Мастер-класс для педагогов «Игры и упражнения по театрализованной деятельности в детском саду»
материал (старшая группа)
Цель:повышение компентентности педагогов в применении тетрализованной деятельности в детском саду., развитие фантазии и творческих способностей.
Задачи:
-создать благоприятную атмосферу в процессе совместных тетрализованных упражений, познакомить с методами работы в ДОУ.
-заинтересовать педагогов театральной детельностью, побудить использовать в своей работе тетрализованные игры.
-стимулировать к поиску выразительных средств для создани образа , используя мимику, жесты, , двжение, выразительность интонации.
-обучить участников мастер - класса конкретными навыками проведения тетрализованных игр средствами двигательной активности.
В результате работы на мастер - классе участники научатся применять полученные знания в практической работы с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.86 КБ |
Предварительный просмотр:
.Мастер-класс для педагогов
«Игры и упражнения по театрализованной деятельности в детском саду»
Цель: повышение компетентности педагогов в применении театрализованной деятельности в детском саду, развитие фантазии и творческих способностей.
Задачи:
- создать благоприятную психологическую атмосферу в процессе совместных театрализованных упражнений, познакомить с методами работы ДОУ в данном направлении
- заинтересовать педагогов театральной деятельностью, побудить использовать в своей работе театрализованные игры
- стимулировать к поиску выразительных средств для создания образа, используя движение, мимику, жесты, выразительность интонаций
- формировать навыки импровизации, умение посредствам образной выразительности определять эмоциональное состояние персонажей и выражать своё.
- обучить участников мастер-класса конкретным навыкам проведения театрализованных игр средствами двигательной активности с использованием инновационных подходов.
- Познакомить воспитателей с разными видами театров.
- Привлечь внимание родителей к театрализованной игре.
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хотела бы вместе с вами окунуться в волшебный мир театра. Для этого нужно совсем немного: желание и хорошее настроение.
Театр – один из самых доступных видов деятельности, который позволяет решать многие проблемы педагогики и психологии, связанные с нравственным и художественным воспитанием, развитием воображения, самостоятельности, инициативности.
Среди разнообразных форм обучения и воспитания детей в дошкольном возрасте особое место занимают театрализованные игры, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста. Театрализованные игры способствуют развитию фантазии, памяти, воображения, учат сопереживанию; через мимику, жесты ребенок передает эмоциональное состояние героя. Обогащается словарный запас ребенка, формируется звуковая культура речи, навыки связной, диалоговой речи. Театрализованная игра дает возможность спрятаться за маску, костюм, решить какую - то проблемную ситуацию, а также является средством сохранения эмоционального здоровья ребенка.
Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку.
С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй, улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Под театрализованными играми ученые понимают «игры в театр», «сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям».
Театрализованные игры отличаются от сюжетно-ролевых игр не только сюжетом, но и характером игровой деятельности. Театрализованные игры являются играми-представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемого детьми в лицах. В них, как и в настоящем театральном искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы. Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.
К режиссерским играм можно отнести настольный, теневой театр и театр на фланелеграфе: ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.
Игры-драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы.
Режиссерские игры
Настольный театр игрушек. Используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.
Настольный театр картинок. Персонажи и декорации — картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.
Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда книжки, ведущий демонстрирует личные сюжеты, изображающие события, встречи.
Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе детьми из старых книг, журналов создаются самостоятельно.
Теневой театр. Для него необходимо экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.
Игры-драматизации
Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.
Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.
Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.
Также к драматизации относятся:
-игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
-ролевые диалоги на основе текста;
-инсценировки произведений;
-постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям.
- Уважаемые коллеги! Сейчас мы с вами перейдем от теоретической части нашей встречи к практической.
Упражнение "Сходства" - Предлагаю вам разбиться на 2 группы по 5 человек. Постарайтесь выбрать себе в группу тех, у кого есть что – то общее с вами, например, совпадает цвет одежды или волос.
Как я уже говорила, что театрализованное представление помогает развивать музыкально-творческие способности дошкольников. Чтобы научить красиво, говорить, петь, выразительно читать стихотворения, драматизировать, надо долго удерживать дыхание, изменять темп, использовать динамику голоса, изменять интонацию. Для этого есть специальные упражнения, игры, тренинги, упражнения на развитие мимики, пантомимики.
- Давайте представим, что мы с вами пришли в театральную студию.
- Хотите быть артистами и выступать на сцене? (Ответ).
- А артисты могут в кого превращаться? (Ответы).
Сегодня мы тоже постараемся быть артистами! А чтобы выступать на сцене артисты проводят разминку.
Давайте согреем наше горлышко и сделаем зарядку для губ и язычка.
Чоки-чоки-чоки- чок!
Поработай язычок!
Шарик.
Надуть щёки, сдуть щёки.
Часики.
Улыбнуться, открыть рот и переводить язык из одного уголка рта в другой.
Индюк.
Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится звук, похожий на БЛ-БЛ-БЛ…
Чтобы достойно сыграть свою роль, актер должен громко и выразительно проговаривать свои слова. Для этого нужно сделать разминку. Прочитать стихотворение А. Барто "Зайку бросила хозяйка не так, как вы обычно читаете - с выражением, а словно:
- вы оправдываетесь перед товарищем;
- вы хвастаетесь перед кем-то;
- вы испугались собаку;
- как робот;
- со скоростью улитки
- как будто вы страшно замерзли;
- как будто у вас во рту горячая картошка.
Получилось здорово! Давайте похлопаем друг другу. В процессе подготовки детей к постановке сценки, нужно их учить с разной интонацией произносить привычные слова. Сейчас и мы с вами поучимся этому. Отвечает тот педагог, к которому я обращусь.
«Здравствуйте» — проговорить радостно, приветливо, небрежно, угрюмо;
«До свидания» — с сожалением, с огорчением или надеждой на скорую встречу;
«Спасибо» — уверенно, нежно, нетерпеливо, обиженно;
«Извините» — неохотно, с раскаянием.
Далее усложняем задание. Попрощаемся как Карлсон, Баба Яга, Терминатор, Принцесса.
Мимическая игра «Угадай, что изображаю»
(участникам раздать листочки с заданиями.
Одна команда показывает, другая отгадывает).
1 к. Ем лимон.
2к. Сердитый дедушка.
1 к. Тепло-холодно.
2 к. Встретили хорошего знакомого.
1 к. Обиделись.
2 к. Удивились.
1 к. Получить подарок.
2 к. Мне грустно.
Игра-пантомима .
1 к. Показать (руками или пальцами):
Стой на месте!
Идём со мной!
До свидания!
Давай, помиримся.
Я тебя люблю!
Я боюсь.
2 к.Показать частями тела:
как твои плечи говорят: «Я горжусь»;
как твоя спина говорит: «Я старый, больной человек»;
как твой палец говорит: «Иди сюда!»
как твои глаза говорят: «Да» «Нет»;
как твой нос говорит: «Мне что-то не нравится»
- Итак, мы с Вами поиграли в театральные игры. Показали замечательные актерские способности. Теперь мы перейдем к практическому заданию.
У меня есть волшебная красивая коробочка, в ней находятся атрибуты к сказке, а сказка спряталась в загадку. Ну-ка попробуйте отгадать загадки, быстро руку поднимай-ка и в сказку попадай – ка. Кто отгадает загадку, тот будет играть роль в сказке.
1.Маленький шарик под лавкою шарит. (Мышка).
2. Летом в болоте вы ее найдете. Зеленая квакушка, кто это? (Лягушка).
3. Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки. Живо отгадай-ка, кто же это? (Зайка).
4. У кого из всех зверей хвост пушистей и длинней? (Лиса).
5. Кто зимой холодной , ходит злой голодный? (Волк)
6. Хозяин леса неуклюжий, наступает всем на уши? ( Медведь)
- Сказку мы все очень ждали. Сказку в гости приглашали? Сказка здесь уже, друзья. Сказка к нам пришла сюда! А как называется она друзья? Все вместе отгадайте.
Стоит избушка, резная верхушка, тесом покрыта, щелком прошита, Что это? (Теремок). Правильно молодцы. Стоит в поле теремок (бубен). Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает: - Терем-теремок! Кто в тереме живет? Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить (колокольчик).
Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает: - Терем-теремок! Кто в тереме живет? (удары деревянными ложками). - Я, мышка-норушка! А ты кто? (колокольчик) - А я лягушка-квакушка (ложки). - Иди ко мне жить! Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить (колокольчик).
Бежит мимо зайчик- побегайчик, остановился и спрашивает: - Терем-теремок! Кто в тереме живет?(треугольник) - Я, мышка-норушка (колокольчик). - А я лягушка-квакушка (ложки) . А ты кто? - А я зайчик- побегайчик (треугольник). - Иди к нам жить! Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить (треугольник)
Идет мимо лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает: - Терем-теремок! Кто в тереме живет? (бубенцы) - Я, мышка-норушка (колокольчик). - А я лягушка-квакушка (ложки). - А я зайчик- побегайчик. А ты кто? (треугольник) . -А я лисичка-сестричка! - Иди к нам жить! Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить (бубенцы).
Прибежал волчок- серый бочок, заглянул в теремок и спрашивает: — Терем-теремок! Кто в тереме живет? (трещотка) - Я, мышка-норушка (колокольчик). - А я лягушка-квакушка (ложки). - А я зайчик-побегайчик. (треугольник) . -А я лисичка-сестричка! А ты кто? - Иди к нам жить! Забралась волчок серый бочок в теремок. Стали они в пятером жить (играют на своих инструментах).
Вдруг идет медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал звуки музыки, остановился и заревел во всю мочь: — Терем-теремок! Кто в тереме живет? ( удары по барабану) - Я, мышка-норушка (колокольчик). - А я лягушка-квакушка (ложки). - А я зайчик- побегайчик. (треугольник) . -А я лисичка-сестричка!(бубенцы) - А я волчок серый бочок (трещотка) А ты кто? - Иди к нам жить! Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит: — А я лучше у вас на крыше буду жить. (удары по барабану) Влез медведь на крышу и только уселся — ба-бах! — развалился теремок. Затрещал теремок, упал набок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик- побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок — все целы и невредимы. ( Все играют на своих инструментах).
Хочу поблагодарить всех участников нашего мастер – класса за творчество, инициативу, открытость, желание узнать новое и принимать участие в коллективных мероприятиях. Надеемся, что мастер – класс был для вас полезен, и вы будете использовать полученные знания в работе в детьми вашей группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Использование театрализованной деятельности в детском саду».
Повышение компетентности педагогов в применении театрализованной деятельности в детском саду, развитие фантазии и творческих способностей....

Семинар-практикум для педагогов "Игры и упражнения по театрализованной деятельности в детском саду"
Семинар-практикум направлен на передачу педагогического опыта в работе с детьми по театрализованной деятельности....

Мастер-класс для педагогов: "Игры и упражнения по театрализованной деятельности в детском саду"
Игры и упражнения в работе с детьми по театрализованной деятельности...

Мастер-класс для педагогов «Активное применение методов ТРИЗ в повседневной деятельности педагогов детского сада»
Мастер-класс для педагогов«Активное применение методов ТРИЗ в повседневной деятельности педагогов детского сада»Цель: Познакомить педагогов с методами ТРИЗ и вариантами их прим...

Мастер-класс "Изготовление театральных кукол из бросового материала. Использование театрализованной деятельности в детском саду"
Театрализованная деятельность является одним из самых популярных и увлекательных направлений в дошкольном воспитании. С точки зрения педагогической привлекательности можно го...

Мастер-класс для воспитателей детского сада «Театрализованная деятельность в детском саду»
Мастер-класс для воспитателей детского сада «Театрализованная деятельность в детском саду»АктуальностьСегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности ...

Мастер класс для педагогов МДОУ "Детский сад "Ласточка" : "Театрализованная деятельность в детском саду. "
Мастер класс проведен для педагогов МДОУ "Детский сад "Ласточка", в рамках программы "В гостях у сказки" для обучения и конкретного занятия по совершенствованию практичес...