семинар-практикум "Систематизирование и обобщение знаний воспитателей о проектной деятельности в детском саду на основе интеграции образовательных областей"
методическая разработка по теме

Семинар-практикум для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Систематизирование и обобщение знаний воспитателей о проектной деятельности в детском саду на основе интеграции образовательных областей»

Семинар - практикум.

Цель семинара – повышение уровня компетентности педагогов ДОУ в вопросах проектирования педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта.

Задачи семинара:

  • Формировать мотивационную готовность у всех участников образовательного процесса к апробации новых форм, видов и содержания детской деятельности.
  • Способствовать повышению уровня теоретической и методической подготовки воспитателей в вопросах интеграции и реализации образовательных областей общеобразовательной программы.
  • Совершенствовать профессиональный уровень педагогов через использование творческих форм активации и осмысления своей педагогической деятельности.
  • Формировать творческий подход в работе с педагогическим коллективом по обновлению содержания образования на основе ФГОС ДО.
  • Развивать профессиональные навыки и умения воспитателей в разработке комплексно-тематического планирования работы с детьми.

Основные принципы семинара:

  • Принцип безоценочности действий и личности участников;
  • Принцип приоритета деятельности над ее формальным результатом;
  • Принцип активности;
  • Принцип осознания поведения;
  • Принцип партнерского общения.

Предшествующая работа:

участникам семинара было предложено подготовить ответы на вопросы:
-  Какие чувства вас одолевают, решая проблему проектирования педагогического процесса, в соответствии с ФГОС?
- Какие проблемы возникают у Вас при проектировании педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации ФГОС?

Содержание семинара:

  • Рассмотреть понятия  «интеграция», «метод проектов в образовании» и ознакомиться с сущностью и особенностями интегративного подхода как метода проектирования целостной картины мира.
  • Провести Деловую игру «Осенняя корзина» для поиска решений проблем интеграции образовательных областей.
  • Познакомиться со способами разработки проектов, сконструировать модель реализации содержания образовательных областей на основе интегративного подхода с помощью «Модели трёх вопросов».
  • Выделить потенциальные проблемы, используя метод «Шести шляп».

Оборудование: мультимедийное оборудование, мяч, 6 шт. ватман разных цветов для изготовления шляп, листы для записи, фломастеры, карточки по классификации проектов, карточки с образовательными областями и формами образовательной деятельности, слайдовая презентация, мишень для рефлексии.

Ход семинара.

Вступительная часть (Участники семинара стоят по кругу)
Слайд 1

Добрый день, дорогие коллеги. Приветствуем вас на семинаре «Систематизирование и обобщение знаний воспитателей о проектной деятельности в детском саду на основе интеграции образовательных областей».  Давайте настроимся на работу.  Упражнение «Ассоциация»

 Слайд 2

Я начну фразу, а вы, поймав мяч, продолжите эту фразу:

 Если педагог – это цвет, то какой?
Если педагог – это геометрическая фигура, то какая?
Если педагог – это настроение, то какое?
Если представить, что педагог – это сказочный герой, то кто?
Если время года, то какое?
Если педагог – это вид спорта, то какой?
Если педагог – это цветок, то это…
Если педагог – это драгоценный камень, то какой?
Если педагог – игра, то какая?
Если педагог – это планета?

Слайд 3 Актуальность

Тема педагогического проектирования не является новой темой в образовании. Метод проектов активно начал внедряться в педагогический процесс с приходом ФГТ. И, сейчас, внедряя в образовательный процесс ФГОС мы продолжаем использовать проектный метод в педагогической деятельности.

Так как одной из годовых задач нашей работы на этот учебный год является «Формирование экологического сознания и поведения дошкольников, посредством проектной деятельности», нам необходимо систематизировать и обобщить знания о педагогическом проектировании и интеграции.

Основная часть.

Слайд 4

Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает нормы и положения обязательные при реализации основной образовательной программы детского сада. Основная образовательная программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. Однако расширение объема содержания в разных областях знаний педагогического процесса может привести к перегруженности, что в первую очередь, отражается на ребёнке. Складывается противоречие между желанием «больше дать ребёнку» (каждый специалист расширяет объем содержания) и действительными психическими и физическими возможностями ребёнка дошкольного возраста. Благодаря реализации интегрированного подхода, возможно, избежать перегрузок детей, освободив время для игры, сохранив их физическое, психическое и социальное здоровье, развивая все стороны личности.

Давайте уточним, что же такое интеграция? (ответы педагогов).

Слайд 5

Верно, интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса.

В настоящее время перед детским садом поставлена задача предложить целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка на определённую тему в течение одного дня или недели, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира.

Слайд 6

Как осуществить интеграцию образовательных областей? Что для этого нужно сделать? Нам разобраться в этом поможет

Деловая игра «Осенняя корзина»: Посмотрите на предметы нашей игры. Тема «Осенняя корзина». Каждая группа педагогов может предложить формы и методы работы по данной теме. 

В течение определенного времени придумайте, как через разные виды деятельности можно внедрить данную тему в различные образовательные области. 

А, теперь, возьмите чистый лист А4, фломастер. Я называю образовательную область, а Вы записываете, как можно там раскрыть данную тему. Затем складываете листочек, закрывая свой текст, и передаёте по кругу соседнему столу.

Называются образовательные области: («Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное»).

Сейчас листы открываются и зачитываются по очереди каждым педагогом.

Какое итоговое событие могло бы быть по завершении этой темы?

Вывод

Объединение ОО в единое целое способствует формированию в сознании ребенка целостной картины мира и даёт возможность освоения информации через разные каналы восприятия: зрительный, слуховой, кинестетический. Небольшой временной период освоения («проживания») темы (неделя/месяц) позволяет определить рациональные способы и формы организации образовательного процесса, которые  без перегрузки детей дадут возможность получить качественный результат – развитие интегративных качеств дошкольников. Каждый временной отрезок имеет кульминационную точку – итоговое событие, к которому готовится вся группа. Это может быть праздник, выставка творческих работ, игра, викторина, встреча с интересными людьми, презентация проекта и др. Детское сознание прекрасно удерживает эмоционально значимые для него события. Задача педагогов – спланировать образовательный процесс таким образом, чтобы вместе с воспитанниками полноценно прожить все его этапы: подготовку, проведение, обсуждение итогов. При этом важно, чтобы у ребенка остались положительные эмоциональные переживания и воспоминания.

Слайд 7

Дайте определение «Что такое проект?».

Проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Использование проектного метода в дошкольных организациях – один из методов интегрированного обучения дошкольников. Использование данного метода в образовательном процессе помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели. Педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.

Слайд 8

Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.

Слайд 9 Типология проектов

Классификация

Типы

По количеству

Индивидуальные, парные,         Групповые, фронтальные

По содержанию

Моно-проекты (1 образовательная область)

Интегративные (2 и более образовательных областей)

По продолжительности

Краткосрочные (мини-проекты (неск. занятий, 1-4 недели)

Среднесрочные (от 1 месяца)

Долгосрочные (полугодие, учебный год)

Слайд 10

Тип проекта и содержание (по Киселевой)

Тип проекта

Содержание

Исследовательско-творческий

Дети экспериментируют, исследуют, а затем оформляют результаты в виде газет, отчетов, докладов.

Ролево-игровой

Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы.

Информационный

Направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагает ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов

практико-ориентированный

Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы. Результатом могут быть предметы, которые используются в реальной жизни (лук на подоконнике, правила группы) или используются в оформлении детского сада (выращивание цветов).

Творческий

Оформление результата работы в виде детского праздника, спектакля, видеофильм, совместная газета

Слайд 11

Структуру проекта легко запомнить - это Шесть «П»:

Это и есть этапы работы над проектом

Любой проект ориентирован на разрешение конкретной проблемы, при его разработке полезно уже изначально выразить свое видение предполагаемых действий.

Выбор темы – это первый шаг воспитателя в работе над проектом,

Слайд 12

"Модель трёх вопросов"

Есть три начальных пути:

1) Воспитатели, прислушиваясь к детям, накапливают достаточно много информации об их интересах и насущных потребностях, о событиях в детском саду, семье и сообществе, затронувших душу и мысли ребенка. После обсуждения своих наблюдений за детьми взрослые формулируют одну из версий темы (потенциальная тема) проекта. Следующие действия посвящены развертыванию конкретной темы от выбора целей до получения продукта.

2) Другой, заключается в определении взрослыми темы, актуальной для развития детей как членов социального сообщества – таких традиционных для дошкольного мира, как «Одежда», «Животные» и т. д.

3) Ребенок задает вопрос.

Слайд 13. ЧТО ЗНАЮ? ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ? КАК УЗНАТЬ? Игра с педагогами на 

Слайд 14. Модель трех вопросов на примере темы «Ягоды»

 В заполнении модели могут принимать участие и дети, и родители. Так, если «модель трех вопросов» вывешивается в раздевалке, то родители принимают самое непосредственное участие в работе по теме с самого начала: с одной стороны, они видят, что появилась новая интересная тема; видят, как проявляют себя в этой теме дети и их собственный ребенок; с другой стороны, они могут сразу же внести свои предложения, коррективы, понять в чем нужна их помощь.

Слайд 15. Итак, мы с вами сформулировали тему и далее приступаем к

Проектирование Второй шаг - это планирование по выбранной проблеме на тот период, который рассчитан на его длительность. Здесь мы определяем тип проекта. Определяем цели и задачи проекта. Продумываем, каким образом можно включить детей и родителей в проект. При этом учитываются все виды детской деятельности. Воспитатели особое внимание уделяют организации среды, способствующей изучению темы проекта.

Поиск информации Осуществляем сбор необходимой информации, знакомство с литературой, видеоматериалом, иллюстрациями, предметами по теме проекта.

Продукт Оформление результатов в виде альбома…

Слайд 16.17 Презентация самый зрелищный этап

На презентацию приглашают всех желающих родителей (на пример на родительском собрании). Это стимулирует другие семьи включиться в проект.

Главные герои презентации, - дети, рядом с ними находится воспитатель. Они рассказывают о том, что узнали, сделали, демонстрируют подготовленные материалы.

Завершающий этап работы над проектом: Можно провести в виде беседы, вечернего или утреннего круга. Педагог оценивает умения детей и совместную деятельность дошкольников. Поощряет каждого участника, подобрав ему свою номинацию. Обсудить, понравилось ли детям заниматься проектом, какие ещё темы они хотели бы исследовать, о чем узнать. Т. е. заканчивая один проект, мы протягиваем нить к следующему.

Слайд 18.

Если мы сравним два возрастных этапа, то четко можно увидеть, что уровень участия детей в проектной деятельности зависит от возрастных особенностей детей: в младших группах малыши наблюдают за деятельностью взрослого; в среднем возрасте принимают участие в реализации проекта,

Слайд 19

в старшем возрасте являются полноправными участниками проекта. Главное действующее лицо в старшем дошкольном возрасте - ребёнок.

Слайд 20 Шесть шляп мышления

Проанализировать и воспринять проблему проектирования педагогического процесса мы попробуем, используя метод «Шести шляп». Перед вами ватман разного цвета, вам нужно изготовить шляпу, соответствующего цвета с соответствующим аспектом мышления.

Почему именно шляпы? Это тот предмет, который легко, примерить на себя. «Надевая» на себя ту или иную шляпу мы будем рассматривать нашу проблему в выбранном цвете. То есть, каждый цвет имеет свой тип мышления.

Итак, вы приступаете к работе, а я знакомлю вас с типами мышления, присущий вашей шляпе.

  1. Белая шляпа: информация

Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить. Белая шляпа учит человека работать только с конкретными фактами, цифрами, событиями. Благодаря ей можно стать беспристрастным, освободиться от эмоций, которые, как известно, «туманят разум». Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?

  1. Черная шляпа: критика

Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценками, опасениям и осторожности. Она защищает нас от безрассудных и непродуманных действий, указывает на возможные риски и подводные камни. Польза от такого мышления несомненна, если, конечно, им не злоупотреблять. Черная шляпа помогает человеку увидеть все негативные стороны проблемы, она позволяет оценить риски. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?

  1. Желтая шляпа: логический позитив

Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи. Желтая шляпа помогает раскрыть ресурсы, положительные стороны ситуации; увидеть «плюсы» проблемы. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?

  1. Зеленая шляпа: креативность

Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, модифицируем уже существующие, ищем альтернативы, исследуем возможности, в общем, даем креативности зеленый свет. Зеленая шляпа актуализирует творческое мышление человека, позволяет осуществлять нестандартный подход к решению задачи, искать новые способы и приемы. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?

  1. Красная шляпа: чувства и интуиция

В режиме красной шляпы у участников сессии появляется возможность высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать. Красная шляпа дает возможность человеку увидеть проблему в ярких эмоциональных красках. Тем самым создаются условия для отреагирования эмоций, благодаря чему они больше не будут мешать работе. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?

  1. Синяя шляпа: управление процессом

Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. В частности, ее используют в начале работы для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели.

Синяя шляпа помогает человеку находить смысл в том, что он делает, продуктивно управлять процессом мышления, обобщать накопленный опыт, вписывать проблему в контекст глобальных событий; Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

Итог: Таким образом: работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов дошкольника. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и других видов деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. 

Проектная деятельность помогает связать обучение с жизнью, формирует исследовательские навыки, развивает познавательную активность, самостоятельность, творческие способности, умение планировать, работать в коллективе. Всё это способствует успешному обучению детей в школе. 

И в заключении предлагаю провести рефлексию по итогам мероприятия «Попади в мишень»

мишень

Список литературы:

Кисилева Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2005.

Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: Сфера, 2006.

Виноградова Н. А., Микляева Н. В., Родионова Ю. «Методическая работа в ДОУ: эффективные формы и методы», - М.: Айрис - пресс, Москва, 2008 г.

Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008.

 Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008

Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, N 4.

Скоролупова, О. О комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании. [Текст] / О. Скоролупова,  Н.Федина  //Дошкольное воспитание. – 2010. N5

Скоролупова, О. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция. [Текст] / О. Скоролупова,  Н.Федина  //Дошкольное воспитание. – 2010  N7

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

 


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на основе интеграции образовательных областей «Прогулка по Петергофу»

Цели и задачи: продолжать развивать у детей познавательный интерес, через представление о Петергофе и Санкт – Петербурге;расширять и обогащать словарный запас детей;закреплять прямой и обратный с...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группе на основе интеграции образовательных областей «Приглашение на праздник Весны»

Цель: закреплять у воспитанников представления о весне, весенних изменениях в природе через интеграцию образовательных областей.Задачи: Обучающие:продолжать расширять представления о весне, весенних и...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ "ПРИШЛА ЗИМА".

  Данная методическая разработка совместной образовательной деятельности по познавательному развитию предназначен адля детей младшей группы ( 3 - 4 лет ). В данной образовательной дея...

Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.

Статья  Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...