Петербурговедение в музыкальном воспитании
учебно-методический материал (старшая группа)

Ермолова Юлия Владимировна

Музыканты Петербурга о родном городе и для детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл peterburgovedenie_feniks.docx40.34 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 67 Выборгского района Санкт- Петербурга.

                                                                    Программа

                     «Юные петербуржцы»

Автор-составитель:

Ермолова Юлия Владимировна

Музыкальный руководитель                                                                

Санкт-Петербург

2014 -2015

                   

                                         

Содержание

  1. Пояснительная записка.
  2. Прогнозируемые результаты: освоение программы.
  3. Музыкальное содержание программы.
  4. Список литературы.

Пояснительная записка

    Данная разработка программы предназначена для проведения музыкальных занятий по теме “Воспитание юного петербуржца” с детьми дошкольного возраста.

     Разработка ориентирована на работу по данному курсу с детьми старшей группы детского сада (5-6 лет) и подготовительной к школе группы (6-7лет). Программа рассчитана на 2 года.

Петербург – город с удивительной судьбой, хранитель замечательных исторических и культурных музыкальных традиций. Его духовное возрождение немыслимо без воспитания в каждом юном петербуржце чувства любви к родному городу, интереса к его истории, бережного отношения к его памятникам.

          Основной целью разработки является создание условий для музыкального развития через ознакомление с родным городом, его историей (балета, опер, музыкальных спектаклей и современных постановок), воспитания чувства патриотизма.

Цели программы:

1. Через знакомство детей с культурно-музыкальным наследием Санкт-Петербурга. формировать у детей нравственные черты (патриотизма, гордости за подвиг петербуржцев, доброту, отзывчивость, сопереживание)

2. Воспитывать у ребенка ответственность, желание изменить к лучшему, любовь к родному городу, формирование интереса к общественной музыкальной жизни. (Посещение театров, выставок, библиотек и т. д.)

3. Развитие музыкально-познавательной деятельности, речи, словарь, культуры речи через историю СПб.

4. Формирование представления о понятии истинного петербуржца. (знает муз-культурное наследие своего города

Эти цели реализуются через:

- знакомство детей с ближайшим окружением: театры, сквер, район). Обратить внимание детей на связь города с человеком, дать представление об уникальности и неповторимости города; учить детей в привычном городском пейзаже выделять элементы прекрасного и необычного.

-ознакомление детей с основными композиторами.......памятниками искусства, архитектуры и скульптуры.

- обогащение знаний детей о своем районе. Объяснить детям значимость района в современной жизни. Учить детей описывать в музыкальных произведениях, свои впечатления, учить высказывать свое мнение, давать оценку действиям и событиям.

-Закреплять у детей знания через музыкальные игры (в театрах, на экскурсиях, выставках, музеях)

- дать детям начальные знания о знаменитых людях в прошлом и интересных людях в настоящем, приобщая детей к культурной жизни города.

Ведущими специалистами по изучению СПб разработано несколько программ, которые призваны помочь педагогам.

 Учитывая все вышеперечисленное, были поставлены следующие задачи:

I. Образовательные:

  • Познакомить детей с историей возникновения нашего города, с его традициями, архитектурной.
  • Учить детей пользоваться полученными знаниями.
  • Способствовать социализации воспитанников в инфраструктуре.
  • Организовать такое взаимодействие ребенка с городом, которое способно стать определяющим в формировании его представлений об окружающем мире, характера мышления, стиля поведения, свойственных цивилизованному человеку.

II. Воспитательные:

  • Воспитывать в детях патриотизм и чувство любви к родному городу.
  • Воспитывать и развивать духовную сферу детей через их чувства и ощущения.
  • социальная адаптация дошкольника, сохранение его индивидуальности в условиях современного мегаполиса, содействие ребенку в освоении городского пространства и формирование образа своего города.

III. Коррекционные:

  • Активизировать мыслительную деятельность детей, развивать внимание, воображение, память.
  • Исправлять недостатки речевых навыков
  • Формировать познавательный интерес 
  • Развивать у ребенка эмоционально – ценностных ориентиров через осмысление истории культуры СПб в контексте российской, европейской и мировой культур.

                 

 Для решения этих задач используются методы обучения:

  • Практическая работа
  • Беседа
  • Сюжетно-ролевые игры
  • Дидактические игры
  • посещение театра
  • Творческие задания (рисование, аппликация, поделки)
  • Конкурсы
  • Викторины
  • Обращение к литературным и музыкальным произведениям

        Большинство занятий в методической разработке являются диагностическими (завершающими) и служат для выявления знаний, умений и навыков детей, полученных в процессе их знакомство с городом и закрепления полученных знаний.

     Практическая работа проводится в группе с целью выработки у воспитанников определенных умений и навыков на основе знаний, полученных на теоретических занятиях.

     Беседа применяется в сочетании с сюжетно-ролевыми играми и практической работой. В зависимости от задач беседа может иметь различное назначение и сопровождаться наглядным материалом. В начале занятия могут проводиться краткие вводные беседы, а в конце, для закрепления материала – заключительные.

     Сюжетно-ролевые игры необходимо проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Педагог организует игру и руководи ею. Необходимо избегать прямых указаний, как поступать в той или иной ситуации, стараться ставить детей перед необходимостью самостоятельно принимать решения.

     Значительное и главное места отводится экскурсиям и целевым прогулкам. Экскурсии могут быть вводные, текущие и итоговые. Вводные экскурсии необходимо проводить перед изучением нового материала. Их цель: проведение наблюдений и общее наблюдение за объектами. Текущие проводятся в ходе изучения темы и служат для конкретизации и закрепления материала. Итоговые проводятся при завершении работы над темой. В ходе экскурсий можно проводить практические работы.

     На занятиях следует уделять внимание обогащению словарного запаса, использовать пословицы, поговорки, загадки, игры на словообразование и разгадывание различных головоломок, ребусов и кроссвордов.

     Необходимо следить за полнотой ответов, последовательностью изложения, умением правильно построить фразу, обосновать вывод.

     На занятиях целесообразно применять коллективные, индивидуальные и групповые формы работы, способствующие развитию личности ребёнка, развивающие в нём умение работать, общаться.    

     Методическая разработка включает в себя следующие разделы для изучения:

  1. История создания Санкт-Петербурга” (общие сведения)
  2. “Мой район – Выборгская сторона”
  3. “Реки, острова и набережные”
  4. “Мосты повисли над водами”
  5. “Петербургская музыкальная гостиная”
  6. “Ансамбли городских площадей”
  7. “Храмы нашего города”
  8. “Сады Санкт-Петербурга”
  9.  “Центр - нашего города – Невский проспект”
  10.  “Знаменитые люди нашего города”
  11.  “Героическое прошлое нашего города”
  12. “Я - Петербуржец”

Прогнозируемые результаты: освоение программы.

Почему нужно начинать изучение Санкт-Петербурга в дошкольном возрасте? Дети дошкольники любознательны, впечатлительны. У них хорошо развиты фантазия и воображение, а главное – у них прекрасно развита эмоциональная память. Поэтому основная задача педагога при изучении СПб – это опора на эмоциональную память ребенка, формирование у ребенка эмоционально окрашенного понятия, первичных знаний, умений и навыков.

Как известно, детскому возрасту присуща сильная способность фантазировать. Фантазия – необходимая составляющая творчества. Дети до шести лет иногда не отличают фантазию от реальности. Однако, используя эту психологическую особенность детей в работе нужно помнить, что фантазия ребят в этом возрасте направлена только на самое близкое. Ребенок не может осмыслить во временной последовательности исторические события.

При работе с детьми по изучению СПб нужно так же помнить, что географические понятия для ребят не приемлемы. Изучение истории города влияет на разностороннее воспитание личности:

1. Активирует нравственные процессы.

2. Развитие речи (звуковая культура речи, составление рассказов, запоминание, пересказ, беседа, обогащение словаря, формирование понятий).

Предполагаемые результаты:

Дети 5-6 лет:

• свободно ориентироваться в названиях памятников архитектуры;

• узнавать на иллюстрациях и слайдах памятники архитектуры;

• знать основных архитекторов, которые участвовали в строительстве нашего города.

• знать фамилии людей, которые прославили наш город.

Дети 6-7 лет:

• свободно ориентироваться в названиях памятников архитектуры;

• узнавать на иллюстрациях и слайдах памятники архитектуры;

• знать основных архитекторов, которые участвовали в строительстве нашего города.

• знать фамилии людей, которые прославили наш город.

• знать названия элементов архитектуры.

• находить сходства и различия в памятниках архитектуры

Поэтому воспитание подлинного петербуржца, с любовью относящегося к городу, в котором он живет, знающего и поддерживающего его исторические и культурные традиции, прилагающего силы к его развитию и процветанию – важная задача, стоящая перед педагогами.

В основе воспитания жителя СПб может быть положен взгляд на СПб, как на мир особой культуры, художественное целое, социально- пространственную систему, несущую в себе могучий воспитательный потенциал. Ведущая идея при этом: восприятие, сохранение и развитие духовной культуры Петербурга – Ленинграда как величайшей ценности, имеющей общечеловеческое значение.

Показателями эффективности являются:

  • Укрепление психического, социального здоровья воспитанников
  • Дети самостоятельно могут взять на себя роль и выполнить цепочку последовательных действий
  • Применять полученные знания и отработанные формы общения в повседневном поведении
  • Привносят элементы самостоятельного творчество и воображения
  • Дети умеют не только выполнять действия, но и сопровождают речью свои действия
  • Отмечается устойчивый интерес к деятельности, дружеские взаимоотношения
  • Дети могут само организовываться
  • Увеличивается активный словарь, умеют вести простые диалоги
  • Ребёнок выходит из своего замкнутого мира, появляется интерес к окружающему миру и деятельности.
  • Познакомить с историей города по средствам музыки.

Музыкальный Петербург

Задачи

1 год обучения

(старшая группа)

2 год обучения

(подготовительная группа)

Музыкальный материал

История создания Санкт – Петербурга (общие сведения)

     Изучить историю через музыкальные произведения, посвященные СПб Санкт-Петербурга

     Узнавать на иллюстрациях и слайдах памятники архитектуры;

     Формировать познавательный интерес к истории родного города

     Учить освоению понятий, связанных с историей создания и развития города

  Свободно ориентироваться в названиях памятников архитектуры;

  •  Наш город – наш дом

  •  Как родился Петербург

  •  Визитная карточка наше города (имя города, дата рождения города, герб Санкт - Петербурга)
  •  Мир города

«…Здесь будет город заложен…»

  • - История создания города Санкт-Петербурга

  • - История имени города

  • - Санкт-Петербург – морская столица

  • - Кто и как строил наш город

  • - Пётр I – основатель города

  • - Знаменитые архитекторы-Трезини, Растрелли

  • - Герб, гимн, флаг СПб.

  1. М.И.Глинка «Гимн Великому городу»
  2. Пение: «Осень в городе моем», «В Петербурге осень» (муз. и сл. М. Сидоровой),

«О нашем городе» (муз. и сл. М. Быстровой)

  1. Слушание: «Песня о метро» (муз. и сл. Н. Саконской)
  2. Музыкально-ритмические движения: хоровод «По городу гуляем»

(муз. и сл. Г Вихаревой)

  1. Просмотр отрывка из балета «Медный всадник Р. Глиэра в постановке Р. Морицевича
  2. Пение: «Невский проспект» ( муз. и сл. М. Шелега)

3 часа

3 часа

3 часа

Мой район – Выборгская сторона.

     Познакомить с инфраструктурой, достопримечательностями Выборгского района

    Формировать интерес к жизни своего района

    Научить ориентироваться в инфраструктуре своего района

  • Наш дом на Выборгской стороне

  • Название улиц, окружающих наш дом

  • - Достопримечательности нашего района:  
  • Метро
  • Парки
  • Левошовская пустошь
  • Памятник “Шостаковичу Д.Д.”

  • Мой адрес

  • - История названий ближайших улиц

  •  Станции метрополитена в нашем районе

  • Выборгский район. Карта нашего района

  •  Голубая карта нашего района. Реки и острова.
  • Достопримечательности нашего района
  • Памятники
  • Парки
  • Усадьба Левашовых-Вяземских

  1. М.И.Глинка «Гимн Великому городу»

Оркестр детских музыкальных инструментов «Петербургский дождь» (муз. И сл. С. Кожуховской)

  1. Слушание «Гимн Выборгского района» (муз.и сл. С. Палкина)
  2. Пение: «Санкт –Петербург» (муз. и сл. Понаморевой),

«Я по городу иду» (муз. П. Овсянникова, сл. Ю. Энтина)

3 часа

3 часа

3 часа

Реки, острова, набережные

     Формировать знания о реках, каналах и набережных нашего города

     Формировать умение работать с картой города, на которой представлены реки, каналы, остова

     Воспитывать умение видеть богатства, созданные природой

    Обогащать активный словарный запас новыми понятиями и представлениями

«…В гранит оделася Нева…»

  • Из камня берега Невы
  •  Набережные Невы.
  •  Нева – главная река нашего города
  • Прогулка по Неве

 «Почему наш город называется Северной Венецией?»

  • Реки

 р.Нева, Невки, Мойка, Фонтанка, Карповка

  • Острова:  
  • Заячий
  • Василеостровский
  • Петроградский
  • Крестовский
  • Елагин

  • Набережные:
  • Дворцовая
  • Адмиралтейская
  • Петровская
  • Кронверкская

- Голубая карта нашего города (реки и острова)

- По Неве не корабле

Баневич Сергей Петрович

 Балет-фантазия:

  • «Петербург» по Андрею Белому.

Вокальные циклы:

    «Васильевский остров»,

    «Петербургская литания» для смешанного хора a cappella на стихи А. Ахматовой.

3 часа

3 часа

3 часа

Мосты повисли над водами

     Дать знания о мостах нашего города

     Изучать красоту и практическое назначение мостов

     Научить ценить красоту мостов Петербурга и воспитывать уважение к их создателям

« Петербургские мосты»(название, назначение)

- Украшение мостов (скульптура)

  • Львы
  • Сфинксы

  •  Грифоны
  • Назначение моста
  • Висячие мосты

«Петербург – город мостов»

- Мосты нашего города

  • Дворцовый
  • Троицкий
  • Биржевой

(архитектура, практическое значение, уникальность)

1.Слушание песен «Крейсер Аврора» (муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского), «Дождь на Неве» (муз. В. Соловьева-Седова, сл. А. Фатьянова)

3 часа

3 часа

3 часа

Стрелка Васильевского острова

     Дать знания о самом большом и неповторимом острове в нашем городе

     Формировать знания об “ансамбле” стрелки и его создателях

«Самый большой из островов Санкт-Петербурга»

- Васильевский остров:

  • Стрела
  • Ростральные колонны

«Куда указывает стрелка Васильевского острова»

  • Стрелка Васильевского острова

Биржа, Ростральные колонны, Зоологический музей

  1. Слушание народной песни «Как по матушке по Неве-реке».
  2. Хороводная песня-игра «Рыбаки и рыбки»

2 часа

2 часа

2 часа

Ансамбли городских площадей

     Формировать эстетическое восприятие города

     Создать условия для воспитания гордости за родной город

     Пробуждать познавательный интерес к городу, осознание ценности памятников культуры и искусства

«Главная площадь нашего города»

 Дворцовая площадь:

  • Дворцовая площадь
  • Зимний дворец
  • Александрийская колонна
  • Дворцовая набережная
  • Дворцовый мост

«Куда ты скачешь, гордый конь…»

  • Медный всадник
  • Исаакиевский собор

«Громады стройные дворцов и башен»

 Дворцовая площадь: Зимний дворец; Александровская колонна

  •  Исаакиевская площадь: Исаакиевский собор
  •  Медный всадник
  • - площадь Островского
  • - Пушкинский театр
  • - Памятник Екатерине II
  • - Площадь искусств
  • - Русский музей, памятник А.С.Пушкину
  • - Театральная площадь
  • - Мариинский театр
  • - Консерватория

Слушание: «Марш Петра Великого», «Марш артиллеристов (муз.. Т. Хренникова, сл. В. Гусева)

3 часа

3 часа

3 часа

Музыкальная гостиная Петербурга

     Дать понятие «Музыкальная гостиная»

     Развивать духовную сферу ребенка

  • Ознакомление с предметами, игровыми музыкальными атрибутами в «петербургской гостиной».
  • Памятники архитектуры. Знакомство с композиторами, которые жили и творили в Петербурге.
  • Ознакомление с современными петербургскими детскими авторами музыки.

  • Познакомить детей с понятием «центр города» (старинные дома), с понятием «Музыкальная гостиная»
  • Отличие старинных зданий, нарядов людей и музыки от современных.
  • Развивать у детей образное мышление, воображение, музыкальную память.
  • Театры, оркестры, концертные залы

1.        Слушание: «Рондо» , «Менуэт» В.-А. Моцарт ( под эту музыку танцевали на балах); песня «Атланты» А. Городницкого

2.        Пение «Про Петра»

3. Песня –игра «Конка»

4. Танец «Менуэт»

3 часа

3 часа

3 часа

Сады Санкт-Петербурга

     Способствовать формированию знаний о парках садах Санкт-Петербурга

     Формировать представление о пользе зелёных насаждений в городе

     Учить видеть красоту и неповторимость красивейших садовых ансамблей города

  • «Самый первый сад нашего города»
  • - Летний сад

«Сады Санкт-Петербурга»

  • Летний сад
  • (Летний дворец Петра I, памятник И.А.Крылову)

  •  Михайловский сад

(Инженерный замок)

  • -Александровский сад

(Адмиралтейство)

Слушание песен: «Виват Санкт Петербург!»( муз. С. Кожариной, сл. А. Питерского);

«Наш город (муз. В. Соловьева-Седого, сл. А. Фатьянова)

3 часа

3 часа

3 часа

Достопримечательности нашего города (Невский проспект)

     Способствовать формированию знаний о достопримечательности главной улицы нашего города

     Учить ориентироваться в историческом центре Санкт-Петербурга

     Формировать эстетическое восприятие города

     Формировать основы поведения, соответствующие “Петербургскому стандарту”

«Пойдем гулять по Невскому…»

  • - Казанский собор
  • - Аничков собор
  • - Гостиный двор
  •  и летний сад
  •  мосты
  •  Наш район Санкт-Петербурга

«…Громады улиц Петербурга…»

  • - История Невского проспекта (театры, храмы, магазины, памятники)

 

1.Слушание колокольного звона (радостный, торжественный, праздничный, печальный набат.)

2. Игра на музыкальных инструментах «Колокольчики»

3.Прослушивание пьес: «Звонили звоны» из альбома «Детские пьесы» Г. Свиридова, пьеса «Утренняя молитва» из «Детского альбома П.И. Чайковского

2 часа

2 часа

2 часа

Знаменитые музыканты нашего города

     Знакомство со знаменитыми петербуржцами, жившими и творившими в нашем городе

Дать начальные знания о знаменитых людях, которые жили и творили в нашем городе.

Познакомить с творчеством отдельных архитекторов, писателей, поэтов, художников и композиторов.

    Развивать творческие способности детей

«…в моём городе жили…»

  • - Крылов И.А
  • - Чуковский К.И.
  • - Маршак С.Я.
  • - Чайковский П.И.

«Знаменитые люди нашего города»

  • - Крылов И.А.
  • - Пушкин А.С.
  • - Суворов А.В.
  • - Растрелли
  • - Шостакович Д.Д.
  • С биографией композитора, муз. Произведениями

  • Композитор Вениамин Баснер. Композитор Валерий Гаврилин.
  •     Композитор Андрей Петров.  
  • Композитор Сергей Слонимский.  
  •  Композитор Виктор Волошинов.
  • Борис Тищенко
  • Композитор Виктор Плешак

3 часа

3 часа

3 часа

Героическое прошлое нашего города

     Сохранение памяти об исторических событиях, людях, через муз патриотриотические произведения которые в разное время защищали нашу землю

     Формирование уважительного отношения к подвигу наших предков

     Способствовать формированию знаний об архитектурных памятниках военной доблести России

«Подвиг нашего города во время Великой Отечественной войны»

  • - Какие бывают памятники воинской славы

  • «Славны были наши деды…»

  • - Крейсер Аврора
  • - Марсово поле

«Петербург, Петроград, Ленинград» (героическое прошлое нашего города)

  • - Крейсер Аврора
  • - Марсово поле
  • - 900 дней блокады
  • - Дневник Тани Савичевой
  • - Пискаревское кладбище – музей истории города

Слушание: попурри военных песен: «Священная война» (муз. А. Александрова, сол. В. Лебедева-Кумача), «Вечный огонь» (муз. И сл. А. Филиппенко,

«Военный марш» Г. Свиридова.

Пение: «Ленинградские мальчишки» (муз. И. Шварца, сл. В. Корастылева).

3 часа

3 часа

3 часа

Я - Петербуржец

     Приобщить дошкольников к современной жизни города, вызвать интерес к посещению музеев, театров.

     Закреплять знания детей о родном городе

     Способствовать созданию условий для формирования чувства гордости за родной город, бережного отношения к культурному наследию

«Мой город Санкт-Петербург»

(обобщающее занятие)

«Я счастлив, что я – Петербуржец»

(обобщающее занятие)

50 мин

1 час

1 час

ВСЕГО

36 часов

36 часов

36 часов

Список используемой литературы.

  • Л. Баснер. Композитор Вениамин Баснер. Творческий путь
  • Т. Отюгова. Композитор Валерий Гаврилин. Биографическое эссе
  • О. Сердобольский. Композитор Андрей Петров. Эскиз портрета
  • Т. Зайцева. Композитор Сергей Слонимский. Портрет петербуржца
  • Т. Волошинова. Композитор Виктор Волошинов. Творческий путь
  • О. Скорбященская. Борис Тищенко: интервью robusta
  • О. Сердобольский. Композитор Виктор Плешак. Эскиз портрета
  • Детям о Санкт-Петербурге. Первое знакомство Автор: Нина Гурьева
  • Любовь Шиф «Путешествие по Петербургу»
  • Петербург. Застывшие мгновения. История города в фотографиях Карла Буллы и его современников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего человека. Музыкальное искусство – мощный стимул в развитии личности ребенка.

Многие выдающиеся педагоги и психологи, занимающиеся музыкальным воспитанием, признают, что ведущим видом музыкальной деятельности является восприятие музыки. Все остальное производное от него. ...

Методические рекомендации для родителей по музыкальному воспитанию "Музыкальное воспитание в семье"

Здесь описаны рекомендации для родителей по поводу начала музыкального воспитания малышей....

«Что такое музыкальное воспитание, музыкальное развитие, музыкальность?»

Консультация для родитей по музыкальному воспитанию в период адаптации....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по «Художественно-эстетическому развитию» составлена на основе программы музыкального воспитания «Ладушки» И. М. Каплуновой, И .А. Новоскольцевой; программы по музыкально-ритмическому воспитанию детей Т. Сауко, А. Бурениной.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо «Художественно-эстетическому развитию»составлена на основе программы музыкального воспитания «Ладушки» И. М. Каплуновой, И .А. Новоскольцевой;программы по м...

Проект по музыкально-патриотическому воспитанию детей на тему: «Использование инновационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников».

laquo;Песня, как никакой другой жанр, всеобъемлюща.Она призвана отражать и преломлять в себекрупнейшие события эпохи. Она конденсирует в себеи тонкую лирику, и героику, и гражданственность».А.Ф...