Искусство как фактор воспитания любви к родному краю
материал на тему

 

Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и самим собой.

 

 Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iskusstvo_kak_faktor_vospitaniya_lyubvi_k_rodnomu_krayu.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Искусство как фактор воспитания любви к родному краю

Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и самим собой.

 Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.

 Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства – одна из главных задач педагога.

 Культура родного края должна войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души.

 Древние мыслители, размышляя о значении культуры для духовно-нравственного развития детей, отмечали, что только через освоение культуры своего народа лежит путь к нравственности.

 Учитывая, что на Мордовской земле многое связано с прошлым, мы раскрываем детям красоту родного края не только в ее сегодняшних проявлениях, но и в том, что связано с прошлым. У ребенка появляется возможность сравнить то, что есть, с тем, что было.

 Любить Родину – значит знать ее, знать прежде всего свою малую Родину.

 Используя в работе с детьми краеведческий материал, мы воспитываем патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развития личности. Краеведение – социально значимое и необходимое направление в работе с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей родного края, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости.

 Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, село, а значит, стать созидателем своей малой Родины.

 «Уважение к прошлому – вот что отличает дикость от воспитанности», - эти слова А. С. Пушкина актуальны и сегодня.

 Саранск – столица нашей Республики, один из красивейших городов нашей страны, где очень много современных и исторических достопримечательностей, украшающих и привлекающих своим историческим прошлым и красотой всех жителей нашей Республики.

 Мы по праву гордимся своими земляками – выдающимися личностями в развитии истории и культуры Мордовского народа.

 Знакомим детей со знаменитым художником-скульптором С. Д. Эрьзя, его замечательными работами.

 Гордимся работами своего художника Ф. Сычкова, который создал немало произведений, таких как:

 - «Дети в старой деревне»;

 - «Народные забавы»;

 - «Школьница-отличница»;

 - «Учительница-Мордовка»;

 - «Катанье с гор»;

 - «Праздничные дни» и др.

 Поэтому в работе мы используем его творчество. Любовь к Мордовской земле, ее истории, природе, людям художник пронес через всю жизнь.

 Ярким подтверждением этому служат его произведения, собранные в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств.

 Методы работы с привлечением регионального компонента известны. Нам представляется, что важна система использования этих методов, которая включает занятия, посвященные истории города, села; экскурсии и прогулки по своей малой Родине; чтение литературных произведений (Мордовские народные сказки, фольклор, включая заклички, прибаутки, колядки, рассказы) ; организация уголка, посвященного родному краю.

 На каждом занятии организуется практическая деятельность детей. Например рисование на темы (стар. гр.) :

 - «Украшение посуды»;

 - «Украшение шарфика», «варежки» (используя элементы мордовского орнамента) .

 Аппликация:

 - «Закладка для книг»;

 - «Украсим платье Алдуни»;

 - «Украшение салфетки»;

 Лепка:

 - «Лепка посуды, украшенной орнаментом»;

 - «Лепка народной игрушки «Лошадка»;

 - «Лепка фигурки».

 При ознакомлении с окружающим миром проводим:

 - «Экскурсия в мини-музей»;

 - «Знакомство с улицами г. Саранска, с. Лямбирь»;

 - «Экскурсия к райисполкому»;

 - «Рассматривание флагов России и Мордовии»;

 - «Знакомство детей с названиями и историей ближайших улиц»;

 - «Рассматривание кукол в национальных костюмах народов, населяющих Мордовию».

 Ознакомление с родным краем с помощью изобразительного искусства создает неповторимую среду, которая действует на воображение и формирует индивидуальность ребенка, определяя его жизненный путь и душевные устремления. Ребенок не только познает свой край, город, село, но и откликается на события окружающего мира, выражает свое отношение к ним.

 Произведения искусства как будто заново открывают уже знакомые детям места, заставляют размышлять, понимать происходящее, воспитывают личностный интерес к искусству и любовь к миру, людям, самому себе. А радость открытия ведет к творчеству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально- личностное развитие.История Отечества как фактор воспитания любви к родному краю и его защитникам.

Социально- личностное развитие. История Отечества как фактор воспитания любви к родному краю и его защитникам. Разработка занятия посвященногопразднику « День Победы!»  ...

"Искусство как фактор воспитания любви к родному краю"

Выступление на педагогическом совете при участии родителей...

«Формирование любви к Родине через воспитание любви к родному краю» «Ой, Кубань, ты – мать родная» КВН для педагогов «Люби и знай свой край»

Любимый уголок земли, где ты родился и живешь, называется Малой Родиной .Именно с нее начинается познание ребенком окружающего мира. Недаром в народе говорят: «Кубань – родная земля!»...

Теоретические аспекты воспитания любви к родному краю через художественно-эстетическое развитие. Особенности формирования положительного отношения к родному краю в старшем дошкольном возрасте.

Теоретические аспекты воспитания любви к родному краю через художественно-эстетическое развитие. Особенности формирования положительного отношения к родному краю в старшем дошкольном возрасте.Пер...

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить «человеческое» в наших детях, заложить нравственные основы, которы...

Педагогический проект по по духовно-нравственному развитию детей через воспитание любви к родному краю "Мордовия-мой край родной"

Проблема           Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезны...