О преимуществах технологии игрового сотрудничества со старшими дошкольниками в процессе приобщения к музыкально-ритмическим движениям.
статья (старшая группа) на тему

В статье рассматриваются важность и эффективность применения в практике музыкального воспитания старших дошкольников инновационной педагогической технологии игрового сотрудничества с педагогом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ryahlova_t.v._-_statya.doc52 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

УДК 372.3    

Т.В. Ряхлова

МБДОУ № 95 г. Нижний Новгород,

Российская Федерация

О ПРЕИМУЩЕСТВАХ ТЕХНОЛОГИИ ИГРОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ ПРИ ОБУЧЕНИИ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИМ ДВИЖЕНИЯМ

Развитие ребенка в музыкально-ритмической деятельности – это процесс, в котором соединяются воедино физическое и умственное, эмоциональное и интеллектуальное, общечеловеческое и специфически художественное, личное и общественное. Все эти аспекты являются прекрасными предпосылками гармоничного развития ребенка. ФГОС как раз ставят перед педагогами задачи формирования общей культуры детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств в условиях личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых и детей.

Деятельность музыкального руководителя –  это процесс решения важных профессиональных задач. Выбранные педагогом методы в значительной степени характеризуют его систему работы, а также свидетельствуют о его индивидуальности и инновационно-творческом подходе к работе с детьми. Довольно широко распространены среди педагогов ДОУ и пользуются заслуженным авторитетом игровая технология и педагогическая технология сотрудничества. Методологическую базу современной психологии и педагогики по вопросу педагогического сотрудничества, а также связи музыки и движения заложили  Л.С. Выготский [4], А.В. Запорожец [5], Б.М. Теплов [10]. М.И. Лисина [6] изучала возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей до 7 лет, разработала принципы их общения. Тему сотрудничества детей и взрослых  изучали  Р.С. Буре и Л.Ф. Островская [2], Н.Я. Михайленко [7], Е.О. Смирнова [9]. Обоснованием игровой деятельности как ведущей для детей дошкольного возраста занимались Л.С. Выготский [4], А.В. Запорожец [5], Д.Б. Эльконин [12], а также Н.Я. Михайленко [7], А.П. Усова [11].

         Нам представляется важным и интересным попытаться объединить в практике музыкального воспитания эти две технологии, так как каждая из них чрезвычайно эффективна в применении для детей старшего дошкольного возраста. Следовательно, их органичный синтез будет максимально результативен  и обеспечит гармоничное и индивидуально-личностное развитие каждого ребенка.  В основе такой педагогической технологии – игровые методы и приемы обучения музыкально-ритмическим движениям, а взаимодействие участников музыкально-образовательного процесса носит характер сотрудничества. Дети дошкольного возраста отличаются большой пластичностью и податливостью, они легко перенимают то, что им показывают. Профессор Е. Аркин отмечал, что «нет ничего легче, чем дрессировать ребенка, и в этом заключается великий соблазн и величайшая опасность для развития детской индивидуальности» [1, 53]. В сотрудничестве детей и педагога важно равновесие между самостоятельностью детей и тактичной помощью в обучении их определенным способам деятельности. Безусловно, имеют большое значение мотивация воспитанников к обучению и творчеству, а также обеспечение эмоционального благополучия и психологического комфорта. Игра - идеальный инструмент для решения таких педагогических задач.

Следует отметить, что ни одна известная на сегодня классификация методов воспитания не выделяет в особую группу методы сотрудничества детей и взрослых. С этой точки зрения мы ставим перед собой задачу скорректировать существующую типологию методов воспитания. Итак, предложим свой вариант классификации методов и приемов, точнее, той ее части, которая относится к игровым приемам и методам сотрудничества.

Игровые приёмы:

  • Игры-превращения
  • Игры-соревнования
  • Игры-имитации
  • Игры-подражания
  • Игры-композиции
  • Игры-инсценировки
  • Игры ролевые, ситуативные
  • Игропластика
  • Пальчиковые игры
  • Прятанье-поиск
  • Действия с игрушками
  • Игры на координацию движений и пластику рук
  • Сюрпризные моменты

Методы сотрудничества:

  • Поддержка и одобрение
  • Создание ситуации успеха
  • Выстраивание перспектив
  • Метод открытого диалога
  • Метод свободного выбора
  • Метод комплексного анализа и оценки
  • Самоанализа и самооценки
  • Метод импровизации

Позиция педагога-музыканта в таком взаимодействии субъектов педагогического процесса – позиция «играющего партнера», что предполагает активную ориентировку ребенка на взрослого как на источник социального опыта, нравственных норм поведения, умений и знаний.   Умелое сочетание предложенных методов и приемов, возможные дополнения, совершенствование в сторону отбора, многообразия, сочетаемости компонентов при единстве подходов и целевых установок – все это, безусловно, повысит результативность работы музыкального руководителя в области обучения детей музыкально-ритмическим движениям и обеспечит качество освоения детьми этого вида музыкальной деятельности.

Следует отметить, что взаимодействие всех участников образовательно-воспитательного процесса в ДОУ: и педагогов, и детей, и родителей – в контексте предложенной педагогической технологии также должно  носить характер сотрудничества.

Список использованной литературы:

  1. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы, под ред. Запорожца А.В. и Эльконина Д.Б. М.: Просвещение, 1968. 446 с.
  2. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. М.: Просвещение, 1985. 143 с.
  3. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания дошкольников в детском саду. М.: «Просвещение», 1989. 270 с.
  4. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 536 с.
  5. Запорожец А.В. Проблемы дошкольной игры и руководство ею в воспитательных целях // В сб.: Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. М.: Педагогика,1978. С. 3 – 7.
  6. Лисина М. И. Формирование личности ребёнка в общении. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.klex.ru/7yk (дата обращения: 22.07.2015).
  7. Михайленко Н.Я. Как играть с ребёнком. М.: Педагогика, 1990. 160 с.
  8. Радынова О.П., Катинене А.И. Музыкальное воспитание дошкольников, М.: Академия,1998. 240 с.
  9. Смирнова Е.О. Детская психология. М.: Владос, 2006. 336 с.
  10.  Теплов Б. М. Избранные труды. — М.: Педагогика, 1985. (тт. 1—2).
  11.  Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. М.: Просвещение. 1976. 96 с.
  12.  Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Владос, 1999. 360 с.

© Т.В. Ряхлова. 2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация по музыкальному воспитанию детей «Использование игровых приемов в процессе обучения детей музыкально - ритмическим движениям.»

В консультации представлен теоретический материал о музыкально-ритмических движениях, даны некоторые приемы для разучивания и закрепления ритмического рисунка, а также есть подборка двигательных упраж...

Технология обучения творческому рассказыванию старших дошкольников в процессе изобразительной деятельности.

Творческие задания стимулируют развитие воображения и фантазии, средств выразительности передачи образа, вызывают строй разнообразных чувств....

«Развитие сотрудничества у старших дошкольников в процессе пения».

Городское методическое объединение музыкальных руководителей дошкольных образовательных организаций города Нижневартовска....

Проект: «Патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе приобщения к истории родного края»

данный проект расчитан на старшую и подготовительную группы. патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе приобщения к истории родного края....

ПЕДАГОГИЧЕСКИ ПРОЕКТ Персонализация образовательной деятельности через развития сотрудничества у старших дошкольников в процессе пения

Персонализация образовательной деятельности через развития сотрудничества у старших дошкольников в процессе пения...

Интеграция педагогических технологий в проектной деятельности старших дошкольников в процессе ознакомления с этнокультурой Урала

Материал представляет собой сообщение из опыта работы воспитателей дошкольного учреждения, в котором обосновано включение в проектную деятельность дошкольников педагогических технологий:  сюжетос...

Познавательно – речевое развитие старших дошкольников в процессе приобщения к культуре, истории и природе родного края.

. Работа  направлена на то, чтобы зажечь искорку любви и интереса к жизни народов родного края в разное историческое время, к его истории и культуре, природе родного края, а также созданию воспит...