Формирование целостной картины мира "Ознакомление детей со свойствами стекла "
методическая разработка (старшая группа) на тему

Синявская Анастасия Вячеславовна

Занятие для детей старшей группы "Ознакомление детей со свойствами стекла", разработано в рамках проекта "Экспериментирование в неживой природе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx17.99 КБ

Предварительный просмотр:

ФЦКМ познание. Ознакомление детей со свойствами стекла. Старшая группа.

Цель: познакомить детей со свойствами стекла. Учить обследовать предметы, используя все анализаторы: зрительный, слуховой, тактильный.

Программное содержание:

- познакомить с рукотворным материалом - стеклом, рассказать о его свойствах и качествах;

- развивать любознательность, речь детей, умение правильно обращаться со стеклянными предметами на основе полученных представлений;

- воспитывать интерес к занятию, внимание, усидчивость, бережное отношение к вещам.

Оборудование:  пластмассовый кубик, резиновый мяч, деревянный карандаш, кружка, различные стеклянные предметы. На каждого ребенка стол банка стеклянная, банка жестяная, хрустальный стакан, матрешка, карандаш. Значки свойств.

Ход:

Дети давайте встанем с вами в круг, чтобы всем все было хорошо видно. Ребята посмотрите друг на друга, улыбнитесь, помашите друг другу ручкой.

Молодцы! Зарядились хорошим настроением.

А теперь я буду вам показывать различные предметы, а вы должны угадать из чего они сделаны (мяч из резины – значит он какой? резиновый, карандаш из дерева - деревянный, кубик из пластмассы – пластмассовый, кружка из стекла – стеклянная).

Молодцы, а теперь давайте с вами отгадаем загадку, и с помощью нее узнаем о чем же мы с вами будем сегодня разговаривать:

Звучащее, прозрачное,
Воды не боюсь,
А ударь – разобьюсь. (Стекло)

Правильно, это стекло. Так о чем же мы с вами  сегодня поговорим? Молодцы, Сегодня мы с вами поговорим о стекле и о его свойствах. Сегодня стеклом никого не удивишь.

- Ребята, а что вам приходит на ум, когда вы слышите слово «стекло»? (ответы детей).

А даваите мы сейчас с вами дружно пройдем в приемную и посмотрим что там у нас спрятано.(на столе лежат предметы из стекла накрытые покрывалом). (воспитатель убирает покрывало, вместе с детьми рассматривает предметы).

Посмотрите сколько здесь различных предметов. Из чего эти предметы? Какие они? Обратите внимание что некоторые предметы не полностью из стекла, а к ним добавлено еще что то, Назовите такие предметы (дети называют), а есть предметы которые сделаны из цветного стекла, назовите их. Молодцы!

- Ребята, были времена, когда человек не знал, что такое стекло. Стекло – это природный материал? или рукотворный? (отвечает ребенок которого спрошу) Это дело рук человека.

Вы хотите узнать как же появилось стекло??? Тогда проходите обратно в группу на стульчики.

 Однажды в давние времена моряки причалили к чужому берегу. Они вышли на сушу, развели на песке костер и завели разговор. Чтобы костер не погас, они обложили его комками соды. Наступила ночь, моряки уставшие от длительного плавания заснули крепким сном. Каково же было их удивление, когда утром вокруг костра они нашли блестящие камушки – камни, которые образовались из сплава песка и соды. Ребята, так из чего же образовалось стекло? (отвечают те кого спрашиваю).

Ну что ребята, давайте немного отдахнем

Физминутка:

Руки в стороны, согнули

Вверх подняли помахали,

Спрятали за спинку их.

Повернулись через левое плечо,

Через правое еще,

Вместе все присели пяточки задели.

Потянулись дружно ввысь, опустили руки вниз.

Воспитатель: Отдохнули, А теперь проходите за столы. Ребята посмотрите, что лежит у вас на столах? Что же можно со всем этим сделать, у кого есть варианты поднимите руку я спрошу? (предположения детей)

 Возьмем две банки. Стеклянную и металлическую. Опускаем в них по матрешки.

Мы видим, что лежит в металлической банке?

Мы не видим. Она не прозрачная.

А Мы видим, что лежит в стеклянной банке?

- Да. Через стекло можно увидеть, что находится внутри.

- Значит, стекло  какое??? (прозрачное.)

Мы с вами выделили первое свойство стекла, какое же это свойство??? (спрашиваю ребенка?) Правильно прозрачность! Давайте все пройдем к доске, посмотрите сколько тут разных знаков, давайте выберем тот, который подойдет к нашему свойству. (Ребенок выбирает значок прозрачность)

- А где еще используется прозрачность стекла? Что из него делают?(Ответы детей) Из него делают окна в домах, стекло в машине, очки, люстры, лампочки и  т. д.  Стекло бывает и цветное (зеленая бутылка, коричневый пузырек, синяя лампочка и различные цветные вазочки).

-  А если уронить предмет из стекла? (Правильно, он разобьется, потому что стекло хрупкое.) давайте выберем значок который обозначает хрупкость. Молодцы ребята, что обозначает этот знак???

Проходите ребята обратно за свои столы.

- Возьмите в руки стекло. Погладьте его, какое оно на ощупь? (ответы детей) Правильно (гладкое, холодное, скользкое). Какой значок мы с вами выберем, чтоб узнать какое стекло на ощупь? (вызываю Элю) Ребята согласны с Элей??? Проходи Эля на свое место!

 - А теперь еще один эксперимент, я раздам вам по карандашу, как вы думаете, что можно сделать?

- Возьмите деревянные карандаши и постучите ими по стеклу.

- Что вы слышите? Какой звук вы слышите?

- А теперь постучите по столу. Одинаковые звуки? - Вы заметили, что стекло это такой материал, который издает мелодичные, громкие звуки? Давайте пройдем к доске и выберем с вами значок, который обозначает мелодичность.  

Молодцы ребята, мы выделили с вами все свойства стекла. Давайте повторим их.

Молодцы, теперь проходите за свои стульчики, мы с вами немного поиграем в игру, которая называется «Что лишнее?»

 Игра презентация на закрепление

3 предмета, 2 из цветного стекла,1 из прозрачного.

2 стеклянных предмета 1 резиновый

2 из стекла, 1 с добавлением  др материала

2 из прозрачного стекла, и из цветного

2 деревянных, 1 стеклянный.

А теперь ребята посмотрите, вот значки которые вы выбрали! Степа посмотри на значки и расскажи нам о свойствах стекла.

 (рассказы детей. 3-4 человека.)

Анализ: Ребята что мы нового и интересного узнали на занятии? Где вы можете применить свои знания? Что вам больше всего понравилось? Какое стекло? А про что бы вы хотели узнать в следующий раз?

Сегодня вы хорошо постарались, помогли мне. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формированию целостной картины мира (ознакомление с природой) и образовательной области: «Художественное творчество»: развитие продуктивной деятельности (лепки). На тему: «Путешествие в осенний лес»

интеграция образовательных областей: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Музыка» Цель: Сформировать интерес к природе, умение видеть ее к...

Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи и формированию целостной картины мира. Ознакомление с правилами дорожного движения. Тема: «Говорящие знаки»

Расширять представление детей о правилах дорожного движения; учить  избегать опасных ситуаций на дорогах; закреплять знания  о работе регулировщика- инспектора дорожного движения; продолжать...

План-конспект интегрированной образовательной деятельности во второй младшей группе по формированию целостной картины мира. Ознакомление с природой. «Лесные животные»

Виды детской деятельности:- игровая- коммуникативная- продуктивная Цели:- обогащать представления детей о лесных животных (отмечать характерные признаки представителей животных);- учить детей при...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности по формированию целостной картины мира, ознакомление с природой. Тема: «Прогулка в парк природы »

 -  Создать условия для уточнения представлений об основных признаках весны : с наступлением тепла происходит пробуждение  живой природы  - Формировать познавательный интере...

Конспект. Непосредственно - образовательной деятельности по формированию целостной картины мира, ознакомление с природой. Тема: «Прогулка в парк природы »

 -  Создать условия для уточнения представлений об основных признаках весны : с наступлением тепла происходит пробуждение  живой природы  - Формировать познавательный интере...

«Познавательное развитие», направление «Формирование целостной картины мира» (ознакомление с окружающим природным миром). Тема: «В гости к нам пришла кукла Маша».

Цель: побуждать детей определять, различать и описывать предметы природного и рукотворного мира.Задачи:- продолжать знакомить с предметами, необходимыми в быту;- закреплять знания обобщающих слов...