НОД "Путешествие по России"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Образовательная область:

 Познание, коммуникация, художественное творчество.

Цель:

Формирование представлений детей о России и о возникновения декоративно – прикладного искусства.

Задачи:

Обучающие:

- обобщать и систематизировать знания о России и государственных символах, расширять словарь детей;

-закреплять названия крупных Российских городов и рек;

-расширять и закреплять знания детей о прикладном искусстве и истории его возникновения: Дымка, Белгородская игрушка, Хохлома;

- учить определять колорит, художественные элементы различных видов росписи, материалы из которых сделаны предметы народных промыслов, и их назначение;

- совершенствовать грамматический  стой речи (образование имен прилагательных от существительных и их согласование в числе и падеже – Дымковские игрушки, Хохломские игрушки)

Развивающие:

- развивать мелодика – интонационную сторону речи, зрительное внимание и память, творческое воображение;

- развивать координацию речи с движениями и мелкую моторику.

- развивать чувство композиции (умение составлять узор из элементов росписи);

Воспитательные:

- воспитывать любовь к Родине, граждански – патриотические чувства;

- воспитывать у детей активность и внимательность на занятиях и желание говорить правильно и красиво;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_nasha_rodina_rossiya.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственная образовательная деятельность

подготовительной группы

МБДОУ «Малобичинский детский сад»

Воспитателя

 Ярковой Надежды Петровны.

Тема: «Путешествие по России»

                                                                   

                                                                     2015 год

Образовательная область:

 Познание, коммуникация, художественное творчество.

Цель:

Формирование представлений детей о России и о возникновения декоративно – прикладного искусства.

Задачи:

Обучающие:

- обобщать и систематизировать знания о России и государственных символах, расширять словарь детей;

-закреплять названия крупных Российских городов и рек;

-расширять и закреплять знания детей о прикладном искусстве и истории его возникновения: Дымка, Белгородская игрушка, Хохлома;

- учить определять колорит, художественные элементы различных видов росписи, материалы из которых сделаны предметы народных промыслов, и их назначение;

- совершенствовать грамматический  стой речи (образование имен прилагательных от существительных и их согласование в числе и падеже – Дымковские игрушки, Хохломские игрушки)

Развивающие:

- развивать мелодика – интонационную сторону речи, зрительное внимание и память, творческое воображение;

- развивать координацию речи с движениями и мелкую моторику.

- развивать чувство композиции (умение составлять узор из элементов росписи);

Воспитательные:

- воспитывать любовь к Родине, граждански – патриотические чувства;

- воспитывать у детей активность и внимательность на занятиях и желание говорить правильно и красиво;

Материал:

Карта России, изображение гербов и флагов, наглядно – дидактические пособия, выставка декоративно прикладного искусства (предметы разных видов росписи), деревянные доски, заранее тонированные в черный цвет, краска.

Подготовительная работа:

Беседа о Российской символике, чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине;

Рассматривание фотографий городов и рек; рассматривание иллюстраций и выполнение работ по мотивам народного декоративно – прикладного искусства.

Ход образовательной деятельности.

Дети под музыку входят в зал.

Воспитатель. На планете много разных стран. Как называется наша страна? – правильно, Россия. А какая она, наша Россия? (большая, любимая, огромная, богатая, сильная…..)

- Россия наша Родина. Ребята, объясните, как вы понимаете слово Родина?

- ребята, кто знает стихотворение о Родине?

Великую землю,

Любимую землю,

Где мы родились и живем,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовем.

- много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине. Вспомните их. (жить Родине служить. Родина поучает – Родина выручает. Кто за Родину горой, тот истинный герой)

- Все эти пословицы  учат нас добру, любви к Родине, умению защищать ё от врагов. А теперь пойдем к карте.

Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Посмотрите на карту. (воспитатель показывает детям карту России.)

- вот как много места занимает территория России. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны идет снег  а на другом припекает солнышко. Чтобы добраться с одного конца на другой, на поезде надо ехать 7 дней.

- ребята, а как вы думайте, 7 дней это сколько? Правильно, неделя. А на самолете лететь почти сутки. И вот сегодня я предлагаю вам путешествие по России.

- ребята, а на чем  можно путешествовать?

- я предлагаю  вам путешествовать на поезде. Занимайте места в вагоне. Отправляемся.

Звучит музыка.

- станция называется «Государственная»

- название сталици России.

- а кто расскажет стихотворение о Москве?

1-й ребенок

Москва -  это красная площадь,

Москва – это башни кремля,

Москва – это сердце России,

Которое  любит тебя.

- кто президент нашей страны (ответ детей)

-назовите государственные символы России. (Герб, флаг, гимн)

- найдите флаг нашей страны среди других. (вниманию детей предлагаются изображения флагов разных стран, выбирают из предложенных флаг России.)

- молодцы! Кто расскажет стихотворение о флаге?

2-й ребенок

Белый цвет – березка,

Синий – неба цвет,

Красная полоска – солнечный рассвет.

- найдите герб нашей страны.  (Вниманию детей предлагаются изображения гербов  разных стран, выбирают из предложенных герб  России.)

- молодцы! Правильно. А как вы догадались? Может кто – то знает стихотворение о гербе?

3 – й  ребенок

У России величавой,

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад, на восток,

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он  гордый.

Он – России дух свободный.

 - что такое гимн? (самая главная песня страны. Гимн слушают стоя.)- правильно! У каждой страны свой гимн.

- мы отправляемся дальше. (Звучит музыка)

- станция называется «Географическая».

Воспитатель. Ребята отгадайте загадку:

Нам и дождь, и зной поможет друг,

Зелёный и хороший протянет много рук и тысячи ладошек. (Дерево)

- правильно!  

Россия самая богатая лесная страна в мире. Какие деревья нашей страны вы знаете? (ответ детей)

Молодцы, правильно.

- теперь встаньте в рассыпную, мы с вами поиграем

Физкультминутка.

Руки подняли и покачали-

Это березки в лесу,

Руки согнули, кисти встряхнули –

Тихо снег падает в низ.

В стороны руки плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут ,тоже покажем,

Руки  согнули назад.

Дети выполняют имитационные движения.

В России не только леса, но и реки. Реки России могучие, полноводные, несут свои воды в моря и океаны. Я вам буду говорить подсказку, а вы будете угадывать, о какой реке я говорю.

- эта река протекает в городе, где много музеев, старинных парков, прекрасных фонтанов, великолепных дворцов. А еще в этом городе есть разводные мосты. (Нева)

- эта река названа женским именем. (Лена)

- молодцы. Какие реки вы ещё знаете?  (Обь, Ока, Енисей, Иртыш.)

Ещё в нашей стране много городов. Какие города вы знаете? (Москва, Омск, Владивосток)

Правильно.

И здесь все справились с заданием. Ну а нам пора ехать дальше. Все заняли места?

Поехали.

Звучит музыка.

Мы приехали на станцию «Музейная»

4 – й ребенок

Славилась Россия чудо мастерами,

Дерево и глину в сказку превращали.

Красками и кистью красоту творили,

Своему искусству молодых учили.

Я предлагаю вам вспомнить изделия декоративно  - прикладного искусства российских мастеров.

Отгадайте загадку:

Разноцветные подружки

Любят прятаться друг в дружке.

Что это? (матрешка)

Какие цвета и элементы использовали мастера при росписи матрешек? (красный, желтый, зеленый, малиновый. Присутствует расписной узор, цветы, листья.)

Следующая загадка.

Эта роспись просто чудо,

Голубая  вся посуда,

Роспись с синим завитком

Манит русским васильком. (гжель)

Правильно,  ребята посмотрите как красиво!

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски. (дымковская игрушка)

- как вы догадались, что это Дымковская игрушка? (по узорам, цвету, белому фону)

- ребята, какими элементами росписи украшают свои игрушки дымковские мастера? (дымковские мастера украшают свои изделия кружочками, точками, прямой и волнистой линией, кольцом, сеточкой, мазком.)

- какого цвета бывают дымковские игрушки? (всегда только белого)

Какого цвета узоры на дымковской игрушке? (цвета разные: красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый, розовый, немного черного)

Молодцы!

Добрый мастер сделал сказку,

Оживают звери в сказке,

Мишки, зайцы , колотушки

– деревянные игрушки.

(Богородска игрушка)

Молодцы, вы знаете изделия российских промыслов. Ребята, мне кажется, вы забыли еще об одном изделии. Послушайте загадку:

Выросла золотая травка на ложке,

Распустился красный цветок на плошке. (хохлома)

Рассмотрите внимательно все изделия. Что общего у них, и что их обединяет? (матрешки и хохломские изделия сделаны из дерева, а остальные из глины и фарфора. Хохломские на черном и желтом фоне узорами украшены, а дымковские и гжельские на белом фоне)

Ребята, а где зародились хохломские изделия? (один из деревянных промыслов зародился в Нижегородской области, а окрестностях города Нижний Новногород, в селе с веселым названием Хохлома.)

Из каких растительных элементов состоит хохломской узор? (хохломской узор состоит из ягод, листьев, завитков.)

Ребята, вы хотите стать хохломскими мастерами и попробовать расписать эту доску?

Я вижу вы устали. Давайте немного отдохнем. Вставайте в круг.

Физминутка.

Еслиб все на свете было

Одинакового цвета,

(вращательные движения головой)

Вас бы это рассердило

Или радовало это?

(наклоны головой вперед - назад)

Видеть мир привыкли люди

Белый, желтый, синий, красный.

(руки на пояс, наклоны туловища в лево - право)

Пусть же все вокруг нас будет

Удивительным разным!

(прыжки на месте на левой, правой, двух ногах)

Молодцы! Присаживайтесь!

Народные мастера наносили узор кончиком кисти очень осторожно, ведь работу нельзя портить. Ведь рисунок наносится один раз.

Какие цвета нам понадобятся для составления узора? (белый, красный, желтый, зеленый)

Какие главные правила при составлении узора? (элементы узора должны располагаться ритмично, на одинаковом расстоянии, равномерно повторяясь.)

Дети раскрашивают доску элементами хохломской росписи. Ребята, посмотрите, теперь наша выставка пополнилась  Хохломскими  изделиями.

А теперь, ребята нам пора возвращатся в детский сад. На этом наше путешествие закончено! Дети под музыку уходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Природные зоны России" конспект к презентации по проекту " Моя Россия. Природа России" 5 раздел.

«Природные зоны России»Цель:·        Познакомить детей с климатическими зонами России.·         Воспитывать любовь и уважение...

Литературный конкурс, посвящённый Дню России «Россия, родная Россия».

Цель мероприятия: воспитание чувства уважения и любви к своей Родине, к её традициям и обычаям, к народному творчеству; способствовать созданию радостного, праздничного настроения, приобщению к в...

Конспект НОДПутешествие в страну правил дорожного движения. «Для чего нужны светоотражающие элементы»

Цель: выработать у детей привычку правильно вести себя на дорогах, воспитать из них грамотных пешеходов, использующих светоотражающие элементы (фликеры) при передвижении в тём...

Нет края на свете красивей, Нет Родины в мире светлей! Россия, Россия, Россия, – Что может быть сердцу милей?

12 июня мы отмечаем День России – важный государственный праздник Российской Федерации.У каждого человека есть самое дорогое место, где он чувствует себя по-настоящему счастливым....

ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «В символах Россию открываю, в символах Россию познаю» Номинация: «Символика России» для детей 4-6 лет

Проект в старшей группе по патриотическому воспитанию ( символы государственности : флаг, герб, гимн)...