Проект "Песочная сказка"
проект на тему

Проект направлен на всестороннее развитие детей, содержит элементы пескотерапии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pesochnaya_skazka.docx33.89 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Песочная сказка»


Тип проекта:

– По доминирующей деятельности информационно-практико-ориентированный;
– По числу участников групповой, ориентированный на детей всех возрастных групп, родителей, педагогов;
– По времени проведения долгосрочный;
– По характеру контактов осуществляется внутри дошкольного учреждения в контакте с семьей.

Актуальность темы.

Все большую силу в наше время набирает идея введения обязательного дошкольного образования. Это означает установление федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Которые требуют “принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей”, о котором говорится в п. 2.4 федеральных требований. Интеграцию можно реализовать по-разному, но базироваться она должна на самом близком для дошкольника – на игре. А что может быть ближе, чем игра в песок. Песок – необыкновенно приятный материал. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни. Смешанный с водой, песок темнеет и приобретает качества земли. В это время ему можно придать форму. Создание песочных композиций, в отличие от рисунка, не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так – это важно для тех, кто привык строго оценивать себя.

Цель:

Обеспечение социальной успешности, сохранение и укрепление психического здоровья ребенка через внедрение элементов песочной терапии в практику работы ДОУ.

Задачи:

  • Организовать работу с “педагогической песочницей”;
  • Разработать и апробировать на практике содержание воспитательно-образовательной работы и комплекс мероприятий по психофизическому оздоровлению детей;
  • Развитие умений элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий;
  • Развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности;
  • Создание необходимых условий для взаимодействия с семьями воспитанников.

Адресная направленность.

Данный проект рассчитан на воспитанников всех возрастных групп детского сада, родителей, педагогов образовательных учреждений, учителей – логопедов и практических психологов. Проект разработан на основе теоретических положений и практико-ориентированных направлений ряда разработок и программ. В основе проекта лежит также опыт работы ДОУ и практические исследования в области дошкольного воспитания. Проект раскрывает формы работы и особенности ее организации, а также психолого-педагогические условия обучения и воспитания дошкольников, соблюдение которых способствует успешной реализации педагогического проекта в рамках ДОУ.

Принципы реализации проекта:

  • Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки ребенка на базе уже имеющихся.
  • Принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребенок и забота о его здоровье и безопасности.
  • "Позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
  • дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  • развивающий характер обучения, основанный на детской активности;
  • сочетание научности и доступности материала;
  • наглядность;
  • характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
  • профессиональная компетентность педагога;
  • принцип от близкого к далекому;
  • принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех специалистов ДОУ;
  • принцип учета региональных условий.

Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.

Предполагаемый результат:

Развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения);

Стабилизация эмоционального состояния детей и их психофизическое оздоровление;

Способствует развитию познавательных способностей, тактильной чувствительности, мелкой моторики дошкольников;

Личностное развитие ребенка и развитие его индивидуальных особенностей;

Формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками, необходимых для успешного протекания процесса обучения;

Формирование самосознания и адекватной самооценки;

Совершенствование предметно – игровой деятельности, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры;

Легкая адаптация к ДОУ вновь поступающих малышей;

Приобретение педагогами опыта самостоятельного выбора исследовательско-творческой деятельности, оценки и самооценки полученных результатов.

Условия реализации.

Условиями реализации предложенного нами педагогического проектирования по внедрению элементов песочной терапии в практику работы ДОУ являются следующие:

  • организация предметно-развивающей среды в ДОУ, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности дошкольника, обеспечивающая эмоциональное благополучие детей и отвечающая их интересам, потребностям, желаниям.
  • осуществление коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками как аспект личностного развития ребенка при регулярной включенности игры в образовательный процесс ДОУ и семьи;
  • создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов обеспечения социальной успешности, сохранение и укрепление здоровья детей;
  • включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы с песком.

Основные средства:

  • Информирование родителей о задачах и содержании проекта;
  • Вовлечение родителей в совместную работу над проектом;
  • Подготовка оборудования, материалов и инструментов;
  • Обогащение предметно-развивающей среды.

Все вышеперечисленные формы и средства были включены в целостный педагогический процесс.

Содержание проекта.

Основные этапы проекта:

Первый этап – (организационный) поисково-теоретический – посвящен изучению и анализу психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме. Были определены методология и методика исследования, его понятийный аппарат, проблема, объект, предмет, задачи, методы и гипотеза, подобран необходимый диагностический инструментарий.

Второй этап – диагностическо-методический.

Диагностическое обследование дошкольников; анкетирование родителей, анализ полученных диагностических данных;

Составление и обсуждение поэтапного плана работы, анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать;

Создание банка идей и предложений;

Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации образовательного процесса;

Определение задач воспитательно-образовательного процесса;

Планирование деятельности педагогов.

Третий этап – реализация проекта – в процессе чего был реализован педагогический проект.

Четвертый этап – (аналитический) подведение итогов и анализ результатов проекта –

Осуществлялась обработка и обобщение полученных данных, которые подтвердили гипотезу исследования (уточнение теоретических положений, систематизация и обобщение данных опытно-поисковой работы, анализ результатов экспериментального исследования, уточнение выводов, оформление материалов).

Презентация проекта:

Презентация проекта на родительском собрании (педагоги-родители), педагогическом совете;

Презентация проекта на муниципальном уровне;

Презентация на областном уровне;

Создание слайд – шоу.

Работа с детьми представлена следующими формами:

  • Индивидуальная диагностика. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку, в консультировании родителей и педагогов.
  • Организованная образовательная деятельность с детьми;
  • Подгрупповая и индивидуальная совместная деятельность с детьми;
  • Самостоятельная игровая деятельность детей;
  • Система коррекционно-развивающих занятий;

Условия работы с детьми:

Согласие и желание ребенка.

Специальная подготовка педагога, его творческий подход к проведению занятий.

У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

Мы используем следующие виды работы в педагогической песочнице:
– конструирование из песка;
– рисование песком и на песке;
– экспериментирование;
– составление узоров на песке;
– диагностика;
– создание картин на песке и “песочного мира”;
– игры в адаптационный период;
– создание песочных композиций и “секретов”.

Взаимодействие с родителями представлено следующими формами:

  • Анкетирование, тестирование родителей;
  • Просветительская работа с родителями в форме лекций, семинаров-практикумов, круглых столов;
  • Привлечение родителей к изготовлению методических пособий для работы с песком;
  • Совместные конкурсы поделок из песка (“Песочный город”, “Песочное угощение”).
  • Деловая игра “Ребенок, играющий в песок” (педагоги ДОУ детского сада №1, родители);
  • Фотовыставка “Пусть не сердятся родители, что измажутся строители”;
  • Индивидуальная консультативная работа;
  • Родительские собрания с показом практической работы с детьми.

Основные средства:

  • Информирование родителей о задачах и содержании проекта;
  • Вовлечение родителей в совместную работу над проектом;
  • Подготовка оборудования, материалов и инструментов;
  • Обогащение предметно-развивающей среды.

Все вышеперечисленные формы и средства были включены в целостный педагогический процесс.

Психолого-педагогическое сопровождение представлено:

Серия комплексных занятий, направленных на развитие эмоциональной и познавательной сферы детей;

Система мониторинга для отслеживания результатов работы;

Создание системы психолого-педагогической диагностики, которую может реализовать воспитатель;

Система занятий по адаптации детей к ДОУ.

Методическая работа с педагогами:

Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов, как организаторов разнообразных видов детской деятельности.

Задачи:
– повышение уровня профессиональных знаний и навыков, создание условий их переноса в практическую деятельность
– развитие информационных, организаторских, коммуникативных и аналитических умений
– развитие творческого потенциала педагогов, их самостоятельности и инициативы
– формирование у педагогов потребности в профессиональном росте.

Особенности песочной терапии.

“Песочная терапия” – один из методов психиатрии, возникший в рамках аналитической психологии.

Это игровой способ рассказать о своих проблемах.

Возможности самовыражения не ограничены словами и действиями.

Создание песочных композиций не требует особых умений (позволяет делать исправления бесконечно).

Позволяет ребенку создавать картины мира в 3-х мерном пространстве.

Позволяет построить свой личный мир, ощущая себя творцом.

Применим в случаях отказа ребенка от классических форм обучения.

Принципы работы с детьми:

  • системность подачи материала,
  • наглядность обучения,
  • цикличность построения работы,
  • доступность,
  • проблемность,
  • развивающий и воспитательный характер учебного материала.

Форма организации – групповая, подгрупповая; индивидуальная.

Форма проведения – игровая. Ведущей и наиболее привлекательной деятельностью в дошкольником возрасте является игра, поэтому проект строится на основе игровых упражнений, направленных, в первую очередь на обеспечение психологической комфортности ребенка в ДОУ.

Игра обеспечивает положительную мотивацию для участия в развивающей работе и создает наилучшие условия для воссоздания самых различных отношений и связей, в которые вступают дети в реальной жизни. Положительная мотивация открывает широкие возможности целенаправленного формирования различных сторон психической деятельности.

Подбирая материал, мы ориентировались на оптимальное сочетание игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики и развитию речи, элементарных математических представлений, познавательных процессов, творческого мышления.

Форма проведения работы с песком разнообразна: использование развивающих игр и упражнений, творческих заданий, тестов, путешествий. Создаваемый благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует обеспечению социальной успешности дошкольников, развитию их познавательных способностей и формированию предпосылок учебной деятельности. 

В заключении следует отметить, что в результате реализации данного проекта педагоги ДОУ приобрели опыт самостоятельного выбора исследовательско-творческой деятельности, оценки и самооценки полученных результатов. Налажено взаимодействие всех сторон воспитательно-образовательного процесса, усилились методические связи между воспитателями, специалистами ДОУ и родителями воспитанников. Введение в практику работы детского сада элементов песочной терапии способствует психофизическому и личностному развитию детей. Полученные результаты проекта свидетельствуют о его жизнеспособности и необходимости дальнейшего развития.

Приложение 1. Приложение 2.

Список литературы:

Грабенко Т.А., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптационные игры. – СПб, 2002.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке.

Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб., 2006.

Лебедева Л. Теоретические основы арттерапии.// Школьный психолог, 2006г. №3.

Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2002.

Психотерапия./ Под ред. Б.Д. Карвасарского. – М., 2000.

Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб., 2006.

Штейнхард Л. Юнгианская песочная психотерапия. – СПб, 2001.

Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. – СПб, 2007.

Юнг К.Г. Аналитическая психология: ее теория и практика. Тавистокские лекции. – СПб, 1998.

Юнг К.Г. Человек и его символы. – М., 1998.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Комплекс игр и упражнений с пескоМ.

Название игры или тема занятия по конструированию из песка

Задачи

Оборудование и игровые материалы

Содержание

«Чувствительные ладошки» 

Знакомство детей со свойствами песка, что можно делать на песке. Развитие тактильной чувствительности.

 Ёмкость с песком, сухой песок.

- Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он. 
- Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали (ответы детей). 
- Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.

Упражнение «Песочный дождик» 

Развитие мелкой моторики, снятие психофизического напряжения.

Ёмкость с песком, сухой песок.

Педагог медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, затем на ладонь. Дети повторяют. Затем дети закрывают глазки по очереди, кладут на песок ладонь с расставленными пальцами, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребёнок, открыв глаза, показывает этот палец.

Упражнение "Необыкновенные следы". 

Развитие мелкой моторики, снятие психофизического напряжения.

Ёмкость с песком, сухой песок.

"Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. 
"Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. 
"Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях). 
"Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом, - "жучки здороваются").

  «Археология». 

Развивать мышление, мелкой моторики, развивать фантазию детей.

Песочница, игрушки, совочки.

Закопайте игрушку (ребёнок не знает, какую). В ходе раскопок, по открывающимся частям ребёнок должен догадаться, что спрятано. Закопайте 2 – 3 предмета. Пусть малыш раскопает один из них и расскажет о том, что он раскопал.

  «Дорожки из песка». 

Развитие мелкой моторики, снятие психофизического напряжения.

Ёмкость с песком, сухой песок.

Покажите ребёнку, как набрать в горсть сухой песок и медленно высыпать его, создавая различные формы, например дорожки (к домику зайчика или медвежонка).

Игра «День рождения петушка»

Развивать мышление, мелкой моторики, развивать фантазию детей. Формировать и совершенствовать речь детей.

Песочница, игрушки герои сказок, ёмкость для воды, цветы, лопатки, формочки

Сегодня у петушка день рождения. К нему придут в гости те животные, с которыми он встречался в сказках. Давайте вспомним, какие сказки про петушка мы знаем, и кто может прийти в гости к петушку (ответы детей). На песочнице появляются герои сказок (лягушка, медведь, кот и т.д.) Дети, а давайте теперь приготовим угощение для гостей петушка.

Используемые приёмы: прихлопывание, формовка.

Игра « Посмотрите, кто пришёл к нам в гости»

Развивать мышление, мелкой моторики, развивать фантазию детей. Формировать и совершенствовать речь детей.

Песочница,   лопатки, формочки.

Предварительно из песка педагог делает фигуру какого-либо животного. Дети собираются вокруг песочницы и отгадывают загадку педагога.

Зеленые мы, как трава,
Наша песенка: "Ква-ква".
(Лягушка)

Педагог просит составить рассказ про этого животного. Педагог задаёт наводящие вопросы детям. Какого бывает цвета? Где живёт? Как кричит? Чем питается? Педагог предлагает детям сделать угощение для животного.

Используемые приёмы: прихлопывание, формовка.

Игра « Мой город?»

Развивать мышление, мелкой моторики, развивать фантазию детей. Формировать и совершенствовать речь детей.

Песочница, игрушки г (машинки, человечки), заготовки надписей: детский сад., магазин, школа, цветы, лопатки, формочки.

Предварительно педагог делает постройки домов. Дети рассматривают постройки, описывают, что они видят. Педагог задаёт вопрос, а чего не хватает? (ответы детей). Педагог предлагает проложить дороги, построить мост, расставить жителей города.

Используемые приёмы: прихлопывание, формовка.

Упражнение «Нарисуй цветочек»

Развитие мелкой моторики, снятие психофизического напряжения.

Ёмкость с песком, сухой песок.

Детям предлагается ёмкость с зеркальной поверхностью и воронка. Из воронки надо насыпать песок, на поверхность, выполняя рисунок по показу педагога.

Игра «В Гости киска к нам пришла»

Развивать мышление, мелкой моторики, развивать фантазию детей. Формировать и совершенствовать речь детей.

Песочница,   лопатки, формочки.

Предварительно из песка педагог делает фигуру кота. Дети собираются вокруг песочницы и отгадывают загадку педагога.

Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается.

Педагог просит составить рассказ про этого животного. Педагог задаёт наводящие вопросы детям. Какого цвета? Где живёт? Как кричит? Чем питается? Педагог предлагает детям сделать угощение для животного.

Используемые приёмы: прихлопывание, формовка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С .Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».Ко дню памяти А. С. Пушкина, мы решили оформить выставку детских работ, посвященных творчеству поэта. Для этого з...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Развлечение по сказкам Абдуллы Алиша "Сказка за Сказкой"

Материал подготовлен к юбилею татарского поэта и писателя А.Алиша для ознокомления детей дошкольного возраста с его творчеством...

Памятка для родителей: "Сказка....Сказка? Сказка!"

Значение сказки в жезни ребенка...

"Сказка ложь, да в ней намёк" Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста по сказке А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтене"

Сценарий музыкально - театрализованного развлечения по сказке А. С. Пушкина предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Дети рассматривают репродукции иллюстраций к сказке знаменитых русских...

Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.

Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...