«Познавательно-речевое развитие детей раннего возраста»
статья на тему
Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей младшего возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 25.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Познавательно-речевое развитие
детей раннего возраста»
Москва, 2015
«Пальчиковые игры и их влияние на развитие речи детей раннего возраста»
Пальчиковые игры и их влияние на уровень развития речи детей раннего возраста
Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей младшего возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функции.
Исследования учёных доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Работы В.М. Бехтерова доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка.
Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов.
Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Специалисты института физиологии детей и подростков АПН считают, что формирование речи происходит под влиянием кинетических (двигательных) импульсов, передающихся от рук, а точнее, от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребёнка, тем быстрее он начинает говорить.
Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока – белобока», «Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействия. Именно эти игры дают возможность устанавливать эмоциональный контакт между взрослым и ребёнком, развивать понимание обращённой речи, активизировать работу пальцев рук, что в свою очередь имеет важное значение для развития внимания, памяти, аналитического мышления, зрительного и слухового восприятия, зрительно – моторной интеграции. В том числе и речи, а в дальнейшем формированию письма.
Таким образом, развитие мелкой моторики у маленьких детей очень важно и необходимо. Чем раньше малыши начинают активно и умело двигать пальчиками, ладошками, показывая то или иное действие, тем раньше они развиваются, начинают быстрее говорить, речь становится более связной и эмоциональной.
В процессе своей работы я заметила, что все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью. В чём причина задержки речи?
Чтобы ответить на этот вопрос, я обратилась к исследованиям современных педагогов: Л.П.Савиной “Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников”; Е.А. Янушко “Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста”; С.О.Ермаковой “Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет”.
Создала информационный банк пальчиковых игр, которые были направлены на устранение имеющихся проблем речевого развития детей, развитие мелкой моторики рук. На начало года выстроила систему работы в данном направлении, опираясь на перспективное планирование, наметив главную цель: формировать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр.
Для реализации поставленной цели выделила для себя ряд основных задач:
1. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
2. Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры;
3. Повысить компетентность родителей, педагогов в значимости пальчиковых игр детей раннего возраста.
Провела следующую работу с воспитателями:
Семинар – практикум «Коррекционно – развивающее влияние мелкой и общей моторики на речь детей раннего возраста» . Сейчас я провожу активную подготовку к практикуму с воспитателями на тему: «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», где хочу познакомить педагогов с видами массажа для пальцев рук и разнообразными пальчиковыми играми и упражнениями.
Стараюсь также использовать разнообразные формы работы с родителями, такие как: индивидуальные беседы, консультации для родителей, на которых объясняю, что надо учить ребенка манипулировать предметами, чтобы среди его игрушек обязательно были такие игрушки, как пирамидки, строительный материал, у мальчиков - машинки, конструкторы, у девочек – куклы. Даю рекомендации родителям, в которых убеждаю их давать больше самостоятельности детям при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость.
Основная работа заключается в работе с детьми.
В начале года мною был разработан перспективный план пальчиковых игр.
Пальчиковые упражнения разнообразны по содержанию, их разделили на группы и определили назначение.
1. Игры-манипуляции
"Ладушки-ладушки", "Сорока-белобока" - указательным пальцем осуществляют круговые движения.
"Пальчик-мальчик, где ты был?", "Мы делили апельсин", "Этот пальчик хочет спать", "Этот пальчик - дедушка", "Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире", "Пальчики пошли гулять" — ребенок поочередно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.
2. Сюжетно-пальчиковые упражнения
"Пальчики здороваются" - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).
"Распускается цветок" - из сжатого кулака поочередно "появляются" пальцы.
"Грабли" - ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.
"Елка" — ладони от себя, пальцы в "замок" (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляются вперед, локти к корпусу не прижимаются.
К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья.
3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой
Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п; т-д; к-г.
4. Пальчиковые кинезиологические упражнения ("гимнастика мозга")
Предложены И. Деннисоном и Г. Деннисоном. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности.
"Колечко" — поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.
"Кулак - ребро - ладонь" — последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
"Ухо-нос" - левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.
"Симметричные рисунки" - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время "рисования" на свою руку).
"Горизонтальная восьмерка" - нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.
5. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук
Самомассаж оказывает благоприятное воздействие на развитие движений кисти пальцев рук.
В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).
Например:
- левой рукой поглаживать правую;
- руки сжать в кулаки, кулаком левой руки постукивать по кулаку правой руки и наоборот («молоток»);
- разминать, а затем растирать каждый палец сначала вдоль, а потом поперек.
- растирание ладони шестигранным карандашом (между ладонями, затем между каждым пальцем) . Грани карандаша легко «укалывают» ладони и активизируют нервные окончания, снимают напряжение.
- детям нравятся упражнения с массажными мячами (вращение мяча каждой рукой между ладонями, раскатывание между ладонями, сжимание, раскатывание по всей руке и т. п.)
"Помоем руки под горячей струей воды" - движение, как при мытье рук.
"Надеваем перчатки" - большим и указательным пальцами правой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.
"Засолка капусты" - движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.
"Согреем руки" - движения, как при растирании рук.
"Молоточек" - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки "забивать" гвозди.
"Гуси щиплют траву" - пальцы правой руки пощипывают кисть левой.
6. Театр в руке
Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.
"Бабочка" — сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения ("трепетание пальцев").
"Сказка" - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец какой-либо персонаж.
"Рыбки" - кисти правой и левой рук изображают плавные движения рыб. "Сначала они плавали порознь, а потом решили, что вместе веселее".
"Осьминожки" — правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы-пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог - левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.
На первоначальном этапе эта работа должна быть только индивидуальной. Педагог разглаживает ребёнку ладошки, по очереди сгибает пальчики и разгибает, произнося при этом текст потешки.
Работу по развитию движений пальцев и всей кисти я провожу во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминутки, в свободное время утром, на прогулке и после сна. Упражнения стараюсь подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.
В своей практике я использую игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Так как движения конкретизируют образ, а слово помогает чётко выполнять движения.
Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка, и настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух.
На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки, застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, застёгивание молний, продевание колечек на веревочку ; игры с карандашами, перебирание зерен, работа с тестом или с пластилином, для развития движений хорошим средством является “Пальчиковый театр”. Он способствует овладению не только навыками мелкой моторики, а ещё развивает внимание, память, мышление, воображение, снимает тревожность, повышает работоспособность головного мозга. Малышам также интересно разбирать предметы на части и собирать их снова. Во время игр моя задача состоит в том, чтобы организовать общение ребенка с кем-либо в процессе игровой деятельности, обогащая словарь детей.
В начале года мы с детьми учимся играть с пальцами во время умывания, одевания. Простые движения пальцев рук сопровождаются потешками, песенками.
Потом я включаю пальчиковую гимнастику в режим дня.
1. Утром с небольшой подгруппой детей или индивидуально.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю -
Я вас всех приветствую (пальцами правой руки по очереди "здороваться" с пальцами левой руки, похлопывая их кончиками).
2. Во время утренней гимнастики.
Перед выполнением общеразвивающих упражнений с предметами (обруч, гимнастическая палка, кубик и др.) детям предлагаю "поиграть с предметом", например передавать мяч из рук в руки. В это время педагог спрашивает у детей: "Какой мяч?". (Ровный, гладкий, круглый, красивый, резиновый и т.д.) Если детям предлагают комплекс физических упражнений без предметов, то используется разминка "Замок":
3. На физкультминутках (три-четыре упражнения).
Разминка начинается с упражнений для крупных мышц верхнего плечевого пояса (плечо, предплечье), Детям предлагаются махи прямыми руками, круговые движения плечами, локтевыми суставами. Далее следует разминка для пальцев. Она начинается с хватательных движений сжать пальцы в кулак, разжать (как двумя руками сразу, так и поочередно каждой рукой). Затем детям предлагаю сюжетные пальчиковые упражнения: сначала с несложным движением ("Пальчики здороваются" или "Коготки"), далее в сочетании с самомассажем кисти с помощью пальцев другой руки ("Надеваем перчатку") и предметов - прокатывание карандаша, грецкого ореха.
4. Перед обедом, когда дети ожидают приглашение к столу.
Детям очень нравится показывать "театр в руке": "На солнечной поляне стоит домик. В нем живет кошка. Она любит сидеть на своем стуле за столом. Но вдруг появилась мышка. Кошка побежала за ней. Мышка прыгнула на пароход, а кошка села в лодку. Приплыли они в густой лес, в котором растут зеленые, пушистые ели..." (дети сопровождают текст движениями рук и пальцев).
5. На прогулке в теплое время года.
После наблюдения за живыми и неживыми объектами детям предлагается с помощью пальцев рук изобразить: дом, скворечник, кошку, собаку, цепочку, дерево и др. Пальчиковые упражнения целесообразно использовать в конце прогулки.
"Гусь"
Гусь гнездо свое чинил,
Гусь считалку сочинил,
И гогочет, и гогочет:
Заучить считалку хочет!
"Зайчик - кольцо"
Прыгнул заинька с крылечка
И в траве нашел колечко.
А колечко непростое -
Блестит, словно золотое.
6. С добрым утром!
Для создания у детей положительного психоэмоционального настроения применяются упражнения: "Пальчики здороваются", "С добрым утром!" и самомассаж пальцев "Помоем руки".
Позвольте привести несколько примеров пальчиковых игр, которые я использую в работе с детьми.
Игры за столами:
Свободное похлопывание кистями по столу (одновременно и поочередно)
Поочередное приподнимание и опускание пальцев (кисти рук лежат на столе)
Имитация игры на пианино
Разведение пальцев врозь и сведение их вместе (ладони на столе)
Смена положения рук (кулак, ладонь, ребро)
Бегающие человечки (указательный и средний пальцы обеих рук)
Игры с пальчиками
ПРЯТКИ В прятки пальчики играли И головки убирали. Вот так, вот так. И головки убирали. | Сжимать и разжимать пальчики обеих рук. |
СОРОКА Сорока белобока Кашку варила, Детишек кормила. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала. Усложнение Сорока белобока Кашку варила, Детишек кормила. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала. Ты воды не носил, дров не рубил, Каши не варил. | Махать кистями рук с широко расставленными пальчиками. Указательным пальцем правой руки выполнять круговые движения по ладони левой руки. По очереди загибать правой рукой мизинец, безымянный, средний, указательный и большой палец левой руки. Выполнить упражнение, начиная с другой руки. Движения повторяются. Большой палец не загибать. Грозить указательным пальцем правой руки указательному пальцу левой руки. |
ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК Пальчик-мальчик, Где ты был? С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел! | Пальцы левой руки сжаты в кулачок, большой пальчик смотрит вверх. Пальцами правой руки отгибать поочерёдно указательный палец, средний палец, безымянный палец, мизинец. Энергично повращать кистью левой руки и выполнить упражнение с правой руки. |
КОЛЫБЕЛЬНАЯ ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик лёг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж уснул! А последний пятый пальчик Шустро прыгает, как зайчик. Мы сейчас его уложим И уснём с тобою тоже! | Пальцы левой руки широко расставить. Правой рукой прижимать к середине ладошки попеременно большой палец, Указательный палец, Средний палец, Безымянный палец. Пошевелить мизинцем (как получится). Прижать к середине ладошки мизинец. Сложить обе ладошки и положить под щёчку. Выполнить упражнение, начиная с другой руки. |
ДРУЖНЫЕ ЛАДОШКИ Дружат у Митрошки Две ладошки-крошки. Друг к другу прижимаются, Вот как получается! | Показывают «фонарики». Прижать ладошки одну к другой. |
ГУЛИ Прилетели гули, Гули-голубочки. Сели на головку, На головку дочке. Ты, моя дочка, Помаши ладошкой. Кыш-кыш-кыш! | Выполнять маховые движения кистями рук. Положить ладошки на голову. Быстро помахать кистями рук. |
Развитие кисти руки и координации движений пальцев рук - задача, охватывающая многие сферы деятельности ребенка. Комплексная программа сенсорно-моторного развития, направленная на развитие ритма и мелкой моторики рук создает зону благоприятного развития всех сторон психики, моторики и речи ребенка.
Для занятий пальчиковой гимнастикой нужно только наше желание – ведь для этих веселых и полезных игр не нужно ни специального места, ни каких-либо подручных средств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная деятельность воспитателя с детьми. Конспект познавательно-речевого занятия для детей раннего возраста (с 2-3 лет),(из опыта работы) «Лесные жители»
Познавательно-речевое занятия с детьми раннего возраста по ФГТ...
Формы реализации познавательно-речевого направления развития детей дошкольного возраста в ДОУ
Целью познавательно-речевого развития является: -Всестороннее развитие личности ребенка,-приобщение к общечеловеческим ценностям,-формирование творческого воображения, развитие любознательности, ...
Конспект занятия познавательно-речевого цикла для детей раннего возраста " В гости к бабушке Варваре".
Занятия для детей раннего возраста по развитию речи. В ходе занятия воспитатель знакомит детей с различными видами транспорта во время путешествия к бабушке Варваре. В гостях у бабушки Варвары дети вс...
Конспект познавательно - речевого занятия для детей раннего возраста " Кукла в ванночке не плачет"
Конспект познавательно - речевого занятия для детей раннего возраста "Кукла в ванночке не плачет"...
Конспект познавательно-речевого занятия для детей раннего возраста "Кукла в ванночке не плачет".
Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста...
«Фольклор как средство формирования познавательно - речевой активности у детей раннего возраста»
Проект по самообразование...
Познавательно речевые игры для детей раннего возраста
Познавательно речевые игры для детей раннего возраста...