Использование духовного потенциала праздников в воспитании дошкольников.
статья по теме

Праздник! Как много уже только в этом слове позитива, радости, предвкушения счастья, восторга, сюрприза. Как загораются наши глаза, наши сердца, наполняются теплом наши души в канун любого праздника. Мы готовимся к нему, надеваем лучшие наряды, готовим вкусные блюда, украшаем жилище,  приглашаем родных и любимых людей. Праздник – это не только часть любой культуры, это – ритуал, полёт души каждого народа, каждого рода, каждой  семьи……  Праздник- это подарок нам от наших предков, подарок  поколений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование духовного потенциала праздников в воспитании дошкольников.

                                                                                       «Пусть каждый припомнит своё детство, и он увидит, что праздник для ребёнка совсем не то, что для нас, взрослых. Что это действительно событие в детской жизни. Что ребёнок считает дни от праздника до праздника, как считаем мы свои годы от одного важного события нашей жизни, до другого. И наоборот тускло и серо было бы это детство, если бы из него выбросить все эти  праздники…..»

(Ушинский К.Д.)

Праздник! Как много уже только в этом слове позитива, радости, предвкушения счастья, восторга, сюрприза. Как загораются наши глаза, наши сердца, наполняются теплом наши души в канун любого праздника. Мы готовимся к нему, надеваем лучшие наряды, готовим вкусные блюда, украшаем жилище,  приглашаем родных и любимых людей. Праздник – это не только часть любой культуры, это – ритуал, полёт души каждого народа, каждого рода, каждой  семьи……  Праздник- это подарок нам от наших предков, подарок  поколений.

Издавна большое место в приобщении детей к народной культуре занимали народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, животных, растений. Причём все эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и  различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Именно поэтому праздники, как часть родной культуры, должны стать неотъемлемой частью души ребёнка, как отец и мать. Стать началом, порождающим личность, индивидуальность.

Наши воспоминания хранят самые яркие моменты нашей жизни. Перебирая фотографии с праздников, невольно ловишь себя на мысли: «Как счастливы все на этих снимках!». Каким восторгом светятся глаза малыша!!! С какой трогательной гордостью застыл на фото карапуз, декламирующий стихи!!! С какой нежностью смотрит мать на своё дитя. Улыбки, восторженные лица, светящиеся глаза……..

Если из нашей жизни, а тем более из жизни ребёнка вдруг исчезнут праздники, то, несомненно, будет утеряно слишком много. Для полного, гармоничного развития ребёнку праздник необходим как воздух. Детское воображение питается  опытом - ранее увиденное, услышанное, пережитое - становится частью самого ребёнка. Дети знают, что праздник всегда несёт что-то новое, неожиданное и даже таинственное и с нетерпением ждут его.

Праздник в детском саду. Что может быть проще, скажете вы и будете абсолютно не правы. Это на первый взгляд детский утренник кажется просто игрой. Заучивание стихов, разучивание незамысловатых танцев, игр, сказочные персонажи, которые из года в год появляются на всех детских  праздниках……... Надоело?! Ничего нового?!...Неправда!

На самом деле проведение каждого праздника несёт в себе глубокий смысл. Помогает решать сложные задачи, добиваться глубинных целей. Основой праздника становятся взаимодействие лучших образов поэтического и музыкального творчества. В фольклоре действительно есть врачующее начало. Неоценимы музыкально – педагогические достоинства фольклорного материала. Напевы народных песен рождались как естественные проявления психофизиологических состояний человека, его природных физиологических возможностей. Синкретичный характер детского музыкального фольклора даёт возможность осуществлять все виды деятельности, предусмотренные программой: восприятие, хоровое пение, инструментальное музыцирование, музыкально -- ритмические движения, импровизацию. Разучивание и исполнение народных песен, попевок, закличек служат основой для формирования вокально-хоровых навыков, дают возможность познакомить детей с подлинными народными напевами, бытующими в данной местности.

Старинные  обряды, песни, сказки, пословицы, потешки, поговорки, загадки – это кладзель народной мудрости. Притягательную магическую силу этих незатейливых слов и действий чувствует каждый, кто соприкасается с народным творчеством. Прикосновение к истории  развивает  нравственные и патриотические чувства, любовь и гордость к своему народу, пропитывая духовностью, мудростью, мастерством. Особое место в проведении праздников занимают народные игры. Музыка и игра оказывают друг на друга взаимообогащающее влияние. Воздействие музыкальных образов делает игру ярче и занимательней, помогает проявлению детской индивидуальности. Игра, в сою очередь, будет способствовать полноценному восприятию музыкальных произведений, образный строй которых не имеет ещё опоры в прошлом опыте детей. В игровой ситуации отрабатываются те отношения и переживания, которые по определённым причинам не доступны. Музыка снимает все барьеры. Она позволяет преодолевать психологическую защиту ребёнка, помогает развивать коммуникативные и творческие возможности. Дети с неустойчивым вниманием вполне могут концентрироваться на игре, тем самым, развивая внимание, лабильность. Например в таких играх, как «Перелётные птицы», «Ручеёк», «Плетень» (см.приложение) и т.п.

Дети с удовольствием играют на народных музыкальных инструментах: свистульки, рожки, ложки, бубен, барабан и т.д. Как писал Д. Кэмбпелл: «Десять минут игры на барабане в день, снимают напряжение. Заново настраивают внутренние часы мозга и организма, и служат не только стимулятором, но и успокаивающим средством…» На праздниках мы чаще всего видим результат кропотливой, систематической  работы – это детский оркестр, играющий на народных инструментах с горящими глазами, открытыми сердцами и улыбками на лицах от переполняющего их чувства. Чувства создания собственными руками божественных звуков музыки.

Дети  поют народные песни, играют в народные игры,  знакомятся с бытом и культурой своего народа, подчас зная  больше своих родителей, о таких праздниках как  Святки, Масленица, Троица, Жнива и др. Этим самым развивается кругозор ребёнка, стимулируется его природная  жажда познания мира, приобщения к прекрасному, пополняется словарный запас.

Разучивание стихов, разыгрывание мини – спектаклей, сценок,  публичные выступления, создание тёплой непринуждённой обстановки помогает адаптироваться ребёнку  практически к любой среде, развивает его коммуникативные качества, повышает самооценку,  эмоциональную сферу, влияет на эстетическое воспитание, формирование положительных черт личность, учит добру и справедливости. Проведение таких праздников как «Проводы осени», «Встреча весны», «Жнива» возможно и на свежем воздухе, Это делает детей ближе к природе, учит понимать и ценить всё живое, относится к природе и культуре бережно и с любовью.

А подготовка к празднику! Это трудоёмкая систематическая работа, как для ребёнка, так и для педагога, и родителей. В ходе такой подготовки формируются навыки общения, работы в команде, повышается самоконтроль. Ребёнок учится взаимопониманию, взаимопомощи. Для ребёнка наиболее важен сам процесс творчества: выбор темы, сюжета, материалов творческого процесса; принятие задачи, сохранение её на протяжении творческой деятельности. Спонтанность, эмоциональная окраска, речевые высказывания, работа мысли, полёт фантазии, желание удивить, поразить – вот что такое подготовка к празднику! Привлечение родителей к проведению праздников играет тоже немаловажную роль. Привлекая их, педагог создаёт условия для сплочения детей и родителей, прививает вкус к совместной деятельности взрослого и ребёнка. И как гордятся мальчишки, когда в соревнованиях вместе с ними принимают участие их отцы (День Защитника Отечества)! Как светятся радостью лица детей, когда они танцуют вальс со своими мамами (8 марта)!

Загадки, занимательные задачи, познавательные игры, хороводы – прекрасные помощники в интеллектуальном развитии. Детский музыкальный фольклор носит черты интеграции, взаимопроникновения таких элементов как литература, изобразительная деятельность, физическая культура, история, знакомство с окружающим миром. А это предполагает комплексное развитие ребёнка.

Особую радость дети испытывают от встреч со сказочными персонажами, которые близки и любимы им. Дети не только любят сказки, они живут ими, учатся добру, любви, справедливости, учатся отличать зло от добра. Благодаря сказке, дети знают, что добро всегда побеждает зло, а красота спасает мир. Сказочные герои, будто сошедшие со страниц любимых сказок, вышедшие с экрана добрых мультфильмов  доказательство тому. Карлсон – весёлый игрун, шалун и озорник, будучи в душе ребёнком, помогает раскрыть душу малыша, учит родителей любить и принимать детей такими, какие они есть, помогает и взрослым окунуться в мир детства. Кот Леопольд – сама доброта, чистота и всепрощающая мудрость. Приходя на праздник, он обязательно всех подружит и сделает этот мир ещё добрее и светлее. А Емеля?! А Матрёшка?! Все они несут только положительные эмоции добра и справедливости. И даже ворчливая и злобливая Баба Яга, или страшные и коварные пираты, в конце праздника обязательно раскаиваются в своих злостных деяниях и, во многом благодаря детям, становятся добрыми и смешными.

Огромное значение для нравственно – эстетического воспитания дошкольников имеет региональный фольклорный материал, знакомство с традициями, обычаями, легендами  своего края. Именно через праздники в детском саду важно показать ребёнку связь народного искусства с его личным миром, с миром его мыслей и чувств. Наличие певческой и хореографической традиции, специфика костюмов, обрядов и пр. решает не только проблему приобщения ребёнка к искусству на личностно – значимом для него материале, но и воспитывает гордость и уважение к  народу родного края, к земле, на которой он родился и растёт.

Дети – это часть нас. Дети – это прошлое, настоящее и будущее одновременно. Похожие и непохожие на нас они пришли в этот мир, и идут своей дорогой,  поднимаясь пока еще нетвердыми шагами по ступенькам жизни. Что бы стать сильными и верить в себя, им необходимо пройти ступеньку доверия к взрослому. Затем ступеньку доверия к своей стране, к своему народу. Заразиться желанием жить и творить прекрасное.

 Не только сочувствие их  бедам, но и наша сорадость их радостям и успехам, наше внимание, соучастие, принятие ребенка такого, какой он есть, наша любовь будет вести их вперед выше и выше к их  жизни. А какой  будет  их жизнь, какие ценности они будут беречь, чему радоваться, к чему стремиться, что передадут как частичку нашего сердца, через своё, своим потомкам – это и будет результатом нашей работы, наших праздничных забот.

Моё профессиональное кредо - сделать память о детских годах светлой, радостной, жизнеутверждающей как для детей, так и для их родных и близких!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование музейной педагогики для развития духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников.

Дошкольное воспитание, как часть общественного воспитания за последние годы претерпевает немало изменений. Иногда, зацикливаясь на региональном компоненте, увлекаясь традициями ближнего окружения, мы ...

ПРОГРАММА кружка краеведческого и этнографического направления «Страна под названием Север» на основе опыта «Использование музейной педагогики для развития духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников»

 Программа кружка краеведческого и этнографического направления «Страна под названием Север» заключается в формировании культуры ребенка, его личности, начиная уже с дошкольног...

ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ "Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"

ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ"Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"Проект разработан для работы с детьми старшего и подгот...