Деловая игра "Содержание ОО Художественно-эстетическое развитие"
тест на тему

Хмурова Ольга Александровна

«Содержание образовательной области «Художественно - эстетическое развитие в свете ФГОС»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Деловая игра для педагогов ДОУ дошкольного образования

«Новый ФГОС – новые возможности»

«Содержание образовательной области

«Художественно - эстетическое развитие в свете ФГОС»

Задачи:

  1. Активизировать мыслительную деятельность педагогов в знании основных положений, понятий и принципов ФГОС ДО.
  2. Выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов к введению ФГОС.
  3. Развивать умение аргументировано отстаивать свою точку зрения.
  4. Уточнение знаний и умений педагогов по проблеме реализации образовательной области «Познавательное развитие» в соответствии с ФГОС.

Оборудование: карточки с вопросами, сигнальные карточки для оценки выступающего: зеленая – «вы хорошо ориентируетесь в аспектах ФГОС», красная – «вам необходимо обратить внимание на основные положения документа».

Ход игры. Добрый день, уважаемые коллеги!

В этот переходный период наша задача – оказать квалифицированную помощь воспитателям.

1 задание

Так, например, определить степень понимания, осмысления  педагогами структуры ФГОС вам поможет

Игра-диагностика «Знатоки ФГОС».

Перед началом игры старший воспитатель предлагает каждому участнику (или группе участников) из пачки один билет с вопросом. Дается время на подготовку. Ответ оценивается коллегами с помощью сигнальных карточек. Если ответ верный, педагоги, поднимают зеленую карточку, если ответ неполный или неверный – красную.

ВОПРОСЫ:

1. Сколько образовательных областей предусматривает ФГОС?

а) 4;

б) 5;

в) 10.

2. Назовите недостающее по ФГОС направление развития и образования детей:

а) социально-коммуникативное развитие;

б) речевое развитие;

в) познавательное развитие

г) физическое развитие.

художественно-эстетическое развитие

3. Что не относится к видам детской деятельности для детей 3-8 лет?

а) манипулирование с предметами;

б) познавательно-исследовательская;

в) восприятие художественной литературы и фольклора.

4. Выберите правильное соотношение обязательной части Программы и Части, формируемой участниками процесса:

а) 80% и 20%;

б) 60% и 40%;

в) 50% и 50%.

5. Определите время реализации ООП ДО:

а) от 65% до 80% времени пребывания детей в детском саду в зависимости от возраста детей,;

б) только во время занятий;

в) может реализовываться в течение всего времени пребывания детей в организации.

6. К какой образовательной области относится становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства

а) социально-коммуникативное развитие;

б) познавательное развитие;

в) речевое развитие;

г) художественно-эстетическое развитие;

д) физическое развитие.

7. К какой образовательной области относится восприятие музыки, художественной литературы, фольклора?

а) социально-коммуникативное развитие;

б) познавательное развитие;

в) речевое развитие;

г) художественно-эстетическое развитие;

д) физическое развитие.

89. Как в Стандарте ДО определена Программа?

а) программа обучения детей;

б) программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации;

в) программа воспитания и обучения детей.

9. На что нацелен Стандарт ДО?

а) формирование знаний, умений, навыков;

б) формирование интегративных качеств личности;

в) целевые ориентиры дошкольного образования.

10. Какие задачи  обучения относятся к  первой и  второй младшей группе

  1. Готовить к восприятию произведений искусства;
  2. Познакомить с жанрами музыкального и изобразительного искусства; (стар. група)
  3. Петь индивидуально и коллективно, в сопровождении и без него; (под. гр.)
  4. Способствовать развитию певческих навыков;
  5. Познакомить с тремя музыкальными жанрами;
  6. Научить пониманию рисунка взрослого как изображения предмета;
  7. Различать жанры литературных произведений, читать наизусть. (под. гр)

11. Какие задачи  обучения относятся к средней группе:

  1. Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему;
  2. Познакомить детей с профессиями артиста, художника, композитора;
  3. Учить создавать сюжетные композиции; стар. группа
  4. Продолжать знакомить с изделиями народных промыслов; стар. группа
  5. Продолжать развивать интерес к изобразительной деятельности;

12. Какие задачи  обучения относятся к подготовительной группе

  1. Формировать основы художественной культуры;
  2. Узнавать песни по мелодии, выполнять танцевальные движения, играть на музыкальных инструментах.     Средняя группа
  3. Развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства;
  4. Создавать индивидуальные и коллективные рисунки, композиции на темы окружающей жизни и литературных произведений;
  5. Воспитывать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений; Средняя группа

13. (Для всех)

Какие виды детской деятельности относятся к ОО Художественно-эстетическое развитие:

• Изобразительная деятельность;

• Музыкальное восприятие;

• Восприятие художественной литературы.

14. Отнесите формы организации к видами деятельности

Изобразительная деятельность

Рисование

Лепка

Аппликация

Знакомство с искусством

Продуктивная деятельность

Музыкальная деятельность

Восприятие и понимание смысла музыкальных произведений

Пение

Игра на детских музыкальных инструментах

Музыкально – ритмические движения

Восприятие художественной литературы

Обогащение читательского опыта

Рассматривание иллюстраций

Моделирование

Театрализованные игры

Реализация проектов

2 задание.

Так, посмотрев в глубину Стандарта, рассмотрим его лишь в одном направлении образовательной работы с детьми, ОО «Художественно - эстетическое развитие».

 Деловая игра «А наше мнение такое…

Посмотрите на содержание образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» и выделите фразы, которые, на ваш взгляд, могут быть непонятны воспитателям.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной,  и др.).

Для развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений изобразительного искусства нужна система развития художественного восприятия у детей дошкольного возраста, включающая в себя следующие условия:

развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства

предметно-пространственная среда, обеспечивающая ребенку возможность для развития способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве, активно участвовать в творчестве, созидании по законам красоты не полностью соответствует требованиям, предъявляемым к ней;

• оснащение образовательного процесса современными техническими средствами (компьютер, проектор, интерактивная доска и др.)

• достаточное количество современных методических пособий;

• посещение музеев, выставок

недостаточное использование тем, направленных на формирование у дошкольника элементарных представлений эстетического характера в комплексно—тематическом планировании;

• обеспечение дидактическими пособиями, иллюстрациями, картинами, изделиями декоративно-прикладного искусства;

• вовлечение родителей в участии мероприятий ДОУ: конкурсах, выставках, проектах;

расширить формы и методы работы с детьми:

• наглядные действия: (рассматривание иллюстраций, картин, предметов декоративно-прикладного искусства) ;

• практические (дети рисуют, лепят, вырезают) ;

• разнообразие словесных методов, беседы, рассказы, чтения, диспуты; организация экскурсий;

• организация сюжетно—ролевых игр  и т. д., настольно-печатные (пазлы, лото) .

Выявить и создать психолого – педагогические условия, которые способствуют формированию эстетического отношения детей к окружающему миру (согласно ФГОС п. 3.2.1.) :

становление эстетического отношения к окружающему миру

1) поддержка любознательности, активности детей;

2) возможность выбора детьми видов активности, участников совместной деятельности и общения;

3) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом;

4) ориентировать образовательную деятельность на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывать социальную ситуацию его развития (индивидуальная работа с ребенком по его интересам и возможностям) ;

5) вовлекать родителей непосредственно в образовательную деятельность (привлечь родителей к участию в исследовательской деятельности ребенка )

3 задание. В Стандарте прописаны требования к результатам освоения Программы – это целевые ориентиры. Рассмотрим целевые ориентиры, выделяя те характеристики, которые тесно связаны с ОО «Художественно - эстетическое развитие». В этом нам поможет Аукцион педагогических идей

Перед вами критерии (целевые ориентиры). Перечислите условия, способствующие их успешному, полноценному достижению.

Целевые ориентиры

Условия

  • ребенок обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; проявляет эмоциональный  отклик на различные произведения культуры и искусства;

  • ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;

  • ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности,

  • у ребёнка развита мелкая моторика;

  • ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

  • знаком с произведениями детской литературы,

  • ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

  • Тесная связь с искусством.

  • Индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

  • Взаимосвязь обучения и творчества, как фактор формирования творческой личности.

  • Освоение детьми доступных им средств художественной выразительности.

  • Интеграция разных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности детей.

  • Создание эстетической развивающей среды.

  • Организация образовательного процесса с родителями;

  • Координация работы с другими учреждениями и организациями, обновление содержания образования (выбор программ и технологий);

Подведение итогов.

Итак, сегодня в ходе деловой игры мы с вами активизировали ваши знания и умения в области ФГОС дошкольного образования; определили педагогические условия успешного и полноценного познавательного развития детей дошкольного возраста. 

Предлагаю каждому педагогу оценить свой вклад в работу группы: красный – не доволен, сделал не все, что мог; желтый – мог бы лучше; зеленый – сделал все, что в моих силах.

Листочки наклеиваются на плакат с изображением светофора. 
Давайте обсудим Ваше впечатление от деловой игры. 

1. Сколько образовательных областей предусматривает ФГОС?

а) 4;

б) 5;

в) 10.

2. Назовите недостающее по ФГОС направление развития и образования детей:

а) социально-коммуникативное развитие;

б) речевое развитие;

в) познавательное развитие

г) физическое развитие.

д) художественно-эстетическое развитие

3. Что не относится к видам детской деятельности для детей 3-8 лет?

а) манипулирование с предметами;

б) познавательно-исследовательская;

в) восприятие художественной литературы и фольклора.

4. Выберите правильное соотношение обязательной части Программы и Части, формируемой участниками процесса:

а) 80% и 20%;

б) 60% и 40%;

в) 50% и 50%.

5. Определите время реализации ООП ДО:

а) от 65% до 80% времени пребывания детей в детском саду в зависимости от возраста детей,;

б) только во время занятий;

в) может реализовываться в течение всего времени пребывания детей в организации.

6. К какой образовательной области относится становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства

а) социально-коммуникативное развитие;

б) познавательное развитие;

в) речевое развитие;

г) художественно-эстетическое развитие;

д) физическое развитие.

7. К какой образовательной области относится восприятие музыки, художественной литературы, фольклора?

а) социально-коммуникативное развитие;

б) познавательное развитие;

в) речевое развитие;

г) художественно-эстетическое развитие;

д) физическое развитие.

8. Как в Стандарте ДО определена Программа?

а) программа обучения детей;

б) программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации;

в) программа воспитания и обучения детей.

9. На что нацелен Стандарт ДО?

а) формирование знаний, умений, навыков;

б) формирование интегративных качеств личности;

в) целевые ориентиры дошкольного образования.

10. Какие задачи  обучения относятся к  первой и  второй младшей группе

  1. Готовить к восприятию произведений искусства;

б)Познакомить с жанрами музыкального и изобразительного искусства;

с)Петь индивидуально и коллективно, в сопровождении и без него;

д)Способствовать развитию певческих навыков;

е)Познакомить с тремя музыкальными жанрами;

ж)Научить пониманию рисунка взрослого как изображения предмета;

з)Различать жанры литературных произведений, читать наизусть.

11. Какие задачи  обучения относятся к средней группе:

а)Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему;

б)Познакомить детей с профессиями артиста, художника, композитора;

в)Учить создавать сюжетные композиции;

г)Продолжать знакомить с изделиями народных промыслов;

д)Продолжать развивать интерес к изобразительной деятельности.

12. Какие задачи  обучения относятся к подготовительной группе

а) Формировать основы художественной культуры;

      б) Узнавать песни по мелодии, выполнять танцевальные движения, играть на музыкальных инструментах.    

в)Развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства;

г) Создавать индивидуальные и коллективные рисунки, композиции на темы окружающей жизни и литературных произведений;

д) Воспитывать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений;

13. Какие виды детской деятельности относятся к ОО Художественно-эстетическое развитие:

13. Какие виды детской деятельности относятся к ОО Художественно-эстетическое развитие:

развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства

становление эстетического отношения к окружающему миру

3 задание. В Стандарте прописаны требования к результатам освоения Программы – это целевые ориентиры. Рассмотрим целевые ориентиры, выделяя те характеристики, которые тесно связаны с ОО «Художественно-эстетическое развитие».

Перед вами критерии (целевые ориентиры). Перечислите условия, способствующие их успешному, полноценному достижению.

Целевые ориентиры

Условия

  • ребенок обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; проявляет эмоциональный  отклик на различные произведения культуры и искусства;

  • ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;

  • ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности,

  • у ребёнка развита мелкая моторика;

  • ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

  • знаком с произведениями детской литературы,

  • ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Художественно-эстетическое развитие

  • предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру;
  • формирование элементарных представлений о видах искусства;
  • восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
  • стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
  • реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной,  и др.).

Художественно-эстетическое развитие

  • предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру;
  • формирование элементарных представлений о видах искусства;
  • восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
  • стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
  • реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной,  и др.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно эстетическое» ,«физическое развитие» в группе раннего развития.

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально‑коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развити...

конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом

Конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом. Интеграция линвистического компонента и художественно-эстетического воспитания с использованием те...

«Знатоки искусства» Деловая игра по художественно-эстетическому развитию для педагогов ДОУ

laquo;Знатоки искусства»Деловая игра по художественно-эстетическому развитию для педагогов ДОУЦель игры: повышение профессионального мастерства и компетенции педагогов по художественн...

Деловая игра по художественно-эстетическому развитию «Знатоки искусства» для педагогов ДОУ

Предлагаю вашему вниманию деловую игру для педагогов ДОУ, направленную на повышение профессионального мастерства и компетенции педагогов по художественно- эстетическому направлению....

"Знатоки искусства" Деловая игра по художественно-эстетическому развитию.

В современном мире искусство – это не только способ передачи информации, но и своеобразный «будильник» для человеческой души. Оно пробуждает в сердцах людей все самое прекрасное, при...

«Знаем ли мы искусство?» деловая игра по художественно-эстетическому развитию для педагогов ДОУ

laquo;Знаем ли мы искусство?» деловая игра по художественно-эстетическому развитию для педагогов ДОУ...

Деловая игра по художественно-эстетическому развитию для педагогов "Знатоки искусства".

Повышение профессионального мастерства и компетенции педагогов по художественно- эстетическому направлению....