Статья: "Развитие сенсорных эталонов через мелкую моторику рук дошкольников первой младшей группы"
статья (младшая группа)

Дубинина Галина Юрьевна

Данная статья расказывает, о том так важно развивать мелкую моторику рук ребенка для полноценного развития сенсорных развитий его с рождения до школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sensorika.docx21.14 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ: "РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ЧЕРЕЗ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ РУК ДОШКОЛЬНИКОВ ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ"

Г.Ю. Дубинина

Воспитатель, Государственного бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждения детского сада № 1 Колпинского района, г. Санкт-Петербурга

Педагогическая статья связана с детьми раннего и младшего возраста (1,5-3лет). По моему мнению и мнению многих ученых именно в этом возрасте наиболее благоприятен для совершенствования, развития, накопления ребенком представлений об окружающим его мире. Сенсорное развитие ребенка зависит от многих факторов, но без развития мелкой моторики рук, невозможно полноценное развитие ребенка как самостоятельного индивидуума. Из своего опыта я убедилась в том, что значение мелкой моторики как неотъемлемая часть сенсорного развития в возрасте до 3 лет переоценит трудно.

Современные условия нашей жизни, а именно социальная и экологическая обстановка привели к увеличению большого числа детей с отклонениями от норм в физическом, психологическом, речевом развитии детей начиная уже с раннего дошкольного возраста. От сюда следует, что данная проблематика становится все более и более актуальнее с каждым годом для полноценного развития ребенка. На начальном этапе жизни ребенка именно мелкая моторика рук отображает, то на сколько развит ребенок и свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Если у ребенка плохо развита мелкая моторика рук, это свидетельствует о задержке развитие ребенка, о его неумении правильно держать карандаш, кисть или даже ложку во время приема пищи. В дальнейшем ребенку будет сложнее освоить такие навыки как застегивание молний, пуговиц, завязывание шнурков на ботинках. Таким деткам в более старшем возрасте как правило сложно собрать рассыпавшийся мелкий конструктор, работать с пазлами, мозаикой, счетными палочками, завязывать шнурки или даже узелки. Зачастую отказываются от занятий лепкой или рисованием, так как — это связано с их дискомфортом во время проведения игровых упражнений, у таких детей возникает больше сложностей и им требуется намного больше времени для выполнения того или иного задания.

Для того, чтобы у ребенка не возникало лишних проблем и нежелание работать со всеми, необходимо разрабатывать у детей с каким-либо отставанием в развитии ребенка, мелкую моторику рук. Ведь от того на сколько ребенок владеет своими руками, пальцами зависит развитие не только словарного запаса ребенка, но и развитие внимание, мышление, восприятие мира, воображение ребенка, так как мозг ребенка полноценно развивается. В результате, казалось бы, такая мелочь как развитие мелкой моторики рук незначительна, но при грамотно построенных игровых упражнениях у ребенка стремительно развивается подвижность и гибкость кистей рук, а это в свою очередь облегчает в дальнейшем более легкое овладение навыков письма в школьном возрасте.

Какие же методы и приемы можно и нужно использовать при работе с детьми первой младшей группы, для решения возникших проблем у ребенка в развитии сенсорных эталонов, через мелкую моторику рук, например:

- массаж кистей рук (пальцами, различными предметами, это может быть массажный мячик, орех, карандаш, кисть, шишка и др.);

- пальчиковая гимнастика;

- массажные мячики разных размеров;

- пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;

- театр - пальчиковый, палочковый, настольный, варежковый;

- конструирование из кубиков, блоков, конструктора, картонных коробочек, глиняных комочков и др.;

- лепка из пластилина, глины, соленого теста с использованием природного материала;

- традиционные и нетрадиционные техники рисования: маленькими губками, пальцем, ватными палочками, листьями, овощами и др.;

- различные дидактические игры;

- музыкальные игрушки;

- шнуровка, нанизывание бусин, макарон, колечки и др.;

- игры с мелкими предметами (камешки, мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок, шишки, желуди и др.;

- игры с крупами, с писком, с водой, с воздухом, с природным материалом (шишки, камешки и др.);

- игры с прищепками, с четными палочками;

- наматывание ленточек на палочку (различные виды палочек-моталочек);

- разнообразные деревянные и пластиковые: вкладыши, пазлы, мозаика, конструкторы.

Использование стандартного и не стандартного оборудования в методиках и приемах обучения детей мелкой моторики рук, объединяет во время игры все 5 видов сенсорных эталонов, что способствует всестороннему развитию личности ребенка и помогает ему лучше познать окружающей его мир.

На детских руках так же, как и у взрослого расположено множество нервных окончаний, которые способствуют передачи получаемых сигналов в головной мозг ребенка, мозг анализирует и влияет на дальнейшее развитие событий в целом. Именно поэтому, сенсорное развитие через мелкую моторику рук так актуально и, бесспорно, в развитии ребенка. Все методы и приемы, используемые во время игры, оказывают благотворное воздействие на организм ребенка в целом.

        Еще с давних, пор        исследования данной проблемы заинтересовали ученых Павлова В.П., Сеченова А.А. и других. Они смогли доказать, что первой доминирующей врожденной функцией деятельности человека является движения. По мнению И. П. Павлова: «Речь – это, прежде всего, мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кару головного мозга».

        Современные исследователи, ученые, кандидаты наук придерживаются такого же мнения, что очень важно развивать мелкую моторику рук для развития речи у ребенка, предлагая разработанные ими методики и приемы как ряд практических упражнений на развитие общей и мелкой моторики. В своих исследованиях описывают различные физкультминутки, пальчиковые игры, игры-сказки и многое другое тесно связанное с развитием сенсорных способностей ребенка.

        Для того чтобы ребенок получил определенный навык, с ним необходимо заниматься на постоянной основе, осуществляя не только теоретическую часть, но и прорабатывать практически, выполняя вместе с ребенком определённые действия для закрепления и усвоения им новых навыков и знаний. Если у ребенка во время занятия возникают трудности необходимо вовремя помочь, давая единичные указания на ошибки и как это можно исправить. При закрепление ребенком усвоенного материала не стоит забывать про пройденный материал, так как ребенок зачастую через какое время может призабыть и в дальнейшем у него возникнут трудности. Лучше периодически давать ребенку самостоятельно выполнять игровые упражнения пройденного и усвоенного материала. Во время занятия постарайтесь создать благоприятную окружающее среду для детей таким образом чтобы она направляла их деятельность и в тоже время способствовала развития мелкой моторики рук. Не стоит забывать о физических упражнениях, которые так же способствуют развитию и укреплению ладоней и пальцев, мышц рук. От природы малыши очень активные, и во время занятия деткам как правило очень тяжело усидеть на одном месте. Чем меньше ребенок, тем больше должно быть во время игровых упражнений, активных движений во время занятия, благодаря которым лучше осваивается игровые упражнения, направленные непосредственно на развитие общей и мелкой моторики.

Из вышеизложенного мы можем сделать заключение, что 5 видов сенсорных эталонов напрямую зависят от развития мелкой и общей моторики рук ребенка. При полноценном развитии ребенка к 3 годам его жизни, мелкая моторика рук, способствует к правильному держанию столовых приборов, письменных принадлежностей, к стремлению самостоятельно себя обслуживать и помогать другим, познавать окружающий их мир, задавать интересующие их вопросы, а полученные ответы применять в жизни.

Список литературы:

1. Большакова С. Е. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения». – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64с.

 2. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Бенгер Н.Б. «Воспитание сенсорной культуры ребенка» от рождения до 6 лет, кн. для воспитателя Д/С, М.: Просвещение, 1988. - 144с.

3. Давидчук А. Н. «Познавательное развитие дошкольников в игре. Методическое пособие. ФГОС ДО», Изд.: Сфера / Серия: Истоки – 2017г, - 96с.

4. Ершакова И.А. «Развитие мелкой моторики у малышей». – СПб.: Издательский Дом «Литература», 2008. – 32с.

5. Никитина А.В., «20 Лексических тем: Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадками, потешками для детей 2-3 лет.» – СПб.: Издательство «КАРО», 2014. - 94с.

6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. «Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики». 2-е изд. - СПб.: КОРОНА-Век, 2007. - 32с.

7. Янушко Е.А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года).» Методическое пособие для воспитателей и родителей. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 56с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка «Веселые пальчики». Развитие мелкой моторики рук в первой младшей группе

Предлагаю Вашему вниманию один из способов развития мелкой моторики рук в первой младшей группе...

Самоанализ занятия по развитию мелкой моторики рук в первой младшей группе: «В гости к бабушке – Забавушке»

Самоанализ занятия по развитию мелкой моторики рук в первой младшей группе: «В гости к бабушке – Забавушке»...

Проект по развитию мелкой моторики у детей первой младшей группы «Веселые пальчики».

Проект по развитию мелкой моторики у детей первой младшей группы «Веселые пальчики».Тип проекта: Практический, краткосрочный.Участники проекта: дети первой младшей груп...

Развитие сенсорных эталонов через мелкую моторику рук у детей младшего дошкольного возраста

quot;Изучая биоэлектрическую активность мозга, ученые установили, что любое воздействие — зрительное, звуковое, осязательное — обязательно вызовет повышение возбудимости двигательной обла...

Статья "Развитие речи детей через мелкую моторику рук во второй младшей группе"

Развитие мелкой моторики тесно взаимосвязано с развитием речи в раннем возрасте. Это объясняется тем, что участки мозга, отвечающие за развитие речи и движения пальцев, находятся рядом. Развивая мелку...