Поликультурное воспитание детей раннего возраста
проект (младшая группа) на тему

Бучнева Лариса Викторовна

проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon polikulturnoe_vospitanie.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 37» г.Усолье-Сибирское

П Р О Е К Т

поликультурное  воспитание  детей  раннего возраста

1 Младшая группа «ПЧЁЛКИ»

                                              Выполнила:

                                                                                Бучнева Лариса Викторовна

Апрель, 2015 год г. Усолье-Сибирское

Пояснительная записка

                                Народ в наиболее чистом виде всегда представляют дети.

                                Когда национальное умирает в детях, то это означает  

                                начало смерти нации.

                                                                                                         Г.Н. Волков

     Идея поликультурности стала предметом научного исследования в начале 20 века. Гурлитт Л., Гансберг Ф., Шанпельман Г. в это понятие включали этническую и мировую культуры, способствующие развитию общечеловеческого сознания и утверждающие идею о едином мире, не допускающем унификации культур. Понятие поликультурного воспитания определяет как «воспитание, включающее организацию и содержание педагогического процесса, в котором представлены две и более культуры, отличающиеся поязыковому, этническому, национальному или расовому признаку». Поликультурность воспитания предполагает отражение в его содержании специфических особенностей различных культур, их диалога и взаимодействия в историческом и современном контекстах.

     Поликультурность присуща человеческому сообществу на протяжении всей его истории. Однако в наши дни в России остро встал вопрос воспитания подрастающего поколения в рамках поликультурности.

      Концепция развития  говорит о том, что все граждане России, вне зависимости от расовой, этнической, конфессиональной принадлежности, являются неотъемлемой частью великой российской нации.  Поликультурное образование должно начинаться как можно раньше, в идеале - с рождения.       Дошкольный возраст является наиболее сензитивным для формирования положительного отношения к представителям других национальностей.

      Для маленького ребенка не существует понятия «свой» и «чужой» национальном смысле, он открыт любой культуре на познавательном и деятельностном уровнях. Поликультурное воспитание дошкольников рассматривается как процесс формирования у детей национальной идентичности и представлений о многообразии культур в отдельном населенном пункте, стране и в мире, воспитания у них заинтересованного и позитивного отношения к разным культурам и их различиям, развития умений и навыков гуманного, продуктивного взаимодействия с носителями других культур. Миссия дошкольного образования - сформировать основу, фундамент для успешной интеграции ребенка в многонациональное общество, его социализации  в современном мире.

Цель:

     Развивать эстетические чувства, приобщая детей к фольклору разных народов.

Задачи: 

  • Познакомить детей с устным и песенным народным творчеством; русскими, узбекскими и башкирскими народными играми.
  • Развивать речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса.
  • Побуждать детей активно включаться в игровые действия, употребляя разные по форме и содержанию обращения. 

Тип проекта: познавательно - игровой.

Продолжительность: краткосрочный (2 недели).

Участники проекта: воспитатели группы, родители и дети первой младшей группы.

Предполагаемый результат:

  1. Развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта.

  1. Создание благоприятных условий для саморазвития ребенка.

                     

                           Этапы реализации проекта

№№

п/п

Содержание

Цель:

1.

2.

3.

4.

5.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

   

  I  Этап  Подготовительный

Изучение методической литературы, создание банка информации по данной теме.

Подобрать фольклорный материал, согласно возрасту детей.

Подобрать иллюстрированный материал к фольклорным произведениям.

Организовать совместно с родителями и детьми разучивание потешек «Ласточка», «Сорока-белобока», «Совушка-сова».

Привлечь родителей в изготовлении нацио-нальных костюмов (русских, башкирцев, узбеков, татар), оформление семейных аль-бомов с традициями (семьи Довгаль Юлии, Мухаметхановой Ирины, Нуриллоевой Ма-дины).

Консультация для родителей «Мудрость в воспитании детей».

Основной этап

Чтение художественной литературы

«У Аленки в гостях»;

«Дождик, дождик, пуще»;

«Три веселых братца»;

Сказка «Волк и семеро козлят»;

Сказка «Три медведя»;
Сказка «Маша и медведь».

Игровая деятельность

Реч.игра «Заборчик»; Д/игра «Подражание голосам животных и птиц»; Д/игра «Боль-шие и маленькие зайчики», Д/игра «Кто как кричит», Д/игра «Лес шумит», Пальч./игра «Печем пироги».

Игровая ситуация «Убаюкиваем куклу»; сюжетно-ролевая игра «Мы шоферы».

Музыкальное развитие

Музыкальная игра «Звери музыканты»;

Музыкально-ритмическое движение «Пля-ска с платочками».

Физическое развитие

П/игра «Зайка серенький сидит»; «Вышла курочка гулять». Народная игра узбекиста-на «Ворота (Копкон)», башкирии «Липкие пеньки». Хороводная игра «Ходит Ваня», «По ровненькой дорожке, шагают наши но-жки».

Театрализованная деятельность

Кукольный театр РНС «Теремок»;

Театрализованная игра «Солнышко встает»;

Развлечение «Прогулка в лесу»;

Этюд «Лисичка подслушивает».

Конструирование

«Постройка домика для козлят».

Получение информации по данной теме.

Изучить с детьми фольк-лорный материал.

-«-

Вовлечение родителей в совместную педагоги-ческую деятельность.

-«-

-«-

Познакомить детей с произведениями русско-го народного творчества.

Совместное вовлечение педагога и детей в раз-ных видах деятельности.

Заключительный этап

Открытое городское мероприятие «Прогул-ка  по весеннему лесу». (Приложение 1).

Поделиться опытом ра-боты с коллегами из разных детских садов города.

        Подводя итог, можно констатировать, что развитие нравственных чувств дошкольников с использованием фольклора и традиций народов возможно в том случае, если педагогическая организация работы в детском саду будет осуществляться в тесном взаимодействии с семьями воспитанников, что позволит создавать образовательно – воспитательное пространство, в которое ребёнок погружается в детском саду и дома. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада.    Поликультурное воспитание – это воспитание ребёнка на культуре народов региона, где проживает малыш, с приоритетом для него культуры его национальности. Помощь родителей для достижения целей по поликультурному воспитанию детей является неотъемлемой частью воспитательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста, как средство воспитания у них основ толерантности через игры драматизации (старший дошкольный возраст)

Проект«Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста, как средство воспитания у них основ толерантности через игры драматизации (старший дошкольный возраст)Составила: воспитательВербицкая Е. В....

«Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста через музейную педагогику»

Процесс освоения человеком традиций своего народа, художественной культуры - сложный и длительный, осуществляющийся на протяжении всей его жизни. Средства музейной педагогики позволяют сделать этот пр...

«НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Социальные процессы, происходящие в современном обществе, создают предпосылки для выработки новых целей образования. В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающи...

"Практикум работы с родителями по поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста"

Основная цель программы - формирование у детей дошкольного возраста уважения к людям иной культуры, языка и веры в процессе вовлечения родителей в воспитательный процесс ДОУ. Современная модель с...

Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ "Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида" Исаевой Флоры Вялиулловны по теме "Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста через музейную педагогику"

Музей — это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности. Музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, спос...

Семинар на тему: «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста как средство воспитания у них основ толерантности».

Семинар на тему: «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста как средство воспитания у них основ толерантности».       Формирование основ толерантной культуры – одна...