Художественные средства выразительности в пейзажной живописи.
учебно-методическое пособие по теме

Данная работа поможет воспитателям  разобраться и понять язык живописи. А затем раскрыть  своим воспитанникам авторский замысел художественного произведения. В картине нет ничего случайного: общий колорит, распределение света, размещение на полотне персонажей и предметов - все служит художнику для раскрытия его замысла,его мыслей и чувств. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 6 «Солнышко»

Сообщение.

«Художественные средства выразительности

в пейзажной живописи»

с использованием презентации

В рамках работы районного методического объединения

«Изобразительная деятельность в ДОУ

Воспитатель высшей

Квалификационной категории

Командрина М.М.

30 октября 2014 г.

г.п. Вербилки

1слайд   Введение.

Мир искусства прекрасен и удивителен. Введение в мир искусства - важнейшая составляющая педагогической деятельности. Педагог  учит раскрывать душу ребенка для красоты, учит смотреть на мир и видеть в нем неповторимое, и удивительное.

Незаменимым средством формирования духовного мира ребенка является искусство: литература, музыка, скульптура, народное творчество, живопись. Искусство говорит образным языком, оно наглядно и потому близко ребенку дошкольного возраста.

В детском саду дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Используя лучшие образцы народного искусства и произведения мастеров, педагог воспитывает у них интерес и способность эмоционально воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирует основы эстетического вкуса, умение самостоятельно оценивать произведения искусства.

Живопись означает «писать жизнь», «писать живо», то есть полно и убедительно передавать действительность. Живопись - вид изобразительного искусства, произведения которого отражают действительность, оказывают воздействие на мысли и чувства зрителей.

Чтобы научиться понимать изобразительное искусство, необходимо освоить язык живописи.

(2 слайд)  Художественные средства выразительности

Знакомя детей с пейзажной живописью, мы раскрываем перед ними картину окружающего мира, при этом не ограничиваемся только перечислением изображенных на ней предметов, а раскрываем значимость труда самого художника, своеобразием его мастерства, что побудило художника написать эту картину, знакомим с секретами изображения, которые помогают художникам создавать картины, очень похожие на реальную природу.

 

(3-4 слайд)

И 1секрет художника это цвет. Цвет - душа живописи, без цвета живопись не существует. Цвет - это жизнь живописи. Важнейшая функция цвета в живописи - доводить до предела, как чувственную достоверность изображения, так и смысловую и эмоциональную выразительность произведения.

С помощью цвета художник может показать время года, время суток, состояние погоды.

(5-6-7слайд) 

Художник с помощью цвета может показать своё настроение, которое вызвало у него общение с природой.

Яркие, звонкие теплые цвета звучат весело, радостно, громко («Золотая осень» И.Левитана). Холодные тона звучат свежо, спокойно, бодро («Зима» И.Шишкина). Но можно еще и смешивать цвета, и тогда у зрителя появится новое ощущение, новое настроение. Например, цвета, смешанные с черной краской, звучат таинственно, загадочно, тревожно. Серые оттенки могут создавать ощущение грусти, тишины, мягкости. Сочетание контрастных красок создает ощущение опасности, тревоги.

Колорит полотна может быть радостным и печальным, спокойным и тревожным, загадочным и ясным. Живописными средствами художник создаёт неповторимый мир, который нас удивляет и радует, заставляет переживать и даёт пищу уму, приобщает к секретам и тайнам мастерства.

(8 слайд) Композиция

 Композиционное построение картины также о многом может нам рассказать.

1тайна композиции: что такое линия горизонта и зачем она нужна в картине.

Линия горизонта, помогает художнику выстроить картину, определить величину пространства неба и земли помогает передать глубину пространства, наметить планы - что находится близко, что далеко, что еще дальше.

(линейная перспектива) То, что расположено близко, изображено ярко, крупно, подробно, видны все детали.

 (воздушная перспектива) Чем дальше предметы, тем меньше они по размеру и бледнее по цвету.

«Золотая осень. Слободка» И. И. Левитан. 

(9 слайд) 

2 тайна: почему художник располагает линию горизонта по-разному - высоко, по середине картины, низко.

Итак, линия горизонта есть почти во всех пейзажных картинах, но в зависимости от того, на что наше внимание хочет обратить художник, она может занимать на картине разное место: то опускается низко, то проходит по середине картины, то вообще забирается высоко наверх.

На картине «Золотая осень» В. Поленова

линия горизонта высоко, поэтому больше изображено земли, чем неба. Художник обращает наше внимание на красоту земли золотой осенью.

Значит, высокая линия горизонта помогает художнику обратить наше внимание больше всего на то, что происходит на земле.

(10 слайд)

Рассмотрим другую картину «В голубом просторе» А. Рылова

Художник изобразил линию горизонта низко. Почему?

Чтобы нарисовать больших летящих лебедей и чтобы было просторно в голубом небе. Огромное, просторное голубое небо с легкими облаками. Кажется, что облака летят наперегонки с лебедями. Внизу картины, ниже линии горизонта, мы видим небольшую полоску темно-синего моря. Свежий ветер поднимает мелкие волны, кое-где они кудрявятся пенными барашками. Справа - небольшой каменистый остров, покрытый остатками снега, а слева — парусник. Корабль далеко, и поэтому художник изобразил его маленьким. Но видно, что корабль стремительно движется: его паруса наполнены ветром.

Удивительная картина! Кругом простор, свобода, жизнь!

(11 слайд)  

Картина «Грачи прилетели» А. Саврасов

Линия горизонта проходит по середине картины. О чем хотел нам  рассказать художник в этой картине? О том, что пришла весна. Грачи — вестники весны. Если закрыть небо на картине листом бумаги, это будет красиво? Нет! Тогда не видны будут вершины берез с птичьими гнездами и грачами. А если закрыть землю - опять плохо: не видно, что происходит на земле со снегом. Эта картина - ожидание тепла, яркого солнца, буйной весны! Этого ждут и земля и небо. Вот почему художник расположил линию горизонта по середине картины.

 «Золотая осень» И. Остроухов.

Но бывает, что линия горизонта полностью не видна, потому что ее закрывают деревья, дома или другие предметы. Вот так бывает и на картинах: эта линия «прячется» от нас. Иногда линия горизонта вообще «убегает» с картины. Обычно это бывает тогда, когда художник рисует какой - то кусочек пейзажа.

(12 слайд)

Формат картины также имеет большое значение для создания художественного образа, для передачи главной мысли художника, его чувствования и переживания.

Вертикальный формат полотна позволяет передать величие, стремление вверх, значимость и стройность объекта или возвышенность чувствований.

 «Февральская лазурь» И. Грабарь, «Грачи прилетели» А. Саврасов, «Осенний день. Сокольники» И. Левитан. 

Художник выбрал вертикальное построение полотна картины, чтобы показать огромность старого парка, его глубину, длину аллеи. Низкая линия горизонта дает возможность открыть даль, глубину и протяженность аллеи, ширь и значительность объектов на переднем плане, выделить их яркостью и рельефностью объемов. Мы чувствуем, что настроение природы созвучно настроению женщины. В природе чувствуется легкая печаль, грусть, задумчивость и тишина.

(13 слайд)

 горизонтальный формат — передаёт широкую панораму, протяженность, пространственность, монументальность.

«Лесные дали» И. Шишкин, «Золотая осень» В. Поленов.

Формат полотна картины «Гималаи» Н. Рериха, длинный, горизонтально положенный прямоугольник. Это и позволило художнику показать протяженность, величие горной страны. Художник показал только вершины гор. Этим он подчеркнул, как высоки горы.

(14 слайд)

«Рябинка» И. Грабарь.

В картине очень тихо, спокойно. Основное  внимание художник уделил нарядной рябинке, чтобы мы тоже полюбовались ее осенней красотой. Картина очень изящна и поэтична. Квадратное построение формата обычно передает спокойствие, тишину, умиротворенность, задумчивое, лирическое настроение.

Форматом полотна художник может подчеркнуть главное в картине, рассказать о том, что его больше всего заинтересовало, порадовало, удивило, передать свое настроение.

(15 слайд)

Мазок в живописи – след кисти с краской, оставленный художником на холсте, бумаги, картоне. Техника зависит от индивидуальной манеры художника, она очень разнообразна. Настроение в картине во многом зависит и от того, как художник наложил краску на бумагу или холст. Краска может ложится густыми, выпуклыми бугорками или ровно, гладко. И тогда можно рассмотреть форму мазочков. Они могут быть похожи на точки, полосочки, волны, запятые.

«Марсельский порт» П. Синьяк – картина написана мазками, которые похожи на кирпичики - полосочки.

«Скалы в Бель-Иль» К. Моне. – мазки похожи на волны и запятые

(16 слайд)

Характер линий – прямые и изогнутые, плавные и колючие, длинные и короткие. Разным характером линий можно создать разные образы.

Ветка берёзы нежная, тонкая, ласковая.

А ветки дерева закручены и переплетены. Дерево похоже на волшебника или дракона.

(17 слайд)

Ритм линий – ритмом линий можно создать образ добрый или злой, печальный или веселый. Стройные березки тянуться вверх. Их ровные стволы создают свой ритм.

Травы создают ритм спокойного движения.

Ветер обдувает пески, и они создают ритм волнистых линий - змеек.

(18 слайд) Ритм пятен.

Художник может использовать ритм. В изобразительном искусстве ритм – это повтор, чередование форм, линий, цветных, черных или белых пятен.

Т. Маврина «Ландыш пел» (акварель)

Таким ритмом цветов и листьев художник создал веселое настроение. Цветы  как будто танцуют и поют, а листья хлопают в ладоши.

Т. Маврина «Правый берег реки Лутосни». (фрагмент - тушь, перо)

Ритм черного пятна беспорядочный, немного тревожный.

(19 слайд)  Ритм пятен передает движение. Оно может быть спокойное, быстрое, беспорядочное.

На картине А. Рылова «В голубом просторе» птицы парят высоко под облаками. Они создают торжественное движение и ритм.

В работе Е. Чарушина «Воробьи» - ритм и движение совсем другие. Может быть, эти воробьи слетелись на день рождения к своему другу? Именинник в центре, а гости окружили его хороводом.

(20-21 слайд) Характер форм

В этих плавных формах больше спокойствия и доброты.

А эти острые формы кажутся злыми и колючими. Представим себе, что в гости к князю Гвидону плывет флот царя Салтана. У царя и его друзей хорошее, доброе настроение. Свой флот они украсили празднично, весело. И вдруг на своем пути они встретили флот злых пиратов.

 (22 слайд) Заключение.

Мы с вами совершили путешествие в особый мир – мир изобразительного искусства.

Что же приобретают наши дети от общения с изобразительным искусством, что меняется от этого в их личности? Прежде всего радость узнавания окружающего мира, одновременно знакомого и незнакомого. Воспринимая произведения искусства, ребенок становится пытливым, наблюдательным, эмоционально отзывчивым. Искусство создает радость общения с товарищами, формирует умение сопереживать.

Изобразительное искусство через зримые красочные образы помогают ребенку познавать истину, добро, красоту. От поколения к поколению оно прославляет эти прекрасные качества души человека.

Постоянное общение с изобразительным искусством учит ребенка ориентироваться в духовных ценностях общества, он приобретает самостоятельность эстетических суждений. 

 Очень важно, чтобы взрослые, показывая репродукции, сумели довести до детского сознания, что художник хотел сказать своей картиной, раскрыть авторский замысел. Только при этом условии художественное произведение найдет у ребят эмоциональный, эстетический отклик.

В картине нет ничего случайного: общий колорит, распределение света, размещение на полотне персонажей и предметов – все служит художнику для раскрытия его замысла, его мыслей и чувств.
Произведения художников учат ребят
фантазировать. Дети начинают «видеть» и «слышать» в произведении что-то свое, у них возникает желание самим создать красивое. Так зарождается творчество.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Художественные средства выразительности в пейзажной живописи . 1 часть Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 6 «Солнышко» Подготовила воспитатель Командрина Марина Михайловна

Слайд 2

Линия горизонта цвет композиция Время года Состояниепогоды Линия горизонта Характер образа Характер формы Характер линий рисунок Время суток Формат полотна Язык живописи Настрое ние Колорит Цветовая гамма картины Величие Стройность Возвышен ность Широта панорамы протяженность, пространственность, монументальность. Спокой ствие Линейная перспектива Воздушная перспектива Замысел худож ника, выделение главного выразительность мазков . Ритм линий, пятен

Слайд 3

Цвет Средства выразительности «Золотая осень» В. Поленов «Зима» И. Шишкин «Весна. Большая вода» И.Левитан

Слайд 4

«Сумерки. Стога» И. Левитан «Закат» А. Рылов «Мокрый луг» Ф. Васильев

Слайд 5

Теплые цвета веселые, радостные, звучат громко. «Золотая осень» И.Левитана Настроение Холодные тона звучат свежо, спокойно, бодро. «Зима» И. Шишкин

Слайд 6

«Аленушка» В. Васнецов «Зимой в провинции» Н. Крымов

Слайд 7

А здесь яркие цвета кажутся тревожными, потому что окружены темными. «Последний день Помпеи» Карл Брюллов

Слайд 8

Линия горизонта помогает наметить планы - что находится близко, что далеко, что еще дальше. «Золотая осень. Слободка» И. И. Левитан.

Слайд 9

«Золотая осень» В. Поленов

Слайд 10

«В голубом просторе» А. Рылов

Слайд 11

«Грачи прилетели» А. Саврасов «Золотая осень» И. Остроухов.

Слайд 12

Формат картины «Февральская лазурь» И. Грабарь «Осенний день. Сокольники» И. Левитан. Вертикальный формат полотна позволяет передать величие, стремление вверх, значимость и стройность объекта или возвышенность чувств.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Художественные средства выразительности в пейзажной живописи. 2 часть Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 6 «Солнышко» Подготовила воспитатель Командрина Марина Михайловна

Слайд 2

«Лесные дали» И. Шишк ин «Гималаи» Н. Рерих Горизонтальный формат передаёт широкую панораму, протяженность, пространственность, монументальность.

Слайд 3

«Рябинка» И. Грабарь Квадратный формат обычно передает спокойствие, тишину, умиротворенность, задумчивое, лирическое настроение.

Слайд 4

Мазок в живописи Техника зависит от индивидуальной манеры художника, она очень разнообразна. «Марсельский порт» П. Синьяк «Скалы в Бель-Иль» К. Моне

Слайд 5

Характер линий

Слайд 6

Ритм линий

Слайд 7

Ритм пятен. Т. Маврина «Ландыш пел» Т. Маврина «Правый берег реки Лутосни».

Слайд 8

А. Рылов «В голубом просторе» Е. Чарушин «Воробьи» Ритм пятен передает движение

Слайд 9

Как может говорить форма? В этих плавных формах больше спокойствия и доброты. А эти острые формы кажутся злыми и колючими . Характер форм

Слайд 11

Спасибо за внимание.

Слайд 12

Используемая литература : « Знакомство с пейзажной живописью» Н.А.Курочкина. 2000 Санкт-Петербург: Детство-Пресс. «Искусство и ты» Е.И. Коротеева . 1997 Москва: Просвещение. «Дошкольникам о живописи» Чумичева Р.М. 1992. Москва: Просвещение. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование связной речи у детей-логопатов в процессе ознакомления с пейзажной живописью.

Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе. К сожалению, большинство детей, поступающих в школу, не владеет навыками связной речи в достаточном ...

Роль средств выразительности пейзажной живописи в речевом развитии старших дошкольников

Средства выразительности в пейзажной живописи влияют на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста. Они позволяют развивать у детей личностные представления о красоте в произведениях искусст...

«Приобщение детей среднего дошкольного возраста к искусству средством пейзажной живописи»

Если говорить об искусстве в приложении к детям, оно как воздух необходимо для их динамичного развития. Из своего опыта вижу как ребенок,  приобщаясь к искусству,  учится смотреть на о...

Занятие по ознакомлению детей с пейзажной живописью "Роль цвета в пейзажной картине"

Пейзажная живопись доступна для понимания детям, начиная со среднего дошкольного возраста. Знакомя детей с живописью, мы знакомим их непосредственно с искусством....

Статья "Развитие связной речи воспитанников старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с пейзажной живописью" (из опыта работы)

В статье раскрыта система работы по развитию связной речи воспитанников старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с пейзажной живописью....

«Использование художественных средств выразительности в семейном воспитании детей раннего возраста»

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОО. Пр...