Интеграция педагогических технологий в проектной деятельности старших дошкольников в процессе ознакомления с этнокультурой Урала
материал (подготовительная группа)

Материал представляет собой сообщение из опыта работы воспитателей дошкольного учреждения, в котором обосновано включение в проектную деятельность дошкольников педагогических технологий:  сюжетосложения Н. Михайленко, Н. Коротковой и изобразительной деятельности посредством графического редактора  «Paint».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сидоренко Светлана Викторовна, воспитатель

Минсадыкова Гульсум Шарифьяновна,

старший воспитатель МДОУ  «ЦРР – д/с № 6» г. Магнитогорска

ИНТЕГРАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЭТНОКУЛЬТУРОЙ УРАЛА

В нашей стране воспитанию патриотизма у воспитанников дошкольных учреждений традиционно уделяется особое место. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства. В связи с этим, на наш взгляд, весьма актуальным является внедрение в патриотическое воспитание современных интегрированных форм организации обучения со сложной структурой, среди которых особо выделяется организация проектной деятельности. 

Проектная деятельность – это целенаправленное взаимодействие между ребёнком и взрослым, в результате которого создаются благоприятные условия, как для развития, так и для саморазвития ребёнка. Проектная деятельность реализуется через метод проектов, под которым понимается технология организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.

Технология проектирования нашла широкое применение и в нашем дошкольном учреждении. Вместе с тем, проблемы организации проектной деятельности волнуют педагогов-практиков по ряду обстоятельств. Прежде всего, речь не может идти о самостоятельности ребёнка в выявлении проблем, в силу отсутствия определённого учебного и социального опыта. Кроме того, дошкольники хоть и являются величайшими экспериментаторами по своей природе, учебное исследование отличается от спонтанной поисковой активности ребёнка. Поэтому мы согласны с мнением тех ученых, которые говорят о том, что применительно к дошкольникам – это  технология организации самостоятельной деятельности воспитанников, по решению поставленной совместно с взрослым проблемной ситуации, завершающаяся созданием творческого продукта.

Следующее обстоятельство заключается в том, что использование технологии проектирования ведет к изменению позиции педагога, который из носителя готовых знаний превращается в организатора познавательной, творческой деятельности своих воспитанников.

Более того, в процессе внедрения метода проектов в практическую деятельность, мы сделали вывод о том, что у самого педагога должны быть развиты проектировочные умения. Ведь технология проектирования хороша не только тем, что её можно использовать в работе с детьми по разным образовательным областям, но и тем, что в процессе реализации проекта можно интегрировать различные методики и технологии.

Так наши педагоги объединили в одном проекте «Уральские сказки» технологии сюжетосложения Н. Михайленко, Н. Коротковой и изобразительной деятельности посредством графического редактора  «Paint». Несколько лет в учреждении функционирует кружок «Юный мыслитель», в котором дети старшего дошкольного возраста осваивают основы компьютерной грамотности, знакомятся с доступными компьютерными технологиями.

Говоря об основаниях для включения в проектную деятельность информационных компьютерных технологий, мы имеем в виду транспьютерные, вычислительные, комбинаторные, графические и моделирующие возможности современной цифровой техники. Использование этих возможностей в качестве средства творческого развития, обучаемого позволяет:

  • повышать мотивацию, что приводит к мобилизации мысленной деятельности ребёнка;
  • менять мотивацию ребёнка, которая может быть, как недостаточна, так и избыточна;
  • обеспечить дальнейшее развитие каждому, так как способности, обретённые конкретным ребёнком, служат базой для формирования индивидуальной зоны ближайшего развития следующего этапа;
  • обеспечить условия для оптимального оформления результатов проектной деятельности и дальнейшей презентации;
  • усилить обратные связи. Ведь достигнутые результаты, оформленные с помощью информационно-компьютерных технологий, обладают аттрактивностью, что служит причиной повышения мотивации на следующем этапе развития способностей.

Графический редактор «Paint» является наиболее доступным для освоения в дошкольном возрасте, который позволяет ребёнку не только овладеть основными приёмами компьютерной графики, но и создать элементарный творческий рисунок на определённую тему.

Интерес к словесному творчеству в старшем дошкольном возрасте прослеживается практически у каждого ребенка и выражается в различных его формах таким образом, что у кого-то из них это "сочинение" действительно оригинально, а у кого нет. Но придумывают все дети. Их воссоздающее воображение, память побуждают к самостоятельной попытке реализовать свои замыслы, сказки, истории словесно. Таким образом, старший дошкольный возраст определяется уникальными возможностями старших дошкольников в речевом творчестве, в частности, в области сочинительства собственных сказок, небылиц. Основанием же для использования технологии сюжетосложения Н. Михайленко, Н. Коротковой в развитии творчества дошкольников служит то, что сам процесс сюжетосложения – это построение в речевом плане новых цепей событий воображаемого мира, интересного и привлекательного.

Для взрослых конечной целью реализации проекта «Уральские сказки» стало формирование любви и уважения к истории, традициям своей малой Родины на основе активизации художественно-речевого творчества старших дошкольников и интерактивных методов.

Реализация проекта включала несколько этапов, которые своими целевыми, технологическими и содержательными аспектами дополняли друг друга.

Прежде всего, были определены необходимые организационные условия, в частности, временные, информационные, материально-технические и педагогические ресурсы.  Рациональное использование ресурсов позволило:

  • оптимально сочетать формы совместной и самостоятельной деятельности: в небольших подгруппах по 6-7 детей (совместное придумывание) и индивидуальную работу на компьютере;
  • объединить формы основного и дополнительного образования учреждения для реализации задач в рамках единой темы;  
  • создать информационный банк проекта (подборка литературы, дидактических, подвижных, познавательных, сюжетно-ролевых игр, соответствующих тематике проекта, электронные ресурсы);
  • организовать взаимодействие руководителя кружка, воспитателя, специалистов детского сада, включить в проектную деятельность родителей;
  • спланировать направления совместной деятельности за пределами учреждения.

На вводном этапе дети в совместной деятельности с педагогами и родителями знакомились со сказками разных стран, обсуждали их, рисовали карандашами, гуашью, раскрашивали раскраски по мотивам знакомых сказок. Вместе с педагогом дети пришли к выводу, что в мире много сказок. Все они интересные, а вот про родной город мало сказок. Были поставлены проблемы: придумать сказки про то, как появилась река Урал, комбинат и проиллюстрировать их. Таким образом, целью проекта для детей стало сочинение сказки о родном городе и создание на этой основе элементарной мультипликация. 

Немаловажное значение в реализации проекта сыграло прикосновение детей к этнокультуре народов ближнего окружения. Освоение ребенком культуры - это не воспроизведение богатства по некому заранее данному шаблону, а процесс активного использования, преобразования этого богатства. Предварительная работа включала ознакомление детей с многообразием и богатством культуры народов Урала:

  • знакомство с русскими былинами, уральскими сказами, стихами об Урале,
  • знакомство с особенностями быта, культуры коренных народов Южного Урала – татар, башкир (особенности костюма, национальной кухни, народные традиции, народные сказы и былины),
  • знакомство с традиционным русским и казачьим костюмом, старинными обычаями, народными праздниками, национальной кухней,
  • знакомство с историей русской национальной игрушки.

Для целостного восприятия объектов проблемы, дети также познакомились также с историей, традициями, достопримечательными местами, творчеством писателей и поэтов родного города Магнитогорска. Для этого использовались разнообразные формы работы:

  • просмотры слайд-шоу, мультфильмов, эпизодов документальных фильмов с последующим обсуждением.
  • встречи с реальными носителями культурных традиций русского, украинского, башкирского народов, уральского казачества;
  • экскурсии в музеи, центры национальных культур народов Южного Урала, на металлургический комбинат, по городу;
  • чтение сказок, былин, сказов;
  • подготовка и участие в литературных вечерах, фольклорных праздниках;
  • совместная деятельность с родителями: чтение книг, обсуждение семейных традиций, просмотр фотоальбомов;
  • слушание национальных фольклорных мелодий русского, украинского, башкирского народов, уральского казачества в традиционной и современной манерах;
  • беседы о событиях современности и далёкого прошлого, обмен эмоциональным, семейным и иным опытом детей друг с другом;
  • мастерские по изготовлению продуктов детского творчества «Куклы – замотанки»;
  • создание музея «Куклы наших бабушек»;

С учетом того, что старшие дошкольники до начала реализации проекта уже обладали определёнными навыками работы с графическим редактором «Paint» и алгоритмом сюжетосложения, специфика включения этих технологий в проектную деятельность заключалась в том, что они являлись средствами решения поставленных проблем на этапе практической реализации замысла проекта.

Технология сюжетосложения используется педагогами учреждения давно, игры-фантазии проводятся в совместной деятельности во второй половине дня. В процессе совместного придумывания новой сказки на определённую тему, многое зависит от умения педагога вести свободную беседу. Важно моментально сориентироваться в предложенных выдумках, согласовать замыслы детей-собеседников, а затем включить в беседу такую реплику или вопрос, которые бы оптимально продолжали процесс сочинения. Цепочка вопросов педагога направлена на демонстрацию возможностей придумывания в разных направлениях: в круге действующих лиц, в характерах героев, в событиях, во времени, в пространстве. В активизирующее общение педагоги включают и другие средства по развитию продуктивного воображения, объединяя их темой сказки: игры ТРИЗ: «Общее отличие», «Вперед – назад», «Что изменяется»; пластические этюды под музыку; проблемы; игры на развитие творческого воображения «Трудно себе представить».

Самостоятельная работа детей заключалась в выполнении творческой задачи – иллюстрирование сказки при помощи инструментом графического редактора «Paint. В компьютерном классе за каждым ребёнком закреплён персональный компьютер, на рабочем столе которого сформированы его индивидуальные папки, куда помещаются графические работы. Таким образом, ребята имели достаточное время, чтобы поработать над своим рисунком, внести в него коррективы.  В результате каждый ребёнок получил индивидуальный творческий продукт, что обеспечило состояние успешности в данном виде деятельности.

Рисунки разных детей, собранные в коллективную подробную иллюстрацию сказки, были педагогами преобразованы в мультипликацию. Таким образом, технология сюжетосложения позволила подгруппам детей стать сценаристами уникальных произведений – сказок «Как появилась река Урал», «Как победили дракона».   Владение элементарными навыками работы в графическом редакторе «Paint» позволило каждому ребёнку по-своему проиллюстрировать эти продукты коллективного творчества, попробовать себя в роли режиссера – систематизировать  рисунки в элементарную мультипликацию, актёра – озвучить сказку.

Список литературы

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников: Пос. для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  2. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения // Директор школы. 1995. № 6. С. 39-48.
  3. Киселева Л.С., Данилова Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пос. для руководителей и практических работников ДОУ. М.: АРКТИ, 2006.
  4. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Метод. пос. М.: Изд-во «Гном и Д», 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методика проведения индивидуальной творческой проектной деятельности старших дошкольников по технологии «Intel@Обучение для будущего»: консультация для воспитателей детского сада.

   Проектный метод обучения  – это всегда сочетание деятельности педагога и педагогических приемов активизации деятельности детей. По классификации, предложенной Н.Е. Верак...

Познавательно - проектная деятельность старших дошкольников через ознакомление с экологией: «Огород на подоконнике».

Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, формирование знаний об уходе за растениями, на осознание детьми значимости овощей в жизнедеятельности человека....

"Интеграция познавательной и двигательной деятельности старших дошкольников в процессе организации и проведении спортивных досугов в ДОУ"(из опыта работы).

Данная работа представляет собой подбор материала по реализации темы самообразования и включает в себя два основных направления носящих позновательный  и двигательный характер....

Педагогический опыт: «Воспитание нравственно – патриотических чувств у старших дошкольников в процессе ознакомления с историей и культурой Краснодарского края»

В современных условиях, когда в стране происходят глубочайшие перемены в жизни, во время нестабильности в обществе возникает такая проблема как «дефицит нравственности», нетерпимость к людям других на...

Статья на тему «Педагогические условия реализации проектной деятельности старших дошкольников в Образовательной организации»

Главным критерием качества дошкольного образования является развитие ребенка как субъекта познавательной деятельности. И метод проектов, в этом случае, является актуальным  и очень эффективным....

Педагогическое сопровождение развития патриотизма старших дошкольников в процессе ознакомления с былинами

Педагогическое сопровождение развития патриотизма старших дошкольников в процессе ознакомления с былинами...

Интеграция музейной технологии в проектную деятельность по социально-коммутативному развитию детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается опыт организации и проведения проектной деятельности детей подготовительной к школе группы в интеграции с музейной технологией....