Проект "Школа Доброты"
проект (старшая группа) на тему

Дмитриенко Ирина Александровна

Проект в Старшей группе "Школа Доброты".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nash_proekt.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность

Дошкольный период является сенситивным для формирования элементарных нравственных представлений и чувств, простейших навыков поведения. На основе идентификации себя со взрослым ребенок получает первый культурный образец социального поведения, которому старается следовать. При этом взрослый выступает для ребенка регулятором его поведения, определяя границы дозволенного. От возможности и умения различать добрые («что такое хорошо») и недобрые («что такое плохо») явления социальной жизни зависит то, как будет осуществляться не только дальнейшее нравственное развитие ребенка, но и становление его личности как субъекта социальных отношений. 

Старший дошкольный возраст

К старшему дошкольному возрасту у ребенка усиливается эмоциональная вовлеченность в действия и переживания сверстника. Сопереживание успехам и неудачам ровесника становятся более выраженными и адекватными. Сверстник воспринимается в глазах ребенка как самоценная, целостная личность, а не только как предмет сравнения с собой. Старший дошкольник все больше прислушивается к интересам и желаниям другого человека начинает понимать общественный смысл нравственной нормы, осознавать ее объективную необходимость для регуляции взаимоотношений между людьми. В речи детей начинают появляться слова, обозначающие нравственные качества и их антиподы: добрый, злой, жадина, честный, ябеда и т. д. В старшем дошкольном возрасте, дети начинают задавать взрослым вопросы, которые можно обозначить как «что такое хорошо, что такое плохо». Постепенно дошкольники переходят от стихийной нравственности к сознательной. У старшего дошкольника формируются обобщенные представления о дружбе, взаимопомощи, преданности, доброте. Нравственные представления начинают влиять на реальную жизнь ребенка, он демонстрирует попытки совершать нравственные действия.

Основная идея проекта - способствовать эмоционально-нравственному развитию ребенка в соответствии с традициями, социальной средой, воспитанием и индивидуальным опытом ребенка. При этом, учитывая влияние детерминирующих факторов среды и воспитания, а также индивидных свойств и уровня предпосылок психического развития ребенка.

Под нравственным развитием мы подразумеваем способность ребенка охарактеризовать свои и чужие поступки с позиции добра и зла, а также подчинять свое поведение определенным нравственным нормам.

Цель проекта состоит в создании полноценных психолого-педагогических условий для нравственного развития ребенка.  

Задачи:

  1. сформировать у детей знания и представления о нравственных понятиях «добро» и «зло»;
  2. воспитывать умение различать положительные и отрицательные качества и поступки персонажей литературных произведений;
  3. способствовать пониманию и сравнению своих положительных и отрицательных поступков и привычек с примерами поведения близких людей и сверстников;
  4. развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
  5. упражнять в умении находить у себя как положительные, так и отрицательные качества, поступки и привычки;
  6. способствовать умению выделять, анализировать и оценивать поведение на основе эталонов и образцов, представленных в культуре (в литературных произведениях)
  7. развивать умение выражать свою симпатию к добрым и антипатию к злым делам и поступкам;
  8. способствовать правильному использованию вежливых слов в процессе общения;
  9. воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и к окружающим;
  10. воспитывать желание помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого человека;
  11. дать педагогам и родителям практический материал, затрагивающий проблемы межличностного общения, нравственного воспитания и развития детей;
  12. содействовать педагогам в освоении технологии формирования нравственной сферы личности дошкольников;
  13. способствовать развитию нравственной сферы ребенка в различных видах деятельности.

Концептуальная основа проекта:

Содержание проекта строится на идеях развивающего обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, с учетом возрастных особенностей и зон ближайшего развития (Л. С, Выготский, Д. Б. Эльконин), культурно-исторической концепции развития Л. С. Выготского, представления о роли сознания в регуляции поведения и деятельности (Б. Г. Ананьев, Л. М. Веккер, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов).

Рефлексивно-деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту.

В проекте придерживается идея некритичного гуманного отношения к внутреннему миру каждого ребенка (К. Роджерс).

Принцип личностно-ориентированного подхода (Г.А. Цукерман, III.А. Амонашвили) предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.

Повышение эффективности программы основано на идеях поэтапного формирования действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина).

Участники проекта

  • дети старшей  группы
  • родители детей;
  • педагоги и специалисты ГБДОУ.

  • Проект разработан и реализуется в течение трех месяцев.

Форма работы:

  1. Групповые занятия. Занятия проводятся с группой детей два раза в неделю, их продолжительность составляет 25 минут. Занятия проводятся в групповой комнате, в которой участники могут свободно располагаться и передвигаться. Во время занятий дети сидят в кругу — на стульчиках или на ковре. Форма круга создает ощущение целостности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей.

2. Индивидуальная работа.

Включает в себя индивидуальные беседы с ребенком о правилах поведения, этикете, уважительном отношении к взрослым и сверстникам.

3. Работа с родителями детей — участников программы предусматривает:

- привлечение родителей к созданию условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях, и реализации их в повседневной жизни;

-   просветительскую работу с родителями в форме консультаций.

Принципы проведения занятий:

  • системность подачи материала;
  • наглядность обучения;
  • доступность;
  • проблемность;
  • развивающий и воспитательный характер учебного материала.

Структура занятий:

Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Структура занятий была разработана с учетом возрастных, интеллектуальных и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста .

Вводная часть, целью которой является настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками.

- постоянный ритуал начала занятий.

Основная часть может  включать в себя:

  • Подвижные игры (развитие активности, общей моторики, умения действовать по правилам);
  • Психогимнастические этюды и упражнения (развитие мимики, жестов, пантомимики, интонации)
  • Игру-драматизацию (исполняя роли, дети передают настроение героев, отражают их поступки, анализируют ошибки, предлагают позитивные модели поведения)
  • Игры с элементами музыкальной, изо-, арттерапии
  • Беседы по сказкам (анализ поступков героев, нахождение творческих решений).
  • Сюжетно-ролевые игры
  • Рассматривание рисунков и фотографий
  • Чтение художественных произведений
  • Сочинение историй
  • Рассказы детей        
  • Работу с пословицами
  • Релаксацию (успокоение, расслабление детей).

Заключительная часть

- подведение итогов занятия, обсуждение занятия с детьми; придумывание пиктограмм для отражения итога занятия на плакате.

- ритуал прощания.

Направления работы:

  • целенаправленная совместная деятельность и непосредственная образовательная деятельность с детьми;
  • как элемент или часть непосредственной образовательной деятельности специалистов учреждения работающих с детьми (музыкальный руководитель, логопед);
  • просветительская работа с семьей.

        

        

Работа с детьми по проекту.

Работа по формированию нравственной сферы детей включала три этапа:

подготовительный, основной и заключительный.

На первом этапе работы (сентябрь – октябрь) мы акцентировали внимание на знакомстве детей друг с другом, сплочении коллектива и снятии напряжения испытываемого детьми в условиях новой, незнакомой обстановки.

  1. Игры на сплочение коллектива, позволяют детям познакомиться друг с другом, привыкнуть, адаптироваться к новой среде; позволяют запомнить имена, друг друга, установить контакт;  формируют чувство группового единства; развивают умение описывать свое настроение, распознавать настроение других; способствуют проявлению эмпатии. 
  2. Развитие эмоциональной сферы, способствует пониманию детьми собственных эмоций и чувств и чувств других людей.
  • знакомство с основными эмоциями:

- игры на фланелеграфе «Притворщик»;

- авторская игра «Гномик»;

- настольно-печатные игры «Путешествие в мир эмоций», «Домик настроений», «Подбери эмоцию»;

- выкладывание эмоций из природного материала;

- рассматривание рисунков и фотографий;

  • психогимнастические этюды и упражнения (развитие мимики, жестов, пантомимики, интонации): «Угадай и покажи эмоцию», «Маша упала», «У

птички болит крылышко, пожалей птичку», «Петю наказали», «Петя грустный – веселый», «Добрые – злые», «Кто больше всего боится злого?», «Кто меньше всего боится злого?», «Страна «Хорошо» и др.

  • эмоциональное развитие детей в игре;
  • знакомство с Фей Доброты, а также с деревом добра.
  1. Введение в повседневную жизнь детей определенных стандартизированных ритуалов общения: приветствие, прощание, помощь помощнику воспитателя в сервировке стола, пожелание приятного аппетита до еды и благодарность после завершения приема пищи, поздравление именинника, встреча после длительного отсутствия.
  2. Просмотр мультипликационных фильмов.
  3. Прослушивание сказок.
  4. Прослушивание песен с выраженным нравственным содержанием, такие как: «Если добрый ты» (песня из мультфильма «Приключения кота Леопольда), «Добрый жук» (слова Е. Шварца, музыка А. Спадавеккиа), «Дорогою добра» (из кинофильма про Маленького Мука), «Песня о доброте» (песня из мультфильма «Приключения поросенка Фунтика»), «Улыбка», «В мире много сказок» (В. Шаинский), «Что такое доброта?» (группа «Барбарики») и т.д.
  5. Экскурсия в библиотеку.

Основной этап был направлен на формирование способности аргументировано оценивать поступки сверстников, проявлять свое эмоциональное отношение к их действиям, развитие умения регулировать собственное поведение в соответствии с моральной нормой.

Основными формами работы на данном этапе выступали:

  • подвижные игры (развитие активности, общей моторики, умения действовать по правилам);
  • игры-драматизации (исполняя роли, дети передают настроение героев, отражают их поступки, анализируют ошибки, предлагают позитивные модели поведения);
  • рисование на темы «Добро», «Зло», «Мой лучший друг», «Мои добрые дела», «Доброе животное»;
  • совместная продуктивная деятельность, главным условием которой является ситуация общего творчества при создании коллективных поделок, рисунков, строений;
  • беседы по содержанию художественных произведений (анализ поступков героев, нахождение творческих решений);
  • тематические беседы;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • дидактические игры: «Хорошо – плохо», «Добрый – злой», «Правильная оценка», «Исправим поступок», «Что было бы, если бы…», «Разрезные картинки». Подобные игры формируют представления о хорошем (добром) и плохом (злом) поведении, помогают дошкольникам лучше ориентироваться в поступках сверстников и давать развернутую оценку их действиям.
  • работа с пословицами;
  • рассказы детей об их добрых делах и поступках;

  • Заключительный этап работы состоит в умении детей определять причинно-следственные связи конкретной ситуации взаимодействия на основе анализа и интерпретации ее нравственного содержания. Для этого можно использовать следующие приемы и упражнения:
  • «Незаконченные предложения», «Закончи историю»;
  • «Сюжетные картинки» с изображением нравственных и безнравственных действий сверстников;
  • сочинение историй нравственного содержания;
  • создание проблемных ситуаций.

Открытые мероприятия в рамках проекта.

  • Участие в открытом мероприятии «Путешествие в музей игрушки».

  • Музыкальный досуг «Праздник Доброты».

Работа с родителями по проекту.

Главным источником формирования системы ценностей и нравственной сферы детей, безусловно, является семья. В семье закладываются первые нравственные инстанции.

  • Анкетирование родителей по вопросам нравственного воспитания детей.
  • Просвещение в вопросах нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста (индивидуальные беседы, папки передвижки, консультации на стендах).
  • Привлечение родителей к реализуемому в группе проекту:

- помощь в оформлении фотографий для стенда «Я, ты, он, она – вместе дружная семья»;

- помощь в оформлении игр нравственного содержания;

- помощь в создании костюмов для инсценировки сказки В.Сутеева «Под грибком».

- посещение музея игрушки.

Работа с педагогами.

  • обмен педагогическим опытом и инновационными технологиями;
  • методические рекомендации по формированию нравственной сферы детей дошкольного возраста;
  • буклет-памятка по формированию нравственной сферы детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект, посвященный дню спонтанного проявления доброты "День доброты" для детей младшего возраста

В нашей группе «Умники и умницы» мы провели проект «День доброты», посвящённый дню спонтанного проявления доброты, 17 февраля. В гости к ребятам пришла Баба-Яга и спросила: «Что такое доброта?». Дети ...

Презентация для недели Доброты "По дороге к доброте".

Что такое доброта? Что значит быть добрым? Какими качествами должен обладать добрый человек?...

Педагогический мини проект « Весенняя неделя доброты» ( к Всемирному дню спонтанного проявления доброты - 17 февраля) 1 младшая группа (2-3- года)

: проблемма нравственного воспитания всегда имела особую актуальность. Говорят, что если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся. В.А.Сухо...

Уроки доброты. Урок 1. Доброта всем нужна – делай добрые дела.

Конспект совместной деятельности направленной на формирование у детей дошкольного возраста  представления о доброте, как о стремлении помогать окружающим, не требуя взамен благодарности....

презентация "Доброта- воспитание в ребенке доброты"

Познакомить детей с  правилами доброты:стихи ,пословицы.......

Доброта спасёт мир. Как рассказать детям о доброте?

А нужно ли вообще рассказывать? Не «заклюют» ли доброго ребёнка в этом жестоком мире? Не станет ли проявление доброты помехой в достижении целей? Совсем наоборот! «Доброта для души т...