"Нравственно-экологическое воспитание детей"
статья на тему

Реферат  "Нравственно-экологическое воспитание детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл реферат48.48 КБ

Предварительный просмотр:

РЕФЕРАТ

Нравственно- экологическое воспитание

детей

Самсонова Наталья Николаевна
воспитатель

СОДЕРЖАНИЕ

I.        Введение.

II.        Основная часть

1.        Духовно-нравственное воспитание

1.2.        О вежливости

1.3.        Доброта, сострадание, милосердие

1.4.        Трудолюбие.

2.        Нравственное экологическое воспитание.

2.1.        Экология природы.

2.2.        Экология культуры.

3.        Приобщение к истории России.

4.        Методы, приемы, рекомендации и способы их реализации

5.        Игры.

6.        Работа с родителями.

III.        Заключение.

IV.        Литература.

ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Правильное воспитание - это наша счастливая старость.

Плохое воспитание - это наше будущее горе,

это наши слезы,

это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

А.С. Макаренко

ВВЕДЕНИЕ

Воспитание было и остается важнейшим преобразующим фактором
общественного развития.

Будущее России во многом определяется уровнем воспитания и
духовно-нравственного развития.

К сожалению, в последнее время наблюдается приоритет
материальных интересов и прагматических ценностей над духовными и
нравственными.

Отечественные традиции воспитания подменяются более
современными, западными образцами.

Появились агрессивность, равнодушие, цинизм. Поэтому
формирование духовно-нравственных качеств: основ гражданственности,
любви к Родине, бережное отношение к ее историческому наследию,
уважение к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов
приобретает особую актуальность.

В основополагающем государственном документе в сфере
образования - национальное доктрине образования Российской Федерации
(утверждена постановлением Правительства РФ 4 октября 2000 года №
751) - впервые основные цели воспитания и пути их достижения.

Социальный заказ государства на воспитание человека -
современного, образованного, нравственного - нашел свое отражение и в
других важнейших документах:

- федеральной программе развития образования концепции
модернизации Российского общества до 2010 года, государственной
программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации
на 2001-2005 годы».

ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Русская национальная педагогика имеет богатые традиции и опыт
воспитания детей, которые основываются на народности и духовности в
воспитании.

Основной задачей детского сада является повышение эффективности
и качества образования детей на основе всестороннего воспитания и
развитии личности каждого ребенка.

Для этого необходимо создание благоприятной образовательно-
воспитательной среды, содействующей разностороннему
индивидуальному развитию и духовно - нравственному становлению
личности ребенка, а именно атмосферы любви, внимания к каждому
ребенку и взаимопонимания между детьми и взрослыми.

Доброта, милосердие, трудолюбие, осмысленное отношение к жизни,
страданиям и испытаниям, - все эти качества составляют основу
полноценной счастливой жизни любого человека. Но каким образом
воспитать эти качества у детей?

Что нужно сделать для того, чтобы у детей появилось желание стать
лучше?

Мы знаем, что ведущая роль в становлении личности ребенка,
формирование его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере.

Именно с этой особенностью психики детей связана высокая сила
воздействия на них искусства - явления эмоционального образования.

Незаменимым средством формирования духовного мира детей
является искусство: литература, музыка, живопись, скульптура, народное
творчество.

Детей необходимо учить на образцах самых возвышенных духовных
устремлений в жизни и творчестве людей.

Само творчество - понятие устремленное, зовущее, поднимающее,
молитвенное.

С чем же знакомить детей в первую очередь, если не с этим морем
духовной устремленности, запечатленной для нас в жизни и творчестве
поэтов и писателей, художников и сказочников, музыкантов,
композиторов, педагогов и философов.

Необходимо обращать внимание детей на добро, уже проявленное, на
зерне любви, посеянные высочайными порывами духа лучших людей
нашей земли. Разве мало их было в истории человечества!?

Для нас и наших детей они посеяли благословенные зерна духовности
в своем творчестве и в своей жизни.

Наша задача открыть детям добрые сердца людей живших и живущих
в этом мире, помочь им захотеть жить такой же полноценной жизнью, но
не в коем случае не навязывать детям свое уже сформировавшееся
понимание, свои взрослые мысли.

Основная задача воспитательного процесса научить детей видеть и
чувствовать мир. Ведь именно бесчувственность, неумение понять и
осмыслить, увидеть и услышать - рождают апатию, лень и бессмысленное
времяпровождение. Не бороться надо с недостатками, а учить их
благословенному и спасительному искусству видеть мир.

Самое главное в любых занятиях с детьми - это постоянный разговор
с душою. Чтобы дети усвоили, какую либо информацию о мире, им надо
поглотить этот мир. А любить - значит уметь его видеть.

Духовно - нравственное воспитание - это воспитание человечности,
т.е. доброты и ее высшего проявления милосердия, ответственном
отношении к природе, к людям, которые живут рядом, потомкам, которым
нужно оставить землю, пригодной для полноценной жизни.

Детей необходимо учить понимать и себя, и все, что происходит
вокруг. Ребенок часто из - за отсутствия знаний не может выбрать
правильную линию поведения. Поэтому воспитатель и обязан дать детям
эти знания.

Вежливость, приветливость, отзывчивость, хорошие привычки,
бережливость, трудолюбие, доброе отношение к людям, животным,
птицам, любовь к природе, Родному краю, народным ценностям и
традициям прививаются с малых лет. И к этому необходимо возврагцатся
вновь и вновь до тех пор, пока эти качества не станут для детей нормой
жизни.

О ВЕЖЛИВОСТИ, КУЛЬТУРЕ, УВАЖЕНИИ

Культура поведения - это доброжелательность,

Помноженная на уважение,
плюс знание правил поведения.

Алла Гольдникова

Уважать всякого человека, как самого себя.

И поступать с ними, как мы желаем.

Чтобы с нами поступали,

Выше этого нет ничего.

Конфуций

Воспитанные люди уважают
человеческую личность,
а потому всегда снисходительны,
мягки, вежливы, уступчивы.

А.П. Чехов

Воспитание у детей вежливости, уважения к старшим начинаем у
детей с самого раннего возраста. С первых дней пребывания детей в
детском саду, учим их добрым словам: спасибо, пожалуйста, будьте добры,
будьте любезны, простите, извините и т. п.

Обращаем внимание детей на то, что разговаривать друг с другом,
нужно быть приветливым, повернуться лицом к собеседнику, смотреть ему
в глаза и не забывать что
добрые слова тогда лишь хорошие, когда сказал
ты от всей души.

Объясняем детям, что при общении важны не только добрые слова, но
и голос, тон, поза, жесты и даже выражение лица. Нельзя разговаривать
развязано, резкими или пренебрежительным тоном. Чтобы дети лучше
усваивали материал, разыгрываем с ними небольшие сценки из жизни,
проводим сюжетные и дидактические игры, игры импровизации.

Для лучшего усвоения используем художественное слово.

«Как хороши и как добры
слова привета и прощанья!..»

А.        Бергер

«...Вам желают доброго пути!
будет легче ехать и идти...»

А. Кондратьев

«...Слова: до свиданья, спасибо,
простите, пожалуйста, здравствуйте!

Щедро дарите, дарите прохожим,
друзьям и знакомым...»

В.        Кудлачев

Рассказываем детям о нормах поведения, принятых в христианском
мире. Стараемся сделать эти нормы привычными для мальчиков.

Шапку или другой головной убор мальчики и мужчины, входя в дом,
театр, учебное заведение, церковь, всегда снимают. С обнаженной
головами мальчики и мужчины стоят, когда исполняют гимн страны,
выносят знамена, у могил родственников, друзей, героев. Так мужчины
выражают свое уважение к дому, его хозяину, к отечеству к самым
далеким и близким предкам.

Здороваясь, мужчины и мальчики должны быть не только
приветливыми, им следует приподнять головной убор. Вспоминаем, как
это делали актеры. Дети изображают приветствие мушкетеров, гусаров,
джельтменов. Читаем стихи.

Мой папа - красивый и смелый такой!

Мой папочка - самый прекрасный!
Он шляпу всегда приподнимает рукой
Встречаясь на улице с дамой.

С.        Миллиган

Когда я друзей и знакомых встречаю,
Здороваясь с ними, я кепку снимаю...

Сережа Казаков 10 лет.

Учим общепринятым правилам поведения в присутствии взрослых и
по отношению к ним.

Ежели вы вежливы
Помогите вы маме
И помочь ей предложите
Без просьбы - то есть сами
И ежили вы вежливы
То в разговоре с тетей,
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьете...

С. Маршак

Слушая рассказы воспитателей, рисуя иллюстрации к ним,
подготовляем сценки из случаев жизни, дети получают и закрепляют свои
первые знания уроков вежливости и культуры поведения.

Стремимся воспитать у детей культуру общения, уважение к иным
взглядам, умению не ссориться, если точка зрения кого - то из сверстников
другая. Объясняем детям, что обиды копить нельзя. Стараемся убедить
детей в том, что руку дружбы первыми протянет тот, кто умнее и
воспитаннее. Составляем правила, которых следует придерживаться, если
возникает спор.

>        Уважать мнение другого;

>        Помнить, что задача спорящих прийти к согласию, истине;

>        Никогда не опускаться до оскорблений и не отвечать грубостью на
грубость;

>        Если уверен прав, не кричать, а спокойно высказать свое мнение.

>        Достичь взаимоотношение.

Понимаем мы друг друга
Иногда ужасно туго,
И полезно разобраться,
Посмотрев со стороны,
Как в попытке пообщаться
Не уклюжи часто мы...

С. Гин

Рассказываем детям и о культуре поведения в общественных местах и
транспорте.

Знакомим с правилами поведения в общественном транспорте:

>        Прежде чем входить в транспорт, пропусти тех, кто выходит;

>        Стой сбоку от дверей, чтобы не мешать выходу;

>        При посадке прежде всего дай войти пожилым людям;

>        Не останавливайся в дверях, отойди в сторону, чтобы могли войти
другие;

>        Пробираясь к выходу, не расталкивай людей, выясни, выходят ли
они, и проси пропустить, если они едут дальше. При этом
употребляй слово, пожалуйста, будьте вежливы.

Я сказала: - извините,
Мне сказали: - извиняем.
Я сказала: - разрешите?

Мне сказали: - разрешаем.

Я сказала: - Спасибо,
Выйти мне у школы надо
Все чему - то улыбались
Мне сойти помочь старались
И чему -то были рады.

Е. Карганова

По настоящему вежливым и культурным человеком делает не умение
пользоваться столовыми приборами и умение вежливо разговаривать, хотя
и это очень важно, а частичность во всем: в умении держать слово,
скромность, собранность и подтянутость, уважением к добрым традициям
своего народа и своей семье, стремление воскресить эти традиции в своих
душах и следовать им.

Важно возрождать и сохранять не только обычаи доброго отношения
друг к другу, но и быт, народное художественное творчество: песни,
танцы, сказки, загадки, пословицы, поговорки, предание обряды,
рукоделья и промыслы.

До отличный у меня
В не живет моя родня.
Это дом построил дед
Дом стоит, а деда нет
Часто думаю нем
Подрасту - построю дом
Может быть и обо мне
Кто - то вспомнит в тишине.

М. Вейцман

ДОБРОТА, МИЛОСЕРДИЕ И СОСТРОДАНИЕ

Как научить быть добрым? Что такое милосердие?

Работу на этой теме мы начинаем с формирования у детей
потребности быть добрыми помощниками своим родителям, дедушкам и
бабушкам.

Во время беседы с детьми стараемся подчеркнуть, что родители -
самые добрые, верные и бескорыстные друзья ребят. Сколько раз,
несмотря на усталость, они находили силы, чтобы прийти на выручку,
выслушать ободрить, поддержать, дать хорошие советы своим детям. А
как заботливо и нежно любят своих бабушки и дедушки!

Поэтому и дети должны быть внимательными и сердечными их
друзьями.

Объясняем детям, что с близкими нельзя разговаривать грубым тоном,
а нужно быть с ними приветливыми, ласковыми, отзывчивыми. Дети
недолжны, волновать своих родных. Устраиваем праздники для родных,
дети используют для них стихи, танцы, готовят подарки своими руками.

В более старшем возрасте предлагаем детям подумать, согласны ли
они с тем, что созданы для того, чтобы развивать в себе доброту,
сострадания, милосердия.

Показываем детям семя подсолнечника. Спрашиваем у детей, есть ли
у семени листья, стебель, корень и т. д. Объясняем, что прекрасное
растение вырастает из семени постепенно. Спрашиваем детей, что
необходимо для того, чтобы из семени выросло прекрасное растение:
(тепло, вода, солнце и т. д.). Спрашиваем детей, что случиться, если
растение не получит всех необходимых элементов для своего роста.

Делаем вывод, что и в людях хорошие человеческие качества
развитыми и совершенными не рождаются. Их нужно растить и развивать
в течение жизни.

Спрашиваем у детей, хотелось бы им что - либо доброе? Если да, то
кому?

Предлагаем:

«Представьте что солнце и доброта - одно и то же.

Как вы думаете, что произошло бы с миром, если бы солнце перестало
светить? Чтобы произошло бы с миром, если бы не было доброты?»
Проводим игры:

«Как можно заразиться добротой».

Стоя в кругу, дети говорят друг другу добрые слова.

Делаем вывод о том, что доброта распространяется очень быстро, если
конечно стараться быть добрым. Стоя в кругу, исполняем песню по выбору
детей (о доброте, дружбе и т. д.).

Проводим день добрых дел.

В этом день дети помогают взрослым, делают что - либо для малышей в
подарок или подарки друг другу.

В этот день они должны быть внимательными и заботливыми по
отношению к другим.

Устраиваем такой день и для родителей: «Порадуем наших мам, пап,
бабушке, дедушек, братьев и сестер; где дети читают стихи, поют песни,
танцует для своих родных.

Предлагаем детям вспомнить всех людей, которые отнеслись к ним по-
доброму и мысленно поблагодарить их.

Доброта - это один из прекраснейших
даров Господа нашему миру.

Она развивает тему и мрак в наших душах.

Она зарождает надежду в слабых сердцах.

Она ослабляет страданья.

Она открывает неожиданно прекрасное
в характере человека, она очищает, просветляет,
облагораживает, все к чему прикасается.

Автор неизвестен

Беседуя с детьми, читая стихи, играя или импровизируя, мы
стремимся донести до каждого ребенка понятие, что самое большое
богатство, которое человек может,        в течение в сей своей жизни это

добрые дела.

Доброта, сострадание, милосердие, честность, смелость есть
проявление красоты души человеческой, это основа взаимоотношений
между людьми.

Г оворят о красоте души человеческой доброте, сострадание,
милосердии и т. п., особо нужно выделить воспитание у детей
человечности и чуткости, активном сочувствии другим людям, радости от
возможности помочь. Умение делать это бескорыстно.

Дети должны знать, что инвалид - это человек с которым случилось
несчастье. Ему необходимо помочь. В помощи нуждаются люди с
больными ногами, руками и другими недугами. С возрастом у многих
людей теряются слух и зрение. С теми, кто плохо слышит, нужно
разговаривать громко и четко. Дети должны знать, что не прилично в упор
разглядывать человека с физическим недостатком. Ему и так тяжело.

Скверно, когда дети смеются над своими сверстниками, которые
носят очки или заикаются или хромают. Стыдно, если дети смеются пол
немощными стариками.

Если старый человек идет в гололед по улице, значит, он одинок, и
некому сделать вместо него неотложные дела.

Подойти к нему, предложи свою помощь, поговори о чем - нибудь,
отвлеки от грустных мыслей, дай почувствовать человеку, что он живет
среди хороших людей.

И как всегда нам помогает поэзия.

Я был когда -то болен
Меня прозвали «Вата»!
Как я страдал когда - то...
.. .Мне было от насмешки
больней чем от болезни.

А. Барто

Если плачет кто -то рядом,
Если слезы льются градом
Подойдите вы к нему
И спросите: «Почему?»
Это, дети, сделать надо -
Плохо плакать одному.

Д. Радович

Каждый знает, эту жизнь любя,
Что чем щедрее отдаешь ты людям
Тем радостней живешь и для себя!

Л. Татьяничева

ТРУДОЛЮБИЕ

Говорят о нравственном воспитании, нельзя не сказать о воспитании у
детей трудолюбия.

Мы жить и трудиться
Пока мы живы, так чтобы то,
Что пришло к нам в виде семени,
следующего поколение увидело
уже в цвете, а то, что пришло к нам в цвету,
пришло бы нашим детям плоды.
Это и есть истинный дух
любви к человечеству.

Г. Бичер

Возможно ли счастье без труда? Об этом задумывались лучшие умы
общества и священные религии, и пришли к выводу:

«Слова были и остаются пустым звуком;

и служа идеалу лишь на словах,
погибнуть за него невозможно.
Но личность творится не тем,
Что человек слышит и говорит,
а трудом и деятельностью»
А. Эйнштейн

Кто рассчитывает обеспечить себе
Здоровье, пребывая в тьме,

Тот поступает также глупо,

Как и человек, думающий

Молчанием усовершенствовать свой голос.

Плутарх

Долг человека трудится и,
По мере сил, превращать землю в небеса.

Р. Браунинг

Труд - это не показание;

Это награда и сила,

Слава и наслаждение
Приносить пользу миру-

Это единственный способ стать счастливым.

Г. Андерсен

Наша работа - это источник нашего счастья. Что еще может дать
столько радости и удовлетворение чем завершение, какой бы она не была
(вкусно приготовить обед, построенный дом или написание книги и т. п.).

Вопрос надо ставить по другому, как нужно трудиться, чтобы труд
сделал вас счастливым?

Ведь всем известно, большинство людей делают все наспех, стремятся
поскорее закончить работу, другие работают вроде бы и хорошо, но лишь
для своей выгоды.

И лишь немногие работают с максимальной отдачей. Стараются
довести то, что они делают до совершенства. Такие люди и получают
удовлетворение от своего труда, от того, что вложили в этот труд все, что
могли.

Сознание благотворного труда
- есть одно из высших удовольствий.

Л. Вовеларг

Вот донести все это до детей в доступной для них форме, сделать так
чтобы их труд так чтобы их труд приносил им удовлетворение. И является
одной из наших задач по нравственному воспитанию. Каждый ребенок,
чтобы он не делал: трудился бы в уголке природы или рисовал,
конструировал или выжигал, разучивал бы стихи, песни или танцы; он
должен понять, что это его труд и что он должен довести свое дело до
конца, что только завершенная работа может принести истинное
удовлетворения, радость творчеству.

Такая радость труда заключается в одном единственном слове:
совершенство.

Точно знать, как может сделать что - либо

Совершенным образом,
- значат наслаждаться этой работой.

А. Бройяр

НРАВСТВЕННО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ

ВОСПИТАНИЕ

Как уже было отмечено, ведущую роль в становлении личности
ребенка, формирование его духовного мира принадлежит эмоциональной
сфере. У ребенка с первых дней жизни отмечается потребность к красоте и
доброте.

С первых дней жизни ребенок тянет свои ручонки к красивой яркой
игрушке и замирает, услышав нежные звуки колыбельной. Немного
повзрослев, рассматривает иллюстрации в книжке. В старшем до
школьном
возрасте он уже избирателем в выборе красивого, имеет на этот счет свои
суждения и сам «творит» красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить
нас, взрослых, умением видеть окружающий мир.

Откуда у ребенка такое видение окружающего мира?

Ответом могут быть слова народного поэта Литвы Э. Межелайтиса:

«Подлинную красоту воспринимает только чистая, прекрасная
душа. Душа ребенка... Прекрасное не терпит лжи. Если душа
осквернена ложью, глаза не видят прекрасного. Ложь
уничтожает красоту, а красота
 - ложь!».

Наша задача подвести детей к пониманию красоты как эстетической
категории и ее проявлений в природе и произведениях искусства, к
пониманию положительного влияния красоты на ум и сердце человека,
доброты как красоты души; к пониманию того, что поэты, композиторы,
художники дарят красоту всем, кто хочет прикоснуться к ней.

Мир природы является одним из важнейших средств
эмоционального образного воздействия на нравственное воспитание детей

ЭКОЛОГИЯ ПРИРОДЫ

Негативное воздействие человека на природу с особой
актуальностью оставило перед людьми проблему рационального
природопользования, охраны живых организмов. Состояние природной

среды во многом зависит от уровня общей культуры общества, и
отношение людей к природе - категория нравственного.

«Экое» в переводе с греческого означает, дом, жилище,
местопребывание.

Современное понимание идеи сохранение нашего жилища,
проблемы взаимодействия человека и природы. Д. С. Лихачев выразил
следующим образом:

«Человек живет в определенной окружающей среде.

Загрязнение делает его больным, угрожает его жизни, грозит
гибелью человечеству...

Человечество тратит миллиарды чтобы не задохнуться, но
чтобы сохранить также ту окружающую нас природу, которая
дает людям возможность эстетического и нравственного
отдыха».

Целительная сила природы хорошо известна... Именно природа
поможет нам сохранить в душе чувство прекрасного, доброго.

В настоящее время экологическая грамотность, бережное отношение
к природе стали залогом выживания человека на нашей планете.

ЭКОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

Но экологически нельзя ограничиваться только задачами сохранения
природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна
среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение
культурной среды - задача не менее важная, чем сохранение окружающей
природы. Она также необходима для духовной, нравственной жизни.

Экология природы, экология культуры - это грани одной проблемы -
сохранение в человеке человечности.

Уникальность художественного наследия родной культуры можно
познать и почувствовать в сравнении с национальными образами мира.

Дети живут в конкретной природной, социальной и культурной
среде, в то же время он житель планеты Земля.

Приобщение детей к национальному региональному и мировому
художественному наследию является важной образовательной задачей.
Постепенно происходит расширение знаний от простого к более
сложному, от национально-регионального к мировому, от родного порога в
мир общечеловеческих ценностей.

Задачами художественно-творческого развития дошкольников
является:

> Передача и накопление опыта эстетического (эмоционально-
ценностного) отношения к миру, формирование экологической
культуры ребенка, воспитание духовно богатой личности.

>        Обучение способам деятельности, формирование умений и навыков

детей в изобразительных, декоративных и конструктивных видах

творчества.

>        Приобщение к мировой художественной культуре.

Дети учатся умению восхищаться красотой и многообразием
природных форм, любоваться уголками родной и экзотической природы.
Воспитывается готовность прочувствовать «боль» и «радость» живых
существ, сопереживать им. Выражать свое неравнодушное отношение к
родным и находящихся под угрозой исчезновения (занесенных в Красную
книгу) растений и животных. Воспитается стремление заботиться о тех,
кто зависит от человека, препятствовать насилию над природой, по мере
сил облагораживать ее.

И непременным условием является создание атмосферы доверия и
заинтересованного общения.

Здесь важно все и тон воспитателя и его чувства, и взгляд.

Разве можно научит ребенка чуткому и бережному отношению к
тому, что его окружает, без воспитания в нем любви к природе.

Разве почувствует и поймет ребенок взаимосвязь всего созданного в
нашем мире, если не увидим во всем неповторимое чудо.

И поэтому мы постепенно, учитывая возрастные особенно детей,
стремимся в доступной для них форме познания с чудесным миром
природы, рассказать о солнце, небе, звездах, цветах, деревьях. Знакомим с
творчеством художников, поэтов, писателей (М. Пришвин, С. Есенин, В.
Васнецов и т. п.).

Предлагаем детям подумать над такими вопросами:

>        Как вы думаете что такое природа?

>        Является ли человек частью природы?

У Нуждается ли природа в защите и охране?

>        Что значить любить и понимать природу, искусство?

>        Как понимаете выражение - экология-культ?

Беседуем о гармонии и единстве всего созданного, о влиянии
природы на душу человека.

Не то, что ищете вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода...

Ф. Тютчев

ПРИОБЩЕНИЕ К ИСТОРИИ

В последнее время в Российском дошкольном образовании
приоритетные позиции начинают занимать вопросы приобщения детей к
истории, культуре и развитии духовности.

Чтобы считать себя сыном или дочерью России, надо понять
духовную жизнь русского народа, принять историю и культуру Родины как
свои собственные.

Высокие нравственные идеалы русского народа отразились в
произведениях древнерусской литературы, в которых смысл человеческой
жизни видится как служение людям и отечеству.

В текстах Киевской Руси повествуется о князьях, полководцах, о
святых отшельниках, основателях скитов, подвижниках, где нравственное
воздействие на людей, влияние на ход истории удивляют и восторгают.

Примеры заботы о других, доброты, стремление к облегчению жизни
ближних, преданности людям, идеям родной страны производят сильное
впечатление на душу ребенка.

Благодаря нравственному началу, которое заключается в
древнерусской литературе, ее значение актуально и сейчас.

«Старых чтите, лжи остерегайтесь, не
мнитесь, не причиняйте вред ни своим, ни чужим, ни
селам, ни посевам... Чтите гостей, накормите нищих,
больного навестите, жену любите, чего не умеете -
учитесь... Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир
и отгони зло».

(из поучений Владимира Мономиха)

МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ

Начиная работу по духовно-нравственному воспитанию детей через
ознакомление детей с историей, природой и культурой, у нас возникла
извечная проблема - «Как сохранить в ребенке ребенка». Как найти такие
методы, которые бы помогли не повредить ребенку, а сохранить его
непосредственность и самобытность.

Ведь ребенок дошкольного возраста имеет очень маленький опыт в
освоении образного языка искусства. Тема очень обширная, затрагивает
всестороннее развитие. Здесь и любовь к Родному краю, литературе,
музыке, природе, народно-прикладному искусству, истории Родины и т. д.

Осуществляя нравственно-экологическое воспитание, нужно учить
детей понимать и себя, и все, что происходит вокруг. Ведь за отсутствием
знаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Для этого
необходимо применять различные методы.

Одна из наиболее часто используемых форм воспитательной работы
является беседа, хотя, как говорил В. А. Сухомлинский:

«Воспитание словом - самое сложное и самое трудное, что есть
в педагогике».

По его мнению, «Совершенной нелепостью является утверждение о
том, что порок воспитательной работы во многих школах - словесное
воспитание».

В то же время и подчеркивает, что надо говорить о другом: «...о
неумении, отдельных учителей воспитывать словом».

(В. А. Сухомлинский «Как воспитать настоящего человека», Киев, 1975, с. 7).

Работа будет успешной, если рассказ будет эмоциональным,
интересным, кратким. Выбирая ту или иную тему ля беседы, нужно
творчески осмыслить ее содержимое и адаптировать ее с учетом возраста.
Целесообразно использовать ситуации, основанные на личных
наблюдениях или на опыте детей, приводя конкретные случаи из их жизни.

Важно, чтобы дети пришли к верному выводу, научились
справедливо оценивать поступки своих сверстников и даже взрослых,
понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Очень
помогает и литературный материал. Необходимо дать установку на
правильное социальное и экологически грамотное поведение и
сформировать положительное отношение к такому поведению.

Наиболее верный язык для детей - сказки.

Настоящая сказка отличается тем, что никогда не прерывается
ее связь с жизнью, потому что сказка строится на ней и к ней
возвращает ся.

Братья Гримм

Самые хорошие и красноречивые объяснения, логические доводы и
доказательства не могут исполнить роли простой сказки для сердца
ребенка. На занятиях по духовному воспитанию сказка повод к
размышлению, к обсуждению той или иной духовно-нравственной
проблему. А размышление - это работа. Для привлечения воспитания
детей к сказке хорошо прочитать цитаты писателей, философов, духовных
учителей. Цитаты помогают детям понять и почувствовать сопричастность
каждого человека к той или иной духовно-нравственной проблеме, учит
детей вслушиваться в мысли других, искать в них полезное для себя,
делать собственные выводы и обобщения.

Используя вопросы и задания после сказки или во время бесед,
чтения стихотворений, или потешек, мы обсуждаем с детьми проблемы,
которые частью мешают нормальной жизни ребенка или всего детского

коллектива, но которые трудно, а порой и невозможно обсудить с детьми
напрямую. И в то же время стремимся дать возможность раскрыться детям.
Дети должны высказать свою точку зрения и объяснить ее. Даем право
детям высказать свое мнение, дать ощутить себя личностью. И ни в коем
случае, не даем детям почувствовать, что их мнение может быть
неинтересным или неправильным. Иначе у них может появиться
закомплексованность не только перед воспитателями, но и друг перед
другом.

И тогда ребенок не способен ясно выразить свои мысли, замедляется
речь, теряется смысл всех занятий. Ведь главное - разбудить душу
ребенка.

Методы нравственно-экологического воспитания традиционны и
прошли проверку временем:

>        наглядные (наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и

иллюстраций);

>        словесные (беседы, чтение, фольклор) - о которых мы уже

рассказали;

>        практические (экологические игры, опыты, труд детей в природе).

Занятия - это организованное обучение. Проводим разные виды
занятий духовно-нравственного содержания:        комплексные, игровые,

беседы, экскурсии. Предлагают занятия в виде бесед и игровые. Игровые
занятия стимулируют познавательную и творческую активность детей и в
полной мере отвечают требованиям педагогики.

На занятиях мир природы выступает как предмет наблюдения и как
средство эмоционально-образного воздействия на деятельность детей.

Природа богата своим многообразием, ей подвластны различные
стихии, она способна целесообразно изменять окружающую нас
действительность, устанавливает порядок гармонию. Наблюдения за
природой могут многому научить детей, делающих первые свои шаги в
мире изобразительного искусства.

Организованное восприятие, осмысление и прочувствование
образного смысла произведений различных видов искусства, помогает
детям ощутить себя творцом, способным чувствовать красоту природы,
ощущать сопричастность с ней.

Воспитателям необходимо стать посредниками между окружающим
миром - миром природы, людей, вещей, искусства и хрупкой, нежной,
эмоциональной и отзывчивой на все новые, яркое, удивительное душой
ребенка.

На занятиях широко используем средства выразительности
поэтического языка:        образные сравнения, слова обозначающие

ИГРЫ

В любом человеке могут расцвести сотни
неожиданных талантов и способностей,
если ему просто предоставить для этого возможность.

Д. Лессинг.

Такой возможностью для детей являются игры. Существует много
сюжетных и тематических игр, которые можно использовать для духовно-
нравственного воспитания, много экологических игр.

Самое важное - не забывать, что игры должны служить развитию
души ребенка, чтобы дети во время игр учились думать о себе и других,
ставить себя на место другого, сравнивать и анализировать, делать выводы
и обобщать. Они направлены на развитие, наблюдательности, внимания,
быстроты реакции, воображения, интуиции, умение сосредоточиться,
совместно с другими обсудить вопросы.

Но ведь игры должны быть не только разрядкой для детей, а
одновременно развивать в них духовные качества. Поэтому мы стараемся
внимательно наблюдать за поведением детей во время игры, так как
именно в игре лучше всего проявляются индивидуальные особенности и
взаимоотношения детей. Игра должна быть не самоцелью, а
организованным способом взаимодействия детей.

Через игру можно влиять на характер детей, корректировать их
поведение.

Игровые ситуации воспринимаются детьми более естественно, чем
серьезные обсуждения. Игры помогают детям расслабиться, почувствовать
себя комфортно. Эти факторы очень важны, но не следует забывать, что
постоянно надо искать повод одухотворить, осмыслить игру, сделать ее
уроком жизни. Можно перед игрой обсудить с детьми поведение и
взаимоотношение во время игры. Например: победивший не всегда тот,
кто сильнее и быстрее, лучше честно проиграть, чем победить с помощью
обмана. Спорные и конфликтные ситуации, возникшие во время игры,
необходимо обсудить с детьми в конце игры.

Обязанность воспитателя, когда дети играют не отвлекаться, не
заниматься своими делами. Ведь игры детей прекрасная для нас
возможность познакомиться с ними ближе.

И эту возможность упустить нежелательно. Совместные игры с
воспитателем сближают, дети чувствуют себя равными со взрослыми. Их
поведение становится серьезнее, осмысленным.

Это помогает в воспитательном процессе.

нравственные качества людей (гуманный, добрый, трудолюбивый,
добросовестный, бесстрашный, мужественный и др.).

У детей развивается мыслительная деятельность, развивает
внутреннюю роль, которая способствует проявлению собственных
интеллектуальных и эмоциональных ассоциаций, формирует
первоначальные основы мировоззрения, способствует воспитанию
различных чувств, формируется нравственное сознание, развиваются
эстетические чувства.

Каждый знает: чтобы получить хорошие результаты в воспитании
детей, необходима такая организация воспитательно-образовательного
процесса, которая позволила бы закреплять знания, умения и навыки
эмоционального общения детей с историей, природой, искусством. Детей
необходимо научить ценить и понимать произведения искусства, русской
народной культурой, знать историю своего родного края, видеть красивое
в окружающей жизни, в искусстве и чтобы искусство и красота окружали
нас во всех сферах жизнедеятельности: быт, интерьер, труд. Работы по
ознакомлению детей с природой, историей и искусством следует включать
во все виды деятельности: на занятиях по развитию речи, изобразительной
деятельности, ознакомлению и окружающим.

Соединение на занятиях всех видов искусства обогащает духовный
мир ребенка, помогает ему более полно воспринимать и понимать
окружающий нас мир, формировать чувственно-эмоциональную сферу.
Духовно-нравственное воспитание, ознакомление с природой, искусством
необходимо проводить не только на специальных занятиях или занятиях
комбинированного типа, экскурсиях, но и в свободное от занятий время
(утреннее, дневное, вечернее): во время дидактических игр, игровых
упражнений, посещение выставок.

Известно, что в дошкольном возрасте внимание ребенка
неустойчиво. Если объект созерцания не доставляет ему удовольствие, то и
сам предмет перестает для него быть интересным. Поэтому мы стараемся
активизировать процесс восприятия - созерцания основываясь на
сопоставление и сравнение образов, запечатленных художниками в
произведениях искусства, с реальными природными картинами.

Любование природой связывается в сознании детей с пройденным на
занятиях, а впечатления, полученные во время прогулки, непосредственно
отражаются в детских работах. Занятия по восприятию выразительных
картин природы формируют в детях способность «смотреть и видеть»,
вглядываться в окружающий мир. Восприятие бывает более глубоким,
если органично сольется с игровыми действиями дошкольников.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Решающее значение для воспитания детей, особенно дошкольного
возраста, имеет положительный нравственный опыт родителей, а также
всех членов семьи. Воспитание с самого раннего возраста протекает в
среде родителей, где ребенок воспринимает их поведение, их информацию
и привыкает следовать тем нравственным правилам, нормам и принципам,
какие заложены в семье. Чувства к природе и представления о ней должны
формироваться каждый день, каждый час, каждую минутку, особенно у
детей дошкольного возраста, характеризующегося повышенной
восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат
родители. И многие родители понимают это и создают все условия для
духовно-нравственного воспитания, воспитания любви к природе, добром
отношении к друг другу, ко всему животному на земле.

Но многие мужчины-отцы, да и женщины, считают, что современные
люди должны быть сильными, ловкими, способными, умными,
проницательными, а доброта, любовь к природе это совсем ни к чему, что
это современному человеку совершенно не нужно.

Нет, уважаемые родители, умным, сильным, способным человек
может стать только тогда, когда научится правильно обращаться с
низменными силами природы, ее животным и растительным миром,
научится познавать ее тайны. Но для этого нужно с малых лет учить
ребенка разговарить с природой на языке добра. Ведь мы и сами являемся
частицей природы. Иначе природа нас накажет.

«Природа не признает шуток,
Она всегда правдива, всегда серьезна,
Всегда строга, она всегда права;

Ошибки и заблуждения исходят от людей.»

Гёте

Родители, которые лишают ребенка общения с природой,
воспитывают у детей черствое отношение к кошкам, собакам, птицам,
насекомым. Они спокойно могут раздавить муравья, оторвать крылышки у
жука, убить кошку. Никакой жалости. Страшная порочная жестокость. Она
может привести к такому отношению не только к животным, но и к людям.

И мы беседуем с родителями о том, как вырастить ребенка
ответственным за свои поступки перед друзьями, родителями,
воспитателями, природой, окружающим его людьми; какова роль
родителей в их физическом и духовном развитии. С этой целью мы
проводим беседы, дискуссии на темы:

>        Как вы знакомите детей с лесными дарами?

>        Как учите их вести себя в лесу?

>        Всегда ли вы понимаете, душевное состояние ребенка, и что для
этого предпринимаете?

>        Формируете у детей понятие о каждом месяце осени. Пытаетесь ли
найти красивое в каждом времени года, приятное для себя и ребенка.
Совпадают ли ваши чувства и ощущения с чувствами и ощущениями
детей.

>        Постоянно давайте детям задания убрать игрушки, помыть
посуду и т. и.

>        Учите детей извиняться друг перед другом, с уважением относиться
друг к другу.

>        Напоминайте мальчикам, что девочек нужно защищать.

>        Не спешите наказывать. Выясните причины.

Предлагаем родителям знакомить детей с произведениями художников
и писателей, посвященных природе.

И. Левитан: «Золотая осень», «Березовая роща», «Большая вода»,
«Весна».

И. Шишкин: «Утро в сосновом лесу», «Рожь», «Корабельнаяроща».
В. Васнецов: «Иван царевич на сером волке».

И. Саврасов: «Грачи прилетели» и др.

Знакомить с произведениями М. Пришвина, В. Бианки, Л. Толстого,
А. Пушкина.

Мы стремимся к тому, чтобы родители были в курсе всего что
происходит в детском саду. При всем своем желании без родителей мы не
сможем реализовать свои цели. Родители по возможности присутствуют на
занятиях, принимают активное участие в досугах, помогают шить
костюмы, вместе с детьми занимаются подборкой иллюстрированного
материала. Родители помогают выполнить задания воспитателей,
например, понаблюдать за восходом солнца, звездами, луной и т. п.

Самое главное - родители должны осознать, что они не только
создают условие для развития своих детей, но и живут с ними одной
жизнью. Главная наша цель научиться согласию, сотрудничеству,
соучастию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Главная задача, которую мы ставим перед собой, - это воспитание у
детей экологического сознания, нравственного отношения к миру,
формирование культуры общения и поведения, развития способности
наблюдать, давать эстетическую оценку предметам, явлениям;
нравственную оценку отношениям и поступкам, пробуждение потребности
средствами искусства в творческой деятельности выражать свое
отношение к миру.

И пришли к выводу, что общение с природой и ознакомление детей с
искусством, делает детей духовно-богатыми, порождает любовь к родному
краю, его людям, воспитывает чувство красоты в общении с людьми.

И чем раньше начинается это воспитание, тем лучше. Уже на втором
- третьем году жизни ребенка поражает богатство окружающего мира.

К трем годам малыши уже понимают изменения, происходящие в
природе, устанавливает связь и очередность времен года, если постоянно
сам знакомится и наблюдает эти изменения. А к пяти годам характерен
особый интерес к окружающему миру, поэтому именно этот период жизни
необходимо использовать для воспитания у них любви к растительному и
животному миру.

В любом возрасте дети очень любят животных и охотно с ними
играют, но вот заботиться о животных им не всегда хватает терпения.
Поэтому ребенку необходимо поручать ухаживать и за комнатными
растениями и за животными (черепаха, рыбки и т. и.).

Пусть руки детей постоянно трудятся,

А душа радуется работе рук,

А мысли добрые теорят добрые дела.

Природа - это место где ребенок с раннего детства развивает и
совершенствует свои чувства, эмоции, понимание прекрасного, формирует
гуманное отношение к окружающему миру.

Представления о различных явлениях в природе, об отношении
человека с природой, ее богатству, красоту формируется не только путем
наглядного знакомства детей с миром вещей в повседневной жизни, в
играх, в специально созданных ситуациях, но и по картинам художников,
одновременно развивая культуру.

Стараемся чтобы дети не только увидели, но и перенесли увиденное
на бумагу, т. е. могли передать, воспроизвести (рисунок, лепка,
аппликация).

Меняются времена года, дети наблюдают, какой разный лес. Но одно
остается неизменным - красота родной природы в любое время года.
Просматривая детские рисунки, вновь убеждается, какое большое значение
в воспитании имеет общение детей с природой.

Но этого не так легко добиться, как иногда кажется. Чтобы этого
добиться, прежде всего, надо завоевать симпатию детей. А чтобы завоевать
понимание, доверие и симпатию детей, воспитатель должен постоянно
работать над собой, совершенствоваться.

На каждый день свой, говоря словами М. Горького, надо смотреть
«как на маленькую жизнь, которая открывается с момента пробуждения
человека и до отхода его ко сну».

Итог каждого дня - проигрывание в своем сознании сделанного и не
сделанного, положительного и отрицательного, как бы отчет, оценка,
которую человек дает сам. Человеку свойственно ошибаться, но
усугублять ошибки - это преступление. Очень важно найти себя и помочь
найти себя ребенку, найти то, что давно уже людьми найдено, но не стало
их убеждением. Это праведное отношение к оценке доброты, красоты,
порядочности, честности.

Чтобы научить ребенка любить и понимать природу, беречь
окружающий нас мир, надо, прежде всего, уважать и любить этого
ребенка. Воспринимать его таким, какой он есть, создать обстановку
доброжелательности и доверия. Вызвать чувство радости от познания мира
и общения с другими людьми.

Наша обязанность сделать так, чтобы развивался не только
интеллект ребенка, но и его душа, его умение сопереживать, чувствовать и
мыслить.

Наша святая обязанность отдать детям все самое хорошее что у нас
есть и сохранить у детей, самое дорогое, что есть у человека - душу
ребенка.

И хочется закончить словами Л. Толстого: «Совершенствоваться -
значить все более и более переносить свое «Я» из жизни темной в жизнь
духовную, для которой нет времени, нет смерти и для которой все благо».

ЛИТЕРАТУРА

1.        Николаева С. Н Методика экологического воспитания. Москва, 1999 г.

2.        Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. Санкт-Петербург, 2003 г.

3.        Молодова Л. П. Беседы с детьми о нравственности и экологии. Минск, 2002

4.        Лопатина А., Серебцова М. Искусство видеть мир. Москва, 1998 г.

5.        Лопатина А., Серебцова М. Природа - глазами души. Москва, 1999 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по нравственно-экологическому воспитанию детей в компенсирующей группе «Сказка»

АННОТАЦИЯДанный план-конспект непосредственной  образовательной деятельности с детьми является  обобщением  реализованного в группе проекта «Земля - наш общий дом». Основная цель: ...

Консультация для родителей на тему «Природа и нравственно-экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

Взаимосвязь этического и эстетического способствует формированию действенной любви к природе....

План-конспект непосредственной образовательной деятельности по нравственно-экологическому воспитанию детей в подготовительной группе «Сказка» с использованием ЭОР и современных образовательных технологий.

Цель образовательной деятельности: нравственно-экологическое  воспитание  детей, формирование базовой культуры личности, на основе организации разнообразных видов детской деятельности.Интегр...

«Формирование нравственно-экологической позиции у детей дошкольного возраста»

Выступление из  опыта работы«Формирование нравственно-экологической позиции  у детей дошкольного  возраста»...