с крупами и бобовыми (переборка руками, игра в "прятки" или "поиски клада"), пересыпание в различные ёмкости руками или ложками ("варка каши"), разделение крупы или бобовых на различные объемы, сортировка бобовых по цвету).

Для таких упражнений можно использовать горох или фасоль, гречу, рис или пшено. Крупа или бобовые – это не просто материал для развития мелкой моторики, но еще и инструмент, которые обладает массажным эффектом. Благодаря работе с крупой и бобовыми у детей развивается сенсорное познание вещей.

Первое, что необходимо сделать в такой игре, – познакомить ребенка с крупой или бобовыми: положить их в емкости и разрешить потрогать. Ребенок может выложить крупу на стол или пересыпать в другую емкость. Просто играя с крупами и бобовыми, ребенок учится захватывать и удерживать мелкие предметы (небольшой массой или по отдельности), привыкнет к массажному эффекту крупы или бобовых.

Одна из самых простых и понятных игр с крупами - "варка" каши, во время которой дети могут пересыпать крупы из больших емкостей в маленькие, перемешивать крупу - рукой или ложкой. Можно усложнить игру, попросив ребенка разложить "готовую" кашу в тарелки - ложкой или поварешкой.

Самая распространенная и интересная для ребенка игр с крупами или бобовыми является "поиск клада" или "прятки": в удобную емкость засыпается крупа или бобовые - в количестве, достаточном для того, чтобы на дне емкости можно было спрятать небольшую игрушку или другой маленький предмет. Детям объясняется, что в в емкости спрятан клад или что в крупе спряталось какое-то животное, и предлагается найти его. Сложность упражнения можно менять - поставив перед детьми разные условия: крупу или бобовые нельзя доставать из емкости, искать можно двумя руками или одной рукой, всей рукой или только одним пальцем. Подобные задания разнообразят игру и обеспечат большую проработку мелкой мускулатуры рук.

3. Познавательно-исследовательская деятельность с веревками и лентами разного размера и фактуры (плетение косичек из веревок, завязывание и развязывание лент, узелков на верёвке).

На занятиях по развитию мелкой моторики кроме игровых сюжетов могут быть разыграны познавательно-исследовательские сюжеты - воспитатель может предложить детям исследовать различные фактуры ниток и лент: их можно трогать, завязывать нитки и ленты вместе и развязывать их, развязывать нетугие узелки, плести косички.

Подобные упражнения учат детей различать фактуру ниток, веревок и лент на ощупь, а процессы заплетения косичек или развязывания нетугих узлов тренируют мелкую моторику и мышечную силу рук, развивают фантазию и воображение.

Также в данную группу можно отнести упражнения по нанизыванию крупных бусин с большими отверстиями на ленту, группировку таких бусин на ленте по размеру или цвету и т.д.

Подобные упражнения формируют у детей представление о форме предмета и его фактуре, цветах, положения объекта в пространстве и возможности изменения положения объекта в пространстве.

4.  Конструирование и рисование (аппликации с помощью круп, рисование с помощью нетрадиционной техники "тампонирование губками, закрепленными прищепками").

Работу с крупами или бобовыми можно усложнить, предложив детям создать аппликацию: заполнить нарисованную на бумаге форму (животное, здание или что-то другое) крупой или бобовыми (также можно использовать макароны различной формы - спирали, бантики или ракушки). Другой вариант этого упражнения на развитие мелкой моторики рук - выкладывание силуэтов различных предметов из крупы или бобовых - на чистом листе бумаге или по нарисованному контуру.

Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник подходят для детей, которые еще не умеют держать в руках кисточки, карандаши или фломастеры: вместо кисти дети могут пользоваться пальцами, ватными палочками, губками и т.д. Метод тампонирования губкой, которая схвачена прищепкой, фиксирующей ее и заодно выполняющей роль ручки, не утомляет руки детей, но при этом позволяет создать объемный и заполненный рисунок.

Такими губками можно рисовать снег, траву или лес, воду (движение размазывания), снег, листья, облака или цветы (движением тычками). Отпечатки поверхностью губки фактурны, этот инструмент позволяет рисовать объемные фигуры (цветы, лес, небо и т.д.), не прилагая много усилий, но при этом развивает мелкую моторику рук: ребенок должен удержать прищепку в своих рук, с помощью прищепки контролировать движение губки, совершать разные движения (размазывание, тычок, движение по кругу и т.д.).

В процессе рисования у детей проявляются творческие навыки, оформляется эмоциональное отношение к действительности, формируются элементарные графические умения, которые необходимы для развития ручной ловкости и освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура рук.

Не стоит забывать, что все упражнения по развитию мелкой моторики нужно отрабатывать постепенно: начать с пассивного наблюдения детей за действиями воспитателей, перейти к совместному действию ребенка и воспитателя и закончить самостоятельным выполнением игрового задания. Комплекс упражнений стоит выстроить с учетом постепенного усложнения игрового материала - от простого к сложному. К заметному прогрессу в развитии мелкой моторики может привести только систематическая работа по развитию движений пальцев и кисти рук.

Перечисленные варианты упражнений и заданий в игровой форме развивают последовательность и точность движений пальцев и рук, координируют работу глаз и кистей рук, способствуют развитию пространственного и логического мышления, развивают память, внимание и творческие способности ребенка. И самое главное, что систематические и постепенные упражнения по развитию мелкой моторики способствуют формированию и развитию сенсорных эталонов у ребенка: он получает представление об основных разновидностях формы, величины предметов, их положения в пространстве  и т.п.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Запорожец А.В. Развитие восприятия и деятельность // Психология ощущений и восприятия. Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др. - М., 2002.

2. Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг / Екатеринбург: У-Фактория, 2005. – 224 с.

3. Инновационная программа дошкольного образования под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой / М.: Мозаика-синтез, 2019 - 336 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через игру с крупами.

Развитие мелкой моторики рук большое значение имеет для общего физического и психического развития ребенка и положительно сказывается на становлении детской речи.  Игра с крупами хорошо стимулиру...

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через игровую, продуктивную и трудовую(самообслуживание) деятельность.

Помещаю опыт работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. На мой взгляд, это хорошая помогалочка для начинающих воспитателей....

Развитие сенсорной культуры и мелкой моторики пальцев рук детей младшего дошкольного возраста

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА          В настоящее время всё большее значение приобретает дошкольное образование, поскольку оно является тем фундаментом, от которо...

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования

laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, че...

Статья: "Развитие сенсорных эталонов через мелкую моторику рук дошкольников первой младшей группы"

Данная статья расказывает, о том так важно развивать мелкую моторику рук ребенка для полноценного развития сенсорных развитий его с рождения до школьного возраста....