Консультация "Народная культура в формировании гендерной толерантности"
консультация

КОНСУЛЬТАЦИЯ «НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА В ФОРМИРОВАНИИ ГЕНДЕРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад общеразвивающего вида  № 10»

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА В ФОРМИРОВАНИИ ГЕНДЕРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ»

14.10.2019 г.

Ушакова Н.В.  – воспитатель

г. Новомосковск

2019 г.

Дошкольный возраст – период активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств. Воспитания духовности. Духовность – основополагающее условие для развития творческой инициативной личности. Результаты Формирования духовности, нравственности, целомудрия укореняются в ребенке при реализации комплексного подхода к воспитанию.

Примером такого подхода является русская культурная традиция, которая, во-первых, предлагает проверенную веками народную методологию воспитания и образования, а во-вторых, конкретный воспитательный и образовательный материал, уже пропитанный духовностью и нравственностью.

Одухотворенность любой работы, в т.ч. самой простой, вытекает из приоритета духовного. Народная традиция учит видеть творчество даже в технически примитивных работах, в ежедневном труде и быте. В традиционных русских семьях не было обучающих занятий, не связанных с реальными потребностями. Все поделки, изготовленные даже маленькими детьми, использовались по назначению и со смыслом. Это, во-первых, стимулирует творчество, а, во-вторых, помогает осмыслить поручения внешне неинтересные, привычку к которым так же важно воспитать, как основу будущего навыка систематического труда.

Приоритет духовного пронизывает и народный календарь, служащий канвой годового цикла жизни.

Детям доставляют огромную радость не только сами народные праздники. Но и подготовка к ним. И тут попутно, без всякого напряжения решаются педагогические задачи: дошкольники знакомятся с музыкальным материалом, историей, обычаями, бытом, костюмами, устным народным творчеством. Кроме того, «на посиделках» и других праздниках в разных формах и всевозможными способами осуществляется своего рода социализация детей, им сообщаются этические и эстетические нормы, которые следует соблюдать во взрослой жизни.

И еще один аспект – освоение народной традиции с раннего возраста. В педагогике четко определены требования к детям определенного возраста, что естественно для интеллектуального и физического развития, но эмоционального и духовного уровней это не касается. А именно эти уровни определяют и самосознание, и будущий потенциал интеллектуального роста.

Прекрасная русская пословица гласит: «Кто без призора в колыбели, тот весь век не приделе» Поэтому уже в группах раннего возраста с 2-летними детьми педагоги поют народные песенки, колыбельные, пестушки (от слова «пестовать» ребенка). Они способствуют усвоению условных связей между названием и предметом, т.е. обучают языку. Важно, что освоение языка начинается с усвоения эмоциональных форм, а не назидательно. Простые напевы – первая ступенька к постижению многообразной и сложной народной музыкальной культуры. Даже дети, не умеющие говорить, стараются повторить интонации этих колыбельных, а слушая веселые плясовые песни, начинают приплясывать.

Еще одна характерная для русской культурной традиции особенность – приоритет коллективного.

В русской традиции приоритет коллективного – это не просто «общественное выше личного». Это скорее одухотворение индивидуального творчества и труда через идею гармонизации их с окружающим миром и обществом. Ведь без этой гармонизации мощное инициирование личности, ее раскрепощение в результате применения народных методов воспитания, обернулись бы эгоцентризмом, выраженным в крайней форме «вседозволенности». Но этого не происходит именно потому, что в народной традиции любое частное мыслится главным образом в связи с более высоким. На практике следствием этого являются:

  • необходимое сочетание личной свободы для каждого с авторитетом старшего;
  • быстрая социализация детей, которые приходят в группу в середине года;
  • традиционное гостеприимство.

В методическом плане эти позиции представлены в работе с детьми следующими положениями. Во первых, никакой избирательности в подборе групп, т.е принципиальная неэлитарность исходного коллектива. В реальных народных праздниках, обрядах, играх не было просто зрителей. Разнообразие ролей позволяло каждому стать действующим лицом в соответствии со склонностями и способностями: кто-то лучший плясун и первым выходит в пляске. Кто-то знает много частушек и с удовольствием их исполняет. А если у человека нет ярко выраженных музыкальных или актерских способностей. Он все равно активный участник праздника: поет вместе со всеми, участвует в общих плясках и играх. При этом он творчески выражает индивидуальность благодаря импровизационному характеру народных праздников и обрядов. Для ребенка стать «действующим лицом» особенно важно, т.к освоение навыков идет быстрее, они лучше закрепляются.

Во-вторых, для развития индивидуальности необходима свобода, направленная органичной коллективной координацией. Игровая импровизационная атмосфера, свойственная народным обрядам и праздникам, позволяет детям максимально развивать индивидуальность. Народные праздники и обряды имеют характер коллективной игры, которая:

  • вырабатывает умение взаимодействовать со сверстниками;
  • прививает навыки самоконтроля в рамках коллективной дисциплины;
  • учит постоянному вниманию к сигналам лидера, в частности воспитателя.

В-третьих, детский сад – модель сообщества, где взаимодействуют не только сверстники и взрослые, но и дети разного возраста. В традиционной русской семье малышами занимались не только родители, но и старшие братья и сестры. Младшие перенимали от старших игровые и поведенческие навыки не в порядке «уроков», а путем наблюдения, осмысления и творческого воспроизведения. Также и в детском саду дети младшего возраста с огромным вниманием наблюдают за действиями старших воспитанников. Поэтому важно приглашать малышей на праздники и досуг детей старших групп.

Поддерживать интерес к познанию жизни своих предков, развивать художественно-творческую активность дошкольников помогают создаваемые в дошкольных образовательных учреждениях этнографический музей «Русская изба», уголки краеведения. В музее дети не только знакомятся с предметами быта, их названиями, назначением, со способами действия с ними, но и приобщаются к традиции. Например, чаепитие у самовара – это не просто трапеза, а особый ритуал, объединяющий людей за неспешным разговором.

Знакомство детей с народными традициями, активизация речевой деятельности, расширение словарного запаса обеспечиваются также в процессе игровых обучающих ситуаций.

Воспитание дошкольников в русле русской культурной традиции – это не только средство духовного интеллектуального развития личности, но и профилактика таких характерных для нашего времени деформаций личности, как эгоцентризм, увеличение «вещизмом» или пессимистический, пассивный и даже пугливый взгляд на жизнь. Поэтому обращение к русской старине, это попытка реализовать в современных условиях традиционные ценности, фундаментальные качества русского народа, благодаря которым он стал великим и которые не раз помогали ему преодолеть тяжкие кризисы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Игры - драматизации в формировании гендерной толерантности"

Консультация для педагогов "Игры - драматизиции в формировании гендерной толерантности"...

Формирование основ толерантной культуры личности дошкольника, педагога и родителя через семейный праздник (из опыта работы).

Веками на территории России жили десятки народов. Вместе работали, вместе защищали страну от захватчиков, вместе восстанавливали разрушенное хозяйство.И в нашем небольшом городе, и у нас в детском сад...

Народная культура в формировании гендерной толерантности дошкольников

Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одина...

ПРОЕКТ НА ТЕМУ ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК КОМПОНЕНТА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕЛЬСКОМ СОЦИУМЕ

В проекте рассматриваются вопросы  об особенностях  формирования толерантности детей старшего дошкольного возраста в  сельской среде, а также важность духовно-нравственного воспитания....