Музицирование в творческом развитии ребенка.
методическая разработка на тему

Бобошко Наталья Михайловна

Сообщения для педсовета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx25.53 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ    Детский сад « Березка»

п. Лиственничный,  Кондинский район.

Музицирование в творческом развитии ребенка               дошкольного возраста.

                                                                       

                                                                 Муз.руководитель:  Н. М. Бобошко.

Музицирование в творческом развитии ребенка                       дошкольного возраста.

Как и многие педагоги, на протяжении многих лет своей деятельности занималась поиском интересных и нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми.

Меня волновали вопросы, как сделать, чтобы каждое музыкальное занятие было интересно для детей, как ненавязчиво, легко и просто рассказать им о музыке, научить их слышать, видеть, понимать, фантазировать, придумывать.

Сейчас уже многим педагогам понятно, что для детей игровой подход представляет единственно возможную форму участия в любой деятельности, в том числе и в музыкальной.

Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе деятельности и музыкально-творческой игры: ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческих действий.

Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развивается память и умение сконцентрировать внимание.

Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности. Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.

Игру на музыкальных инструментах можно использовать в самых различных условиях:

  • музыкальные занятия
  • театральная деятельность
  • выступления на праздниках

В разных видах деятельности:

  • пение
  • слушание музыки
  • движение.

В настоящее время система элементарного музицирования К. Орфа адаптирована к условиям современного детского сада педагогом - новатором Т.Э Тютюнниковой. Она соединила принципы К. Орфа с отечественными методиками и приспособила их к реально существующим у нас возможностям и традициям музыкального воспитания дошкольников. В основе элементарного музицирования с дошкольниками Т.Э. Тютюнниковой лежит коллективная деятельность, неразрывно объединяющая пение, ритмизованную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизационную театрализацию.

Таким образом, изучив теоретические основы данной проблемы, можно сделать вывод, что элементарное музицирование имеет непосредственную связь с основными положениями отечественных психологов и педагогов по вопросу развития творческих способностей у детей.

Для успешного осуществления поставленных задач нужны определённые педагогические условия:

  • раскрепощённая, комфортная обстановка, которая способствует активной творческой деятельности при обучении дошкольников элементарному музицированию;
  • включение воспитателя группы в процесс обучения;
  • применение элементарного музицирования в самостоятельной музыкально - творческой деятельности дошкольников;
  • организация  мероприятий с родителями по развитию у детей музыкально - творческих способностей.

Обучение детей проводится в разных видах музыкальной – игровой деятельности и строится на двух основных методах:

1.метод моделирования музыкального языка;

2.метод активации творческих проявлений.

  • Метод моделирования музыкального языка, позволяет показать и дать почувствовать ребенку ритмические и звуковысотные отношения, динамику, тембр, форму, фактуру.
  • Метод активации творческих проявлений подразумевает музицирование и игру в самых разнообразных формах .

            Часто используется  такой методический приём: придумать аккомпанемент из звучащих жестов к дразнилке, заменить её естественный поэтический ритм, изобрести свободную звуковую композицию, дав детям спонтанно поиграть на инструментах. Следующий приём - это сочинение простейшего аккомпанемента для дразнилки на ксилофонах, используя тоническую квинту, октаву и другое.

         

        Метод творческих проявлений включает:

  • речевые упражнения;
  • поэтическое музицирование;
  • координационно – подвижные игры и упражнения;
  • игры с музыкальными и звучащими самодельными инструментами;
  • пальчиковые игры.

Использование речевых упражнений помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами.

 Проводятся речевые игры, упражнения:

  • с использованием фонопедических звуков;
  • ритмодекламации под музыку;
  • с музыкальными инструментами.

Используется музыкальное сопровождение:

  • инструментальное (фортепиано, детские музыкальные инструменты);
  • фонограмма;
  • «звучащие жесты».

Педагог в ходе непосредственно образовательной деятельности формирует чувство ритма. Ритм, заключенный в словах, фразах, ощущается детьми естественно и «извлекается» без всякого труда: прохлопывается, переносится на шумовые инструменты, становится основой различных остинато.

Поэтическое музицирование способствует тому, что дети не только незаметно, с удовольствием заучивают стихи, но читают их с особым чувством и выражением, осознавая связь слова и музыки.

Благодаря такому способу подачи поэтического и музыкального материала дошкольники легко чувствуют и переживают настроение музыки и стихотворения, понимают образный музыкальный язык.

Используя музыкальные инструменты, педагог создаёт условия для творческого проявления: дошкольникам предлагается озвучить стихотворение, дополнить и украсить его звучанием своего инструмента. На начальном этапе дети вовлекаются в звукокрасочную игру, а впоследствии – к импровизации. Здесь соблюдается триединство «слышу-говорю-играю».

 Координационно-подвижные игры и упражнения - это ритмизованная речь с движениями, которая позволяет оказывать влияние на характер восприятия у детей образов в музыке. Использование двигательных упражнений позволяет и готовит ребенка к спонтанному двигательному выражению, учит его изображать звуки и настроения с помощью элементарных движений: хлопков, щелчков, шлепков, притопов, при этом у детей вырабатываются быстрота реакции, умение ждать, находить момент вступления.

Ребенку дошкольного возраста достаточно трудно в движении проявить творчество. Использование координационно-подвижных игр и упражнений способствует накоплению детьми двигательного опыта, формирует понятие того, что любое движение может быть различным по форме, силе, интенсивности, времени, скорости, траектории в пространстве, настроению, выразительности поз и жестов, сходству и различию с моделью. Дети начинают осознавать музыку через движение. Это создаёт предпосылки для творческого самовыражения каждого дошкольника.

Для развития музыкально – творческих  способностей эффективно используются игры с инструментами и звучащими самодельными инструментами.

Инструменты делятся на две группы:

  • мелодические (ксилофоны, металлофоны);
  • шумовые (различных видов).

Если мелодические инструменты возможны в работе с детьми 5-6 лет, то шумовые уже используются с детьми раннего возраста.

Использование этих музыкальных инструментов в непосредственно образовательной области и в повседневной жизни дошкольников позволяет формировать у них метроритмическое чувство, тембровый слух, навыки элементарной импровизации в играх со звуками.

В работе с детьми систематически используются пальчиковые игры, которые являются одним из способов реализации элементарного музицирования с дошкольниками. Это универсальный дидактический и развивающий материал в воспитании детей. Посредством пальчиковых игр у дошкольников развиваются не только тактильные движения и осязание, но и более интенсивно происходит их речевое развитие.

            Используется  в практике готовые модели пальчиковых игр, а также «перекладывает на пальцы» знакомые и любимые детьми потешки, стихи, использует принцип «от простого к сложному».

Пальчиковые игры проводятся с музыкальным сопровождением, без музыкального сопровождения, а также самостоятельно придумываются их модели.

Таким образом, все элементы музицирования: речевые игры, поэтическое музицирование, координационно – подвижные игры и упражнения, игры с инструментами, пальчиковые игры входят в содержание

Таким образом, используя методы элементарного музицирования можно сделать  вывод, что они помогают развивать фантазию, речь ребёнка, учат рассуждать, импровизировать.

Еще мне импонирует принцип подхода Т.Э.Тютюнниковой к музыкальному обучению детей. Она утверждает – “Ребенок не испытавший радости и удовольствия от простых музыкальных переживаний, полученных в активном общении с музыкой вряд ли подойдет в своем развитии к потребности слушать классическую музыку”. Дети  являются деятелями, а не сторонними наблюдателями или слушателями. Они – внутри музыки, а не снаружи ее.

Грамотное построение музыкально-творческого процесса в дошкольном учреждении способствует оптимизации эмоционального состояния и характера самооценки дошкольника, эффективному развитию его личностных качеств, гармонизации межличностных взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Педагогические новации художественно-творческого развития ребенка в группе с диагнозом «Заикание»»

Опыт работы воспитателя речевой группы по художественно-творческому развитию детей через разнообразные техники ручного труда (оригами, вышивание по картону, другие виды ниткографии и т.д.)...

Мастер-класс для воспитателей «Инструментальное музицирование как средство творческого развития ребенка»

Из всех видов деятельности музицирование-один из любимых детьми. Это один из первых видов, который осваивает ребенок: берет в руки погремушку, стучит игрушкой по полу, хлопает в ладоши. При этом проис...