Детские музыкальные инструменты в жизни детей
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Лысенко Лия Андреевна

    Основной формой музыкальной деятельности  в  детском саду  является непосредственно образовательная деятельность.

Она  объединяет  все виды музыкальной деятельности: пение, 

восприятие  музыки, музыкально-ритмическое движение, игру на детских музыкальных инструментах.  Игре на детских музыкальных инструментах нужно уделять внимание, т.к. именно детское музицирование  расширяет сферу музыкальной деятельности, повышает интерес к НОД,  способствует развитию памяти, внимания, помогает преодолению излишней   застенчивости,  скованности, расширяет музыкальные возможности  ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskie_muzykalnye_instrumenty_v_zhizni_detey.docx20.32 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  - Статьи

- Лысенко Лия Андреевна

- Музыкальный руководитель

- МБДОУ «ЦРР-детский сад№134 «Жемчужинка» г.Чебоксары Чувашская Республика

              Детские музыкальные инструменты в жизни детей  

    Основной формой музыкальной деятельности  в  детском саду  является непосредственно образовательная деятельность.

Она  объединяет  все виды музыкальной деятельности: пение,  

восприятие  музыки, музыкально-ритмическое движение, игру на детских музыкальных инструментах.  Игре на детских музыкальных инструментах нужно уделять внимание, т.к. именно детское музицирование  расширяет сферу музыкальной деятельности, повышает интерес к НОД,  способствует развитию памяти, внимания, помогает преодолению излишней   застенчивости,  скованности, расширяет музыкальные возможности  ребенка.

    Обучаясь  игре на детских  музыкальных инструментах,  дети  открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, различают  красоту звучания музыкальных инструментов. У них улучшается качество пения, музыкально-ритмических движений.

              Работу по обучению детей игре на музыкальных инструментах стараюсь проводить организованно и последовательно.  Знакомство с инструментами осуществляю как в НОД,  уделяя обучению 5 - 7 мин., так и во время индивидуальной работы с детьми. Вместе с воспитателями стараюсь применять разнообразные методические приемы: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально-дидактических игр,  фланелеграфа, музыкальных лесенок, слушание музыки в  записи.

    Обучение игре на инструментах в процессе НОД требует большого количества  времени,  поэтому тщательно продумываю его проведение, чтобы оставалось время на этот вид деятельности.

      Готовлюсь к НОД заранее:  раскладываю все атрибуты  (платочки, ленточки, султанчики), готовлю  необходимые пособия, музыкальные инструменты, подбираю диски для слушания. Задания объясняем и я и воспитатель четко и кратко.

        Со многими инструментами знакомлю детей в  НОД. Здесь же происходит и обучение игре на музыкальных инструментах. Обязательно учитываю  возраст детей – дошкольников.

 С остальными инструментами, которые используются в оркестре, в  небольших ансамблях, в  некоторых музыкально – дидактических играх, знакомлю во время проведения  индивидуальных занятий. Обучение игре  на них осуществляю также в самостоятельной деятельности.

      В процессе  обучения детей игре на детских музыкальных инструментах использую песенки   из «Музыкального букваря» Н. Ветлугиной. Они  помогают развивать мелодический слух, чувство ритма, голос, способность  сравнивать и различать звуки по высоте и тембру.

Систематическое применение в НОД  различных музыкальных игрушек и инструментов вызывает у детей интерес к занятиям,  расширяет их музыкальные впечатления, способствует творческой активности.

     Знакомить  с музыкальными инструментами начинаю со второй группы раннего возраста. Дети должны научиться различать звук по высоте (высокое и низкое звучание колокольчиков, металлофона, фортепьяно); знать и различать звучание бубна и погремушки.

 В работе с малышами я также использую  музыкальную  игрушку: дудочку.

Под музыку дудочки активные дети пляшут, а пассивным  детям  даю возможность просто понаблюдать, как занимаются другие. В последующем:  дудочку приносила кошечка, то кошечка ее искала, а дети ей помогали.  Использовала музыкально – дидактическую игру  «На чем я играю», чтобы узнать запомнили  ли дети тембры инструментов. Используя металлофон в игре «Птицы и птенчики учила различать высокие и низкие звуки. Познакомила с погремушками. Их принес петушок, а бубен принесла кукла Таня.

     В младшей группе мы закрепляем  знания детей о музыкальных  игрушках и инструментах, о которых дети узнали во второй группе раннего возраста,  продолжаем  знакомить с новыми - барабаном и металлофоном. Дети без особого труда узнают звучание  двух  разных по высоте  колокольчиков . Передают ритмический  рисунок своего имени, ударяя по бубну. Со звучанием и приемом звукоизвлечения  на  металлофоне  знакомлю с помощью музыкально -  дидактической игры «Прогулка» Барабан и зайчика приношу в чудесном мешочке. Воспитатель открывает и

спрашивает: «Ты кто?» « Я, Зайчик – побегайчик. Дайте мне мой барабанчик».

Воспитатель достает барабан. Зайчик играет на барабане. При обучении игре на музыкальном инструменте большое значение имеет развитие чувства ритма, умение передавать  детьми несложный ритмический рисунок. Для этого использую кубики в игре «Поезд».        

    В средней группе предусматриваем новый вид музыкальной деятельности -

игра на детских музыкальных инструментах (металлофоне) Игра на металлофоне способствует развитию у детей мелодичного слуха, ритма, музыкальной памяти. Первоначальное обучение игре на инструменте осуществляем в НОД.

Знакомим с правилами звукоизвлечения  в игре «Прогулка». Затем приступаем к разучиванию на металлофоне песенки  «Мы идем с флажками» Е.Тиличеевой. Но до этого проводим предварительную работу. Разучиваем песенку  всей группой, отхлопываем ритмический рисунок, отстукиваем на бубне, барабане, музыкальным молоточком, на кубиках. После того как все дети хорошо усвоят ритм, переходим к игре этой песенки  на металлофоне.

Поэтому же принципу разучиваем и другие  песенки: « Небо синее», «Месяц май», « Андрей – воробей».

В песенке «Лесенка» Е. Тиличеевой детям нужно играть мелодию на 5 пластинках, расположенных последовательно. Сначала я познакомила с лесенкой пятиступенной. По ней походили матрешка, кукла. То воспитатель управлял этими игрушками, то дети. Потом показала, как это звучит на металлофоне. Для детей сложность заключается в том, чтобы дети ударяли молоточками точно по центру пластинки, но не задевали находящиеся рядом. Дети в группе закрепляли игру на металлофоне.

     В старшей группе дети должны исполнять знакомые песенки  индивидуально, а также небольшими группами, соблюдая общую динамику, темп, своевременно вступать и заканчивать игру. Сначала мы повторяем песенки, построенные на  одном звуке «Андрей - воробей», «Мы идем с флажками», «Месяц Май» Тиличеевой.

Следим за правильным  звукоизвлечением на металлофоне.  Дети играют с музыкальным сопровождением   на металлофоне индивидуально.

С помощью этого инструмента, мы развиваем чувство ритма. Например: песенка «Смелый пилот». Для исполнения она не сложна, представляет сложность в ритмическом отношении. При показе песенки  обращаю внимание  на изображенный  на карточке  ритмический рисунок, отхлопываем его, выкладываем на фланелеграфе.

Только потом начинаем проигрывать на металлофоне. Но встречаются дети, которые не могут точно сыграть ритмический рисунок. На помощь приходят  кубики, ложки, бубны. Но через несколько встреч с музыкой они справляются с заданием. В старшей группе при обучении игре на металлофоне даем задание более сложное: сыграть на 2-х близлежащих звуках. Дети после нескольких повторений  с заданием справляются. Учим детей творчески относиться к песенкам. После исполнения песенки  «Дождик» предлагаем подумать, какой еще инструмент может быть использован  во время игры. Сережа подсказал мне треугольник. Попросила воспитателя сыграть на треугольнике. В русской народной  песенке  «Скок - поскок» использовала ударные инструменты:  барабан, бубен, ложки. Вначале дети используют мелодию с фортепьянным сопровождением, затем  группа ребят играет на металлофоне, песня детей исполняется на ударных инструментах, остальные поют песенку. Музыкальные инструменты  в НОД использую и в пении песен, что доставляет детям немало радости, развивает их творчество и активность. Например, в песне «Голубые санки»  Иорданского.

      Обучению игре на музыкальных инструментах в подготовительной группе мы уделяем особое внимание. К этому времени дети уже играют на многих  инструментах.  Как металлофон, погремушка, трещотки, колокольчики, колотушки, треугольники, бубны, барабаны. Ребята с помощью воспитателей и музыкального руководителя могут организовать  оркестр. Ставятся новые задачи: научить детей играть по одному и в оркестре, своевременно вступать и заканчивать свою партию,  играть с динамическими оттенками  . Играют индивидуально, небольшими группами. У ребят развивается чувство ансамбля, дети совместно учатся петь и играть. Ансамблем играют русскую народную прибаутку «Сорока - сорока», песню  «Гармошка» Е. Тиличеевой. Творческая активность детей проявляется и в песне «К нам гости пришли» Александрова. В этой песне чередуются инструменты бубен, металлофон , трещотка . Эти инструменты выбрали дети сами. Постепенно усложняем задания. Дети переходят к игре песенок, построенных  на трех  звуках, а также с более усложненным ритмическим рисунком. В русской народной песне «Во поле береза стояла», кроме металлофона, звучит в первом такте припева треугольник. В русской народной песне «Во саду ли, в огороде» привлекает разнообразие  инструментов: металлофоны, треугольники, бубны, трещотки. В звучании этой мелодии могут быть использованы колокольчики, ксилофоны. К концу учебного года уже  все дети  владеют  практическими навыками игры на нескольких музыкальных инструментах, знают их названия, характер звучания, правила пользования инструментами.

Итак, обучение игре на детских музыкальных инструментах имеет большое значение для развития музыкальности, индивидуальности,  становления личности ребенка. Возможности войти в мир  музыки, найти свои  собственные формы общения с ней. Познакомиться с высокохудожественной музыкой, ощутить и пережить ее эмоционально. Приобрести начальные навыки музицирования. Создать предпосылки  к формированию творческого мышления.

Литература

1.Гогобридзе А.Г., Деркунская В.А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – Москва: Академия, 2007.

2.Зацепина  М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. – Москва: Мозаика-Синтез,2015.

3. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. - Москва: Просвещение, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого доминантного музыкального занятия « В королевстве музыкальных инструментов » по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах в подготовительной группе.

Ход занятия:Под звучание вальса дети забегают в музыкальный зал.М.Р.- Доброе утро! Я очень рад видеть вас сегодня, вы в хорошем настроении, бодрые и веселые. Давайте друг-другу улыбнемся и поздороваем...

«Развитие музыкально - сенсорного восприятия основных отношений музыкальных звуков через игру на детских музыкальных инструментах у детей 5-7 лет"»

Цель работы является создание условий для развития природной музыкальности и формирование творческого музыкального мышления дошкольников через музицирование на детских музыкальных инструментах; знать ...

Музыкальный бизиборд – развивающая сенсорная доска с детскими музыкальными инструментами на развитие музыкальных способностей, мелкой моторики и тактильного восприятия у детей.

Бизиборд знакомит детей с музыкальными инструментами, со звукми, которые они издают, развивают навыки игры на детских музыкальных инструментах....

Детские музыкальные инструменты в жизни дошкольников.

Цели, задачи обучения игре на детских музыкальных инструментах в соответствии с ФГОС ДО....

Роль музыкальных инструментов в жизни детей

О пользе обучения детей дошкольного возраста  игре на детских музыкальных инструментах»  Одной из основных задач музыкального  воспитания в детском саду является ра...