Программа по дополнительному образованию
учебно-методический материал (средняя группа) на тему

Шапошникова Валентина Григорьевна

Кружок "Умелые -ручки" Художественный труд.Создание поделок из природного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_dopolnitelnomu_obrazovaniyu.docx35.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Нижне-Нарыкарская средняя общеобразовательная  школа»

ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

Кружок « Умелые ручки»

(средняя группа)

                                   

Составитель: Воспитатель

 Шапошникова Валентина Григорьевна

Содержание работы.

1. Пояснительная записка

2. Цель, задачи

3. Принципы содержания программы

3. Ожидаемый результат работы кружка

4. Перспективный план кружка

5. Материально-техническое обеспечени

Пояснительная записка.

«Источники творческих

способностей и дарования

детей - на кончиках их пальцев.

 Другими словами: чем больше мастерства

 в детской руке,

тем умнее ребенок»,  

говорил В. А. Сухомлинский.

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

Природа сказочно  богата, какие разнообразные чувства переполняют нас при встречи с ней. В любое время года она открывает свои прелести по-разному, давая простор фантазии и творчеству, укрепляя нежные и добрые чувства в человеке. Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков. Создавая поделки своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции, работа с разными материалами даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности. Дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, т. к. именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, поэтому программа предусматривает расширение этого потенциала, формирование и совершенствование уникальных способностей  детей среднего дошкольного возраста. Занятия в кружке позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук. Творчество детей построено по принципу – от простого к сложному, что позволяет развивать у детей дошкольного возраста уверенность в свои силы и успешность. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики- согласованности работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, большое влияние оказывает ручной труд на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления.

Поделки в большой мере удовлетворяют любознательность детей.

Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления поделок, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой игрушки, очень важны для общего развития. Положительные эмоции являются важным стимулом воспитания трудолюбия

Программа раскрывает задачи и содержание творческой работы из природного материала и предполагает использование нетрадиционных форм организации художественной деятельности. Особый акцент программы – творческая деятельность детей, в процессе которой они приобретают навыки и умения в изготовлении поделок, знакомятся с техникой их изготовления.

Цель: развивать мышление, воображение, мелкую моторику рук, воспитывать самостоятельность, уверенность и инициативность.

Задачи:

  • Развивать воображение детей.
  • Развивать умения создавать композиции
  • Углублять и расширять знания об окружающем мире (природе, культурных традициях народов ханты и манси, свойствах различных материалов).
  • Способствовать развитию творческих способностей детей, мелкой моторики рук.
  • Поддерживать проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.
  • Привлекать детей к работе с разнообразными материалами.
  • Формировать положительные эмоции у детей в процессе их творческого взаимодействия и художественно-деятельного общения со взрослым
  •  Воспитывать усидчивость, внимательность, старательность, самостоятельность;
  • Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
  • Вызывать интерес к окружающему миру, культурным традициям, воспитывать любовь к природе.

 

Принципы содержания программы:

1. Принцип наглядности - широкое использование зрительных образов, постоянную опору на свидетельства органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью.

2. Принцип доступности изучаемого – все задания подобраны с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей.

3. Принцип интеграции – создание у ребенка целостной картины мира средствами природы, литературы, музыки, искусства, продуктивной деятельности.

4. Принцип систематичности - обучать, переходя от известного к неизвестному, от простого к сложному, что обеспечивает равномерное накопление и углубление знаний, развитие познавательных возможностей детей.

5. Принцип комфортности – атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ребенка ситуации успеха.

6. Погружение каждого ребенка в творческий процесс – реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.

7. Деятельностный принцип – реализуется в принятии идеи главенствующей роли деятельности в развитии ребенка

Новизна программы - развивающее обучение, построение работы в соответствии с конкретным педагогическим замыслом, интеграция разнообразных видов детской деятельности, творческая организация образовательной деятельности ребёнка, использование информационно-коммуникативных технологий

 

Программа составлена с учётом интеграции образовательных областей:

«Познавательное развитие»,

«Речевое развитие»,

«Художественно-эстетическое развитие»,

«Социально-коммуникативное развитие»,

«Физическое развитие».

Целевая аудитория:

Программа рассчитана для детей среднего  дошкольного возраста( 4-5 лет)

Объём

Срок реализации программы: 1 год.

Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю длительностью 20 минут во второй половине дня. Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности.

Планируемые результаты(ожидаемые результаты работы)

1. Развиты творческие способности у детей; оригинальность подхода к

решению задач, умения свободно ориентироваться в окружающем мире;

2. Совершенствована мелкая моторика руки;

3. Сформированы умения и навыки работы с различными материалами,

приспособлениями и инструментами;

4. Воспитана аккуратность, самостоятельность при выполнении творческих заданий

Форма организации занятия

Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи, игровые упражнения. В теоретической части используется рассказ воспитателя, беседа, рассказы детей, показ воспитателем способа действия; в практической части – непосредственное изготовление изделий, самостоятельное художественное творчество детей, коллективная, групповая работа.

Формы контроля

Итогом реализации программы являются: выставки детских работ в детском саду; дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам) ; участие на конкурсах различного уровня. При помощи наблюдений за деятельностью дошкольников на занятиях, в свободной творческой деятельности, а также путём анализа детских работ выявляются результаты

                           

                                Перспективно-тематическое планирование

месяц

тема

цель

Формы работы

материал

сентябрь

«Стрекоза»

Учить детей создавать игрушку из полосок бумаги, воспитывать аккуратность, развивать мелкую моторику рук.

индивидуальное выполнение

Зеленый картон, полоскицветной бумаги, клей, кисточки, салфетки.

«Бабочка-красавица»

Аппликация из стружки от карандашей.

Наклеивание древесной стружки от карандашей; создание образа бабочки; развитие световосприятия.  

Ознакомительная беседа, игра, индивидуальное выполнение творческих композиций

Квадраты 7х7 из бумаги (белый,красный) для гриба,зеленая,желтая,красная бумага для оформления,ножницы,клей

«Жар-птица»

Аппликация из осенних листьев – флористика

Знакомство детей с техникой выполнения работы из осенних листьев; предложить самим определиться с видом и количеством листьев; Развитие воображения, фантазии.

Индивидуальное выполнение творческих работ.

Разноцветные листья, клей, кисточки, салфетки, картон10Х10 см

«Сказачные рыбки»

Пластилинография  

Скатывание шариков из пластилина  одинаковой величины и последовательное располагание их на трафарете рыбки, развитие мелкой моторики.

индивидуальное выполнение творческих композиций

 Трафареты рыбки, пластилин разных цветов.

октябрь

«На поляне ежики»

 из семян подсолнуха, коктельные трубочки)

Научить детей создавать объемные фигурные образы; учить четко следовать устным инструкциям воспитателя;  предложить сделать выбор  в создании иголок для ежа, воспитывать умения работать коллективно, развивать инициативу, творчество прислушиваясь к мнению участников продуктивной деятельности.

Коллективная работа

Пластилин семена подсолнуха, коктельные трубочки 2,5-3см. поляна покрытая мхом.

«Ветка рябины» Аппликация из скатанных салфеток

Учить детей  нетрадиционным способам: скатывание шариков из салфеток одинаковой величины; развитие чувства композиции;

Индивидуальное выполнение творческих работ

Картон, салфетки-красные и оранжевые, кисточки, клей, полоски цветной бумаги -коричневого и зеленого цвета.

Снеговик из манки

Продолжать развивать интерес к созданию аппликации   с помощью манной крупы, Воспитывать трудолюбие.

индивидуальное выполнение творческих композиций

 простые поделки»

 стр 9

Цветная бумага, манная крупа, клей, ножницы.

Е Румянцева «Аппликация

4

«Овечки из ваты»

Наклеивание контура ватой; воспитание бережного отношения к животным

Занятие – эксперимент.

Цветная и белая  бумага, ножницы, вата, клей.

Е Румянцева «Аппликация простые поделки» стр 104

ноябрь

«Колосок» Аппликация из семян

Учить передавать особенности строения колоска из семян. Развивать аккуратность творчество, закреплять знание о цвете. Учить наносить клей капельным способом

Индивидуальное выполнение творческих работ

Семена арбуза, тыквы, дыни,  картон, клей ПВА, зубочистки

Т.Ф.Панфилова «Обучение детей работе с природным материалом» стр-29

«Цыпленок»

Продолжать учить детей работать с бумагой, создавалт объемную аппликацию, передавать в работе характерные черты цыпленка.

Индивидуальное выполнение творческих работ

Цветная бумага, ячейка из под яиц предварительно выкрашенная в желтый цвет, ножницы, клей.

Настольная игрушка «Улитка»

Учить детей создавать яркие образы из бумаги на свое усмотрение; учить правильно отбирать материал для поделки по предложенной теме; закреплять умения вырезать  круг из квадрата, развивать творческое воображение; мелкую моторику рук.

Индивидуальное выполнение творческих работ

Цветной картон, клей ножницы,  шаблон улитки, квадраты разного размера и цвета

«Украшение для мамы»

Учить детей нанизывать бусы из макарон на нить, чередуя цвет. Развить мелкую моторику рук, художественный вкус, чувство ритма и цвета. развивать инициативу

Индивидуальное выполнение творческих работ

Макароны разного цвета и формы. Нитки. Образцы разных бус.

декабрь

«Ёлочка - пушистая иголочка»

Аппликация из шерстяной нити

Выполнение аппликации из шерстяной нити, разрезанной на мелкие части; развитие фантазии и воображения; воспитание аккуратности.

работа в паре

Шерстяные нитки разных оттенков зеленого, ножницы, клей, картон.

«Марш Снеговиков»

Учит детей создавать образ снеговика из ватных дисков. Воспитывать аккуратность, трудолюбие .Упражнять детей в составлении композиции . Воспитывать умения работать коллективно

Коллективная работа

Цветной картон голубого цвета, ватные диски, клей,  ножницы,

Журнал «Самоделкин» № 18-2013 стр14

«Снежинки»

Познакомить детей с разнообразием крупы и зернобобовых Учить детей удерживать крупу пальцами. Развивать мелкую моторику, глазомер, стимулировать зрительное внимание

Индивидуальное выполнение творческих работ

Крышки из под майонеза, по количеству детей, пластилин,  рис длинозерный.

«Домик из спичек»

Закреплять умение вырезать из квадрата треугольник , составлять  целостный образ. Развивать творческое воображение, эмоциональную отзывчивость.

Индивидуальное выполнение творческих работ

Квадраты цветной бумаги, синий  картон, клей ПВА, спички, манная крупа.

Е Румянцева «Аппликация простые поделки» стр 88

январь

«Ах, ты, Зимушка-Зима, снежная красавица»

Закрепить умение детей обрывать бумагу на мелкие полоски, создавая картину зимнего леса. Упражнять детей в составлении композиции зимнего леса.

Коллективная работа

Цветной картон, белая бумага

Пингвин из шишек

Учить передавать особенности строения птицы. Воспитывать трудолюбие.

Индивидуальное выполнение творческих работ

Пластилин, шишки И.В.Новикова «100 поделок из природного мат-ла» стр.26

февраль

«Гусеница»

Учить детей делать гусеницу , дополняя ее деталями, придающими работе особую выразительность.

 Закрепить у детей навыки приема обрывания бумаги, совершенствовать навыки работы с ножницами.

Индивидуальное выполнение творческих работ

Кусочка цветной бумаги, шаблон гусеницы на зеленом картоне, ножницы, клей.  

«Черепашка из ракушек»

Учить лепить из пластилина черепаху.  Панцирь выкладывать из ракушек слегка вдавливая, подбирая по цвету и размеру. Развивать мелкую моторику рук, аккуратность.

Индивидуальное выполнение творческих работ

Пластилин, мелкие круглые ракушки , лак

И.В.Новикова «100 поделок из природного мат-ла» стр.51

«Самолет»

Продолжать учить детей создавать игрушки своими руками. Закреплять умение вырезать овал из прямоугольника. Развивать творческое воображение, эмоциональную отзывчивость.

Индивидуальное выполнение творческих работ

Пласмасовые бутылки 0,5л.  по количеству детей, ножницы, прямоугольники из толстого картона

«Автомобиль»

Закреплять умение делать машину из геометрических форм. Развивать воображение, воспитывать интерес изготавливать поделки своими руками чувство ритма и цвета.

Индивидуальное выполнение творческих работ

Цилиндры от туалетной бумаги, краски, картон, ножницы, клей. Журнал «Самоделкин» № 11-2013 стр5

март

«Ветка мимозы»

Аппликация из пшена

Закрепление умения детей выполнять работу с использованием крупы, дополнять букет веточками из цветной бумаги.

Индивидуальное выполнение творческих работ, игровые упражнения

Картон, цветная бумага, пшено, клей, салфетки, кисточки.

«Сумочка»

Учить детей создавать яркие образы из материала на свое усмотрение; учить правильно отбирать материал для поделки по предложенной теме; развивать творческое воображение; развитие мелкой моторики рук.

Индивидуальное выполнение творческих работ

Картон, бумага, ножницы, клей, пайеткики для украшения.

Кофейные сердечки

 Воспитывать желание сделать работу хорошо, развивать самостоятельность, навыки самообслуживания.

Индивидуальное выполнение творческих работ

Картон, клей, зерна кофе.

«Вертушка»

Учить детей из плотной бумаги создавать вертушки для наблюдения за ветром на прогулке; учить приемам сгибания по диагонали; развивать мелкую моторику рук; воспитывать интерес изготавливать поделки своими руками

Индивидуальное выполнение творческих работ

Картон, ножницы,

апрель

Бусы из бересты

Познакомить детей с украшениями народов Ханты и манси.  

Предложить сделать бусы из бересты.

Коллективная работа

Образцы украшений народов севера., береста, ножницы, клей.

Закладка для книг» Национальный орнамент»

 Познакомить детей  с национальным орнаментом народов ханты и манси. Предложить сделать закладку для книг своими руками.  закреплять умение пользоваться ножницами.

Индивидуальное выполнение творческих работ

Образны разных орнаментов, цветной картон, ножницы.

«Подсолнухи»

Продолжать поддерживать интерес к созданию поделки своими руками, воспитывать самостоятельность, трудолюбие.

Индивидуальное выполнение творческих работ

Семечки подсолнуха, картон, веточки, гофрированная бумага оранжевого и желтого цвета, кожницы, клей ПВА

«Самоделкин №12 -2013г стр 6

«Ромашка  из перьев»

Продолжать учить детей изготавливать поделки из разных материалов. развивать мелкую моторику рук; воспитывать интерес изготавливать поделки своими руками

Индивидуальное выполнение творческих работ

Перья разных размеров,  желтый картон, клей.

май

«Золотые рыбки в аквариуме»

Продолжать учить детей создавать образ рыбки из макаронных изделий. Развивать творчество, воображение эстетические чувства. воспитывать умения работать коллективно развивать инициативу

Коллективная работа

Трафарет рыбки, макароны(гребешки рожки),

пластилин, нарисованный аквариум.

«Весёлая овечка» работа по замыслу

Работа с разными материалами (по выбору детей)

Закрепление умения детей самостоятельно выбирать материал для работы, изготовление аппликации из разных материалов по выбору; развитие мелкой моторики рук, аккуратности; воспитание интереса к животным.

Индивидуальное выполнение творческих работ, игровые упражнения.

Трафарет овечки, миски с разными материалами- горох, ватные диски, макароны, арбузные семечки, кусочки ниток,  салфетки, клей пластилин.

«Грибной дождь»

Продолжать закреплять умение детей правильно пользоваться ножницами, стричь по прямой, изготавливать поделки из полосок бумаги. воспитывать умения работать коллективно

Коллективная работа

Голубая бумага-  , ножницы, клей, ватман.

Список использованной литературы.

  1. А.Верхола «Чудеса из природных материалов».
  2. Е.Румянцева «Аппликация. Простые поделки»
  3. И.В.Новикова, Л.В.Базулина « 100 поделок из природных материалов»
  4. Г.Н.Давыдова «Детский дизайн - поделки из бросового материала»
  5. А.А.Анистратова, Н.И. Гришина «Поделки из бумаги»
  6. И.М.Петрова «Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьких»
  7. Т.Ф.Панфилова «Обучение детей работе с природным материалами»
  8. М.И.Нагибина «Природные дары для поделок и игры»
  9. В.Пудова, Л.Лежнева «Игрушки из природных материалов»
  10. Журналы «Самоделкин» за 2013г
  11. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программно-методический материал к программе «Умный язычок» Составитель программы - педагог дополнительного образования Остапенко Л.А. для детей 5-7 лет

Программно-методический материал к программе «Умный язычок».Составитель программы -  педагог дополнительного образования Остапенко Л.А....

Конкурс. Разработка программы. Рабочая учебная программа по дополнительному образованию. Кружок «Почитай-ка». Возрастная группа: подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР

Книга – великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из н...

Рабочая программа по дополнительному образованию «Экспериментирование с живой и неживой природой» составлена для детей 3 – 4 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, СТЭМ образование

Рабочая программа по дополнительному образованию «Экспериментирование с живой и неживой природой» составлена для детей 3 – 4 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на ...

Рабочая программа по дополнительному образованию Кружок - «Музыкальная шкатулка». один год (срок реализации программы)

Рабочая программа по дополнительному образованиюКружок -  «Музыкальная шкатулка».один год(срок реализации программы)...

Рабочая программа по дополнительному образованию по развитию хантыйской речи «Наие» Возраст детей 6-7 лет. Срок реализации программы: 2019-2020 учебный

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГМУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШУРЫШКАРСКИЙ РАЙОНМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮ/РКЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ШУРЫШКАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ОБРАЗОВАТ...

Программа кружка (дополнительного образования дошкольников) "Цветная логика. Блоки Дьенеша - как дополнительное развитие дошкольников"

Данный материал будет полезен воспитателям и педагогам дополнительного образования в работе с дошкольниками с использованием в игровой деятельности, как элемент НОД  блоков Дьенеша....