Рабочая программа для детей с ОНР (второй год обучения)
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Целью данной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи в возрасте от 6 до 7 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечивает их всестороннее гармоничное развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_progrogramma_dlya_detey_s_onr_2_god_obucheniya.docx88.46 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                       

                                                                                                                                                                   СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

РАЗДЕЛ  I. Целевой

1. Пояснительная записка………………………………………………………………..2

1.1. Цели и задачи реализации программы…………………………………………….2

1.2.  Принципы и подходы к формированию программы……………………………4

 1.3. Характеристики особенностей развития детей  6-7 лет с ОНР…………………4                                                          2. Целевые ориентиры, планируемые результаты освоения программы……………10

РАЗДЕЛ  II. Содержательный

1. Описание образовательной деятельности по коррекции ОНР у детей 6-7 лет….13

1.1. Перспективное планирование по формированию речевой деятельности у детей с ОНР подготовительной к школе логопедической группы…………………………………16

2. Описание форм и методов логопедической работы в соответствии с ФГОС дошкольного образования………………………………………………………………………………20

3. Работа с родителями  …………………………………………………….…………..25  

4. Особенности  диагностики речевого развития детей……………………………...26

РАЗДЕЛ III. Организационный

1. Предметно-пространственная развивающая среда………………………………..28

1.1. Перечень оборудования логопедического кабинета…………………………….29

1.2. Перечень методической литературы…………..…………………………………30

2. Расписание работы логопеда………………………………………………………..31

3. Распорядок, режим дня………………………………………………………………32

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.Пояснительная записка

1.1.Цели и задачи реализации программы

           Целью данной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи в возрасте от 6 до 7 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечивает их всестороннее гармоничное развитие.

            Для реализации поставленной цели  определены следующие задачи Программы:

•        Обследование воспитанников общеразвивающих групп (средний и старший дошкольный возраст) МДОУ и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционной помощи в области развития речи.

•        Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребёнком.

•        Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционной работы с детьми в соответствии с планами индивидуальных и подгрупповых занятий.

•        Проведение мониторинговых исследований результатов коррекционной работы.

•        Формирование у педагогического коллектива МДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание помощи в организации полноценной речевой среды.

•        Координация деятельности педагогов и родителей в рамках речевого развития детей (побуждение родителей к сознательной деятельности по речевому развитию дошкольников в семье).

1.2.Принципы и подходы к формированию Программы

            Основой  Программы  является  создание  оптимальных  условий  для  коррекционно-развивающей работы и всестороннего гармоничного развития детей с ОНР. Это достигается за  счет  создания  комплекса  коррекционно-развивающей  работы  в  логопедической  группе  с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента.

             Главная идея заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования  с  привлечением  синхронного  выравнивания  речевого  и  психического развития  детей  с  ОНР,  то  есть  одним  из  основных  принципов  Программы  является

принцип  природосообразности.

             Программа  учитывает  общность  развития  нормально развивающихся  детей  и  детей  с  ОНР  и  основывается  на  онтогенетическом  принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме.

             Кроме того, Программа имеет в своей основе следующие принципы:

  • принцип  индивидуализации,  учета  возможностей,  особенностей  развития  и

потребностей каждого ребенка;

  • принцип  признания  каждого  ребенка  полноправным  участником

образовательного процесса;

  • принцип  поддержки  детской  инициативы  и  формирования  познавательных

интересов каждого ребенка;

  • принципы интеграции усилий специалистов;
  • принцип  конкретности  и  доступности  учебного  материала,  соответствия

требований,  методов,  приемов  и  условия  образования  индивидуальным  и  возрастным особенностям детей;

  • принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
  • принцип постепенности подачи учебного материала;
  • принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих

возрастных групп во всех пяти образовательных областях.

 

           Основной  формой  работы  является  игровая  деятельность  —  основная  форма  деятельности  дошкольников.  Все коррекционно-развивающие  индивидуальные,  подгрупповые,  групповые,  интегрированные занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм  обучения.  Коррекционно-развивающее  занятие  в  соответствии  с  Программой  не тождественно  школьному  уроку  и  не  является  его  аналогом.  Выполнение  коррекционных,  развивающих  и  воспитательных  задач,  поставленных Программой,  обеспечивается  благодаря  комплексному  подходу  и  интеграции  усилий специалистов  и семей воспитанников.

Реализация  принципа  интеграции  способствует  более  высоким  темпам  общего  и речевого  развития  детей,  более  полному  раскрытию  творческого  потенциала  каждого

ребенка,  возможностей  и  способностей, заложенных  в  детях природой,  и  предусматривает совместную  работу  учителя-логопеда,  музыкального  руководителя,

воспитателей  и  родителей  дошкольников

       

1.3.Характеристики особенностей развития детей 6-7 лет в норме и с ОНР

           1.3.1.  Возрастные  характеристики  детей  6-7 лет

          Физическое  развитие. К  7   годам  скелет  ребенка  становится  более  крепким,  поэтому  он  может  выполнять  различные  движения,  которые  требуют гибкости,  упругости, силы.  Его тело  приобретает  заметную  устойчивость,  чему  способствует  усиленный  рост  ног. Ноги  и  руки  становятся  более  выносливыми,  ловкими,  подвижными.  В  этом  возрасте  дети уже  могут  совершать  довольно  длительные  прогулки,  долго бегать,  выполнять  сложные  физические  упражнения.

           У  семилетних  детей  отсутствуют  лишние  движения.  Ребята  уже  самостоятельно,  без  специальных  указаний  взрослого,  могут  выполнить  ряд  движений  в  определенной  последовательности,  контролируя   их,  изменяя  (произвольная регуляция  движений).

           Ребенок  уже  способен  достаточно  адекватно  оценивать  результаты  своего  участия  в  подвижных  и  спортивных  играх  соревновательного  характера.  Удовлетворение  полученным  результатом  доставляет  ребенку  радость  и  поддерживает  положительное отношение  к  себе  и  своей команде  («мы  выиграли,  мы  сильнее»).

            Имеет  представление  о  своем  физическом  облике  (высокий,  толстый,  худой,  маленький  и  т.п.)  и  здоровье,  заботиться  о  нем. Владеет  культурно-гигиеническими  навыками  и  понимает  их  необходимость.

           Социально-личностное  развитие.  К семи годам у ребенка ярко проявляется уверенность в себе и чувство собственного достоинства, умение отстаивать свою позицию в совместной деятельности. Семилетний ребенок способен к волевой регуляции поведения, преодолению непосредственных желаний, если они противоречат установленным нормам, данному слову, обещанию.  Способен проявлять волевые усилия в ситуациях выбора между «можно» и «нельзя», «хочу» и «должен». Проявляет настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности. Может сдерживать себя, высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме.              Произвольность поведения — один из важнейших показателей психологической готовности к школе.

           Самостоятельность ребенка проявляется в способности без помощи взрослого решать различные задачи, которые возникают в повседневной жизни (самообслуживание, уход за растениями и животными, создание среды для самодеятельной игры, пользование простыми безопасными приборами — включение освещения, телевизора, проигрывателя и т.п.).

            В  сюжетно-ролевых играх  дети  7-го  года  жизни  начинают  осваивать  сложные  взаимодействия  людей, отражающих характерные  значимые  жизненные  ситуации,  например, свадьбу,  болезнь и т.п.  Игровые  действия  становятся  более  сложными,  обретают  особый  смысл,  который не всегда  открывается  взрослому.  Игровое  пространство  усложняется. В  нем  может  быть  несколько  центров,  каждый из  которых  поддерживает  свою  сюжетную  линию.  При  этом  дети  способны  отслеживать  поведение  партнеров  по  всему  игровому  пространству  и  менять  свое  поведение  в  зависимости  от  места  в  нем (например,  ребенок обращается  к  продавцу  не  просто как покупатель/,  а  как  покупатель-мама). Если логика игры требует появления  новой роли, то ребенок может по ходу  игры  взять  на  себя  новую  роль,  сохранив при этом роль, взятую  ранее.

           Семилетний  ребенок умеет заметить изменения настроения взрослого и сверстника, учесть желания других людей; способен к установлению устойчивых контактов со сверстниками. Ребенок семи лет отличается большим богатством и глубиной переживаний, разнообразием их проявлений и в то же время большей сдержанностью эмоций. Ему свойственно «эмоциональное предвосхищение» — предчувствие собственных переживаний и переживаний других людей, связанных с результатами тех или иных действий и поступков («Если я подарю маме свой рисунок, она очень обрадуется»).

           Речевое  развитие. Происходит  активное  развитие  диалогической  речи.  Диалог  детей  приобретает характер  скоординированных предметных  и  речевых  действий.  В  недрах  диалогического  общения старших дошкольников  зарождается  и  формируется  новая  форма  речи -  монолог. Дошкольник  внимательно слушает  рассказы  родителей,  что  у  них  произошло  на  работе,  живо  интересуется  тем,  как  они  познакомились,  при  встрече  с незнакомыми  людьми  спрашивают,  кто  это,  есть  ли  у  них  дети  и  т.п.  

У  детей  продолжает  развиваться  речь:  ее  звуковая  сторона,  грамматический  строй,  лексика. Развивается  связная  речь.  В  высказываниях  детей  отражаются  как  расширяющийся  словарь,  так  и  характер  обобщений,  формирующихся  в  этом  возрасте.  Дети  начинают активно употреблять  обобщающие  существительные,  синонимы,  антонимы,  прилагательные  и  т.д.

            Познавательное развитие. Познавательные  процессы  претерпевают  качественные  изменения;  развивается  произвольность  действий.  Наряду  с  наглядно-образным  мышлением  появляются  элементы  словесно-логического  мышления.  Продолжают  развиваться   навыки  обобщения  и  рассуждения,  но  они  еще  в  значительной  степени  ограничиваются  наглядными  признаками  ситуации.  Продолжает  развиваться  воображение,  однако  часто  приходится  констатировать  снижение развития  воображения  в  этом  возрасте  в  сравнении  со  старшей  группой.  Это  можно  объяснить  различными  влияниями,  в  том  числе  средств  массовой  информации,  приводящими  к  стереотипности   детских  образов.    Внимание  становится  произвольным,  в  некоторых  видах  деятельности  время  произвольного  сосредоточения  достигает  30  минут.  У  детей  появляется  особы  интерес  к  печатному слову,  математическим  отношениям.  Они  с  удовольствием  узнают  буквы,  овладевают звуковым  анализом  слова,  счетом  и  пересчетом  отдельных  предметов.

           К  7  годам  дети  в  значительной  степени  освоили  конструирование  из  строительного  материала. Они  свободно  владеют  обобщенными  способами  анализа  как  изображений,  так  и  построек.  Свободные  постройки  становятся  симметричными и  пропорциональными.  Дети  точно  представляют  себе  последовательность,  в  которой  будет  осуществляться  постройка.  В  этом  возрасте  дети уже  могут  освоить  сложные  формы  сложения  из  листа  бумаги  и  придумывать  собственные.  Усложняется  конструирование  из  природного  материала.

            Художественно-эстетическое  развитие. В  изобразительной  деятельности  детей  6-7 лет  рисунки  приобретают   более  детализированный  характер,  обогащается их  цветовая  гамма.  Более  явными  становятся  различия  между  рисунками  мальчиков  и девочек. Мальчики  охотно  изображают  технику,  космос,  военные  действия;  девочки  обычно  рисуют  женские  образы:  принцесс,  балерин,  и  т.д.  Часто встречаются  бытовые  сюжеты: мама  и  дочка,  комната  и  т.п.   При  правильном  подходе  у  детей  формируются  художественно-творческие  способности  в  изобразительной  деятельности.   Изображение  человека  становится еще  более  детализированным  и  пропорциональным.  Появляются  пальцы  на  руках,  глаза,  рот,  нос,  брови,  подбородок. Одежда может  быть  украшена  различными  деталями.   Предметы,  которые  дети  лепят  и  вырезывают,  имеют  различную  форму,  цвет, строение,  по-разному расположены  в  пространстве.  Вместе  с  тем  могут  к  7-ми  годам  передать  конкретные  свойства  предмета  с  натуры. Семилетнего ребенка характеризует активная деятельностная позиция, готовность к спонтанным решениям, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация достижений, развитое воображение. Процесс создания продукта носит творческий поисковый характер: ребенок ищет разные способы решения одной и той же задачи. Ребенок семи лет достаточно адекватно оценивает результаты своей деятельности по сравнению с другими детьми, что приводит к становлению представлений о себе и своих возможностях.

          Значительно  обогащается  индивидуальная  интерпретация  музыки.  Ребенок  определяет  к  какому  жанру  принадлежит  прослушанное  произведение.  Чисто  и  выразительно поет,  правильно передавая  мелодию  (ускоряя, замедляя).  Дошкольник  может  самостоятельно придумать  и  показать  танцевальное  или  ритмическое  движение.

         1.3.2.Характеристика детей с ОНР второго года обучения

          У детей 7 года жизни отмечается в целом возросший уровень речевых навыков. Однако их речь в полном объеме еще не соответствует норме. Различный уровень речевых средств позволяет разделить всех детей на 2 неоднородные группы. Первую группу составляет 70—80% детей, которые достаточно свободно овладели фразовой речью. Они адекватно отвечают на вопросы, могут без помощи логопеда составить несложный рассказ по картине, пересказать простой текст, рассказать о хорошо известных, интересных событиях, т.е. построить все высказывание в пределах близкой им темы.

         Анализ их речевой продукции позволяет говорить о том, что объем обиходного словаря приближается к невысокой норме. Отмечается тенденция роста количества слов, появление однородных членов, входящих в структуру распространенного предложения. Стремление детей пользоваться разными типами предложений является показателем возросшей речевой активности, а также желанием в своих высказываниях отразить более сложные связи и отношения объективной действительности.

          На данном этапе речевого развития произносительная сторона речи в значительной степени сформирована. Дети пользуются достаточно свободно словами разной слоговой структуры и звуконаполняемости.

           Ошибки в смешении и замене, пропуске звуков, перестановке, употреблении слогов встречаются, как правило, при выполнении специально подобранных усложненных заданий. Нарушения встречаются в воспроизведении наиболее трудных или малоизвестных слов: тестофор (светофор), саморубка (мясорубка), калявста (лекарства), селепад (велосипед), фотирует (фотографирует), щисильсик (чистильщик).

           Они достаточно уверенно справляются с выделением заданного звука в ряду других звуков, слышат и определяют место изучаемого звука в слове, овладевают навыком звукового анализа и синтеза прямого слога и односложных слов.

           Однако, при изменении условий коммуникации, расширения самостоятельности речевого общения, при выполнении специальных учебных заданий возникает ряд специфических трудностей. Это говорит о том, что дети не достигли того уровня развития, который свойственен их сверстникам с нормальной речью.

            На фоне развернутой речи отмечаются отдельные отклонения в развитии каждого из компонентой речевой системы. В речи детей присутствуют элементы ситуативности, затруднения в использовании вариантов сложных предложений, особенно заметные при составлении рассказов по картине и в спонтанных высказываниях. Простые предложения в самостоятельных рассказах этих детей нередко состоят из подлежащего, сказуемого, дополнения, что связано с недостаточностью в их лексическом запасе прилагательных, числительных, наречий, причастии, деепричастии. Зачастую у них наблюдаются однообразие и неточность в употреблении слов, содержащих обобщения, оттенки значений, названия явлений природы, а также абстрактные понятия.

           Структура сложносочиненных предложений в ряде случаев оказывается упрощенной (типа: Таня рисовала дом, а Миша лепил гриб). Имеются случаи пропуска членов предложения, особенно подлежащих, редко встречаются разделительные и противительные союзы. Не полностью усвоены сложноподчиненные союзы, почти нет условных, уступительных, определительных придаточных предложений. Понимая зависимость между отдельными событиями, дети не всегда правильно используют форму сложноподчиненного предложения (Карандаш сломался, как я много рисовала. Мальчик упал, что споткнулся на камень). В процессе изложения практического материала не всегда вскрывается причинная зависимость.

            Ограниченность речевых средств наиболее ярко проявляется при выполнении заданий, связанных со словоизменением и словообразованием. Анализ речевой деятельности детей позволяет считать, что словарный запас недостаточно точен по способу употребления. В нем наблюдаются, в основном, слова, обозначающие конкретные предметы и действия, мало слов, обозначающих отвлеченные и обобщенные понятия. Это приводит к тому, что лексический запас характеризовался стереотипностью, частым употреблением одних и тех же слов. Большие трудности дети испытывают при подборе синонимов, однокоренных слов. Метафоры и сравнения, слова с переносным значением часто совсем недоступны для их понимания.

            Наиболее характерными лексическими ошибками являются замены названий слов сочетаниями или предложениями, другими словами, близкими по ситуации, по своему назначению и др. (фонтан — водичка льется, брызгает; галстук — ленточка; конура — дупло, домик; стрекоза — муха, жук; косынка — тряпочка такая; подоконник — окошко с цветами; скворечник — птички живут; марка — картинка на письме; паутинка — нитки, паук сеточку делает и т.д.). Значительные трудности испытывают дети при самостоятельном образовании слов. Например, профессий от названий действий (строить — строитель); существительных от названий признаков (красный — краснота); антонимов типа густой — редкий, мягкий — черствый, неряшливый — аккуратный, храбрый — трусливый, прямой — кривой и т. д.

            У детей с ОНР на втором году обучения остаются ошибки в употреблении форм множественного числа с использованием непродуктивных окончаний (деревы, гнезды). Характерно смешение форм склонения, особенно много трудностей при овладении предложными конструкциями. В активной речи правильно употребляются лишь простые и хорошо отработанные ранее предлоги (в, на, под).

             Ограниченность речевого общения, отставание в развитии познавательной деятельности не позволили детям самостоятельно овладеть более сложными предлогами (из-под, из-за, между, над). Отсюда появляются ошибки на замену и смешение предлогов. Например: Мячик выкатился из шкафа. Лампа висит на столе. Мяч лежит над стулом. Данные обследования свидетельствуют, что дети в простых сочетаниях правильно согласуют прилагательные с существительными. Однако, при усложненных заданиях (типа: Мальчик рисует красной ручкой и синим карандашом) нередко появляются ошибки (Мальчик рисует красной ручкой и синей карандашей). Это связано с недостаточной дифференциацией форм слова.

              Вторую группу образуют дети (20—30%) с более ограниченным речевым опытом и несовершенными языковыми средствами. Уровень автоматизированности речевых навыков у них ниже, чем у детей первой группы. Так, при составлении рассказов по картинке, пересказе требуются словесные и изобразительные подсказки. В процессе рассказа появляются длительные паузы между синтагмами или короткими фразами. Уровень самостоятельности при свободных высказываниях недостаточен, такие дети периодически нуждаются в смысловых опорах, помощи взрослого, нередко их рассказы носят фрагментарный характер. Отмечаются нарушения модели предложений: инверсии, пропуск главного или второстепенного члена предложения; опускаются, заменяются, неправильно употребляются союзы и сложные слова.

            Количественный диапазон употребляемых в предложениях слов невелик. Большие трудности дети испытывают в программировании своих высказываний. Словарный запас этих детей ниже, чем у детей первой группы как по количественным, так и качественным показателям. Так, дети овладели основными значениями слов, выраженными их корневой частью, но они недостаточно различают изменение значений, обусловленных употреблением разных приставок. Например: машина ехала около дома (вместо: объехала дом); в ряде упражнений не могут добавить недостающее слово, точное по смыслу: гремит..., стрекочет..., порхает..., звенит... и т. д. Задания на подбор однокоренных слов, синонимов, составление сложных слов им практически почти недоступны.

             Недостаточно усвоили эти дети обобщающие слова: транспорт, обувь, профессия и т. д. Они нередко заменяют родовые понятия видовыми: деревья — елочки, головные уборы — шапка; вместо малознакомых слов употребляют словосочетания: дупло — белка-тут живет; грядка — огурчики тут растут; кран — здесь ручки моют, водичка льется. Таким образом, несмотря на значительное продвижение в речевом развитии детей, обнаруживаются заметные различия в овладении ими связной речью, определяющие специфику индивидуального подхода, вариативность применения логопедических приемов и различных прогнозов в отношении дальнейшего обучения в школе.

          2.Целевые ориентиры, планируемые результаты освоения Программы

          Как  уже  отмечалось,  главной  идеей  Программы  является  реализация общеобразовательных  задач  дошкольного  образования  с  привлечением  синхронного

выравнивания  речевого  и  психического  развития  детей  с  ОНР.  Результаты  освоения

Программы представлены в виде целевых ориентиров. В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры  дошкольного  образования  определяются  независимо  от  характера  программы, форм  ее  реализации,  особенностей  развития  детей.  Целевые  ориентиры  не  подлежат непосредственной  оценке  в  виде педагогической  и/или  психологической  диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей. Целевые ориентиры, представленные во  ФГОС  ДО,  являются  общими  для  всего  образовательного  пространства  Российской Федерации.  Целевые  ориентиры  данной  Программы  базируются  на  ФГОС  ДО  и  задачах данной Программы. Целевые ориентиры даются для детей старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования).

           К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования)  в  соответствии  с  данной  Программой  относятся  следующие  социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:

           Ребенок  хорошо  владеет  устной  речью,  может  выражать  свои  мысли  и  желания, проявляет инициативу в общении,  умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет  пересказывать  сказки,  рассказывать  стихи,  составлять  рассказы  по  серии  сюжетных картинок  или  по  сюжетной  картинке;  у  него  сформированы  элементарные  навыки  звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности.

             Ребенок  любознателен,  склонен  наблюдать,  экспериментировать;  он  обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.

            Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности.

            Ребенок инициативен, самостоятелен  в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности.

            Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось  положительное  отношение  к  самому  себе,  окружающим,  к  различным видам деятельности.

            Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты.

            Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.

             Ребенок  обладает  развитым  воображением,  которое  реализует  в  разных  видах деятельности.

            Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям.

            У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.

            Целевые  ориентиры  Программы  выступают  основаниями  преемственности дошкольного и начального общего образования.

            В итоге логопедической работы речь детей должна соответствовать языковым нормам по всем параметрам. Таким образом, дети должны уметь:

      • свободно составлять рассказы, пересказы;

      • владеть навыками творческого рассказывания;

      • адекватно употреблять в самостоятельной речи простые и сложные предложения, усложняя их придаточными причины и следствия, однородными членами предложения и т. д.;

      • понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги;

      • понимать и применять в речи все лексико-грамматические категории слов;

      • овладеть навыками словообразования разных частей речи, переносить эти навыки на другой лексический материал;

      • оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка;

      • овладеть правильным звуко-слоговым оформлением речи.

      Помимо этого, у детей должны быть достаточно развиты и другие предпосылочные условия, во многом определяющие их готовность к школьному обучению:

      • фонематическое восприятие;

      • первоначальные навыки звукового и слогового анализа и синтеза;

      • графо-моторные навыки;

      • элементарные навыки письма и чтения (печатания букв а, о, у, ы, б, п, т, к, л, м, с, з, ш, слогов, слов и коротких предложений).

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

 1. Описание образовательной деятельности по коррекции ОНР у детей 6-7 лет

                     Работой по образовательной области «Речевое развитие» руководит учитель-логопед, а другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда.

            В  работе  по  образовательной  области  «Познавательное  развитие»  участвуют

воспитатели,    учитель-логопед.  Воспитатели  работают  над  развитием  любознательности и познавательной  мотивации,  формированием  познавательных  действий,  первичных представлений  о  себе,  других  людях,  объектах  окружающего  мира,  о  свойствах  и отношениях  объектов  окружающего  мира,  о  планете  Земля  как  общем  доме  людей,  об особенностях  ее  природы,  многообразии  стран  и  народов  мира.  Учитель-логопед подключается к этой деятельности и помогает воспитателям выбрать адекватные методы и приемы работы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка с ОНР и этапа коррекционной работы.

           Основными  специалистами  в  области  «Социально-коммуникативное  развитие» выступают  воспитатели  и  учитель-логопед  при  условии,  что  остальные  специалисты  и родители дошкольников подключаются к их работе.

            В  образовательной  области  «Художественно-эстетическое  развитие»  принимают участие воспитатели, музыкальный руководитель и учитель-логопед.

           Работу  в  образовательных  области  «Физическое  развитие»  осуществляют

воспитатели  при обязательном подключении всех остальных педагогов и родителей дошкольников.

            Таким  образом,  целостность  Программы  обеспечивается  установлением  связей

между образовательными областями, интеграцией усилий специалистов и родителей дошкольников.

            В  логопедической  группе  коррекционное  направление  работы  является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития  детей.  Все  педагоги  следят  за  речью  детей  и  закрепляют  речевые  навыки, сформированные  учителем-логопедом.  Кроме  того,  все  специалисты  и  родители дошкольников под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов. Воспитатели,  музыкальный  руководитель  осуществляют  все  мероприятия,  предусмотренные  Программой,  занимаются  физическим, социально-коммуникативным,  познавательным,  речевым,  художественно-эстетическим развитием детей.  

             Отражая специфику работы в логопедической группе и учитывая основную ее направленность, задачи речевого развития включены во все разделы.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ осуществляется по следующим направлениям:

I Смысловая сторона речи

1.        Развитие словаря

2.        Формирование и совершенствование грамматического строя речи

3.        Развитие связной речи и речевого общения

II  Звуковая сторона речи:

1.        Развитие просодической стороны речи

2.        Коррекция произносительной стороны речи

3.        Работа над слоговой структурой слова

4.        Совершенствование фонематических представлений, развития навыков звукового анализа и синтеза.

III   Обучение элементам грамоты

IV Развитие высших психических функций.

V Развитие общей и мелкой моторики.

            Основой  перспективного  и  календарного  планирования  коррекционно-развивающей работы  в  соответствии  с  программой  является  комплексно-тематический  подход, обеспечивающий  концентрированное  изучение  материала:  ежедневное  многократное повторение,  что  позволяет  организовать  успешное  накопление  и  актуализацию  словаря дошкольниками  с  ОНР,  согласуется  с  задачами  всестороннего  развития  детей,  отражает преемственность  в  организации  коррекционно-развивающей  работы  во  всех  возрастных группах,  обеспечивает  интеграцию  усилий  всех  специалистов,  которые  работают  на протяжении недели или двух недель в рамках общей лексической темы.

            Лексический  материал  отбирается  с  учетом  этапа  коррекционного  обучения, индивидуальных,  речевых  и  психических  возможностей  детей,  при  этом  принимаются  во внимание  зоны  ближайшего  развития  каждого  ребенка,  что  обеспечивает  развитие  его мыслительной деятельности и умственной активности.
          Основной  формой  работы   является  
игровая  деятельность  —  основная  форма  деятельности  дошкольников.  Все коррекционно-развивающие  индивидуальные,  подгрупповые,  групповые,  интегрированные занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм  обучения.  Коррекционно-развивающее  занятие  в  соответствии  с  Программой  не тождественно  школьному  уроку  и  не  является  его  аналогом.  

           Учебный год в логопедической группе для детей с ОНР начинается первого сентября, длится девять месяцев (до первого июня) и условно делится на три периода:

I период — сентябрь, октябрь, ноябрь;

II период — декабрь, январь, февраль;

III период — март, апрель, май.

            Как правило, первые две недели сентября отводится всеми специалистами для углубленной диагностики развития детей, сбора анамнеза, индивидуальной работы с детьми, совместной деятельности с детьми в режимные моменты, составления и обсуждения со всеми специалистами группы плана работы на первый период работы.

            С середины сентября начинается организованная образовательная деятельность с детьми в соответствии с утвержденным планом работы.

             Логопедом проводится подгрупповая работа по  понедельникам,  вторникам,  средам  и  пятницам.  В  четверг логопед  проводит  только  индивидуальную  работу  с  детьми  в  первой  половине  дня либо индивидуальные  занятия  с  детьми  в  присутствии  родителей  или  консультирование родителей  во  второй  половине  дня.

              Вечерние приемы родителей по четвергам логопед назначает по мере необходимости, но не чаще, чем два раза в месяц.

              На работу с одной подгруппой детей отводится в подготовительной к школе  группе  —  30  минут.  

             Все  остальное  время  в  сетке  работы  учителя-логопеда  занимает индивидуальная работа с детьми.  Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 10 – 15 минут.

             Учитель – логопед может проводить индивидуальные занятия с детьми во время дневной прогулки, время, потраченное каждым ребенком на индивидуальное занятие (10-15 минут), восполняется более ранним выходом детей (на 10-15 минут) на вечернюю прогулку по сравнению с массовыми группами. Во время физкультурных и музыкальных занятий работа с детьми учителем – логопедом не проводится.

             В середине учебного года, с 01.01 по 10.01, в логопедических группах устраиваются зимние  каникулы.  Если  на  этот  период выпадают  рабочие  дни,  то  в  эти  дни  всеми  специалистами  проводится  только индивидуальная  работа  с  детьми;  кроме  того,  все  специалисты  принимают  участие  в совместной  деятельности  с  детьми,  организуют  игровую  деятельность  дошкольников, обязательно  проводятся  музыкальные,  физкультурные   занятия.  

1.1  Перспективное планирование работы по формированию речевой деятельности детей с ОНР подготовительной к школе логопедической группы

Период

Работа по разделам

Лексические темы

1 ПЕРИОД (СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ)

I. Расширение словарного запаса. Воспитание навыка словообразования.

Практическое употребление:

а) слов с ласкательными и увеличительными оттенками (яблочко, горошек, ботиночки, половничек, блюдечко, воробышек, лисичка; волчище, медведище, ножища, сапожище, ручища и т. д.);

б) глаголов с оттенками значений (переливать, выливать, подшивать, кроить, перекраивать, выкраивать и т. д.);

в) прилагательных со значениями соотнесенности с продуктами питания (клюквенный морс, кисель), материалом, (бархатный костюм, фарфоровая чашка), растениями (сосновый лес, дубовая роща);

г) сложных слов (хлебороб, садовод, листопад), употребление слов с эмоционально-оттеночным значением (хитрая лиса, масляная головушка, шелковая бородушка, мягкие лапки). Объяснение переносного значения слов: осень золотая, золотой ковер, золотые листья.

II. Закрепление правильного употребления грамматических категорий.

Употребление в речи глаголов в разных временных формах, отвечающих на вопросы: что делать? что делает? что сделал? что будет делать? (копать картофель, печь пироги, жарить блины); практическое использование в речи существительных и глаголов в единственном и множественном числе: улетает (—ют), собирает (—ют), накрывает (—ют) на стол, птица (—ы), колхозник (—и), дежурный (ые) и т. д.

Согласование в речи прилагательных, обозначающих цвет (оттенки), форму, размер, вкус (кислое яблоко, длинное платье, голубое блюдце, треугольная крыша).

Подбор однородных прилагательных к существительному, практическое употребление притяжательных прилагательных (медвежья берлога, лисья нора, беличье дупло).

III. Развитие самостоятельной связной речи.

Составление предложений по вопросам, демонстрации действий, картине. Распространение предложений однородными членами.

Составление рассказов по картине (в объеме 5 — 7 предложений).

Пересказе изменением времени действий, умение рассказать от имени другого действующего лица.

Составление рассказа-описания овощей, фруктов по заданному плану.

Рассказывание сказок-драматизаций.

Составление рассказов-описаний животных, птиц, описание их повадок.

IV.Формирование фонетико-фонематических процессов.

Развитие слухового внимания на материале речевых и неречевых звуков.

Знакомство со звуками: У,А, И, П, ПЬ, Т, Э, О, Й, ЛЬ, Х, ХЬ, Ы, М, МЬ, С, Н.

Упражнение в выделении гласных и согласных звуков в начале, середине и конце слова и определение местоположения звука.

Упражнение в подборе слов на заданный звук.

Закрепление понятий «гласный звук», «согласный твердый звук», «согласный мягкий звук», «звонкий», «глухой».

Развитие умение анализировать прямые и обратные слоги.

Упражнение в дифференциации: гласный-согласный; закрепление умения дифференцировать согласные звуки по твердости-мягкости, звонкости-глухости: А-У, П-ПЬ, П-Т, К-КЬ, П-Т-К, Й-ЛЬ, Х-ХЬ, К-Х, М-МЬ.

Обучение звуковому анализу слов типа КОТ, КИТ с выкладыванием схемы.

Развитие умения делить на слоги односложные, двухсложные и трехсложные слова с последующим выкладыванием схемы и определением ударного слога.

Анализ небольших предложений с последующим выкладыванием схемы.

V.Подготовка к обучению грамоте и предупреждение нарушений чтения и письма.

Знакомство с буквами У, А, И, П, Т, К, Э, О, Х, Ы, М,С и их написанием.

Выработка умения ориентироваться на листе бумаги.

Упражнение детей в печатании данных букв, выкладывании их из палочек и других предметов.

Обучение печатанию слогов и слов с данными буквами.

Формирование умения различать правильно и неправильно написанные буквы.

Сентябрь:  «Неделя творчества»,  «Семья», «Детский сад. Игрушки», «Овощи», «Фрукты»,.

Октябрь: «Хлеб», «Лес, грибы, ягоды», «Одежда, обувь, головные уборы», «Поздняя осень».

Ноябрь: «Малая родина, наш поселок», «Мебель, электроприборы», «Посуда», «Домашние животные и птицы»

2 ПЕРИОД (ДЕКАБРЬ, ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ)

I. Расширение словарного запаса. Воспитание навыка словообразования.

а) Закрепление знаний детей о различных свойствах предметов. Образование сравнительной степени прилагательных. Усвоение простых случаев переносного значения слов (вьюга злится, ветер бушует, воет, лес уснул). Многозначность слов: снег идет, человек идет, поезд идет, часы идут.

б) Образование сложных слов (снегопад), родственных (снег, снеговик, снежинка, снежок).

в) Подбор однородных определений (зима снежная,. холодная, суровая; весна ранняя, теплая, дождливая); сказуемых (снег падает, ложится, идет; снежники летят, кружатся, вьются; дождь моросит, шумит, шелестит, стучит по крыше); усвоение слов с противоположным значением (дом высокий, низкий; улица длинная, короткая).

Образование прилагательных типа: одно-, двухэтажный, многоэтажный. Введение в речь слов, обозначающих моральные качества людей, оценку их поступков, оттенки значений (смелый, храбрый, трусливый, боязливый, добрый, умный, жадный, капризный, хитрый, смекалистый).

II. Закрепление правильного употребления грамматических категорий.

Закрепление навыка употребления в речи предложений с однородными членами. Правильность их согласования. Составление рассказа о любой игрушке с использованием описательных приёмов в самостоятельной речи.

Практическое употребление в речи глаголов с изменяющейся основой (иду — пошел).

Употребление в речи глаголов в форме будущего простого и сложного времени с частицей —ся и без нее (буду кататься — покатаюсь; буду купаться — искупаюсь; буду учиться — поучусь).

Самостоятельное использование предлогов для обозначения совместности действия, пространственного расположения предметов. Употребление сложных предлогов из-за, из-под.

III. Развитие самостоятельной связной речи.

Введение в самостоятельную речь названий профессий и действий, связанных с ними. Формирование самостоятельных высказываний в виде небольших рассказов о людях разных профессий.

Употребление в речи простых и сложных предложений со значением противопоставления (а, но), разделения (или). Например, зимой деревья голые, а весной появляются листочки; наша семья большая, а Танина — маленькая; физкультурники выйдут на площадь или на улицу.

Употребление в речи целевых, временных, причинных конструкций в соответствии с вопросами когда? почему? зачем?

IV.  Формирование фонетико-фонематических процессов.

Знакомство со звуками: СЬ, Н, З, ЗЬ, Б, БЬ, В, Д, ТЬ, ДЬ, Г, ГЬ, Л.

Совершенствовать умения выделять гласные и согласные звуки в начале, середине и конце слова и определять местоположение звука.

Закрепление умения дифференцировать согласные звуки: С-СЬ, З-ЗЬ, З-С, Б-БЬ, П-Б, Т-Д, ТЬ-ДЬ, Г-ГЬ, К-Г.

Обучение звуковому анализу слов типа САНИ, АИСТ, КВАС.

Продолжение работы по анализу предложений с последующим выкладыванием схемы.

Обучение подбору слов и предложений к различным схемам.

V. Подготовка к обучению грамоте и предупреждение нарушений чтения и письма.

Знакомство с буквами Н, З, Б, В, Д, Г, Е, Ё, Л и их написанием.

Обучение печатанию слогов, слов и небольших предложений с данными буквами.

Обучение послоговому чтению слогов, слов и небольших предложений.

Знакомство с элементарными правилами правописания: раздельное написание слов  в предложении, точка в конце предложения, написание большой буквы в именах и начале предложения.

Декабрь: «Дикие животные», «Зима», «Зимующие птицы», «Неделя книги», «Новый год».

Январь: первая  неделя – каникулы, «Неделя здоровья», «ПДД», «Продукты питания».

Февраль: «Профессии на транспорте», «Декоративно-прикладное искусство», «Защитники Отечества, мужские военные профессии», «Профессии наших мам».

3 ПЕРИОД (МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ)

I. Расширение словарного запаса. Воспитание навыка словообразования.

а) Подбор однородных определений, дополнений, сказуемых (дом строят, красят, разрушают; красят — крышу, стену, забор, потолок, двери). Самостоятельная постановка вопросов (весна какая? дом какой? солнышко какое?); закрепление слов-антонимов: улица чистая (грязная), широкая (узкая), знакомая (незнакомая) и т. д.

б) Образование сравнительной степени прилагательных (шире, уже, грязнее, светлее, чище).

в) Образование существительных от глаголов: учить (учитель, ученик), воспитывать (воспитатель), убирать (уборщица), регулировать (регулировщик), строить (строитель) и т. д.

II. Закрепление правильного употребления грамматических категорий.

Практическое усвоение в речи предлогов над, между, из-за, из-под, выражающих пространственное расположение предметов.

Практическое усвоение согласования числительных с существительными (3 куклы — 5 кукол; 2 медведя — 5 медведей); прилагательных и числительных с существительными (5 белых медведей, много ловких обезьян).

III. Развитие самостоятельной связной речи.

Закрепление навыка последовательной передачи содержания литературного текста. Использование диалога, выразительной передачи в лицах интонации разных героев. Умение самостоятельно придумывать события, дополнительные эпизоды при составлении рассказа по картинке. Особое внимание уделяется логике развития сюжета, эмоциональной передаче переживаний действующих лиц. Воспитание внимательного и доброжелательного отношения к ответам других детей. Упражнение в придумывании и составлении загадок путем использования приема сравнения.

IV. Формирование фонетико-фонематических процессов.

Знакомство со звуками: Ш, Р, РЬ, Ж, Ц, Ч, Ф, Щ.

Упражнение в дифференциации: Л-ЛЬ, С-Ш, Р-РЬ, Р-Л, Р-РЬ-Л-ЛЬ, Ж-З, Ж-Ш, С-Ц, Ч-ТЬ, Ч-СЬ, Ф-В, Щ-СЬ, Щ-СЬ-Ч-ТЬ.

Обучение проверки звонкого согласного в конце слова в случае оглушения: дуб-дубы.

Обучение звуковому анализу слов из пяти звуков.

Продолжение работы по анализу предложений.

Закрепление умения подбирать к различным схемам слова и предложения.

V. Подготовка к обучению грамоте и предупреждение нарушений чтения и письма.

Знакомство с буквами Ш,Я, Р, Ж, Ц, Ч, Ю, Ф, Щ, Й и их написанием.

Совершенствование умения печатать слоги, слова и небольшие предложения с данными буквами.

Совершенствование навыков послогового чтения слогов, слов и небольших текстов, состоящих из нескольких предложений.

Март: «Международный женский день 8 Марта», «Весна», «Перелетные птицы»,  «Обитатели водоемов», «Животные Севера»

Апрель: «Животные жарких стран», «Космос», «Международный день Земли», «Природные богатства Татарстана».

Май: «День Победы», «Насекомые», «Готовимся к школе», «Лето»


2. Описание форм и методов логопедической работы в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого–педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого–возрастным и индивидуальным особенностям.

Основной формой коррекционного обучения в специализированном детском саду являются логопедические занятия, на которых систематически осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школе. Программа воспитания и обучения детей с нарушениями речи предполагает решение коррекционных задач в форме:

 фронтальных (подгрупповых) занятий;

 индивидуальных занятий;

 занятий подвижными микрогруппами.

Занятия проводятся логопедом после того, как проходит обследование детей группы в начале года.

Фронтальные (подгрупповые) логопедические занятия позволяют эффективно решать те задачи развития речи и коррекции ее недостатков, которые являются приоритетными для всех или большинства воспитанников группы. Данный вид занятий формирует у них умение войти в общий темп работы, следовать общим инструкциям, ориентироваться на лучшие образцы речи.

В основе планирования занятий с детьми с ОНР лежат тематический и концентрический подходы.

Тематический подход организации познавательного и речевого материала занятия предполагает его фокусировку на какой – либо теме из окружающего ребенка предметного мира. Это позволяет обеспечить тесную взаимосвязь в работе всего педагогического коллектива группы. Изучение темы параллельно изучается на разных по видам деятельности занятиях: при ознакомлении с окружающим, развитии речи, на занятиях по рисованию, лепке, аппликации, в играх. Подбор и расположение тем определяются следующими условиями: сезонностью, социальной значимостью, нейтральным характером.

Один из важнейших факторов реализации тематического принципа – концентрированное изучение темы, благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени. Многократность повторения очень важна как для восприятия речи детьми (пассив), так и для ее активизации.

В соответствии с концентрическим подходом программное содержание в рамках одних и тех же тем год от года углубляется и расширяется.

При планировании и проведении фронтальных подгрупповых логопедических занятий:

 определяются тема и цели занятия;

 выделяется предметный и глагольный словарь, словарь признаков, которые дети должны усвоить в активной речи;

 отбирается лексический материал с учетом темы и цели занятия, этапа коррекционного обучения, индивидуального подхода к речевым и психическим возможностям детей, при этом допускается ненормативное фонетическое оформление части речевого материала;

 обеспечивается постепенное усложнение речевых и речемыслительных заданий;

 при отборе программного материала учитывается зона ближайшего развития дошкольников, потенциальные возможности для развития мыслительной деятельности;

включается в занятия регулярное повторение усвоенного речевого материала.

Оптимизация содержания занятий обеспечивается их интегрированным характером, когда параллельно реализуются и органично дополняют друг друга разные линии работы по коррекции тех или иных компонентов речевой системы дошкольников, а также дефицитарно развитых психических и психофизиологических функций. Например, на занятиях по формированию фонетико – фонематической стороны речи в старшей группе при изучении звука мы работаем над четким произнесением этого звука, параллельно работаем над развитием фонематического слуха и формированием фонематического восприятия, и у нас начинается формирование языкового анализа и синтеза, когда дети работают с символами звуков, пытаясь «прочитать» их вместе.

Опора на игру как ведущий вид деятельности дошкольников и обязательное включение разных видов игр в логопедические занятия обеспечивают выраженный позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии познавательных психических процессов.

Исходя из всего сказанного, к фронтальным занятиям должны предъявляться следующие требования:

1. Занятие должно быть динамичным.

2. Обязательно включаются игровые фрагменты и сюрпризные моменты. Можно включить забавные ситуации, участниками которых будут дети.

3. Должна быть частая смена различных видов деятельности.

4. Необходимо развивать у детей коммуникативную направленности, обучать общению с педагогом и друг с другом.

5. Необходимо на занятиях приучать детей слушать, слышать, исправлять ошибки в чужой и в своей речи.

6. Использовать разнообразный дидактический материал, красочный и удобный.

7. Самое главное – на занятиях дети должны много говорить.

Технологии, используемые на занятиях, должны располагаться в порядке возрастающей сложности и быть разнообразными.

Фронтальные занятия в зависимости от конкретных задач и этапов коррекции речи подразделяются на следующие типы:

1. Занятия по формированию фонетико – фонематической стороны речи.

2. Занятия по формированию и развитию связной речи.

3. Занятия лексические с элементами грамматики.

4. Занятия по формированию лексико – грамматических категорий.

Основными задачами занятий по формированию фонетико – фонематической стороны речи являются: развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия, навыков произнесения слов различной звуко – слоговой структуры; контроль за внятностью и выразительностью речи; подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.

Специфика этого типа занятий обуславливает подбор лексического материала, насыщенного изучаемыми и правильно произносимыми звуками.

Задачей занятий по формированию и развитию связной речи является обучение детей самостоятельному высказыванию. На основе сформированных навыков использования различных типов предложений у детей вырабатывается умение передавать впечатления об увиденном, о событиях окружающей действительности, в логической последовательности излагать содержание картин или их серий, составлять рассказ – описание.

На лексическом занятии с элементами грамматики используется «лексический» подход. При таком подходе происходит пополнение знаний и сведений детей, их словарного запаса. Логопедом выбираются игры, с помощью которых можно закрепить какую – то грамматическую форму, уже имеющуюся в речи детей.

На занятиях по формированию лексико – грамматических категорий используется лексико – грамматический подход. При таком подходе на занятиях изучаются наиболее типичные формы словообразования, а также основные модели построения словосочетаний и предложений, характерные для грамматической системы русского языка. Таким образом, у дошкольников с общим недоразвитием речи формируются грамматические представления. Основными задачами этих занятий являются развитие понимания речи, уточнение и расширение словарного запаса, формирование обобщающих понятий, формирование практических навыков словообразования и словоизменения, умение употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды сложных синтаксических структур.

В старших группах изучение лексико – грамматических категорий выходит на 1 место, то есть, на одном занятии логопед планирует изучение только одной лексико – грамматической темы. Это обусловлено тем, что ни одна грамматическая категория не может войти в самостоятельную речь детей – логопатов без многократного сознательного использования ее в разных словосочетаниях и предложениях. Темы для лексико – грамматических занятий выбираются не случайно, а в соответствии с физиологическими и психолого – педагогическими особенностями формирования ребенка при ОНР.

Занятия в подвижных микрогруппахпредставляют логопеду возможность варьировать их цели и содержание в зависимости от задач коррекционной работы, речевых и индивидуально – типологических особенностей воспитанников. В начале года, когда большее количество времени отводится на постановку звуков, как правило объединяют детей, имеющих более или менее однородные дефекты произношения звуков. Позднее, когда акцент перемещается на закрепление поставленных звуков, возрастает возможность включать упражнения, направленные на расширение словаря и овладение грамматически правильной речью, целесообразно перегруппировать детей с учетом всего объема речевой работы. Данный подход помогает дифференцированно работать с детьми, недостатки которых выражены в основном в звуковой стороне речи. Так же на занятиях в подвижных микрогруппах происходит закрепление лексико – грамматических категорий, работа по развитию фонематического слуха и формированию фонематического восприятия.

Индивидуальные занятия составляют существенную часть рабочего времени логопеда в течение каждого дня. Они позволяют осуществлять коррекцию речевых и иных недостатков психофизического развития, глубоко индивидуальных для каждого воспитанника.

К индивидуальным логопедическим занятиям предъявляются определенные требования. При их подготовке и проведении логопед должен:

 сформулировать тему и цели занятия;

 продумать этапы занятия, их связь друг с другом;

 запланировать постепенное усложнение речевого материала занятия;

 осуществлять дифференциальный подход к каждому ребенку с учетом структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей;

 формулировать инструкции кратко и четко;

 использовать разнообразный и красочный наглядный материал;

 уметь создавать положительный эмоциональный фон занятия.

Основная задача индивидуальных занятий заключается в первоначальном формировании звуковой стороны речи, что включает в себя комплекс подготовительных артикуляционных упражнений, коррекцию произношения дефектных звуков, слоговой структуры слова, развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия.

Определяя содержание индивидуального логопедического занятия, подбирая речевой и практический материал, логопед должен стремиться к тому, чтобы сделать занятие не только интересным, но и максимально продуктивным, с высокой речевой активностью ребенка. Для этого можно подбирать лексико – грамматические игры и игры на развитие ВПФ со словами, насыщенными автоматизируемым звуком.

Индивидуальные занятия как правило включают в себя следующие этапы: во – первых, это артикуляционная гимнастика, затем, пальчиковая гимнастика, затем идет работа по постановке или автоматизации звука. Лексический материал должен содержать максимальное количество закрепляемых звуков. Необходимо повышать темп речевых упражнений от неторопливого, утрированного произнесения переходить к более быстрому проговариванию и, наконец, к скороговоркам. Требование здесь – к постепенному усложнению лексического материала, переход от простых видов речевой деятельности к более сложным – от элементарного повторения слов за логопедом, к называнию предметов, описанию, стихам, пересказам, составлению рассказов по картинкам.

– здоровьесберегающие технологии. Здоровьесберегающие технологии очень важны для наших детей с ограниченными возможностями здоровья, т.к. это как правило дети с ослабленным здоровьем. Подбор элементов различных здоровьесберегающих технологий зависит от возрастных и психофизиологических особенностей детей.

Здоровьесберегающие технологии – это зрительная гимнастика, смена статических и динамических поз, голосовые и дыхательные упражнения, подвижные игры речевого характера, упражнения для коррекции общей и мелкой моторики. Постепенно включая в каждое занятие различные виды массажа, динамические паузы, пальчиковые игры, гимнастику для глаз, логопед создает необходимую атмосферу, снижающую напряжение и позволяющую использовать все время занятия более эффективно. Все упражнения следует выполнять на фоне позитивных ответных реакций ребенка.

Логопедическое воздействие осуществляется различными методами, среди которых условно выделяются наглядные, словесные и практические.

Наглядные методы направлены на обогащение содержательной стороны речи, словесные – на обучение пересказу, беседе, рассказу без опоры на наглядные материалы. Практические используются при формировании речевых навыков путем широкого применения специальных упражнений и игр. К практическим методам можно отнести широко используемые в последнее время методы моделирования и метод проектов.

Метод моделирования является одним из перспективных направлений совершенствования процесса коррекционно – развивающего обучения и активно применяется в нашем детском саду. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности детей. У ребенка, владеющего формами наглядного моделирования появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий. Введение наглядных моделей позволяет более целенаправленно закреплять навыки в процессе коррекционного обучения. Например, при подготовке к обучению грамоте метод наглядного моделирования позволяет решить следующие задачи:

- познакомить детей с понятием «слово» и его протяженностью;

- научить интонационно выделять звук в слове, находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой, изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов;

- сформировать навыки анализа и синтеза слов и предложений.

При обучении связной речи моделирование может быть использовано в работе над всеми видами связного высказывания. На этом этапе метод наглядного моделирования способствует:

- усвоению принципа замещения (умение обозначать персонажей художественного произведения заместителями), передачи событий при помощи заместителей;

- овладению умением выделять значимые для развития сюжета фрагменты картины, определять взаимосвязь между ними и объединять их в один сюжет;

- формированию умения создавать особый замысел и разворачивать его в полный рассказ;

Применение наглядных моделей в работе над монологической речью детей с ОНР позволяет более успешно обучить детей составлению связного речевого высказывания.

Таким образом, результаты проводимого коррекционного обучения свидетельствуют о широких возможностях использования наглядного моделирования в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи.

В последнее время в нашем саду стал активно применяться метод проектов. Использование этого метода - принципиально иной подход к построению образовательного процесса, основанный на активной исследовательской позиции детей с учетом их личных интересов. Это способ достижения цели через детальную разработку проблемы, результатом которой является продукт, оформленный тем или иным способом.  

3.  Работа с родителями

Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время уделяется все большее внимание, так как личность ребенка формируется, прежде всего, в семье и семейных отношениях. В дошкольных учреждениях создаются условия, имитирующие домашние, к образовательно-воспитательному процессу привлекаются родители, которые участвуют в занятиях, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга, театрализованных представлениях. Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей.

В логопедической группе логопед и другие специалисты проводят для родителей открытые и совместные занятия, пытаются привлечь родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних консультациях,  еженедельно в письменной форме в индивидуальных тетрадях и на стендах родительского уголка. Рекомендации родителям и домашние занятия родителей с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии.

Задания пособий подобраны в соответствии с изучаемыми в логопедических группах детского сада лексическими темами и требованиями Программы. Для каждого ребенка учтены его индивидуальные особенности развития. Речевую активность  детей родители должны поддерживать и всячески стимулировать.

Родители должны стремиться создавать такие ситуации, которые будут побуждать детей применять знания и умения, имеющиеся в их жизненном багаже. Опора на знания, которые были сформированы ранее, становятся одной из основ домашней работы с детьми. Родители должны стимулировать познавательную активность детей, создавать творческие игровые ситуации.

План работы с родителями:                           

  Индивидуальные беседы

  Консультации по проведению домашних занятий, ведению тетрадей

   Консультации для родителей:

  •  Формирование связной речи у дошкольников
  • Готовность к школе. Чего мы не понимаем?
  • Психологическая готовность детей к школе
  • Ребёнок и книга
  • Памятка для родителей будущих первоклассников
  • Самые распространённые ошибки, допускаемые взрослыми  при обучении детей чтению в домашних условиях. Как приучить ребёнка к чтению
  • Послушные буквы
  • Развитие слухового внимания
  • Скоро в школу. Что должен знать ребёнок к школе
  • Готовы ли к школе родители?
  • На пороге школы. Критерии школьной готовности. Советы родителям первоклассников
  • Как родители могут помочь ребёнку хорошо учиться
  • Особенности развития речи у мальчиков и девочек

        Выступления на групповых  родительских собраниях:

  • Критерии речевой готовности к школе
  • Особенности логопедической работы во втором периоде; открытое занятие
  • Рекомендации родителям по формированию у дошкольников фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза, обучению грамоте
  • Подводим  итоги работы за год

«День открытых дверей»

  Анкетирование родителей

4. Особенности диагностики речевого развития детей

Мониторинг развития речевых функций детей проводится на основе пособия «Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР»  / авт.-сост. А. М. Быховская, Н. А. Казова. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. Представленный мониторинг позволяет провести исследование состояния общего и речевого развития дошкольников 4—7 лет с ОНР и составить диагностику.

Мониторинг состоит из 4-х блоков: «Раннее психомоторное и речевое развитие, поведение и психическая сфера», «Неречевые психические функции», «Моторная сфера» и «Произносительная сторона речи и речевые психические функции».

Методика мониторинга представляет цели, методы, процедуру исследования и критерии оценки развития ребенка с тяжелым нарушением речи, количественный анализ оцениваемых показателей развития. Учитель- логопед коррекционной группы ДОУ, используя данную методику, имеет возможность сравнить количественные и качественные показатели развития всех языковых компонентов детей в начале и в конце учебного года и получить объективные данные о динамике развития каждого ребенка и группы в целом. Кроме этого, методика позволит выявить компоненты речи, требующие дополнительного коррекционного воздействия, индивидуально для каждого ребенка.

Результаты мониторинга учитель-логопед сможет использовать при:

  • планировании коррекционно-образовательной деятельности (подгрупповой и индивидуальной);
  • отборе методов, приемов и технологий;
  • комплектовании подгрупп для организованной деятельности.

 

Мониторинг проводится на протяжении нескольких дней. За один день реализуется не более двух разделов. На каждое исследование затрачивается не более 10 мин (ребенку 4 года); 15 мин (ребенку 5 лет) или 20 мин (ребенку 6 лет).

Во время мониторинга создается положительный эмоциональный фон взаимодействия между учителем-логопедом и ребенком. Ребенок заинтересовывается выполнением тестовых заданий, а не принуждается к выполнению. Используются различные формы поощрения, ребенок поддерживается и подбадривается. При первых проявлениях усталости или негативизма у ребенка обследование прекращается и переносится на следующий день.

Результаты мониторинга отражаются в таблице:

                                                                 

Мониторинг развития речевых функций детей

подготовительной логопедической группы МБДОУ №42 «Аленький цветочек» пгт.Н.Вязовые ЗМР РТ

за 2015 - 2016 уч. год

    Критерии

        оценки

ФИ ребёнка

Артикул.

моторика

Звукопроизношение

Фонематические процессы

Словарн. запас

Грамматический строй

Слоговая структура

Связная речь

Средний балл

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

0 – низкий уровень              На начало года:

1 – ниже среднего                                            

2 – средний                           Конец года:  

3 – высокий                                                                                         Логопед: Медведева Н.А.                                                                                                                                                                      

                                                                                                                                                                                                                                           РАЗДЕЛ  III

 

1. Предметно-пространственная развивающая среда

Организация  образовательного  пространства  и  разнообразие  материалов, оборудования  и  инвентаря  в  кабинете  учителя-логопеда  и  групповом  помещении  в соответствии с Программой должны обеспечивать:

—  игровую,  познавательную,  исследовательскую  и  творческую  активность  детей, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

—  двигательную  активность,  в  том  числе  развитие  крупной,  мелкой,  мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

—  эмоциональное  благополучие  детей  во  взаимодействии  с  предметно-пространственным окружением;

— возможность самовыражения детей.

Правильно  организованная  предметно-пространственная  развивающая  среда  в логопедической группе и кабинете логопеда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои  способности  не  только  в  организованной  образовательной,  но  и  в  свободной деятельности,  стимулирует  развитие  творческих  способностей,  самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему  гармоничному  развитию  личности.  Предметно-развивающее  пространство следует организовать таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в  умении  наблюдать,  запоминать,  сравнивать,  добиваться  поставленной  цели  под наблюдением взрослого и под его недирективным руководством.

Развивающая  предметно-пространственная  среда  позволяет  предусмотреть сбалансированное  чередование  специально  организованной  образовательной  и нерегламентированной  деятельности  детей,  время  для  которой  предусмотрено  в  режимах каждой из возрастных групп и в утренний, и в вечерний отрезки времени.

Обстановка, созданная в групповом помещении и кабинете учителя-логопеда, должна уравновешивать эмоциональный фон каждого ребенка, способствовать его эмоциональному благополучию.  Эмоциональная  насыщенность  —  одна  из  важных  составляющих развивающей среды. Следует  учитывать то, что ребенок скорее и легче запоминает яркое, интересное,  необычное.  Разнообразие  и  богатство  впечатлений  способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию.

В  оформлении  группового  помещения  и  логопедического  кабинета  психологи советуют  использовать  мягкие  пастельные  цвета,  отдавать  предпочтение  нежно-голубой  и нежно-зеленой  гамме,  —  именно  эти  цвета  спектра  способствуют  успешному  речевому развитию.  Необходимо  продумать  дополнительное  освещение  каждого  рабочего  уголка, каждого центра. В помещениях должно быть уютно, светло и радостно, следует максимально приблизить обстановку к домашней, чтобы снять стрессообразующий фактор.

В  логопедической  группе,  которую  посещают  моторно  неловкие,  плохо координированные  дети,  следует  уделить  особое  внимание  соблюдению  правил  охраны жизни  и здоровья  детей.  Групповое  помещение  и  кабинет  не  должны быть  загромождены мебелью, в них должно быть достаточно места для передвижений детей, мебель необходимо закрепить, острые углы и кромки мебели закруглить.

Наполнение развивающих центров и в групповом помещении, и в кабинете логопеда должно соответствовать изучаемой лексической теме и только что пройденной лексической теме,  а  это  значит,  что  каждую  неделю  наполнение  развивающих  центров  частично обновляется.

1.1. Перечень оборудования  и материалов

логопедического кабинета МБДОУ № 42 «Аленький цветочек»

учитель-логопед Медведева Н.А.

1.Оснащение кабинета.

1.        Рабочий стол для логопеда.

2.        Шкафы для наглядных пособий, учебного материала и методической литературы.

3.        Столы и стулья для детей и взрослых.

4.        Настенное зеркало 50 х 100 см для индивидуальной работы над звукопроизношением, со специальным дополнительным освещением.

5.        Стол возле зеркала для индивидуальной работы с ребенком и два стула (для ребенка и для педагога).

6.        Набор логопедических зондов, этиловый спирт для обработки зондов,  салфетки, вата.

2.Постоянное оформление кабинета.

1.        Схемы характеристики звуков.

2.        « Волшебный экран», «Звуко-буквенные схемы слов».

3.Сменное оформление в коридоре.

Стенд «Советы логопеда».

4. . Материал для обследования всех компонентов языка:

- фонетики;

- лексики;

- грамматики;

- связной речи.

5. Материал для работы над звукопроизношением.

  - Набор пособий для работы над речевым дыханием.

  - Пособия для автоматизации и дифференциации звуков (печатные издания,    настольно-печатные игры, раздаточный и демонстрационный материал на все звуки, материал для работы над звукослоговой структурой и звуконаполняемостью).

 - Индивидуальные кассы букв и слогов.

 6. Материал для работы над внеречевыми процессами.

Игры и игрушки для развития:

- мелкой моторики;

- внимания;

- памяти;

- аналитико-синтетического мышления;

- ориентировки в пространстве.

  7 . Материал для работы над словарем.

- времена года;

- обобщающие понятия;

- профессии людей;

- детеныши диких и домашних животных;

- название частей целого предмета,

- предметные картинки на подбор антонимов.

8. Материал для работы над грамматическим строем.

- «один  - много»,

- «большой - маленький»,

- пособия для закрепления в речи предлогов,

- относительные и притяжательные прилагательные,

- пособия для формирования фразы.

9. Материал для обучения   рассказыванию.

- детская литература;

- материал (тексты) для закрепления звуков и грамматических категорий в пересказе;

- предметные и сюжетные картинки;

- серии картин.

10. Материал для обучения грамоте.

- касса букв и слогов;

- демонстрационный и индивидуальный раздаточный  материал для усвоения звуко-слогового анализа;

- демонстрационный материал для усвоения букв;

- пособия, игры для обучения грамоте.

11. Материал для обследования интеллекта.

- счетный материал;

- разрезные картинки;

- картинки и тексты со скрытым смыслом;

- картинки-шутки (что неправильно);

- классификация (по цвету, форме, общей принадлежности к одной категории предметов).

1.2. Перечень  методической литературы

  1. М.А. Поваляева. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону, 2001.
  2. Логопедия. Методическое наследие./ Под редакцией  Л.С. Волковой. Кн.5. М., 2003.
  3. Коррекция нарушений речи.  Программы  дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. М., 2010.
  4. Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Преодоление ОНР у дошкольников. Екат., 2003.
  5. О.Е. Грибова. Технология организации логопедического обследования. М., 2005.
  6. О.А. Степанова. Организация логопедической работы в ДОУ. М., 2004.
  7. Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. Логопедия. Заикание. М., 2003.
  8. С.В. Меньшикова. Коррекция заикания у детей. Казань, 1999.
  9. Настольная книга логопеда. Авт.-сост. Л.Н. Зуева, Е.Е. Шевцова. М., 2005.
  10. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста. М., 2004.
  11. Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. 2004.
  12. В.П. Глухов. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. М., 2004.
  13. Е.А. Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов. М., 2002.
  14. Т.А. Ткаченко. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 5 лет. М., 2005.
  15. Т.А. Ткаченко. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6 лет. М., 2004.
  16. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН (1, 2, 3 периоды).
  17. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР (1, 2, 3 периоды).
  18. Т.В. Пятница. Справочник дошкольного логопеда. 2011.
  19. Л.А. Боровцова. Документация учителя-логопеда ДОУ. М., 2008.
  20. Н.В. Курдвановская. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет. М,, 2007.
  21. Л.Н. Смирнова. Логопедия. Играем со звуками. М., 2004.
  22. Г.А. Быстрова, Э.А. Сизова, Т.А. Шуйская. Логопедические игры и задания. СПб, 2002.
  23. З.Е. Агранович. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних упражнений для преодоления ФФН у дошкольников. 2004.
  24. Л. Парамонова. Упражнения на развитие письма для подготовки ребенка к школе. 2005.
  25. Е.А. Алифанова, Н.Е. Егорова. Логопедические упражнения в рифмах. М., 2000.
  26. Дошкольная логопедическая служба: из опыта работы / Под ред. О.А.Степановой. М., 2008.
  27. Дошкольная логопедическая служба. Книга 2 / Под ред. О.А. Степановой. М., 2008.
  28. Т.А. Куликовская. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках.
  29. Л.Н. Арефьева. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. М., 2007.
  30. С.Е. Большакова. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей.

Расписание работы логопеда

8.00 – 9.00 индивидуальные занятия

9.00 – 9.30 1-е подгрупповое занятие

9.40 -10.10 2-е подгрупповое занятие

10.10 -12.00 индивидуальные занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительной деятельности в ДОУ Ступень обучения: дети от 4 до 7 лет Срок реализации: 3 года

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе авторской художественно - экологической программы  Т. А. Копцевой «Природа и художник».       С...

Рабочая программа для детей с ОНР ( III УРОВЕНЬ) 1 год обучения

В основе создания этой программы использован опыт работы на дошкольном логопункте, подкреплённый современными коррекционно-развивающими программами Министерства Образования РФ, научно-методическими ре...

Рабочая программа для детей с ОНР ( III УРОВЕНЬ) 2 год обучения

      Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании”. Содержание рабочей программы соответствует федеральным государственным образов...

рабочая программа: Подготовка детей дошкольного возраста к школе. Подготовка к обучению грамоте: «Волшебный мир звуков и букв».

Рабочая программа: Подготовка детей дошкольного возраста к школе. Подготовка к обучению грамоте "Волшебный мир звуков и букв."...

Рабочая программа «Подготовка детей дошкольного возраста к школе: подготовка к обучению элементам грамоты»

Рабочая программа по подготовке к обучению элементам грамоты и раннему обучению чтению на 2017-2019 учебные годы составлена на основе авторской программы Е.В.Колесниковой «От звука к букве»...

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности в группе развивающего обучения по направлению «Подготовка детей к школе»

Рабочая программа по направлению "Подготовка детей к школе" включает в себя занятия по обучению детей грамоте, автора Астафьевой Е.О. "Играем, пишем, читаем."; занятия Волковой С.И...

Дополнительная рабочая общеразвивающая программа для детей 5-7 лет по обучению конструктивно – модельной деятельности и робототехнике,

Данная  рабочая программа отличатся наличием оригинальной концепции обучения, воспитания и развития обучающихся в рамках стратегии государственной образовательной политики РФ, которая заклю...