Экологизация в экологическом воспитании
статья на тему

Хашимова Лейсан Илфаровна

Данный материал для выступления в семинарах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologizatsiya_v_ekolgicheskom_vospitanie.docx26.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №47»

Выступление

«Экологизация в экологическом воспитании»

                                                                               Подготовила: воспитатель 6гр

                                                                     Хашимова Л.И.

Нижнекамск 2015г

На сегодняшний день  очень актуальна проблема о загрязнении окружающей среды в городе Нижнекамск и в  Закамском  регионе в целом. Наиболее остро стоит вопрос о загрязнении: атмосферного воздуха, воды в реках, состоянии лесных насаждений.  Население Нижнекамска подвержено большому числу различных заболеваний. Конечно же, для решения этих проблем, как мы все знаем, принимается ряд мер, создаются различные инновации (например станция очистки воды, разные фильтры на заводах) Именно поэтому, по моему мнению, в наших дошкольных учреждениях должно уделяться больше внимания экологизации. В настоящее время в детских садах существует много различных инноваций, которые применяются в нашей деятельности. Я хочу рассказать о том, какие инновации мы применяем в нашем учреждении в процессе экологизации.

Для начала несколько слов об инновации. Что такое «инновация»?

В настоящее время в научной литературе нет общепринятого определения инновации (нововведений). Поскольку она может быть как материальна (предмет, вещь), так и нематериальна (процесс, идея), наиболее абстрактное, но точное определение инновации - это нечто совершенно - качественно новое применительно к конкретной ситуации, что можно использовать, когда это будет осознано.  В большинстве случаев под новшеством понимается факт новизны, присутствующий в каком – либо предмете, явлении, событии (новый способ, новый уклад, новый порядок и т.д.). 

Нововведение – это процесс (а точнее, совокупность различных процессов), обеспечивающий «прохождение» новшества от состояния идеи до получения результатов практического воплощения этой идеи.

Результатом инновационной деятельности являются инновации. Понятие «инновации» применяется ко всем новшествам в производственной, а также в организационной, научно-исследовательской, учебной и управленческой сфере.

Несмотря на его абстрактность, это определение включает три важных момента.

1. Инновация - это новое явление для людей;

2. Инновация - осознанное людьми новое явление;

3. Инновация - такое новое явление, которое можно использовать.

Таким образом, инновация - конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно - технического или другого вида эффекта.

Перейдем к новшествам в дошкольных учреждениях.

Часто педагогический коллектив детского дошкольного учреждения, рассказывая о своих успехах и достижениях, оперирует фразами: “Наше учреждение активно внедряет в работу инновационные технологии обучения и взаимодействия с родителями”. Но инновационным образовательным учреждением в истинном значении может называться только то учреждение, которое не только внедряет инновационные программы в свою систему образования, но и комплексно разрабатывает и внедряет их в свою работу

Характеристики инновационной деятельности детского дошкольного учреждения:

  • Педагогический коллектив инновационных детских садов разрабатывает и применяет в деятельности по воспитанию детей и в организации образовательной среды модель, которая отличается от общепринятой в других дошкольных учреждениях.
  • Коллектив разрабатывает и применяет новые способы деятельности педагогов.

Основные виды инновационных технологий, применяемых в детских дошкольных учреждениях:

  1. Здоровьесберегающие технологии: основной их целью является создание условий для формирования у воспитанников представления о здоровом образе жизни, об умении оказать себе и ближнему первую медицинскую помощь, а также формирование и развитие знаний, умений и навыков, необходимых для поддержания собственного здоровья. Формами работы являются спортивные праздники, физкультминутки между занятиями, утренняя гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая и динамическая гимнастика, релаксация, прогулки не только на территории детского сада, но и в лесопарковых зонах, спортивные игры, закаливание, водные процедуры.
  2. Проектная деятельность: её смысл заключается в создании проблемной деятельности, которая осуществляется ребёнком совместно с педагогом. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.
  3. Развивающие технологии: в традиционном обучении ребёнку представляется для изучения уже готовый продукт, шаблон действия. При развивающем обучении ребёнок самостоятельно должен прийти к какому-либо мнению, решению проблемы в результате анализа своих действий.
  4. Коррекционные технологии: их целью является снятие психоэмоционального напряжения дошкольников. Виды: сказкотерапия, цветотерапия, музыкальная терапия.
  5. Информационные технологии: использование ИКТ на занятиях в детских дошкольных учреждениях имеет ряд преимуществ перед традиционными формами организации занятий. Компьютер привлекателен для детей, использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей к изучаемым явлениям. Способы визуальной поддержки материала позволяют добиться длительной концентрации внимания воспитанников, а также одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств ребёнка, что способствует более прочному закреплению новых получаемых знаний.
  6. Познавательно-исследовательская деятельность: основной целью является создание экспериментальной деятельности, активным участником которой выступает ребёнок. Непосредственное участие ребёнка в ходе эксперимента позволяет ему воочию увидеть процесс и результаты.
  7. Личностно-ориентированные технологии: цель данной технологии – создание демократичных партнёрских гуманистических отношений между ребёнком и воспитателем, а также обеспечение условий для развития личности воспитанников. При личностно-ориентированном подходе личность ребёнка ставится во главу обучения.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.  Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.  

Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, комната природы, зимний сад, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду. На участке можно создать специальную площадку природы, естественный уголок с дикорастущими растениями, заложить питомник, наметить экологическую тропу, выделить уголок помощи живому “Айболит”, уголок “Зеленой аптеки”, сделать ручеек,    бассейн и т. д.  Дети дошкольного возраста становятся более грамотными в области экологии, а именно: у дошкольников сформирована система знаний об экологических проблемах современности и путей их разрешения, мотивы, привычки, потребности экологической культуры, здорового образа жизни, развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды в рамках детского сада. Ну а самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, его умение заинтересовать весь коллектив, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания для дошкольников.  

Что же такое «экологизация»? Как гласят словари, это распространение и пропаганда взглядов, связанных с сохранением живой среды.

Вот те инновации, которые мы применяем в экологизации нашего дошкольного учреждения:

  1. Здоровьесберегающие технологии.

Пальчиковые игры (различные мозаики нового вида; приспособления для пальцев – для пальчиковых игр), «дорожки закаливания» (с ними дети занимаются после дневного сна).

  1. Проектная деятельность.

В нашем  детском саду создаются проекты на различные темы. А именно, например, проект под названием «Зеленый островок детства». В течение этого проекта мы с детьми проводим различные мероприятия, играем в дидактические и подвижные игры, проводим исследования, читаем книги о природе, рассматриваем альбомы, картинки. говорим о здоровье, т.е. вся наша деятельность в это время посвящается экологии и здоровью.

  1. Коррекционные технологии.

Для нас – педагогов новшеством является видео-сказки о природе, а так же различные аудио носители для прослушивания релаксирующей музыки в целях психологии.

          4.      Информационные технологии.

          Компьютер привлекателен для детей, использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов позволяют вызвать активный познавательный интерес у детей к изучаемым явлениям. Способы визуальной поддержки материала позволяют добиться длительной концентрации внимания воспитанников, а также одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств ребёнка, что способствует более прочному закреплению новых получаемых знаний. Благодаря компьютеру, интернету мы с детьми смотрим много разных  фильмов и презентаций об экологии, об охране природы и о здоровом образе жизни.

        А так же очень увлекательна для нас работа с интерактивной доской. Дети с удовольствием на ней пишут, чертят, расставляют картинки. Например, можно дорисовать дерево, которое соответствует к определенному времени года и  т.д.

  1.  Познавательно-исследовательская деятельность.

Широко применяем экспериментальную деятельность, активным участником которой выступает ребёнок. Непосредственное участие ребёнка в ходе эксперимента позволяет ему воочию увидеть процесс и результаты. Например, эксперимент о наблюдении трех состояний воды, или же в течение дня три раза мерим свою температуру тела, и результаты вносим в наши дневники и т.д.

Таким образом, видно, что экологизация как ведущий аспект инновационной деятельности развивается эффективно. Ну а самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, его умение заинтересовать весь коллектив, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания для дошкольников.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ДЕТСКОГО САДА - УСЛОВИЕ ПОЛНОЦЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Сборник методических материалов направлен на оказание помощи педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций МО ГО «Сыктывкар» в части организации экологического воспитани...

"ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ДЕТСКОГО САДА - УСЛОВИЕ ПОЛНОЦЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Сборник методических материалов направлен на оказание помощи педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций МО ГО «Сыктывкар» в части организации экологического воспитани...

Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.

Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...

Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Тема мастер-класса:  «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...

Мастер-класс по экологическому воспитанию на тему: «Экологическая игрушка, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

laquo;Не природе нужна наша защита.Это нам необходимо её покровительство:чистый воздух, чтобы дышать,кристальная вода, чтобы пить,вся природа, чтобы жить».Реймерс Николай Фёдорович (1931-1993) ...

Консультация для педагогов по экологическому воспитанию. Тема: «Дидактические игры в экологическом воспитании» (Экологические игры и методика их проведения)

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал э...