Народная культура в формировании гендерной толерантности дошкольников
консультация (старшая группа) на тему

Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Народная культура в формировании гендерной толерантности дошкольников

            «Нельзя считать один пол совершеннее другого,

            так и нельзя их уравнивать»

            Ж. Руссо

Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между "женскими" и "мужскими" профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из "добытчиков" они постепенно превращаются в "потребителей", а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.

На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения, пряча за этим страх перед окружающей действительностью. Наблюдая за детьми в детском саду, мы замечаем, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.

Если в дошкольные годы не заложить у девочек – мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т. е. не развить предпосылки женственности и мужественности, то это может привести к тому, что став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями.

Большинство родителей сыновей в будущем хотят видеть: ответственными, смелыми, решительными, выносливыми, сильными. Дочерей хотят видеть: ласковыми, красивыми, изящными.

        Наблюдая за воспитанниками,  отмечалось, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей также вызывало тревогу: дети демонстрировали модели поведения, не соответствующие полу ребёнка, не умели договариваться в игре, распределять роли. Кроме того, в процессе трудовой деятельности, дети не умели самостоятельно распределять обязанности с учётом пола партнёра. Мальчики не проявляли желания прийти на помощь девочкам, тогда, когда была нужна физическая сила, а девочки не спешили помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность.

        Мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.

Значит, проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста.

        Значение периода дошкольного детства неоценимо в целом для развития личности человека. Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются именно в этом возрасте. Известно, что первые 5-6 лет жизни – это период, когда закладываются и формируются наиболее глубокие и сказывающиеся на последующем развитии слои психики личности, в которые самым прямым образом вплетена полоролевая дифференциация.

Когда –то полоролевое воспитание в России осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью, воспитанием мальчиков с 3 лет руководил отец. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин.
           Современная ситуация требует
от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим и т.п.), но и решимости, инициативности, умение отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умение прийти на помощь.
Но при этом нельзя допускать проявления мужественности в девочках и женственности в мальчиках.
             Как сделать так, чтобы из крошечной девочки выросла прекрасная Женщина, которая не только достигнет успеха в бизнесе, науке или искусстве, но станет нежной матерью, заботливой женой, рачительной хозяйкой? Как из мальчика вырастить Мужчину, способного защитить свой семейный очаг? Возможно, ли воспитать девочек и мальчиков так, чтобы они еще в детстве поняли и приняли свои роли?
Проблема гендерного воспитания начала приобретать актуальность  в настоящее время, и все больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подхода к воспитанию девочек и мальчиков, причем начиная уже с дошкольного возраста. Так как половая идентификация ребенка  происходит уже к трем-четырем годам, то есть к концу раннего возраста ребенок уже усваивает свою половую принадлежность, хотя еще не знает, каким содержанием должны быть наполнены понятия «мальчик» и «девочка». Стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребенка через непосредственное наблюдение за поведением мужчин и женщин. Ребенок подражает всему: и формам поведения, которые являются полезными для окружающих, и стереотипам  поведения взрослых, являющимися вредными социальными привычками (курение, брань и т.п.). Ребенок еще не использует эти символы «мужественности» и «женственности» в своей практике , но уже начинает вносить их  в сюжет игры. Ориентация ребенка на ценности своего пола происходит не только в семье, но и в дошкольном учреждении, в котором он проводит большую часть времени.

Неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учетом их гендерных особенностей может оказать народный фольклор.
Наши предки, незнакомые с письменностью и книгой, не были оторваны от предшествующих поколений. Все накопленное передавалось устно от человека к человеку, становилось достоянием многих. Фольклорные произведения поражают своей простотой, точностью и красотой.
Простые на первый взгляд слова и сочетания слов в текстах сказок, песен, потешек, дразнилках, поговорках, скороговорках, играх  оказываются необычными, вызывают в нашем сознании зримые картины, вещи получают особую окраску и значение.
   С самого рождения в русской семье  учитывались гендерные особенности ребенка.

Известно, что даже при рождении пуповину девочкам и мальчикам отрезали по- разному. Пуповину девочки обрезали ножницами над веретеном или на гребенке, что символизировало наделение её качествами труженицы, хозяйки и рукодельницы. Пуповину мальчику обрезали ножом с использованием инструментов для обработки дерева, чтобы он в будущем оказался хорошим работником.

Интерес представляет и традиция заворачивания новорожденных девочек в рубаху отца, а мальчиков – в рубашку матери. Ученые считают, что это связано с «программированием» будущего ребенка. Люди мечтали о том, что когда их сын вырастет и женится, то его жена воплотит в себе все то, что дорого его ему в родной матери, а дочь в своем избраннике сможет увидеть черты отца.

 Даже в колыбельных песнях присутствует обращение не просто к маленькому ребенку, а к девочкам и мальчикам: «Гуркота, гуркота, а Митеньке дремота», «Моя доченька  уснёт», «Спи, доченька маленька», «А баиньки, баиньки дочку маненьку», «Спи Ванюшка, спи родной», «Сынко , голубочек».  

При этом очевидно, что в данных традициях был заложен глубокий смысл передачи гендерных ролей, которые по женской линии несли в себе терпимость, сдержанность, любовь и доброту, а по мужской – стойкость, мужество, ответственность и многое другое, о чем могли мечтать родители при рождении своего ребенка.

Интуитивно приписывая ребенку те или иные качества, о девочке мы говорим –красивая, нежная, хрупкая, о мальчике – сильный , крепкий.  Это хорошо отражается в фольклорных произведениях - величаниях мальчиков и девочек.

Величание для мальчика:

Мой сыночек, мой дружочек,

Мой сиреневый цветочек,

Молодец да удалец,

В волосах твоих венец.

Храбрый , смелый богатырь,

Ты добро приносишь в мир.

Величание для девочки:

Моя девочка – прелестница,

Мастерица и кудесница!

Зорькой алой умывалась

И с рассветом просыпалась.

Маме с солнцем улыбнулась-

Лучики лица коснулись.

    Одной из задач гендерного воспитания детей является овладение детьми первоначальными представлениями о собственной половой принадлежности, аргументируя ее по ряду признаков (одежда, прическа).

В решении этой задачи  может помочь народный фольклор, где   большое внимание уделялось внешним особенностям мальчиков и девочек: одежде, прическе.

Например:

Чешу ,чешу волосинки,                                                    

Расчесываю косыньку,                                                

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса!                                                    

Расти, коса, не путайся.                                                  

Дочка, маму слушайся!  

Как у доченьки моей

Ворох золотых кудрей!

Как у ласточки моей

Речи плавные как ручей!

А в очах – озера синь,

А стан будто у осин!

Она прытка словно лань,

А душа – цветущий май!

Радость –доченька моя.

 «Еду-еду к бабе ,к деду      

         На лошадке в красной шапке

         По ровной дорожке,

         В старом лапоточке ,..»

«Новый сарафанчик из цветного ситца.

В новом сарафане дома не сидится.

Побегу вприпрыжку, буду петь, кружиться

в новом сарафане из цветного ситца.

Приутихнет ветер, приумолкнут птицы,

увидав мой новый сарафан из ситца».

      В соответствии с тем, кому именно адресована потешка или пестушка, девочке или мальчику, прогнозируется их будущее. Труд девочек в будущем связан с жатвой, приготовлением еды, пошивом одежды, а мальчиков – с охотой и рыбной ловлей, рубкой леса, уходом за домашними животными и т. п. Следует обратить внимание на то, как в семье дифференцировался труд девочек и мальчиков. Девочки привлекались к уходу за младшими детьми, уборке дома, мытью посуды. Они загоняли скотину во двор, пасли гусей и под руководством матери делали первые шаги по приобретению навыков в прядении, вышивании, шитье, ткачестве. Мальчиков привлекали в качестве помощников во время жатвы, сенокоса, боронования, учили молотить, запрягать лошадь и управлять ею. Отцы раскрывали мальчикам секреты охоты и рыбалки.

Например :                            

Для мальчиков:

 « … Будем рано разбужать, на работку посылать,

На работу на таку, да на веселую страду,

Будем сено косить, да будем в кучки носить.»

Будешь большой                                                

Будешь рыбку ловить,

Тетерьку ловить,                                                  

Будешь лес рубить,                                            

Тятьку, мамку кормить»

  «.. Спи, посыпай, боронить поспевай.

Мы те шапочку купим, зипун сошьем,

  Зипун сошьем, боронить сошлем

 В чистые поля, в зелены луга».

 «..Пастушок, пастушок

   Заиграй в рожок.

   Рано утром на заре  - гони стадо к реке.

 Идет Кузьма из кузнецы,      Несет Кузьма два молота.               Тук ,тук, тук!    Вот ударим разом вдруг:  Для всех людей,                Накуем гвоздей!                                                                          

Для девочек:

Аленка- малёнка

Шустра, быстра:                             Наша –то хозяюшка

Грибов насобир                              Сметлива была,

Носок довязала,                              Всем в избе работушку

Сарафан дошила,                            К праздничку дала:

Воды наносила.                              Чашечку собачка моет языком,

Везде поспела                                 Мышка собирает крошки под окном,

В охотку ей дело.                            По столу котище лапою скребёт,

                                                           Половичку курочка веничком метёт.

В огороде ,во саду

Берет Маша лебеду.                              Во поле рябинушка,

Она рвет и берет,                                   Во поле кудрявая стояла.

Во передничек кладет,                          Как под той ли рябинушкой

Приговаривает :                                     Сидят четыре девушки.

"У дударя, гусли, самогуды,                Первая –Катюшенька- шьёт.

На них шелковые струны.                     Вторая-Марфушенька –прядет.

Его гусли ,заиграли :                             Третья – Акулинушка –вышивает.

Мои ноги заплясали,                             Четвертая –Аринушка – зевает…

Той так и вот так,

И вот будет это так .                                  Сеяла Алёнушка ленок,

                                                                    Тонок, долог  и высок.

Посылали молодицу                                     Лён ленистый, волокнистый,

Под горушку по водицу.                           К шитью ниткой шелковистой.

А водица далеко,                                                   Стал леночек поспевать,

А ведерко велико.                                                    Его стали в дело брать,

Наша Катя подрастет,                                              Его стали в дело брать,

Катя силы наберет,                                                   Во снопочки собирать.

Станет по воду ходить,                                    Стлали, мяли, пряли, ткали

Вёдра красные носить.                                            И платочки вышивали.

От девочек и мальчиков дошкольного возраста требовалось строгое соблюдение норм морали: уважение к старшим, заботливое отношение к старикам и младшим детям, доброта, отзывчивость, вежливость и дисциплинированность, исполнительность и честность.

Пошла Маня на базар,

Принесла домой товар:

Родной матушке- платок,

Братьям-соколам-

По козлиным сапогам  ,

Сестрицам -лебедицам-

До по новым рукавицам.

Баю баюшки бай бай .                                                              

Глазки, Маша, закрывай.                                                  

Я тебя качаю,                                                                          

Тебя величаю.                                                                            

Будь счастлива, будь умна,                                                  

При народе будь скромна.                                                      

Спи дочка, до вечера,                                                          

Тебе делать нечего!

        Пословицы и поговорки – это своеобразный моральный кодекс, свод правил поведения. Используются в течение всего дня (картотека). Например: «Вся семья вместе, так и душа на месте», «Сын мой, а ум у него свой», «Хорошему хозяину и день мал», «Коса – девичья краса», «Без смелости, не возьмёшь крепости», «На смелого собака лает, а трусливого кусает» и д.р.

  Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность. А народная игра – является неотъемлемой частью национального богатства интернационального, художественного и физического воспитания , в том числе способствует гендерному воспитанию детей в той его части, где рассматриваются вопросы  быта ,  обычаями и трудом  мужчин и женщин.
 
Многие народные детские игры имитируют серьезные занятия взрослых: охота, рыболовство, собирательство, ведение домашнего хозяйства. Такие игры как: «У медведя во бору», «Кузнецы», «Арина»
По содержанию все народные игры были доступны и девочкам, и мальчикам и создавали равные возможности для участия в них детей обоего пола.

В ходе фольклорных игр, такие как, «Бояре-княгини», «А мы просо сеяли», «Царевна - королевна», «Во кузнеце» и др.  дети усваивают основные черты, характерные для носителя того или иного пола. В этих играх, кроме самого текста, значительное воздействие оказывали и телесные контакты. В хороводе дети держатся за руки; выбрав пару, мальчик (девочка) телесно общаются с представителем противоположного пола, усваивают начальные важнейшие нормы такого общения.

Сказка – естественный способ общения с детьми. Сказка всегда насыщена социальными действиями и сильна нравственной основой. В сказке задаются, складываются и формируются эталоны жизни, эталоны поведения. И очень важно чтобы ребенок регулярно прикасался к этим нормам. Они обучают и создают эмоциональную положительную модель гендерного поведения. При помощи сказок можно выявить сложившиеся ложные стереотипы поведения, что позволяет спланировать коррекционную работу, в которой необходимо показать равные социальные возможности девочки и мальчика.
.         Сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Василиса – Прекрасная», «Царевна-лягушка» развивают представления о качествах женственности, способствуют правильному пониманию девочками их будущих женских семейных ролей. Положительные качества сказочных героев Ивана-царевича, Ивана-дурака и др. являются ориентиром для воспитания мужественности у мальчиков.

              Сказки о животных позволяют детям психологически безопасно отражать свой внутренний мир. С помощью сказок формируется представление о заботливости, миролюбии, терпимости к недостаткам других. Существует мнение, будто сказки о животных воздействуют на детей на подсознательном уровне, являясь своеобразным учебником полового воспитания для самых маленьких.

 В гендерном отношении все сказки можно условно разделить на три группы: «мужские», отражают мужские стратегии поведения, где главный герой – мужской персонаж; «женские», отражают женские стратегии поведения, где главная героиня – персонаж женского пола; «смешанные»: есть два главных героя обоих полов, где повествуется о взаимоотношениях и взаимовлиянии мужественности и женственности и их гармонизации. Сюжет «женских» и «мужских» сказок построен таким образом, чтобы герои самостоятельно разобрались с возникающими трудностями и извлекли некий урок для себя. Сюжет же «смешанных сказок», в которых действуют антропоморфные герои, обязательно завершается воссоединением героя и героини, свадьбой.
               Таким образом, как видно из вышесказанного. Роль народного фольклора является одним из средств гендерного воспитания дошкольников. Чтобы эта работа была живой, интересной, разнообразной, яркой красочной, образной, увлекательной, веселой, высокоэффективной: чтобы укрепить ниточку, которая называется связью поколений; чтобы воспитывать уважение к старшим, способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников, мы можем и должны использовать богатейший опыт народа , накопленный веками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Игры - драматизации в формировании гендерной толерантности"

Консультация для педагогов "Игры - драматизиции в формировании гендерной толерантности"...

"Роль элементов народной культуры, в формировании представлений у дошкольников о здоровом образе жизни." Опыт работы.

Роль элементов народной культуры,в формировании представлений удошкольников о здоровом образе жизни....

Роль русской народной песни в формировании ценностного отношения дошкольников к родной культуре.

Роль русской народной песни в формировании ценностного отношения дошкольников к этнокультуре.Дети - особый народ. Они слышат, видят, воспринимают окружающий мир не так, как мы, взрослые. Часто мы не м...

Консультация "Народная культура в формировании гендерной толерантности"

КОНСУЛЬТАЦИЯ «НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА В ФОРМИРОВАНИИ ГЕНДЕРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ»...