РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА В ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья на тему

доклад к педсовету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_slovtv-va.docx15.82 КБ

Предварительный просмотр:

                                               Доклад к педсовету

                                                           2014 г.

РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА В ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основная цель воспитания и обучения детей является процесс речевого развития. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

Театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, стараясь говорить четко, чтобы его все поняли. Надо указать и на общественно – педагогическую ценность творчества детей.

Ребенок выявляет свое понимание окружающего, свое отношение к нему, и это помогает раскрыть его внутренний мир, особенности восприятия и представления, его интересы и способности. В своем творчестве ребенок открывает новое для себя, а для окружающих – новое о себе.

Если с первой младшей группы дети будут с помощью воспитателя разыгрывать народные песенки, сказки, потешки, а во второй младшей группе, используя игрушки, фигурки плоскостного, настольного театра, театра Петрушки, будут продолжать заниматься этим, то уже в среднем возрасте театрализованная деятельность возможна как самостоятельная.

      Из многообразия средств развития словесного творчества рекомендуется:

в младших группах формировать простейшие образно – выразительные умения (например, имитирование характерных движений сказочных животных);

в средней группе обучать элементам образных выразительных средств (интонации, мимике, пантомиме);

в старшей группе совершенствовать образные исполнительские умения;

в подготовительной группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий под музыку.

        Театрализованная деятельность является наиболее эффективным средством развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста. Так как театрализованная деятельность детей – это вид художественной деятельности, включающей исполнение своего или авторского замысла в инсценировках, играх – драматизациях, в постановках разных видов театра.

Именно театрализованная деятельность позволяет наиболее полно реализовать основные направления работы по развитию словесного творчества: публичное, максимально выразительное самостоятельное воспроизведение ранее воспринятого или сочиненного текста художественного произведения ребенком.

Содержание театрализованной деятельности включает:

    просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

    игры-драматизации, упражнения для социально-эмоционального развития детей;

    коррекционно-развивающие игры, артикуляционная гимнастика, пальчиковая, дыхательная гимнастика;

    подготовка и разыгрывание сказок и драматизаций, инсценировки песен, театральные этюды, развлечения, фольклорные праздники;

    изготовление декораций;

    изучение русских народных игр.

Для самостоятельной деятельности детей необходимо создать условия, в которых театрализованная деятельность будет протекать успешно, т.е. создание предметно-развивающей среды.

        Основными задачами являются:

   Создание условий для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и т.д.);

   Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами);

   Обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;

   Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

Театрализованная деятельность связана с другими видами:

  1. Конструированием (изготовление элементов декорации); ручным трудом (дети могут сами изготавливать театр (пробки, спичечные коробки, папье-маше), изготовление элементарных декоративных украшений (бусы, кулоны, жабо);
  2. Художественно-речевой (знакомство с литературными произведениями, инсценирование художественных произведений (стихи, сказки, небольшие рассказы); использование различных театральных кукол для иллюстрации к художественным произведениям или обыгрывания; этюды, речевые упражнения для передачи различных чувств (работа над интонационной выразительностью).
  3. Изобразительной деятельностью (изготовление афиш, изготовление элементов костюмов, декораций, изготовление театра игрушек (театр картинки на руке), использование в театрализованной деятельности игрушек народных промыслов, рисование персонажей, сюжетов по просмотренным спектаклям, рисование пригласительных билетов.

   В основе занятий НОД любого типа лежит индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его возможности.

   Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо, с помощью театрализованной деятельности практически все задачи программы развития речи и наряду с основными приемами развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Подбор литературы

Доронова Т.М. Развитие детей в театрализованной деятельности. Просвещение 1997 г.

Макаренко Л. Здравствуй театр 1998 г.

Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. ТЦ Сфера 2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты непосредственной образовательной деятельности По теме: « Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок »

Русская народная сказка «Колобок».Цель: учить детей связно рассказывать сказку, выразительно передавать диалоги персонажей, соблюдать композицию сказки, учить понимать и объяснять смысл пословиц, разв...

Развитие словесного творчества в художественной деятельности дошкольников

Развитие творчества детей - проблема, к которой не ослабевает интерес теоретиков и практиков. Анализ психолого-педагогических источников, методической литературы по проблеме словесного творчества дошк...

Консультация для воспитателей "Развитие словесного творчества в театрализованной деятельности дошкольников"

Консультаци-презентация для воспитателей "Развитие словесного творчества в театрализованной деятельности дошкольников"...

Консультация для воспитателей Развитие словесного творчества в театрализованной деятельности детей дошкольного возраста

Консультация для воспитателей Развитие словесного творчества в театрализованной деятельности детей дошкольного возраста...

Доклад "Развитие связной речи и словесного творчества в театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста"

Статья на тему "Развитие связной речи и словесного творчества в театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста" может быть использована воспитателями при выступлениях на п...

РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье рассматривается педагогическая технология развития словесного творчества в театрализованной деятельности дошкольников....