Профилактика эмоционального выгорания педагога
материал на тему

Ковалева Елена Александровна

 

Психическое выгорание понимается как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в процессе ее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar.doc123 КБ

Предварительный просмотр:

План семинара-практикума:

Профилактика эмоционального выгорания педагога»

  1. Теория
  1. Определение;
  2. Факторы (отмечают);
  3. Признаки и симптомы (отмечают);
  1. Самоанализ и рефлексия (отвечают);
  1. «Что имеет наибольшее значение» и «потребности» (отмечают);
  2. Педагогическая позиция (4 задания + декларация);
  3. Читают вопросы для самоанализа;
  4. Прояснение собственной педагогической позиции (тест с результатами);
  1. Профилактика
  1. Схема;
  2. Способы и пути решения;
  3. Стратегии

Эмоциональное выгорание. Что это такое?

Психическое выгорание – состояние, физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы (Человек-человек). Этот синдром включает в себя три основные составляющие: эмоциональная истощенность, деперсонализация (цинизм) и редукция профессиональных достижений.

Под эмоциональным истощением  понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.

Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. В частности, в социальной сфере, деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, приходящим для лечения, консультации, получения образования и других социальных услуг.

Редукция профессиональных достижений – возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.

Психическое выгорание понимается как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в процессе ее.

Факторы, оказывающие влияние на выгорание

Индивидуальные

Организационные

Возраст

Условия работы

Уровень образования

Рабочие перегрузки

Семейное положение

Дефицит времени

Стаж работы

Продолжительность рабочего дня

Выносливость

Содержание труда

 Локус контроля

Количество учащихся

Отношение к трудовой деятельности

Мера ответственности и обязательств

Самооценка

Специфика категории обучающихся

Тип поведения (А) Тип защитных реакций

Глубина контакта с учащимися

Тревожность

Степень риска

Индивидуальный способ реагирования на стрессовые ситуации: замирание, избегание, борьба

Участие в принятии административных решений

Индивидуальный темп жизни

Самостоятельность в своей работе

Идентификация себя с организацией

Наличие обратной связи в межличностных контактах

Ценностные ориентации и жизненная позиция

Доверие сотруднику важных для организации проектов, дел.

Соотношение вложений и удовлетворенности результатами

Особенности отношений в рабочем коллективе

Состояние здоровья  и самочувствие сотрудника

Условия оплаты труда

Индивидуальный темп жизни

Содержание трудовой деятельности

Профессиональное признание (признание коллегами)

К факторам риска, согласно исследованиям зарубежных психологов, относятся следующие:

 - низкий уровень самоуважения;

 - регрессивный тип совладания;

 - низкий уровень социальной поддержки

Причина кризиса – позиция учителя по отношению к ученикам, его м еста в процессе обучения.

Факторы:

Личностный: мотивация (значимость работы в собственных глазах, профессиональный рост и установка на поддержку; трудоголизм!?)

Ролевой: конфликтность, неопределенность, рассогласованность

Организационный фактор: единоличная ответственность за результаты, большая нагрузка, отсутствие должной оценки  или признания, трудно измеримый или отсроченный результат, высокая продуктивность, несоответствующий характер руководства, неопределенность или недостаток ответственности, атмосфера в коллективе.

Признаки (симптомы) эмоционального выгорания:

  • нежелание идти на работу;
  • неудовлетворенность результатами своего труда;
  • эмоциональная истощенность (бессилие);
  • эмоциональная апатия (нечувствительность, не замечаются собственные потребности, чувства, игнорируются чувства и желания окружающих);
  • острая потребность побыть одному;
  •  непроходящая после ночного сна усталость, хроническая усталость;
  • ощущение обремененности, тяжести, груза (в том числе физическая тяжесть);
  • безысходность, безвыходность;
  • равнодушие, цинизм;
  • нежелание поддерживать социальные контакты;
  • осложнение отношений в рабочем коллективе или в семье;
  • обострение эмоциональных реакций (вспыльчивость, импульсивность, раздражительность, плаксивость и пр.);
  • чувство невостребованности, ненужности, бесполезности и бесплодности своей работы;
  • отсутствие желания повышать свой профессиональный уровень, квалификацию;
  • отсутствие желания всяческих перемен;
  • безынициативность, пассивность, инертность, вялость;
  • сниженный фон настроения;
  • желание уйти от всего и забыться (выпить и пр.);
  • плохой сон, бессонница;
  • чувство профессиональной некомпетентности, несостоятельности;
  • острое желание сменить место работы

Описание «сгорающей личности»      - ориентирующаяся на людей;

 - сочувствующая;                                 - неустойчивая;

 - гуманная;                                            - интровертированная;

 - мягкая;                                                - фанатичная;

 - увлекающаяся;                                   - «пламенная»;

 - идеалист;                                            - легко солидаризирующаяся;

 - авторитарная;                                     - с низким уровнем эмпатии;

Практика: самоанализ и рефлексия

Вопросы

Ответы

Значим ли для меня педагогический труд?

Значим ли мой педагогический труд в данном учебном учреждении?

Признан ли я коллегами как профессионал?

Получаю ли я материальное или моральное удовлетворение от своей работы в данной организации?

Совпадают ли мои ценности, педагогические принципы и убеждения с теми, которые приняты и декларируются в образовательном учреждении?

Есть ли у меня какие-то интересы, желания помимо своей профессиональной деятельности?

Остаются ли силы, энергия для других видов деятельности, для отношений в семье, с друзьями, коллегами?

Каково соотношение в моей профессиональной деятельности вклада в работу и удовлетворения от ее результатов?

Умею ли я вовремя отдыхать?

Каково мое отношение к себе: как к профессионалу; как к человеку в целом; как к женщине (мужчине)?

Каково мое отношение к карьерному росту и достижениям?

Как я отношусь к повышению своего профессионального уровня, квалификации?

Каково мое отношение к личностным изменениям, росту?

Умею ли я о себе позаботиться (заявить о своих желаниях, о состоянии, взять небольшую паузу, если необходима, попросить помощи и т.д.)?

Работая в ОУ, ощущаю ли я ограничение личной свободы?

Ощущаю ли я тотальный контроль за своей профессиональной деятельностью?

Значимы ли для меня мнение и оценка коллег в ОУ?

Чувствую ля я себя физически здоровым?

Ощущаю ли я психологический дискомфорт, занимаясь профессиональной деятельностью в ОУ?

Что имеет для вас наибольшее значение?

  • [   ] статус учреждения;
  • [   ] оплата труда (материальная выгода, вознаграждения);
  • [   ] условия труда;
  • [   ] отношения с администрацией;
  • [   ] отношения с коллегами (преподавателями);
  • [   ] возможность реализации проф. планов, проектов;
  • [   ] возможность удовлетворения проф. амбиций;
  • [   ] возможность творчества;
  • [   ] общая атмосфера в учреждении;
  • [   ] приоритеты и ценности, принятые в учреждении и разделяемые сотрудниками;
  • [   ] контроль, рамки и степень свободы педагогической деятельности в учреждении;
  • [   ] убеждения, ценности, установки коллег в сфере педагогической деятельности;
  • [   ] единство и сплоченность коллектива;
  • [ ] позитивное отношение педагогического коллектива и администрации к моей трудовой деятельности;
  • [   ] неформальные отношения внутри коллектива (легальные);
  • [   ] авторитет коллег и работников администрации;
  • [   ] возможность работать в данном образовательном учреждении;
  • [   ] хорошие отношения с учащимися;
  • [   ] заинтересованное отношение учащихся к Вашему предмету
  • [   ] _________________________________________________________________________

Какие из ниже перечисленных Ваших потребностей наиболее полно удовлетворяются (в вашем образовательном учреждении)

(   ) достижение значимых целей;

(   ) быть любимым;

(   ) принадлежность к определенной группе людей, дружбе;

(   ) преодоление сопротивления;

(   ) пассивность, подчинение;

(   ) свобода от социальных рамок;

(   ) преодоление поражения, неудачи;

(   ) защита от других;

(   ) влияние и контроль над другими;

(   ) получение внимания других;

(   ) защита своего психологического пространства;

(   ) проявление заботы о других;

(   ) поддержание порядка в вещах и мыслях;

(   ) получение чувственного наслаждения;

(   ) получение поддержки и заботы от других;

(   ) осознание, осознавание;

(   ) социальное признание;

(   ) возможность творчества;

(   ) реализация своего потенциала (самореализация);

(   ) независимость (своих мнений, суждений, решений);

(   ) мое личное доминирование, лидерство;

(   ) понимание;

(   ) игра, удовольствие, отдых;

(   ) другие …______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

ПОЗИЦИЯ УЧИТЕЛЯ

Ассоциации со словом «Учитель»

________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Тиран, гуру, пример, образец)

Не имеют права на ошибку – основная причина. Должен соответствовать требованиям, ожиданиям, имиджу.

Учитель – человек без пьедестала. Имеет право на ошибки и эмоции. Обладает как профессионал особой чувствительностью. Учитель – фасилитатор. Субъект-субъектные отношения.

Отношение к работе.

Возможность сознательного выбора – это важное условие внутренней свободы. Проблема в том, что большую часть профессиональной жизни педагог находится во власти привычного «так случилось!», стереотипа поведения. Превратить «Так случилось» в «этого я и хотел».

Какими вы бы хотели видеть своих учеников?

________________________________________________________________________________________________________________________________________

В каждый конкретный момент профессиональной жизни стоит определять свою позицию. Любым своим поведение педагог реализует свою позицию.

Навык рефлексии: что и почему я делаю в данный момент?

Что чувствуешь, забираясь на пьедестал? (груз ответственности, страх оказаться низвергнутым, несвободу…)

________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контроль: тенденция замечать недостатки  (не могут выйти из роли строго учителя)

Противоположное: уступчивое, мягкое, бесконфликтное поведение            низкое самоуважение

Учитель без пьедестала:

 – партнерская позиция;

 - лидер-вдохновитель;

 - поведение не расходится со словами;

 - принимают и творчески использует изменения;

 - высокая самоценность;

 - способность делать выбор, опираясь на интеллект

Опорная точка для выбора позиции – самоценность

Декларация самоценности (упр. В парах. Прочесть друг другу

ДЕКЛАРАЦИЯ САМОЦЕННОСТИ

Я – это я. Такой, как я никогда не было и никогда не будет. Есть люди чем-то похожие на меня, но в точности такой, как я нет. Мне принадлежит мое тело и все, что оно делает. Мне принадлежит мой голос: тихий или громкий, нежный или резкий. Мне принадлежит мой рот и все слова, которые он говорит: добрые или несправедливые. Мне принадлежат мои глаза и все образы, которые они могут увидеть. Это все принадлежит мне, потому что я одна выбрала это. И поскольку я выбрала это, это истинно. Это есть. Это достаточное основание для того, чтобы полюбить себя и заинтересоваться собой.

Теперь, когда я подружилась с собой, я могу набраться терпения и мужества, чтобы узнавать себя все лучше и глубже. Конечно, во мне есть нечто, что вызывает мое недоумение. Но теперь, когда я не боюсь  посмотреть на себя, я смогу сделать так, чтобы все во мне способствовало достижению моих целей, чтобы полезного во мне становилось все больше и больше. Я могу видеть, слышать, думать, действовать. Значит, во мне есть все, чтобы жить. Чтобы вносить гармонию в мир людей и вещей вокруг меня. Я – это я, и Я – это здорово!

Вопросы для самоанализа:

  1.  Почему мои ученики ведут себя так, а не иначе?
  2.  Как я мог бы оказать поддержку своим ученикам?
  3.  как реагировать на проявления чувств моими учениками?
  4.  как мне понять класс как коллектив?
  5.  Как удовлетворить нужды каждого из учеников?
  6.  Как помочь им стать дисциплинированными?
  7.  Как включить родителей в воспитание их детей?

Прояснение своей педагогической позиции

Что из перечисленного наиболее важно для вас и наиболее точно отражает вашу педагогическую позицию (4 самых важных)

1. [к] Качественно передавать учащимся знания, умения и навыки

2. [па] Вера в ученика как в личность, стоящую у истоков жизненного пути;

3. [пр] Хорошее отношение учащихся к учителю;

4. [пр] Быть доступным  и интересным для каждого учащегося;

5. [н] Признание учащимися авторитета учителя;

6. [н] Соблюдение учащимися порядка и дисциплины;

7. [па] Открыто выражать в группе свои чувства;

8. [ж] Соответствие достижений учащихся приложенным усилиям, трудам учителя;

9. [ж] Быть всегда со всеми учащимися в мире и согласии;

10.[па] Отказ от любых внешних по отношению к Я императивов (чьи-то личные манипуляции, указания, требования и пр.);

11. [па] Отказ от соответствия чужим ожиданиям;

12. [ж] Избегать конфронтации, несогласия, конфликтов с учащимися;

13. [к] Безотносительность и беспристрастность в преподавании своего предмета;

14. [ж] Всю себя посвятить учащимся, их школьным успехам;

15. [пр] Быть для учащихся хорошим и другом и уметь прощать мелочи;

16. [к] Компетентность учителя и учащихся;

17. [пр] Ограничений и запретов для учащихся должно быть как можно меньше, ведь дети не любят тех, кто им все запрещает;

18. [н] Добро и ласка только портят и балуют детей;

19. [к] Научить учащихся самостоятельно мыслить и владеть информацией;

20. [н] Не только дети нуждаются в хорошем воспитании.

Учитель – начальник: 2, 6, 7, 19

Учитель – компьютер: 1, 14, 17, 20

Учитель – жертва: 9, 10, 13, 15

Учитель – приятель: 4, 5, 16, 18

Учитель – партнер: 3, 8, 11, 12

Прояснение своей педагогической позиции

Что из перечисленного наиболее важно для вас и наиболее точно отражает вашу педагогическую позицию

1. [   ] Качественно передавать учащимся знания, умения и навыки

2. [   ] Вера в ученика как в личность, стоящую у истоков жизненного пути;

3. [   ] Хорошее отношение учащихся к учителю;

4. [   ] Быть доступным  и интересным для каждого учащегося;

5. [   ] Признание учащимися авторитета учителя;

6. [   ] Соблюдение учащимися порядка и дисциплины;

7. [   ] Открыто выражать в группе свои чувства;

8. [   ] Соответствие достижений учащихся приложенным усилиям, трудам учителя;

9. [   ] Быть всегда со всеми учащимися в мире и согласии;

10. [  ] Отказ от любых внешних по отношению к Я императивов (чьи-то личные манипуляции, указания, требования и пр.);

11. [   ] Отказ от соответствия чужим ожиданиям;

12. [   ] Избегать конфронтации, несогласия, конфликтов с учащимися;

13. [   ] Безотносительность и беспристрастность в преподавании своего предмета;

14. [   ] Всю себя посвятить учащимся, их школьным успехам;

15. [   ] Быть для учащихся хорошим и другом и уметь прощать мелочи;

16. [   ] Компетентность учителя и учащихся;

17. [  ] Ограничений и запретов для учащихся должно быть как можно меньше, ведь дети не любят тех, кто им все запрещает;

18. [   ] Добро и ласка только портят и балуют детей;

19. [   ] Научить учащихся самостоятельно мыслить и владеть информацией;

20. [   ] Не только дети нуждаются в хорошем воспитании.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПОЗИЦИЙ (ТИПОЛОГИЯ УЧИТЕЛЕЙ)

УЧИТЕЛЬ НА ПЬЕДЕСТАЛЕ

УЧИТЕЛЬ – НАЧАЛЬНИК

Его «пьедестал» - власть. От учеников он требует, прежде всего, послушания. Постоянно подчеркивает свою силу, все на свете знает и считает себя образцом добродетели. Он обвиняет и держит в страхе. Это – «опытный» учитель, который хорошо знает скрытые пороки и тайные страхи своих учеников (да и своих коллег тоже). Он умело использует эти знания для поддержания своего авторитета. Он чувствует себя облеченным властью, и поэтому особенно «принципиален». Он считает, что учитель должен дать ответ на любой вопрос и по любому поводу иметь свою единственно «правильную» точку зрения. Смена принятых в обществе стереотипов, любые «неопределенные ситуации мучительны для учителей-«начальников». Результаты такого стиля учительского поведения: конфликты, обиды, «бунт», отсутствие искренности в отношениях с учениками.

УЧИТЕЛЬ – КОМПЬЮТЕР

Его пьедестал – компетентность. Он требует от учеников знаний, информации, фактов. Это  - вещатель с каменным лицом, произносящий прописные истины, похожий на робота. Он считает, сто не только в обучении, но и в воспитании главное – компетентность. Если ею кто-то  и обладает, то это он сам. Его речь богата безличными предложениями (Все знают, что… Есть мнение…) а местоимений первого лица практически не содержит. Это «закрытый», «холодный» учитель.

Результат такого стиля учительского поведения: снижение уверенности в себе учеников, отсутствие у них положительных эмоций на уроках (особенно страдает самоуважение тех учеников, которые встречают затруднения в овладении предметом), и,  в конце концов, снижение мотивации к занятиям данным предметом, даже отвращение к нему, несмотря на то, что такой учитель все делает «ради своего предмета».

УЧИТЕЛЬ – МУЧЕНИК

Его пьедестал – бесконфликтность. От учеников он ожидает послушания. Он хочет только служить другим. Он идет на большие жертвы ради пустяков. Он испытывает постоянное чувство вины и взваливает на себя чужую работу. По сути, он все время избегает душевного напряжения, сопутствующего конфликтам. Его позиция пагубна для детей: одних учеников он провоцирует на манипуляцию учителем, у других формирует страх возникновения проблем (проблемы ребенка так расстраивают учителя, что когда у ребенка что-то случается, о6н чувствует себя не вправе сказать об этом и испытывает чувство вины).

УЧИТЕЛЬ – ПРИЯТЕЛЬ

Его пьедестал – популярность. От учеников он требует хорошего к себе отношения. Это снисходительный товарищ, всегда и все готовый простить (независимо от возможных последствий). Такой учитель ведет себя беззаботно и, по сути, равнодушен по отношению к ученикам и их проблемам. Результат подобного стиля учительского поведения – отсутствие у ребенка чувства ответственности.

УЧИТЕЛЬ БЕЗ ПЬЕДЕСТАЛА

Партнерская позиция для учителя означает отсутствие вообще какого-либо пьедестала. Учителя-партнеры ощущают себя лидерами-вдохновителями. Свою задачу они видят в том, чтобы научить детей  оставаться людьми в любой жизненной ситуации. Они готовы сообщать своим ученикам негативные оценки так же, как и позитивные, они готовы огорчаться, гневаться, расстраиваться так же, как веселиться и радоваться. Их поведение не расходится со словами.

Учителя, реализующие партнерскую позицию, принимают изменения как неотъемлемую часть бытия и стараются творчески использовать их в своей жизни.

        

Самоценность есть у каждого из нас.

Самоценность – это то, насколько я считаю себя достойным уважения, внимания и любви окружающих, вне зависимости от тех результатов и успехов, которые я в данный момент демонстрирую.

Результаты осознавания проблемы профессионального выгорания

Способы и пути решения:

  1. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ  внутри образовательного учреждения;

  1. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ У ВНЕШНИХ СПЕЦИАЛИСТОВ;

  1. ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА (СТЕНДЫ, СТАТЬИ И ДР.);

  1. ПРОВЕДЕНИЕ СЕМИНАРОВ, ТРЕНИНГОВ С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ ВНЕШНИХ СПЕЦИАЛИСТОВ;

  1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗГРУЗКА

ПРОФИЛАКТИКА

 

Словарь

Здоровьесбережение – система профилактических мер, направленных на поддержание здоровья и предупреждение заболеваний, а так же просветительская работа и пропаганда здорового образа жизни 

Ресурсы – запасы, потенциал, возможности человека. В психологии уделяется большее внимание внутриличностным ресурсам (волевым качествам, мотивации, ценностям, образам сознательного и бессознательного и т.д.)

Профессиональное выгорание – профессиональный кризис, связанный с работой в целом. Состояние физического, эмоционального и умственного истощения.

Профилактика – предупреждающие меры;

Просвещение – информативная поддержка и содействие, своевременное предоставление необходимой информации в соответствующей форме;

Самопомощь – собственные знания, навыки и умения человека и их применение в целях восстановления своего психологического и физического комфорта

Факторы (профессионального выгорания) – внешние обстоятельства и внутренние особенности личности, повышающие или снижающие риск профессионального выгорания

Выносливость – наличие достаточных ресурсов и энергии у человека, их использование для преодоления трудностей

Локус контроля – передача вовне или принятие ответственности за свои значимые события. Люди различаются между собой по тому, как и где они локализуют контроль над значимыми событиями. Возможно два полярных типа локализации: экстернальный (внешний) и интернальный (внутренний). В первом случае человек полагает, что происходящие с ним  собфтия являются результатом действия внешних сил – случая, других людей и т.д. Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат собственной деятельности. Любому человеку свойственна определенная позиция на континууме, простирающемся к экстернальному и к интернальному полюсу.

Стресс – напряжение, мобилизация ресурсов, сил организма для преодоления трудностей

Дистресс – исчерпание ресурсов организма, истощение и прекращение сопротивления после длительного стрессового напряжения.

Самооценка – представление о себе, образ себя, собственное видение себя (позитивное, негативное, амбивалентное);

Идентификация отождествление себя с кем-либо или чем-либо;

Тип поведения (А) – эмоциональное реагирование (выражение злости, гнева) через тело (повышение артериального давления, гипертонус сердечных сосудов и сосудов головного мозга). 

Тревожность (ситуативная) – повышение уровня тревоги в ответ на травмирующую, волнующую ситуацию;

Тревожность (личностная) – базовое состояние, на фоне которого протекают другие психические процессы; базовая тревога – чувство, состояние, которое является реакцией на осознавание человеком факта конечности своего бытия

Индивидуальный темп жизни – субъективное восприятие течения собственной жизни, течения времени, и соответствующая индивидуальная мера наполненности каждого отрезка совей жизни внутренними переживаниями, мыслями или внешними событиями.

Жизненная позиция – субъективное видение мира, картина мира, мировоззрение, индивидуальная, уникальная система установок, верований, убеждений

Эмоциональная сензитивность – высокая острота и многогранность восприятия, обостренная чувствительность, способность к эмпатии, интуитивное чутье, эмоциональная чуткость, ранимость, уязвимость 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ с помощью тренинга. Изотерапия как один из элементов профилактики".

Арт-терапия является наиболее давней и естественной формой коррекции эмоционального состояния, какой можно пользоваться для снятия накопленного психического напряжения, для того, чтобы успокоиться или...

Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»

Цель:Содействие сохранению физического, психологи­ческого, социального здоровья педагогов, формированию позитив­ного мышления.Задачи:1.     Создание благоприятных условий д...

Конспект семинара-практикума для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

конспект семинар-практикума для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания для педагогов"...

Тренинг для педагогов ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Цель тренинга:- Знакомство с понятием профессиональное "выгорание", егохарактеристиками особенности проявления признаков выгорания, выделениеисточников неудовлетворения профессиональной деят...

Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Цель: повышение эффективности работы педагогов учреждения через профилактику эмоционального выгорания.Задачи:• познакомить преподавателей с понятием «эмоциональное выгорание», си...