Консультация "Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности"
консультация на тему

Консультация для педагогов

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха - Музыкальная академия

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности.

                                                       «Музыка много дает для здоровья, если                  

                                                         пользоваться ею надлежащим образом».  

                                                                                                              Пифагор                                                                                                                            

              От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Экологические проблемы, некачественное питание, эмоциональный дискомфорт - лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на хрупкие детские организмы.

           Здоровый малыш-это радость, счастье, благополучие не только семьи, но и всего общества. С одной стороны – музыка благоприятна для всего организма в целом, она является одним из средств физического развития ребенка. С другой стороны, здоровьесберегающие технологии ( дыхательная гимнастика, пальчиковые и речевые игры, игровой массаж, элементы танцетерапии и др), используемые на занятиях музыкой, помогают развитию музыкальных способностей дошкольника.

           Актуальность темы состоит в том, что - забота о здоровье детей важнейшая задача всего общества. Музыкальное развитие ребенка в аспекте физического имеет свою давнюю историю. Музыкальные способности занимают важное место в структуре интеллекта и общих черт личности в музыкальной деятельности возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии.

               Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.
В. М. Бехтерев доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение организма.

                В «Теории и методике музыкального воспитания в детском саду»

Н. Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность движений. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность.
               Таким образом, музыка - это одно из средств физического развития

детей. Содержание музыкально-оздоровительной работы в нашем детском саду,соединило  традиционную музыкальную деятельность с оздоровительными мероприятиями,  с применением здоровьесберегающих технологий.

  Песенки-распевки.

С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные, добрые тексты и мелодия из звуков мажорной гаммы поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.
Например:  Доброе утро!

Доброе утро! (поворачиваются друг к другу)
Улыбнись скорее! (разводят руки в стороны)
И сегодня весь день будет веселее. (хлопают в ладоши)
Мы погладим лобик, носик и щечки. (выполняют движения по тексту)
Будем мы красивыми, (постепенно поднимают руки вверх, "фонарики")
Как в саду цветочки!
Разотрем ладошки (движения по тексту)
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем (потирают ушки)
И здоровье сбережем. (разводят руки в стороны)
Улыбнемся снова,
Будьте все здоровы!

         Основная цель артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произношению. Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание. Например:

Артикуляционная гимнастика "Дарики»

 Дарики, дарики                            Простукивание метра потешки кулочком

Летели комарики,                         левой руки о ладошку правой. Слово «Цап!»

Летели, кружились,                      проговорить как можно громче,

В носик вцепились:»Цап!»          схватившись двумя руками за нос.

« Ой,туки!»

Ой, туки, туки, туки,       Сжимаем пальцы вытянутых вперед ладоней в                

                                           кулачки, 4 раза

Застучали молотки,        Стучим правым кулачком по левому,4 раза

Застучали молотки,        Стучим левым кулачком по правому, 4 раза

Заиграли локотки           Стучим локоточками по бокам, 4 раза

  Вокалотерапия.

Вокальное творчество детей является одним из ярких и наиболее активных проявлений музыкотерапии. Пение благотворно действует на бронхо - лёгочную систему, почки, на железы внутренней секреции, массирует гортань, щитовидную железу, сердце.

Голос – это своеобразный индикатор здоровья человека. Обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Петь полезно в любом случае, даже если нет ни слуха, ни голоса. Это отличное средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения.
В процессе пения – сольного или ансамблевого – укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание, положение тела во время пения (певческая установка) способствует воспитанию хорошей осанки. Все это положительно влияет на общее состояние здоровья детей.

Пение - идеальный способ лечения для детей с нарушениями речи, возможность улучшения  их артикуляции.  С помощью вокала можно воздействовать на внутренние органы - ведь во время пения у детей происходит мягкий массаж горла, в легких возникает вибрация, в свою очередь влияющие на кровообращение. Пение снимает стрессы и помогает детям избавиться от страхов.

  Секрет благотворного влияния пения в том, что оно требует от нас нижнего диафрагмального дыхания, которое естественно и очень полезно для здоровья. Такой способ дыхания позволяет рационально функционировать легким, максимально обогащает кровь кислородом, активизирует работу брюшной полости, вызывает приток крови к внутренним органам. В процессе пения участвуют не только голосовые связки, но и весь организм. Под воздействием резонансных колебаний каждый внутренний орган вибрирует особым образом. Причем с больными и здоровыми органами это происходит на разных частотах. Вибрация, вызываемая пением, - не что иное, как активный массаж, активизирующий приток крови к больному органу и таким образом излечивающий его. Самое главное  во время образовательной деятельности это бережное отношение к голосу ребёнка.  Необходимо учить  детей  петь свободно и легко, тогда их голос  развивается и укрепляется, особенно полезны для детей протяжные песни, которые развивают дыхание.  

         А о лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых голосом, знали испокон веков. С их помощью лечили самые различные заболевания.

Если рассматривать лечебные звуки и звукосочетания с позиции музыкотерапии (то есть не столько в плане их произнесения, сколько в плане их «пропевания») то с учетом открытий в современной науки рекомендации в этой специфической области вокалотерапии будут следующими:

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

А- снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;
Э- улучшает работу головного мозга;
И- лечит глаза, уши, стимулирует сердечную деятельность, «прочищает» нос;
О- оживляет деятельность поджелудочной железы, устраняет проблемы с сердцем;
У- улучшает дыхание, стимулирует работу почек, мочевого пузыря, предстательной железы (у мужчин), матки и яичников (у женщин);
Ы- лечит уши, улучшает дыхание.

ЗВУКОСОЧЕТАНИЯ

ОМ – снижает кровяное давление;
АЙ, ПА – снижают боли в сердце;
УХ, ОХ, АХ – стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергии.
Научно доказана целебная сила произнесения и некоторых отдельных СОГЛАСНЫХ звуков (лучше их пропевать)
В, Н, М – улучшает работу головного мозга;
С – лечит кишечник, сердце, легкие;
Ш – лечит печень;
Ч – улучшает дыхание;
К, Щ – лечат уши;
М – лечит сердечные заболевания.

Музыкотерапия

Музыкальный вкус и понимание музыки формируются с детства. Очень важно, какую музыку мы предлагаем детям. Маленький ребёнок, начиная своё знакомство с музыкой с относительно простых мелодий, незаметно для себя оказывается на пути, который приведёт его к пониманию всего лучшего, что придумало и пережило человечество. Пройти этот путь помогает человеку связь музыки с жизнью, с другими видами искусства. Музыка детям должна пробуждать в них чувство радости, стремление двигаться, улыбаться.     Под влиянием музыки создаётся собственно творческое воображение. Музыка воздействует на определенные мозговые зоны и активизирует работу мозга в целом.

Подбирая музыкальные произведения можно добиться нужного эффекта расслабления или повышения активности.

              Можно  использовать  классическую музыку в целях музыкальной терапии   во время НОД. Для того чтобы музыка подействовала на детей наилучшим образом, их необходимо настроить, особенно эффективно проходит слушание музыки в сочетании с просмотром репродукций и чтением стихов.  Эстетотерапия – то есть лечение красотой, положительно влияет на психоэмоциональное состояние.

                 Танцетерапия.

        Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний.

           Выполняя упражнения с пением, дети учатся выразительности, умению распределять дыхание и координировать его с речевой фразой, у них развивается ритмическое чувство и музыкальный слух. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогая добиться  эмоциональной разрядки, снять умственную нагрузку и переутомление.  А так же они  формируют красивую осанку, укрепляют мускулатуру, развивают мелкую моторику, воспитывают выносливость. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребёнка. Движения и танец, помимо того, что снимает нервно- психическое напряжение, помогают детям быстро устанавливать дружеские связи друг с другом, а это также даёт определённый психотерапевтический эффект.

   Например песня-танец « Раз, два- хлоп в ладоши»

Игровой массаж.

Обучение простейшим массажным приемам происходит в игре. На музыкальных занятиях массаж происходит под музыку – слова пропеваются, или ритмодекларируются, или музыка звучит просто фоном. Малыши закрепляют в игре навыки правильного выполнения элементарного самомассажа, развивают мелкую мускулатуру пальцев рук. Чтобы детям было ещё интереснее, можно предложить им стать героями известных сказок, песен. Они могут вообразить себя скульпторами, художниками, которые «лепят» или «рисуют» своё тело и лицо.

Цель – научить детей посредством правильного выполнения игрового массажа, воздействуя на биологически активные точки тела, благотворно влиять на внутренние органы.

При проведении массажа рекомендуется обучать детей не давить с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая. Проводя массаж определенных частей тела, используют поглаживание, разминание, растирание, легкие постукивания. Например: «Игровой самомассаж»

Разотру ладошки сильно, каждый пальчик покручу,

Поздороваюсь с ним сильно и вытягивать начну,

Затем руки я помою,     («моют»)

Пальчик в пальчик я вложу («замок»)

На замочек их закрою и тепло поберегу…

«Дождь» в парах

Дождь, дождь надо нам расходиться по домам     хлопают ладошками по          

                                                                                    спине

Гром, гром как из пушек, нынче праздник у лягушек!      кулачками

Град, град, сыплет град, все под крышами сидят!            Пальчиками

Только мой братишка в луже ловит рыбу нам на ужин      гладят по голове, по

                                                                                                   спине

 Пальчиковые игры  развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координацию пальцев рук, способствуют развитию мозга ребенка.

   Например пальчиковая игра «Холод»

Да-да-да- наступили холода                         потереть ладошки друг о друга

Да-да-да- превратилась в лёд вода            постучать кулачком по ладошке

Ду-ду-ду- поскользнусь я на льду        ребром ладони провести по другой

Ды-ды-ды- на снегу следы                кончиками пальцев касаться ладошки

Ди-ди-ди- ну, холод, погоди.              хлопать в ладоши

Речевые игры.

Позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки. Формирование речи у человека идет при формировании жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности, что эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей.
"Дождь"

Дождь, дождь, дождь с утра. (хлопки чередуются со шлепками по коленям)
Веселится детвора! (легкие прыжки на месте)
Шлёп по лужам, шлеп-шлеп. (притопы)
Хлоп в ладоши, хлоп-хлоп. (хлопки)
Дождик, нас не поливай, (грозят пальцем)
А скорее догоняй! (убегают от "дождика")


Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. В соответствии с этим занятия строятся на планировании, направленном на усвоение детьми определенного содержания, и педагогической импровизации, варьирующей ход занятия, его содержание и методы. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе.

 Результатами музыкально-оздоровительной работы являются:

  • повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей               детей;
  • стабильность эмоционального благополучия каждого ребёнка;
  • повышение уровня речевого развития;
  • снижение уровня заболеваемости;
  • стабильность физической и умственной работоспособности.

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать жизненные основные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-оздоровительная работа. Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности."

Данная презентация может использоваться на родительских собраниях, педагогических советах, семинарах-практикумах....

Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников

Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников http://yadi.sk/d/GvprUKnMEFmd3...

Презентация «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников»

Демонстрация на тему «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников»...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже ...

Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности дошкольников.

Здоровье ребенка - это не только отсутствия болезней и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Поэтому оздоровление детей в последнее время становится приор...

Консультация для воспитателей «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников»

             Забота о здоровье детей важнейшая задача всего общества. Не секрет, что состояние здоровья подрастающего поколения является показателем благополу...