Семинар-практикум для педагогов "Игры и упражнения по театрализованной деятельности в детском саду"
методическая разработка на тему

Гмир Инесса Борисовна

Семинар-практикум направлен на передачу педагогического опыта в работе с детьми по театрализованной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар - практикум на педагогический совет по теме:

«Игры и упражнения по театрализованной деятельности

в детском саду»

Выполнила музыкальный руководитель

                                   Гмир Инесса Борисовна

                               ГБОУ СОШ №1392 г. Москва, д/о №2, №3

ВВЕДЕНИЕ

Для развития выразительной речи детей необходимо создание условий, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности, которые надо проводить каждый день: это игра, и пожить и порадоваться в ней может каждый ребёнок.

        Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные педагогом вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя.  

        Вместе с тем ныне в дошкольных учреждениях развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно, что можно объяснить наличием двух противоречащих друг другу тенденций в способах ее организации.

Согласно первой тенденции (назовем ее условно обучение), театрализованные игры применяются главным образом в качестве некоего "зрелища" на праздниках. Стремление добиться хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми не только тексты, но и интонации и движения в ходе неоправданно большого числа индивидуальных и коллективных репетиций. Ребенка обучают быть "хорошим артистом". И, как

1

результат, зрелище состоялось, спектакль понравился зрителям. Однако освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободную игровую деятельность. Еще бы - ведь и подготовка к спектаклю, и сам он так не похожи на игру!

Вторую тенденцию в организации театрализованной игры можно назвать невмешательством взрослого. Правда, на практике оно часто перерастает в полное отсутствие внимания с его стороны к этому виду игровой деятельности: дети предоставлены самим себе, а, воспитатель только готовит атрибуты для "театра". Из группы в группу ребенка сопровождает однотипный набор шапочек-масок, элементов костюмов, фигурок героев... Младших дошкольников это привлекает, прежде всего, из-за возможности переодеться, а значит - измениться, а старшего дошкольника это уже не удовлетворяет, поскольку не соответствует его познавательным интересам, уровню развития психических процессов, возросшим возможностям самореализации в творческой деятельности. Следствием является почти полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей 5 - 7 лет при наличии у них интереса к этой деятельности и потребности в ней.

Противоречие между развивающим потенциалом театрализованной игры и его недостаточным использованием в дошкольном учреждении может быть разрешено только при условии разработки научно обоснованной и практико-ориентированной педагогической технологии. Чтобы понять ее, необходимо, прежде всего, раскрыть основные теоретические идеи, лежащие в основе концепции развития театрализованной игры, и определиться с понятиями.

Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские.

2

К режиссерским играм можно отнести настольный, теневой театр и театр на фланелеграфе: ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности - интонацию, мимику, пантомимику.

Игра-драматизация или театрализованная игра ставит перед ребенком немало очень важных задач. Дети должны уметь при небольшой помощи со стороны воспитателя организовываться в игровые группы, договариваться о том, что будет разыгрываться, определять и осуществлять основные подготовительные действия (подобрать необходимые атрибуты, костюмы, декорации, оформить место действия, выделить исполнителей ролей и ведущего, произвести несколько раз пробное разыгрывание); уметь пригласить зрителей и показать им спектакль. Речевые и пантомимические действия исполнителей ролей при этом должны быть достаточно выразительны (внятны, интонационно разнообразны, эмоционально окрашены, целенаправленны, образно правдивы).

Таким образом, в процессе организации театрализованной игры у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки.

3

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

СНЯТИЕ МЫШЕЧНОГО НАПРЯЖЕНИЯ

  1. Дети двигаются свободно под весёлую музыку.

Задание: при прекращении музыки постройтесь в цепочку по диагонали.

  1. Дети ходят вокруг обруча под музыку.

Задание: на акцент в музыке быстро запрыгнуть в обруч.

  1. Дети стоят в кругу.

Задание: не перепутайте движение.

На слово «земля» - руки вниз.

«Вода» - руки перед собой.

«Воздух» - руки вверх.

«Огонь»- руками делаем фонарики.

  1. Дети сидят в кругу. На счёт от одного до десяти все начинают пересаживаться по цвету волос, договорившись заранее: здесь – светлые, здесь – тёмные.
  2. Дети стоят в кругу. На счёт от одного до семи они должны построиться в шеренгу по росту.

СКОРОГОВОРКИ НА РАЗВИТИЕ ДИКЦИИ

  1. Книга книгой, а мозгами двигай.
  2. Где щи, там нас не ищи.
  3. Волки рыщут – пищу ищут.
  4. Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. (Вопрос: кто где находится?)
  5. В перелеске перепел перепёлку перепел.

4

РАЗВИТИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

  1. Исполнить песенку козы из сказки «Волк и семеро козлят» то от лица Козы, то от лица Волка:

Козлятушки, ребятушки, отомкнитеся, отворитеся,

Ваша мать пришла, молочка принесла.

  1. Прочитать любое известное детское стихотворение, выполняя при этом задание:

- прочитай стихотворение, как будто  сильно мёрзнешь;

- прочитай стихотворение, как будто  заикаешься;

- прочитай стихотворение, как будто тебе очень страшно и т.д.

РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ,  МЫШЛЕНИЯ, ПАМЯТИ

Дети стоят в кругу, муз. руководитель  -  в  центре с мячом. Он поёт вопрос, затем кидает мяч любому ребёнку, который должен ответить, поймав мяч и вернув его назад.

Вопросы – ответы:

  1. Кто сочиняет музыку? – Композитор
  2. Как называется коллектив музыкантов? – Оркестр
  3. Кто главный в оркестре?  - Дирижёр
  4.  Кто играет на скрипке? – Скрипач
  5. Как называется спектакль, где всё время поют? – Опера и т.д.

РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ МИМИКИ

  1. Пение любой известной песни по пиктограммам.
  2. Изобразить мимикой и жестами:

1) Солёный чай.

2) Ем лимон.

3) Сердитый дедушка.

4) Лампочка погасла, зажглась

5

  1. Встретили друга
  2. Испугались забияку

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ПЕСЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

  1. Пропеть своё имя и фамилию
  2. Пропеть свой адрес
  3. Пропеть имя мамы и папы

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

  1. Изобразить деревянных и тряпичных кукол.
  2. Изобразить цветочек
  3. Изобразить деревянных солдатиков
  4. Изобразить роботов
  5. Изобразить бабочек и т.д.

ТЕАТРАЛЬНЫЕ ЭТЮДЫ

  1. Представить себя собачкой в будке.

« Серьёзная собачка. Кто-то идёт, надо предупредить.» И т.д.

  1. Представить себя старенькой бабушкой, ищущей своего пропавшего котёнка. (По ходу можно дополнять образ бабушки).
  2. Представить себя полным, лысым мужчиной, уронившим свои документы. (По ходу можно дополнять образ мужчины) и т.д.

6                                                                



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ "ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ"

Семинар-практикум для воспитателей«Играем в театр»...

Мастер-класс для педагогов: "Игры и упражнения по театрализованной деятельности в детском саду"

Игры и упражнения в работе с детьми по театрализованной деятельности...

Семинар-практикум для воспитателей «Театрализованная деятельность в детском саду»

ЦельРасширение знаний педагогов о театрализованной деятельности  дошкольников и совершенствование практических навыков, необходимых в работе с детьми по данному направлению....

Семинар-практикум для педагогов Тема: «Театрализованная деятельность в детском саду – путь к развитию речи дошкольников»

Семинар-практикум для педагоговТема: «Театрализованная деятельность в детском саду – путь к развитию речи дошкольников»...

Семинар практикум для педагогов: "Организация и методика проведения театрализованной деятельности в детском саду"

Для приобщения и развития артистизма, творчества, активности детей, помочь педагогам использовать разнообразные формы организации театрализованной деятельности, методы и приемы....