Сказка как средство формирования элементарных знаний о нормах права в старшем дошкольном возрасте
статья на тему

Ефремочкина Людмила Николаевна

Сказка как средство формирования элементарных знаний о нормах права в старшем дошкольном возрасте

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сказка как средство формирования элементарных знаний о нормах права в старшем дошкольном возрасте.

     Сказка является элементом культуры, и прежде всего ее эстетического слагаемого. Она базируется  на  народно-этнической культуре, на фольклорных корнях и  обладает богатым социальным, нравственно-педагогическим потенциалом.

      Сказка как своеобразное отображение жизни дает возможность раскрыть жизненные явления в художественной форме. В педагогических исследованиях, направленных на изучение сказки в разных видах художественной деятельности ( литературной, изобразительно, музыкальной, театральной), неизменно подчеркивается важная роль сказки в воспитании и развитии детей.

     Все сказки мира, народные и авторские, всегда содержат в себе реальное и ирреальное , естественное и сверхъестественное, правдивое и фантастическое.  Социально – педагогическое значение сказки обусловлено тем, что слушающий ее  имеет возможность, опираясь на реально-бытийные моменты сказки, психологически принять ее «небытийную», ирреальную сторону. Она создает богатые возможности для развития творческого воображения слушателя, подключения его образного мышления к волшебному, ирреальному плану.

    В сказках даются новые знания о мире, о предметах, их свойствах, о количестве, числе, величине и т. д., что очень важно для познавательного процесса ребенка, который в доступной форме начинает знакомиться с миром.

     Сказка- это , прежде всего произведения искусства, живое, увлекающее детей необычность повествования, динамикой событий, яркое, красочное, стирающее грань между реальностью и игрой, что чрезвычайно импонирует ребенку, соответствует его психологическим особенностям. Трудно найти лучший способ воспитания детей, чем путь приобщения их с самого раннего детства к устной народной поэзии.

     За что же дети так любят сказку? В чем ее обаяние и впечатляющая сила воздействия? Сказки о животных носят  аллегорический, иносказательный характер: в рассказе о животных подразумеваются люди . Звери в сказках разумны, они живут и действуют, разговаривают и ссорятся, любят, дружат и враждуют между собой. Курочка-ряба уговаривает деда и бабу не плакать по разбитому яйцу. Котя–коток  с петушком дружно живут в избушке, кот ходит на охоту. Все это сказочно, фантастично, необычно и  поэтому особенно привлекательно для детей.

     Все  фантастическое  в  сказке тесно  связано с  реальной

действительностью,  не  уводит от нее, а наоборот, служит раскрытию  жизненной правды. Умелое сочетание изображения повадок  зверей  с   аллегорическим,   социальным смыслом повествования   придает  сказке конкретный   характер,  что  в свою очередь   способствует педагогической речи  сказки   для обучения детей.

     Образность богатейшая фантастика сказки развивают воображение учат мечтать, вызывают стремление быть похожими на положительных героев сказок. Благополучный же конец сказки воспитывает оптимизм, уверенность в преодолении любых трудностей. Сказ с последующим пересказом способствует развитию мышления и обогащает язык ребенка типичными народными  стилистическими выражениями, сказочными эпитетами, меткими сравнениями, которые так нравятся детям за их необычность, какую-то праздничность. Слушая сказку , ребенок одновременно получает два урока:  эстетический урок все победимости    добра и наглядный урок русского языка.  Таким образом, использование сказки на занятиях различного типа очень важно и значимо.

       Наряду  с « обычной» сказкой в обучении и воспитании дошкольников последнее время используется обучающая сказка, которая отвечает всем требованиям развивающего обучения.  Ее основной целью является;

         -знакомить,

         -развивать,

         -воспитывать.

      Обучающая сказка- это разновидность повествовательного текста ,речевой жанр, который создается воспитателем в соответствии с конкретными задачами обучения и воспитания.

Основным содержанием волшебных сказок является упорная

борьба , подвиги положительного героя в результате его борьбы и победы над злыми силами. Поэтому герой обучающей сказки должен быть мужественным, храбрым, сильным, обладать высокими  моральными качествами, подражать которым захотел бы каждый ребенок.

        Обучающая сказка – особое сказочное повествование, которое раскрывает  для   ребенка удивительный мир – математических понятий, экологических терминов, является примером правильного произношения тех  или иных звуков, обогащает его  словарный запас, выполняет познавательную функцию, а также учит навыкам самостоятельного  логического мышления и умения составлять и сочинять сказки.

      Для формирования элементарных знаний о праве у детей  старшего дошкольного возраста очень важно использовать правовые сказки. Сюжет, сказочные персонажи привлекают детей. Вживаясь в события сказки, ребенок как бы становится ее действующим лицом. При этом повышается познавательная активность: он  стремится вмешаться в ситуации и повлиять на них.  Живой интерес, который возникает у ребенка , можно использовать   для  повышения эффективности обучения.

       Правовая сказка – это разновидность повествовательного текста,  речевой жанр, который создается воспитателем в соответствии  с конкретными  задачами.

      В настоящее время существует такой вид правовой сказки, как сказка дидактическая –сказка, специально созданная для того, чтобы помочь дошкольникам освоить первые азы той или иной науки – то есть сказка, помогающая учиться.

     Требования к правовой сказке выдвигаются различные в зависимости от возраста ребенка и педагогического взгляда воспитателя. Тем не  менее, как показывает опыт работы со сказкой на непосредственно образовательной деятельности:

-   сказка должна быть не затянутой. А именно рассчитана на 20-25 минут, так как способность детей внимательно воспринимать информацию  укладывается в этот промежуток времени ;  при этом  необходимо. Что бы были изложены все основные  события и решены все цели и поставленные задачи:

-  иметь увлекательный сюжет, который по своей сути будет отвечать   требованиям  детской  психологии,  а именно с  элементами волшебства, необычное место действия, динамичность развития событий;

-   иметь героев или персонажей , которые детям были бы понятны и  интересны, доступны для понимания, и вызывали бы желание сотворчества, участия в сказке, при этом  обязателен любой фантастический персонаж, который не существует в реальной действительности, так как именно он будет являться  ключевым  элементом , притягивающим вниманием и легко запоминающимся.

     И если сказка будет отвечать всем этим требованиям, то она будет  органично вбирать в себя все известные педагогические методы по развитию и воспитанию детей и  способствовать  формированию знаний о нормах права.

     Однако знакомство  детей с правами  человека на материале сказок  нужно проводить очень осторожно – ведь в  сказках существует совсем иная  оценка  действий героев.  Использование правовой  системы оценок может  привести к искажению детского восприятия мира сказок, к осуждению  положительных   героев   и оправданию злодеев.

   В младшем  дошкольном  возрасте  дети еще недостаточно осознают основания своего отношения к героям произведения и оценивают их как хороших и плохих, старшие- уже аргументируют свои оценки, указывая на общественное значение то го или иного поступка. Старшие дошкольники чрезвычайно  интересуются волшебными сказками . Их интересует поведение персонажей их взаимоотношения . Центром детского внимания становится герой сказок- положительный, а отрицательный персонаж  приводит к возмущению детей. Моральная  сторона воспринимается детьми правильно, они понимают где добро и зло, и со всей силой  непосредственных эмоций встают на сторону добра.

    Поэтому, сказка, в работе по формированию представлений о правах человека, призвана эмоционально окрашивать предлагаемую детям правовую информацию .Именно сказка может быть использована в качестве иллюстраций прав человека. Ребенку легче почувствовать и понять смысл правовых статей на конкретном сказочном примере, который быстро найдет отклик в душе ребенка и запомнится на долго

  Например Статья 3 оглашающая сущность   прав человека на жизнь, можно изложить с помощью сказок, «  Серая шейка», « Три поросенка», « Красная шапочка»,так донесется до сознания детей, что никто не в праве покушаться на жизнь и здоровье человека.

Статья 20 « Всеобщей декларации»  гласящая о праве  человека на свободу иллюстрируется примером сказки «Волшебник изумрудного города», в которых дружба между различными существами помогает решить проблемы и бороться с трудностями и опасностями . «Айболит»К.Чуковского подходит для разговора о правах человека на медицинскую помощь. «Приключения Буратино» заслуживает обсуждения прав человека на образования. Естественно, данный перечень не является исчерпывающим.Существует множество сторон общественной жизни ,представления о которых необходимо воспитывать у детей в дошкольном возрасте. Именно сказкой ,волнуя ум ,сердце и воображение детей сказки помогут разобраться в сложных жизненных ситуациях ,обостряя  чуткость к хорошему и плохому, побуждая детей самостоятельно находить правильные ответы на сложные ответы.

Нами были проведены наблюдения, беседы анкетирование родителей и педагогов для выявления  сформированности о нормах права. В беседе с воспитателями на тему «Правовое воспитание в ДОУ»)мы выявили что, проводится недостаточное количество мероприятий посвященных знаниям о нормах права Так же было проведено анкетирование с родителей  - 50% родителей не знают о существовании международного документа о правах ребенка. С детьми  старшего возраста  на протяжении нескольких лет проводились беседы, непосредственно образовательная деятельность. Еще пять лет тому назад можно было сказать, что  у детей сформирован низкий уровень знаний о правах ребенка.

   Проводя театрализованные представления по сказке « Волк и семеро козлят», дети были « заколдованы» происходящим в зале, на галлах у них были слезы. Так они сопереживали героям , но проведя эту  же  инсценировку , спустя пять лет – дети восприняли сказку большем случае без эмоции. В беседе после просмотра дети были менее активны , чем пять лет на зад. Огромный восторг вызвал у детей  при просмотре сказки « Приключение Буратино» . Поэтому решили провести занятие именно  по этой сказке, чтобы выделить и закрепить все нарушенные права героев этой сказки.

   В беседе « Я и мои права» которую мы проводили со старшими дошкольниками , так же на протяжении нескольких лет, выявили, что, дети свои права стали знать больше.

   Нами с детьми было прочитано множество сказок; « Гадкий утенок» , «Морозко » , «Серая шейка» , «Золушка» и  т.д.После чтения сказки «Золушка» детям и родителям дома нужно было придумать сказку на новый лад .

 « Что было бы в сказке , если бы Золушка знала свои права…»

Так же нами было проведено театрализованное представление для родителей «Путешествие по сказкам»в этом представлении мы продолжали

знакомить родителей  со статьями "Декларации прав человека". Способствовать их пониманию и осознанию на примерах сказок.  Формировать у детей и родителей  представление о праве на личную неприкосновенность, на неприкосновенность жилища. Строить человеческие взаимоотношения на основе дружелюбия и национального согласия. Воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям, способствовать предупреждению проявления агрессивности.

Среди функций, которые выполняет ДОУ большое место должно занимать воспитание основ правового сознания с дошкольного возраста, формирование у детей элементарных знаний о своих  правах, и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Синтез искусств как средство формирования эстетического отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста (на примере художественно-экологического блока "Уральская рябинушка")

  Методическая разработка составлена с учётом интеграции образовательных областей "Познание", "Художественное творчество", "Музыка", "Чтение художественной литературы", состоит из вступите...

Проект "Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста".

Правильно организованная исследовательская журналистская деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоят...

Дидактическая игра по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) для детей старшего дошкольного возраста.

Авторское игровое пособие по ФЭМП. Цель:Развивать логику ,аналитическое мышление ,умение сопоставлять и систематизировать ,формировать вычислительные навыки. Задачи: - упражняться в различении геом...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных представлений о хлебе у детей старшего дошкольного возраста "Откуда хлеб пришел на стол".

Итоговое занятие по формированию целостной картины мира о хлебе у детей старшегог дошкошьного возраста "Откуда хлеб пришел на стол".....

Конспект по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Полёт в космос»

Конспект по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) для детей старшего дошкольного возраста по теме:  «Полёт в космос» Цель:  формирование элементарных...

Методическая разработка конспекта по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) для детей старшего дошкольного возраста "Поможем Незнайке запомнить дни недели"

Данный конспек НОД расчитан для детей старшего дошкольного возраста. Данный конспект состоит из трёх этапов: организационный, основной и заключительный. Направлен конспект на работу с детьми на закреп...

Формирование элементарных логико-математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий.

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста-одна из актуальных задач современности....